12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина868
Россия, Коми респ., Вуктыл

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа» города Вуктыла


 


 


 


 


 


 

Методическая разработка открытого урока

специального фортепиано по теме:

«Работа над пьесой Г.Гладкова

«Песенка Львенка и Черепахи»»

 

 

 

Автор: преподаватель по классу специального фортепиано МБУДО «ДМШ» г.Вуктыла

Козыревская Екатерина Андреевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вуктыл 2020 г.

Открытый урок проводится с обучающейся 1 класса МБУДО «Детская музыкальная школа» Дудниковой Нелли по дополнительной общеразвивающей программе.

Цель урока: раскрыть образ пьесы, попытаться исполнить ее в том характере, в котором, на наш взгляд, написал композитор.

 

Задачи:

Образовательные:

-учимся чередовать штрихи non legato, staccato, legato

-учимся ориентироваться на клавиатуре

-закрепляем теоретические знание (межпредметные связи: сольфеджио и слушание музыки)

Развивающие:

-работа над координацией движений (слаженность обеих рук; разные штрихи в двух руках при одновременной игре)

- раскрываем в обучающейся познавательную и творческую активности;

-развиваем художественно-образное мышление обучающейся;

-уделяем огромное внимание развитию музыкального слуха, памяти, чувства ритма.

Воспитательные:

- грамотный подход в работе с нотным текстом (особое внимание уделить аппликатуре в пьесах);

- воспитываем музыкальное мышление, эмоциональное состоянии и передачу его художественного образа в пьесы;

-воспитываем любовь к инструменту.

Дата проведения урока: 19 февраля 2020 г.

Продолжительность урока: 45 минут.

Присутствующие преподаватели: Бабочкина Н.Д., Мухина Р.А.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: индивидуальный.

Методы ведения урока: словесный, наглядный (показ пьес преподавателем на инструменте), практический.

Оборудование урока: фортепиано, стул, нотный материал, наглядный материал (иллюстрации, рисунки).

Технологии обучения: личностно-ориентированное обучение, технология активного обучения.

Музыкальный материал:

1.Упражнение на «квинты»

2.Г. Гладков « Песенка Львёнка и Черепахи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока:

I. Организационный момент: 1 минута

- приветственное слово;

- оглашение темы нашего урока;

- представление обучающейся 1 класса Дудниковой Нелли;

- эмоциональный настрой.

 

II. Введение в тему: 4 минуты

Беседа о средствах музыкальной выразительности, о художественных образах пьес.

III. Практическая часть урока—40 минут

- продолжаем работу над аппаратом;

- работаем над упражнениями;

- обсуждаем образ произведения, средства выразительности;

-работаем над пьесой: аппликатурные сложности, ритм, динамические оттенки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Предлагаемое занятие представляет собой комплексную систему музыкальной подготовки ребенка. На уроке одновременно будет происходить развитие слуха, ритма, памяти, мышечной пластики; будет продолжено изучение нотной грамоты. Продолжаем следить за гибкостью аппарата девочки (руки свободные, не зажатые; следим за кистями рук – гибкость, пластичность, свобода, «домик»; ноги не поднимаются - «приклеены» к полу).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Здравствуйте! Сегодня на уроке мы будем работать над музыкальным образом нашей пьески, поговорим о художественном образе произведения.

Что же значат такие слова, как «художественный образ»? И как над ним работать?

-Художественный образ – это мысли и чувства композитора.

-Правильно, Нелли. Это отношение композитора к своему сочинению.

-А как мы будем раскрывать тот самый образ?

-С помощью средств музыкальной выразительности.

-Конечно. К таким средствам относят темп, динамику, регистр, тембр, ритм, размер, гармонию, лад, мелодию, интонацию, фактуру, штрихи, паузы, музыкальную форму произведения. Видишь, как много всего нам нужно сегодня сделать?

- Да. Это будет очень сложно, но мы постараемся.

Особенностью музыки является то, что она может передавать эмоциональное состояние человека, всё богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Работая над пьесами – мы закрепляем навыки, которые приобрели в работе над упражнениями.

Работа над музыкальными образами пьес имеет свою специфику, задачи и трудности.

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Прежде чем приступить к работе над нашей пьесой, необходимо поиграть упражнения (на формирование правильных рук – их постановку; разыграться). На каждом уроке нужно выделять время (в самом начале) для игры упражнений. Это способствует развитию игрового аппарата ребенка. Приобретаются пианистические навыки.

Самое хорошее упражнение на начальном этапе, на мой взгляд, - это упражнение «на квинты».

«Квинта» - это пять нот, которые мы играем по белым клавишам. Например, строим «квинточку» от нотки «до» - получается «до-соль». В левой руке мы используем аппликатуру 5 и 1 пальчики, в правой руке наоборот - 1 и 5 пальцы. Сначала мы играем отдельно каждой ручкой вперед по клавиатуре от разных нот, затем назад. Далее соединяем двумя руками. При игре обязательно следим за ручками: локти не должны быть «приклеены» к туловищу. Их нужно немного раздвинуть в стороны. Спина должна быть прямой, ноги стоят на полу (не поднимаются пятки – часто такое происходит у малышей). Кисть должна быть расслаблена.

На следующем уроке мы с Нелли повторим упражнение на квинты и поработаем над новым упражнением.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над пьесой Г. Гладкова:

« Песенка Львёнка и Черепахи»

 

«Песенка Львенка и Черепахи» Геннадия Гладкова из мультфильма «Как Львёнок и Черепаха пели песню».

Геннадий Игоревич Гладков - советский и российский композитор, автор музыки к научным,  популярным мультфильмам, таким как « Малыш и Карлсон», «38 попугаев», « Бременские музыканты».

Геннадий Гладков всю свою жизнь посвятил работе на прославленных сценах известнейших московских театров. Одним из главных достоинств Г.Гладкова было умение легко работать в самых разных музыкальных жанрах.

В мультфильме «Как Львёнок и Черепаха пели песню» сюжет простой. Львенок идет по пустыне, встречает лежащую черепаху. Они вдвоем поют песенку, «Песенку Львенка и Черепахи», которую с тобой, Нелли, мы будем сейчас играть. Но сначала, давай вспомним слова этой песенки:

 

Я на солнышке сижу,

Я на солнышко гляжу...

Все сижу и сижу-у

И на солнышко гляжу.

- Как ты думаешь, какой характер у нашей пьески?

- Весёлый, задорный.

-Правильно. А теперь давай рассмотрим, какими средствами выразительности пользовался композитор, чтобы раскрыть художественный образ песенки?!

-Мажорный лад, пунктирный ритм в мелодии, штрих стаккато.

-Молодец! Этот штрих нам как бы передает походку Львенка. Веселый, шустрый идет с подскоками.

-А как движется мелодия?

-Мелодия движется и вверх и вниз.

-Хорошо. А теперь давай поиграем пьеску.

Определённую трудность представляет ритмический рисунок, представленный пунктирным ритмом. Чтобы его точно и четко сыграть, необходимо проговаривать этот мотив из трёх нот на слоги «ти-ти-та» (также воспитывает самостоятельность удара пальцев).

Поэтапная работа над фразами, работа над пунктирным ритмом, чистотой интонации, Очень важно брать точную аппликатуру. Не забывать про характер песенки.

t1582828295aa.jpg

 

Важно также было скоординировать исполнение шагов - четвертей в партиях обеих рук,  уделить внимание сохранению темпа, и  маршеобразного, чёткого, как бы пульсирующего ритма из-за такой естественной необходимости приводить  эту довольно выразительную мелодию к главной , опорной нотке каждой фразы на небольшом крещендо.

Во время разучивания данной пьесы мы старались её напевать. Подобная  система позволяла с первых шагов фиксировать внимание обучающейся на звуковых задачах, облегчала выражение характера и настроения музыки в то время, когда пальцы ещё развиты слабо.

 Мы коснулись почти всех средств музыкальной выразительности. В этой пьеске очень важно прочувствовать характер, точно выполнить динамику, и поработать над штрихом стаккато: оно должно быть  упругим, собранным, «как мячик». Для этого кончик пальца должен быть активным. Мы не должны забывать, что это, прежде всего, песенка, и добиться очень выразительного исполнения мелодии, уяснив её развитие и членение на построения (фразы).

В припеве нужно не забыть поработать над динамикой. Первый раз, играя припев, динамика мягкая, приглушенная (начиная с первой фразы наmf,  и постепенно, нарастая  по фразам, приводили мотивы из трёх ноток к длинным опорным звукам,  доводя до конца предложение к «форте»). За повтором - более яркое и радостное, ликующее звучание, на «форте» (громко).

 

t1582828295ab.jpg

 

 

Заключительная часть. Подведение итогов.  

Саморефлексия

Каждое искусство имеет свои приёмы и механизмы передачи эмоций, вот и музыка обладает собственным языком.

Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения - достижение понимания замысла композитора и передача его обучающимся на хорошем исполнительском уровне, т. е. осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно.

Нелли учится слушать свою игру, следит за своим аппаратом. Девочка понимает характер произведения, применяет теоретические знания об образе, жанре, средствах выразительности в практическую часть работы. Конечно, не все еще получается, многого мы еще не умеем, но мы стремимся к освоению знаний и качественной игре на инструменте.

Девочка принимала активное участие в анализе и исследовании музыкального материала. На уроке были заданы вопросы по теме и получены правильные ответы.

Цель урока достигнута.

Оценивание:

-Нелли, ты большая молодец! Очень плодотворно мы сегодня с тобой поработали над нашей пьесой. Тебе успешно удалось передать художественный  образ. Хочется подчеркнуть основные условия твоей работы: осмысленность занятия, сосредоточенность внимания, умение слушать свою игру.

Домашнее задание: закрепление пройденного на уроке материала.


 

11


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.