Методическая разработка открытого урока в классе аккордеона на тему:«Работа над художественным образом в программных произведениях»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа» города Вуктыла
Методическая разработка открытого урока в классе аккордеона
на тему:
«Работа над художественным образом в программных произведениях»
Автор: преподаватель по классу
баяна и аккордеона МБУДО «ДМШ» г.Вуктыла
Фарахова Галина Владимировна
Вуктыл 2024 г.
Оглавление
1. Введение………………………………………………………………………......... 3
2. Структура учебного занятия…………………………………………………..... 5
3. Практическая часть урока………………………………………………........... 6
4. Заключение……………………………………………………………………....... 15
5. Список использованных источников…………………………………………. 16
Введение
Урок является основной формой организации учебной и воспитательной работы.
Урок в классе аккордеона — это особый вид деятельности. Это индивидуальное занятие, целью которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, раскрытие творческих способностей обучающегося, любовь к музыке, расширение кругозора и, как следствие,-повышение интеллекта.
Работа преподавателя в музыкальной школе очень сложна, так как он имеет дело с обучающимися самой различной степени одаренности. Ему приходится развивать сложнейшие исполнительские навыки, укладываясь в жесткие рамки времени урока. Он должен обладать не только глубокими знаниями, но и техникой педагогической работы, уметь находить подход к каждому ученику, учитывая его индивидуальные способности, уметь использовать целесообразно время урока так, чтобы успеть проверить домашнюю работу ученика, дать ему указания по выполнению и успеть провести работу над музыкальными произведениями.
Работа обучающегося над музыкальными произведениями многообразна и многогранна. В значительной мере она зависит от самого произведения, его сложности и содержания, технических трудностей. Кроме того, приемы и время работы всегда связаны с возрастными особенностями и психологией обучающихся, их одаренности, уровнем музыкального и общего развития. Но, несомненно, существуют общие требования в работе над музыкальными, программными произведениями, которые наиболее полно отражают пути развития ученика.
Педагогическая практика показывает, что работа над музыкальными произведениями можно разделить на три этапа:
1. Общее ознакомление с произведением;
2. Детальный разбор (анализ). На этом этапе происходит работа над текстом, техникой, динамикой, ритмом, фразировкой, формой произведения. Вся эта работа имеет главную цель- воплощение художественного образа произведения.
3. Художественный образ.
Цель урока-пробудить интерес к народной музыке, расширить кругозор учащейся, систематизировать основные этапы работы над музыкальными произведениями. Заострить внимание на важности работы над художественным образом в произведениях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1.Образовательные:
- формировать знания и умения при работе над музыкальными произведениями;
- создавать условия для отработки навыков и умений;
- развивать образное мышление.
2. Воспитательные:
- воспитываем нравственные, этетические качества;
- воспитываем интерес к народной музыке, внимание и целеустремленность на всех этапах работы над произведениями;
- создать свободную творческую атмосферу.
3. Развивающие:
- создание условий для развития памяти, музыкальности, внимания, слухового контроля;
- развитие творческих и технических способностей обучающейся;
- развитие музыкально-образного мышления, творческого анализа, эмоциональности, музыкального кругозора.
Структура учебного занятия
Урок проводится с обучающейся 8 класса по предпрофессиональной программе Валиуллиной Раузаной.
Дата открытого урока: 22 апреля 2024г.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: повторение и обобщение.
Присутствующие: Бабочкина Наталья Дмитриевна, Антонова Надежда Николаевна, Козыревская Екатерина Андреевна.
- А.Корелли «Адажио»;
- Г.Пономаренко «Оренбургский пуховый платок» в переложении Н.Малыгина;
- мини-этюды В.Малыха.
Здоровьесберегающие технологии: учет индивидуальных особенностей ребенка (обучающейся), равномерная нагрузка во время урока на разные виды деятельности.
Методы обучения:
- иллюстративный (инструментальные иллюстрации преподавателем и воспроизведение обучающейся);
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (обсуждение характера, образные сравнения в музыкальных произведениях);
- проблемно-поисковый (проигрывание элементов музыкального материала от разных тактов, добиваясь желаемого результата).
Оснащение урока: два стула, два аккордеона, пульт для нот, нотный материал.
Планируемые результаты:
1. Умение самостоятельно анализировать произведения, определять основные этапы работы;
2. Владение теоретической информацией;
3. Самооценка обучающейся;
4. Повышение качества знаний, технического мастерства.
Практическая часть урока
Приветственное слово. Представление обучающейся. Оглашение темы, цели и задач урока.
Чтобы овладеть основными навыками игры на инструменте, уметь выразительно исполнять музыкальные произведения, необходимо в начале урока раскрепостить и разыграть игровой аппарат обучающейся.
Поэтому урок мы начнем с исполнения ученицей «Этюдов». Мы используем мини-этюды композитора В.Малыха. В этих этюдах заложена игра разными штрихами, также различные виды техники, что положительно влияет на раскрепощение кистей рук и пальцев.
Приступаем к работе над полифоническим произведением А.Корелли «Адажио».
Преподаватель: «Что значит слово полифония?»
Раузана: «Музыкальный термин означает звучание одновременно нескольких голосов. Число голосов в полифонии от двух и более, причем каждый голос обладает определённой индивидуальностью и независимостью от других.
Преподаватель: «Что означает слово «Адажио»?
Раузана: «Адажио-медленно и спокойно».
Преподаватель: «Правильно. В музыке медленный темп составляет вторую ступень главных музыкальных движений, то есть более подвижнее, чем largo, но медленнее, чем andante У Г.Генделя, например, адажио считалось медленнее, чем лярго. Прежде чем приступить к работе над произведением, познакомимся с композитором, А.Корелли, который написал прекрасный шедевр в музыке.
Родился композитор в 1653 году в Фузиньяно близ Болоньи в семье, которая происходила из старинного и влиятельного рода в Италии известных юристов, ученых и поэтов. В детстве Корелли обладал блестящими музыкальными способностями и обучался игре на скрипке в Болонье. В 1706 году Корелли был избран членом Аркадской академии в Италии-самое изысканное учебное общество во всей Италии. Композитор вел очень скромную жизнь, любил уединение. Все его сочинения (немногочисленные) пользуются огромной известностью в Италии, Франции, Англии, Голландии и именно там перепечатывались около сорока раз.
Красота мелодий, отточенность стиля, строгость форм вызывали всеобщее восхищение. Корелли дал совершенные образцы предклассических жанров «Сонаты» и «Инструментального концерта». Вместе с тем он противостоял увлечению виртуозной игры на струнных инструментах и заложил основы классической скрипичной техники, которая подражает человеческому голосу из вокального напевного начала. Именно Корелли считают главой великой национальной скрипичной школы. Ее традиции продолжили ученики Корелли: Л. Сомис, Ф. Гаспарини, Ф. Джеминиани. Умер композитор в 1713 году
А теперь поговорим о форме «Адажио». Какие разделы? Что в них происходит?».
Раузана: «Форма произведения простая, одночастная. Исполняется-медленно, грустно, протяжно. Начинаем играть на пиано (тихо)».
Преподаватель: «Также мы должны обратить внимание на аккордовую фактуру и хроматический басовый ход».
Для быстрого запоминания текста мы использовали принцип мышечной памяти. Запоминая расстояние между клавишами, используя естественное движение кисти, вес руки вместе с пальцами. В середине пьесы мы подходим к кульминации, которая исполняется на форте (громко). На протяжении всей пьесы мелодия звучит в басовом ключе, в левой руке. Окончание произведения очень контрастное, насыщено динамическими оттенками. В каждом такте меняется мелодия по динамике, постепенно замедляясь. Заканчивается пьеса доминантовым септаккордом на фермате.
Работа над полифоническим произведением А.Корелли «Адажио» развивает у обучающейся навыки гармонического слуха, расширяет кругозор, музыкальное мышление, внимание, память, воображение, развивает интеллект, а также усидчивость и трудолюбие.
Анализируя исполнения вместе с обучающейся, мы приходим к выводу, что имеются при игре, как положительных моменты, так и недостатки в исполнении ученицы произведения. Эта пьеса отличается сложным гармоническим языком и технически трудными вариациями, в том числе и аккордовой фактурой.
Переходим к произведению Г.Пономаренко «Оренбургский пуховый платок».
Г.Пономаренко с ранних лет впитал в себя любовь к музыке, в шесть лет умел играть на гармони, а в 8 лет пел по нотам у церковного регента хора. В 30-ые годы Григория определили в ученики к профессиональному баянисту. Мальчик быстро овладел инструментом и много выступал публично перед началом киносеансов в доме культуры города Киева. Далее стал воспитанником ансамбля песни и пляски. Поступил в консерваторию, но началась война, и ансамбль вместе с ним проехал сотни вёрст. Вот здесь и началось композиторское творчество баяниста Григория Пономаренко. Большое количество песен было написано на стихи различных авторов. Одна из таких- «Оренбургский пуховый платок». Все его песни воспринимаются, как народные, и поют их в 23 странах мира. Одна из песен «Оренбургский пуховый платок» стала концертной композицией в переложении Н.Малыгина.
Переходим к работе над произведение. Девочка проигрывает пьесу от начала до конца.
Преподаватель: «В какой форме написана концертная пьеса, которую ты нам исполнила?»
Раузана: «В форме вариаций на тему песни Г.Пономаренко «Оренбургский пуховый платок».
Преподаватель: «Какой характер этого произведения?»
Раузана: «Пьеса написана в миноре. Начинается со вступления. Размер-три четверти, на легато, с пиано. В партии левой руки композитор изложил аккорды».
Преподаватель: «Композитор рекомендует играть свободно, по своему желанию, то есть творчески подойти к проигрыванию вступления».
Раузана: «Дальше звучит основная тема. Мелодия очень нежная и певучая».
Преподаватель: «Давай сопоставим игру со словами песни нашего произведения:
В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок».
В песне поется о маме. Мелодия движется терциями постепенно вверх и вниз. Динамическая линия-пиано с красивыми движениями мелодии. Постепенно усиливаем звучание (крещендо) и ослабляем звук (диминуендо). В конце мелодии главной темы-ритенуто (замедляя), проигрывание интервалами-секста и переход к проигрышу в подвижном темпе. Далее звучит главная тема более ярким и насыщенным звуком, но уже аккордами, наполненными сочными красками, слигованными нотами.
После звучания ярких аккордов мелодия стремительно на диминуендо постепенно влетает в следующую вариацию-триолями, которые украшают это произведение и одновременно заставляют исполнителя очень четко ритмически отрабатывать этот ритм, выигрывая каждую нотку, поступенного движения вверх и вниз. Далее по тексту переход в e-moll (ми-минор). Развитие продолжается. Темп piu con moto (больше движения). Заставляет исполнителя эмоционально двигаться вперед на форте. Аккорды стремительно переходят еще в одну триольную вариацию, которая движется по трезвучиям еще более подвижно. Эмоции нарастают. Далее после триольной вариации ярким звуком следует проигрыш с замедлением и ферматой. И вот мы подошли к кульминации произведения. Звучит на ff, переходя в pp, прекрасное вибрато с элементами мелодии главной партии, терциями и хроматизмами. В конце произведения повторяется главная тема песни, проходящая терциями и секстами. Кода построена на элементах хроматической гаммы, очень красивое ритенуто, трель и вибрато-аккорд на pp.
В процессе работы над произведением мы применили весь комплекс разнообразных приёмов игры. Причём, способы их использования тесно связаны с «прочтением авторского текста» и преследуют конечную цель-раскрытие художественного и музыкального образа пьесы. Такой принцип занятий способствует достижению технической свободы и мастерства.
Исключительную роль в творческом процессе музыканта играет ритм. Он является одним из основных элементов музыкального языка, так как ритм — это закономерное чередование музыкальных звуков, одно из основных выразительных и формообразующих средств в музыке. При работе над музыкальным произведением нельзя механически искажать ритмический рисунок. Ритмическая неточность при игре приводит к искажению мотива, фразы и произведения в целом. Формирование чувства ритма в процессе изучения музыкального материала-одна из важнейших задач. Очень полезно поработать над ритмом при исполнении произведения.
Преподаватель: «Как же должна происходить работа над ритмом в этом произведении?»
Раузана: «Нужно считать в размере ¾ (раз и, два и, три и).
Преподаватель: «Правильно. Счёт-один из важнейших моментов. Зная длительности и умея их высчитать, тебе будет проще работать над пьесой».
Таким образом, работая над музыкальным произведением, ученица как можно больше узнаёт и технически растёт, понимая предстоящие художественные задачи.
Самой сложной работой считается работа над звуком. Одной из главных задач достижения качественного звучания я считаю- воспитание умения слушать звучание инструмента. Работа над звуком подразумевает развитие слуховых способностей обучающейся. Развитие этих качеств поможет ученице находить неточности в своём исполнении и вовремя исправлять их. При работе над музыкальным произведением необходимо развивать грамотное музыкальное мышление. Вместе с обучающейся разбираем строение музыкальной фразы, в которой есть смысловая вершина. Поэтому работа над фразировкой, вдумчивое отношение к фразе позволяет вникнуть в музыкальное содержание произведения.
Каждое музыкальное произведение вырастает из небольших мотивов. В них закладывается характер музыки. Мотивы образуют фразы. Фразы образуют предложения. В каждой фразе нам надо выделить главное и как бы подвести к ней мелодию. Всё это происходит при помощи динамических оттенков.
Динамика бывает локальная и масштабная. Локальная является средством окраски мотива, фразы, предложения. Масштабная динамика относится к более крупным построениям — это период, части произведения и произведение в целом.
Огромное значение имеет ведение меха. Здесь все зависит от работы левой руки. Полнота и глубина звука не потеряется, если мех будет постоянно вестись левой рукой. Работа над сменой меха включает в себя основные приёмы — это разжим и сжим. Основное правило: не менять мех, разрывая фразы, музыкальную мысль!
Работа над музыкальным произведением ставит перед исполнителем определенные технические задачи. Работа над техникой может проводиться по-разному. Выделение в произведении сложных элементов и их прорабатывание (отдельно). Достижение устойчивого динамического результата: преодоление сложностей в медленном или умеренном темпах и работа над техническими элементами в нужном характере звучания в конечном темпе.
Существенное значение в процессе работы над музыкальным произведением имеет правильно выбранный темп, соответствующий содержанию этого произведения. Работа над темпом — это обязательное правильное толкование темповых авторских указаний, которая неотделима от штриховой работы (особенно в быстром темпе).
Чередование штрихов legato и staccato помогает добиваться ритмической ровности. Следует исполнять лёгкой рукой, не поднимая высоко пальцы, близко к клавиатуре.
Техническая отработка произведения, усвоение его содержания и выучивания наизусть происходит почти одновременно.
Таким образом, в конце выучивания ученица должна в полной мере овладеть произведением, то есть понять его художественное содержание: играть выразительно, преодолевая технические трудности и знать наизусть.
Окончательная работа над музыкальным содержанием в целом, достижение нужного темпа, доведение игры до полной свободы, автоматизма, всецело отдаваясь выразительному исполнению и слушанию самого себя.
Результат урока показал, что в целом поставленные задачи и цели были достигнуты и раскрыты. Для решения задач использовались приёмы и методы работы:
- чёткие и ясные поставленные задачи;
- подача теоретических понятий для раскрытия музыкального образа;
- самоанализ ученицы при исполнении музыкальных произведений.
Домашняя работа: продолжаем работать над программными произведениями, закрепляем полученные на уроке знания и умения.
Заключение
Удалось ли ярко и выразительно исполнить пьесы? Что было трудно? Что понравилось больше всего?
Закрепление достигнутых результатов, навыков, полученных на уроке, проигрывание пьес целиком с учётом всех замечаний с динамическими оттенками, точными штрихами, в правильных, авторских темпах.
Во время занятий преподаватель обращает большое внимание на точное прочтение нотного текста и выполнение всех авторских указаний. Работа над музыкальным произведением не имеет предела совершенства, а, именно, продолжается и после концертного выступления!
Список использованных источников
1. Акимов Ю. Т. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне / Ю. Т. Акимов. М.: «Советский композитор», 1980. 111с.
2. Алексеев И. Методика преподавания игры на баяне. МУЗГИЗ. М., 156с.
3. Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне. Издательство Владимира Катанского, 2024. 208с.
4. Бардин Ю. Вопросы воспитания баяниста. Саранск, 1984. 82с.
5. Гинзбург Л. “О работе над музыкальным произведением”. М.,1968. 232с.
6. Егоров Б. “Баян и баянисты”. М.,1984. Вып.6. 128с.
7. Крылова Г.И. Азбука маленького баяниста. Учебно-методическое пособие: «Владос», 2010. 107с.
8. Липс Ф. “Искусство игры на баяне”. М.,1998. 144с.
9. Паньков О. С. О работе баяниста над ритмом: Вопросы истории, теории, методики. М.: Музыка, 1986. 62 с.
10. Семёнов В. Современная школа игры на баяне. Издательство: Музыка, 2003. 216с.
11. Шахов Г. Аппликатура как средство развития профессионального мастерства баяниста и аккордеониста. М: Музыка, 1991. 96с.
16