12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Соколова Анна Владимировна50
Россия, Ханты-Мансийский АО, пгт.Междуреченский
1

Открытый урок на тему "Раскрытие художественного образа в произведении в классе аккордеона"



МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» С .ШАРАН







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО КЛАССУ АККОРДЕОНА

С учеником 2 класса Юсуповым Самиром

ТЕМА:

«Раскрытие художественного образа произведения при помощи штрихов, динамики, фразировки»



РАЗРАБОТАЛ: Соколова А.В.

преподаватель по классу аккордеона









ШАРАН 2021







Тема урока: «Раскрытие художественного образа произведения при помощи штрихов, динамики, фразировки»



Тип урока: комбинированный.

Продолжительность урока: 45 минут.

Форма урока: индивидуальная.

Цель урока:

Раскрыть художественный образ произведений при помощи выразительных средств музыки.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать, обобщить и углубить знания учащегося о штрихах, динамических оттенках, фразировке как элементах музыкальной выразительности.

Развивающие: развитие эстетического вкуса, образного мышления, музыкально – исполнительское и идейно – художественное развитие.

Воспитательные: воспитание у учащегося целеустремленности и настойчивости в овладении приемами и навыками игры на инструменте, умение анализировать свое выступление.

Здоровьесберегающие: правильная посадка, положение рук, установка инструмента, рациональная организация учебного процесса.

Методы и приемы реализации поставленных задач: практические (игра и показ на инструменте), беседа, рассказ, демонстрация дидактического материала и аудиозаписей.

Реализуемые педагогические технологии: художественные, игровые, информационно-компьютерные, здоровьесберегающие, развивающего обучения.

Оборудование: музыкальный инструмент, нотная литература, музыкальный проигрыватель, пюпитр

Структура урока:

Организационный момент.

Разыгрывание исполнительского аппарата (упражнения на различные виды штрихов, динамики, фразировки) .

Баш.нар.мелодия «Карабай»

Пальчиковое упражнение «Колечки», ритмическое упражнение.

Колесов Л. «Фокстрот в квинте»

Игра в ансамбле. Русс.нар.песня «Сени»

Музыкальная угадайка.

Анализ прошедшего урока, запись домашнего задания.

Заключение.



1.Организационный момент:

Представление ученика, сообщение темы и цели урока.

Настройка ученика на плодотворную, насыщенную работу и эмоциональная настройка на урок:

Настроение бодрое, рабочее у всех,

Ждет нас на уроке радость и успех.

Вступительное слово:

Работа над музыкальным произведением - это основа воспитания музыканта- исполнителя, суть которой сводится к тому, чтобы наиболее полно раскрыть художественный замысел композитора и при помощи средств исполнительского мастерства, донести содержание музыки до слушателя.

Помогают передать художественный образ произведения средства музыкальной выразительности. К ним относят ритм, темп, метр, агогику, штрихи, фразировку, нюансировку, динамику, филировку, тембр, звуковысотную интонацию. На данном уроке уделим внимание работе над штрихами, динамикой и фразировке в музыкальных произведениях.

2.Разыгрывание исполнительского аппарата на упражнениях.

Чтобы добиться наиболее глубокого проникновения в авторский замысел нужно устранить все технические проблемы, которые могут встретиться в произведении. Для этого в начале урока проводится разыгрывание на упражнениях, в которые включены элементы технически трудных мест разучиваемого произведения. Такие разминки являются хорошим средством для преодоления технических трудностей. В нашем случае это гаммообразные упражнения и арпеджированные последовательности в различных штриховых и динамических сочетаниях.

Во время игры упражнений уделяется внимание постановке исполнительского аппарата учащегося, правильному меховедению, соблюдению аппликатуры, верному исполнению штрихов, динамики, фразировки.

3. Башкирская народная мелодия «Карабай».

Карабай- популярный башкирский напев живого, веселого характера, имеющий квадратное строение. Для того, чтобы лучше прочувствовать характер пьесы предлагаю прослушать мелодию «Карабай» в вокальном исполнении. В песне поется про любовь девушки и юноши.



Затем учащийся определяет тональность, характер произведения. Пьеса написана с вариацией- видоизмененной темой (3,4 строчки).

Предлагаю учащемуся проиграть пьесу в концертном варианте. Спрашиваю, понравилось ли ему своё исполнение, получилось ли передать яркий, задорный характер пьесы, что бы хотелось подправить? Далее работаем над меховой акцентировкой в начале темы и вариации. Акценты- будто подтопывание каблуками сапог, придают пьесе колорит и игривость. Следует обратить внимание на мотив, идущий сразу после акцента- его нужно исполнить на нон легато, не укорачивая длительности нот.

Исполнение второй строчки на легато обычно не вызывает сложности, но нужно различать его более лиричное звучание по сравнению с началом. Так же здесь нужно уделить большое внимание динамическому подходу к третьему такту.

Наибольшую сложность у ученика вызывает третья строчка- начало вариации. Пальчики не всегда ровно исполняют шестнадцатые длительности. Работа над художественной отделкой произведения находится в тесной связи с технической работой. Техническое совершенство является неотъемлемой частью художественного исполнения, его необходимым условием. Поэтому для правильной артикуляции в проигрывании шестнадцатых нот как вариант можно изменить штрих и сыграть текст на легкое пальцевое стаккато.

4.Пальчиковое упражнение «Колечки».

Предлагаю сменить вид деятельности и переключить свое внимание на развитие пальцев. На пальчиковом упражнении «Колечки» хорошо тренируется мелкая моторика, развивается внимание и координация пальцев рук. Упражнение имеет несколько разновидностей от простого к более сложному. Сначала включаем в работу большие и указательные пальцы каждой руки, когда упражнение будет выполняться уверенно, включаем пальцы всей левой руки, затем- правой.

Упражнения на развитие ритма, концентрации внимания. Заданный ритм небольших пьес отстукивается чередованием рук и ног.

5.Л.Колесов «Фокстрот в квинте» .

Фокстрот – бальный танец, который характеризуется умеренно быстрым темпом, размером 4/4, маршеобразной, слегка синкопированной ритмикой.

Квинта- музыкальный интервал. Прошу ученика найти квинтовый звук в данной тональности ( нота до). Объясняю, что в этом произведении очень часто используется этот интервал, поэтому и автор дал такое название пьесе.

Для того, чтобы передать четкий, ритмичный, танцевальный характер пьесы, слушаем аудиозапись фокстрота в исполнении джазового оркестра.

Далее следует краткий анализ и художественно-образная характеристика произведения.

Перед учеником ставится задача: «Давай представим, что мы на сцене, попробуй сыграть как на концерте». Произведение проигрывается целиком, чтобы понять какие из наработанных педагогом задач реализовались. Прошу учащегося самого определить и проанализировать уровень его исполнения.

Затем следует детальная работа над пьесой. Перед учеником ставится задача определить общий характер мелодической линии, отметить основные линии нарастания, кульминации, которые затем будут подчеркиваться во время исполнения произведения.

Работаем над верным исполнением штрихов, акцентировкой, динамикой. Отдельное прорабатываем все вольты, уделяя внимание фразировке. Обращаем внимание, что стаккатированные длительности напоминают четкие шаги в танце, а залигованные фразы- более скользящие движения.

6. Игра в ансамбле. Русская народная песня «Сени».

Совместная игра преподавателя и ученика интересная и нужная форма работы на уроке. В дуэте ученик учится слышать звучание второго инструмента, добиваться синхронности в игре. Совместная игра повышает интерес ребенка к занятиям, вносит творческий элемент.

«Сени»»- русская народная плясовая шуточная песня, в которой рассказывается история девушки, которая любит молодого пивовара Ваню, но её строгий отец запрещает им видеться. Прослушиваем аудиозапись пьесы. Объясняю роль народных песен в жизни людей.

Одним из важных этапов игры является работа пальцев рук – их чувственность, опора, нажим, артикуляция. Работа ведется над исполнением плотного легато, которое достигается с помощью мягкого прикосновения к клавишам, как бы наслаивая их друг на друга. Меховедение плавное, без рывков. Особого внимания заслуживает работа над динамикой. В каждой фразе отрабатываются местные кульминации, которые и придают пьесе неповторимый колорит и «выпуклость» звучания. Отдельно прорабатывается филирование звука в окончаниях фраз.

Особенно внимательно следует работать над фразировкой, тесно связанной с техникой владения мехом. Фразировка в произведении не всегда совпадает с началом следующего такта, поэтому следует еще на начальном этапе работы над пьесой определить такие места, смена меха там должна быть отработана до совершенства.

Партия левой руки не вызывает особых сложностей- исполняется на стаккато- пальцы легко ударяют по клавише и тут же отскакивают от неё.

При исполнении необходимо постоянно следить за развертыванием мелодической линии, не забывая про шутливый веселый характер пьесы. Всё это небходимо отразить с помощью выразительных средств музыки.

Полезно активизировать мышление ученика с помощью постановки проблемных ситуаций- в данном случае предлагается найти ответ на вопрос, почему эта пьеса исполняется на плотное легато, а , например , не стаккато? ( Проведение мелодии- это имитация вокальной партии, а поём мы плавно, на легато).

7. « Музыкальная угадайка» .

Предлагаю в завершении урока поиграть в игру. Угадывать будем пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского. На дидактических карточках четыре названия пьес из альбома: «Мама», «Марш деревянных солдатиков», «Баба Яга», « Камаринская». Во время звучания учащийся анализирует характер пьес, темп, динамику и выбирает наиболее подходящую к мелодии карточку.

8.Подведение итогов проделанной работы.

Предлагаю ученику вспомнить, чем мы занимались на занятии, понравился ли ему урок? Рассказываю, что мне больше всего понравилось, а над чем бы еще хотелось поработать.

Дома нужно будет закрепить игру упражнений и пьес, продолжить отрабатывание штрихов, динамики, фразировки для наиболее точного раскрытия художественного замысла композитора.

Выставление оценки, запись домашнего задания в дневник.

9.Заключение.

 Занятия музыкой всегда связаны с эмоциональным переживанием. Музыка не терпит равнодушия. Подлинно выразительное исполнение основано на глубоком, прочувствованном изучении авторского замысла, на стремлении проникнуться настроением музыки и с помощью своих эмоциональных возможностей красочно передать все это слушателям.

Задача преподавателя – развивать творческое начало личности ребенка. А преподноситься это должно ученику в живой, доступной форме. Лишь тогда урок будет насыщенным, запоминающимся и послужит толчком для дальнейшего совершенствования юного музыканта.



      



































НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ:



t1647771065aa.jpg











t1647771065ab.jpg



t1647771065ac.jpg











t1647771065ad.jpg











t1647771065ae.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.