12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Станика Ксения Васильевна18
1

Методическая разработка по теме "Работа на художественным образом в классе домры"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа №36»













Методическая разработка по теме :

«Формирование художественного образа

музыкального произведения»















Выполнила: Станика Ксения Васильевна











Г.Северодвинск 2020г





Цель: сформировать методы способа работы по формированию художественного образа музыкального произведения.

Задачи: освоить образную структуру музыкального произведения; воспитать внимание, умение слушать и слышать музыку; продолжать развитию культуры исполнения музыкального произведения.

Музыка – это искусство звука. Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-художественного образа.

Одна из основных задач педагога - научить ученика слышать. С первых уроков важно, чтобы ученик сознательно относился к извлечению звука на инструменте, умел контролировать свое прикосновение. Весь процесс обучения следует вести так, чтобы ученик понял и почувствовал зависимость звука от двигательных ощущений. Слушание своей игры должно стать неотъемлемой привычкой для учащегося. Для того, чтобы хорошо развить слуховые качества, по моему мнению, надо заставляешь ученика “проговаривать” каждый звук, пропускать его через сознание в том темпе в котором работает голова с той же скоростью, что и пальцы.

Поэтому уже с самых первых уроках с учениками своего класса, помимо работы: над посадкой, постановкой игрового аппарата, работай над метроритмом и изучением нотной грамоты, я стараюсь подключать работу над воспитанием слухового контроля.

Развивать навыки слухового самоконтроля у учеников, я начинаю одновременно с освоением приема piz. Уже на этой стадии ведется работа над качеством звукоизвлечения. Задача рёбенка заключается в том, что он должен постараться вслушиваться в извлекаемый им звук не только в момент взятия, но и дослушать его до самого конца соблюдая правило длительностей. Затем ту же самую работу мы проделываем с медиатором (штрих П,V, ПV). 

Следующим этапом моей работы является знакомство с самыми простыми динамическими оттенками, такими как f и p. Изначально стараюсь заострить внимание ученика видеть эти оттенки в нотах , а когда ребенок уже готов работать с динамикой подключаем слуховой контроль. Отрабатываю я , эти оттенки сначала на пьесах по открытым струнам, а затем уже на учебном материале. Главное для меня, чтобы ребёнок понимал, что от него требуется. Когда ученик понимает, он осознано выполняет поставленную задачу в меру своих способностей.

На динамическом оттенке f отрабатываем качества звука его плотность, яркость и объемность звучания. В оттенки на р мы добиваемся такого же результата, но в более тихом исполнении. Главное на этом этапе работы, чтоб ученик смог ощутить, как изменяется звук с помощью двигательных ощущений. Для меня это один из доступных способов научить ребенка контролировал не только качество звука, но переходить из одного эмоционального состояния в другое.

Я думаю, что работа над качеством звука, навыками слухового самоконтроля и динамическими оттенками на начальном этапе обучения помогают мне в дальнейшей работе над формированием художественного образа музыкального произведения.

Очень важным этапом работы над художественным образом является изучение нотного текста. Нотный текст дает богатую информацию для выразительного исполнения.

Для качественной игры необходимо изучить произведение «изнутри», поэтому в моей работе над произведением значительное место занимает его разбор. Уже при разборе текста, я стараюсь приучать ученика делать его анализ, насколько это возможно для его возраста и развития. Вместе мы определяем тональность, запоминаем ключевые знаки, размер, определяем жанр произведения, его характер , обращаем внимание на динамические оттенки и т.д. Ученики с удовольствием находят фрагменты гамм, знакомые аккорды, арпеджио, интервалы, которые они уже встречали в других пьесах.

После «чернового» разбора произведения мы делим его на части , на фразы. Моя задача, заключается в том, чтоб вместе с ребенок в нотном тексте выявить главный и второстепенный материал, разделить его на фразы и мотивы. Если ученик видит и слышит построения музыкальной фразы, он уже не допустит бессмысленного исполнения произведения. Большое внимание так же уделяем динамическим оттенкам. Динамика помогает, передачи эмоционального состояния и раскрытию художественного образа произведения. ( Все это делается постепенно из урока в урок с учетом возможностей ребенка).

При работе над художественным образом, моя задача научить ребёнка слушать, предслышать, понимать и осмысливать то, что заложено в музыкальном произведении.

Пример: Р.н.п обр. О.Моисеевой «В огороде бел козел» ; Ю.Должиков «Колыбельная» - в исполнении ученица 1 «А» класса Степановой Алисы.

Огромную роль в формирования художественного образа имеет совместная работа с партией концертмейстра. С самых первых уроков в ансамбле с концертмейстером, я работаю с учениками над навыками слышать и слушать не только свою партию, но и партию фортепиано. На начальном этапе в моем классе концертмейстер является опорой и ведущей партией в ансамбле. Пианист отвечает за темп, движение, агогику, за образ и общую целостность произведения.

Совместно с концертмейстером мы работаем над тем, чтоб ученик научился слышать партию фортепиано. Если ученик перестает слушать её партию, или увлекается своей, концертмейстер начинает привлекать к себе внимания изменением темпа (то замедлив, то ускорив его) или изменив окраску звука. Хороших резуль­татов можно добиться, заставляя ученика сосредоточить слуховое внимание поочередно, сначала на его партии, а в следующем проигрывании на партии аккомпанемента. 

Воплощения художественного образа музыкального произведения» начинаем только в том случаи, когда ученик выучил свою партию и хорошо владеет выразительными средствами , чтобы передать образ и характер музыки. Только после этого мы совместно создаём художественный образ произведения.

На первом занятии с концертмейстером мы воссоединяем партии с помощью работы над метроритмом. С помощью элементарного счета вслух у солиста и пианиста совместно формируется единое чувство времени и пульса. Так же хорошо помогает в формирование музыкального образа работа над динамическими оттенками; выстраиванием и вслушиванием не только «горизонтального», но и «вертикального» пласта фраз музыкального произведения.

Работая над художественным образам вовсе нет необходимости без конца проигрывать всё произведение целиком. Лучше для начала разобрать каждую часть произведения по отдельности, совместно определить, какой голос, ведущий, а какой нужно убрать на второй план, а потом соединить в один музыкальный осмысленный материал.

Безусловно, такая работа требует больших временных затрат. В результате такой работы музыкальный материал постепенно заучивается наизусть, «входит в пальцы».Только уже после такой кропотливой работы у ученика начнется постепенно формироваться образ всего музыкальный произведения.


 







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.