Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии «Философский турнир»

0
0
Материал опубликован 5 November в группе

t1762351120aa.gift1762351120ab.gifГt1762351120ac.png осударственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Новосибирской области «Колыванский аграрный колледж»





Методическая разработка

открытого внеклассного мероприятия

по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии

«Философский турнир»

t1762351120ad.png





р.п. Колывань

t1762351120ae.gift1762351120af.gif2025 год


Рассмотрен на заседании ПЦК

гуманитарных и социальных дисциплин

Протокол № ___«___» ____________ 2025г.


Председатель ПЦК ____________ Е.В. Пегушина


Авторы: Пегушина Е.В. - преподаватель высшей квалификационной категории



Данная методическая разработка содержит методические характеристики мероприятия (подбор материала, подготовка заданий командам, создание презентации).

Методическая разработка предназначена для преподавателей предметников; рассчитана на обучающихся второго курса обучения, которые изучают философию.

Рекомендуется проводить в виде повторительно - обобщающего урока.

































СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………….…….……4

1. План мероприятия………………..…..………………………………….5

2. Условия проведения философского турнира.........................................6

3. Сценарий философского турнира………………………………………7

Список используемой литературы…………………………………………...…11

Приложения (карточки с заданиями, презентации……………….…………....12











































ВВЕДЕНИЕ

Философский Турнир - (от фр. torneiement, tornei, англ. tournament) как коллективное состязание студентов в умении решать сложные научные проблемы, убедительно представлять свои решения, отстаивать их в научных дискуссиях.

Цели и задачи мероприятия:

Повышение уровня духовой культуры студентов как будущих специалистов;

Формирование систематических и разносторонних знаний по философии, навыков самостоятельного, критического и творческого мышления;

Развитие у студентов гуманизма, активности, ответственности – качеств личности, необходимых для эффективного выполнения основных социальных ролей в обществе;

Развитие умений студентов организации собственной деятельности, самостоятельного определения задач профессионального и личностного развития, самообразования;

Совершенствование навыков коллективной деятельности, культуры общения, формирование ответственности за работу членов команды, за результат выполнения заданий;

Развитие общей компетенции принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях и несения за них ответственности;

Развитие общей компетенции осуществления поиска и использования информации, необходимой для профессионального и личностного развития;

Повышение интереса к изучению дисциплин гуманитарного цикла.


План подготовительной работы к мероприятию. Распределение заданий. Командам до проведения турнира выдаются следующие задания: 1) Подготовить презентацию команды – название команды, эмблему, философское кредо, представление участников команды; 2) Капитанам команды подготовить развернутый оригинальный ответ. Изготовление слайдов и карточек с заданиями, бланков ответов для команд, оценочных бланков для жюри; подготовка призов, бланков дипломов победителей; приглашение жюри, зрителей.

Правила проведения турнира

В философском турнире соревнуются 4 команды. Турнир проводится в 6 этапов (туров). Жюри из преподавателей оценивает работу команд. Победитель определяется по итогам 6 этапов – по наибольшей набранной командой сумме баллов.






ПЛАН

открытого внеклассного мероприятия

по дисциплине ОГСЭ.01 «Основы философии»

«Философский турнир»

Цели и задачи: развитие и саморазвитие способностей студентов быстро и логично высказывать свои суждения, чётко и грамотно отвечать на поставленные вопросы; умение вести себя в публичной обстановке; закрепление пройденного материала; повышение уровня духовой культуры студентов как будущих специалистов.

Форма мероприятия: философский турнир (состязание студентов в умении представлять свои решения, давать быстрые ответы на поставленные вопросы)

Аудитория: 212


Дата: 01 .04.2025


Участники турнира: Б-21, Б-22, ПД-21, ПД-22


Жюри: 2 человека из числа преподавателей истории и обществознания


Время проведения: 45 мин


Оснащение:

-презентация

- компьютер, мультимедийный проектор

- секундомер

- карточки с заданиями


Сценарий проведения философского турнира

Вступительное слово

Представление членов жюри

Представление команд

Философская разминка

Брэйн- ринг

Конкурс капитанов

«Сказал, так сказал!»

Блиц-опрос «Верю-не верю»

Подведение итогов

Награждение победителей



Ответственный преподаватель: Пегушина Е.В.


2.Условия проведения философского турнира


Первый этап – представление команды (домашнее задание). Жюри оценивает представление команды – название, имя капитана команды, эмблему (фото в презентации), философское кредо, девиз (кредо в значении «принцип жизни, убеждения, взгляды, основа мировоззрения»);

Каждый правильный ответ оценивается 1 балл. Всего 4 балла.

Второй этап – философская разминка. Предлагается посмотреть небольшой отрывок из биографии Сократа, затем будут предложены вопросы, на которые нужно письменно ответить и обсудить потом.

Каждый правильный ответ оценивается 2 балла.


Третий этап - «Брэйн-ринг». Команды сидят за столами, у капитанов карточки, которые они поднимают, когда готов ответ. На размышление даётся одна минута, если ответ досрочный, но неверный, другие команды будут продолжать обсуждение в течение минуты.

За каждый правильный ответ 3 балла


Четвертый этап «Конкурс капитанов».

В этом туре участвуют только капитаны.

Особенностью этого задания является то, что здесь оцениваться будет не ваша эрудиция, а умение оригинально мыслить, красота вашего философского размышления.

Оценка за оригинальность, максимальное 4 балла


Легенда о Будде с цветком.

Будда по утрам выходил к своим ученикам и в течение часа рассказывал им о сути своего учения. И вот как-то раз он вышел к своим ученикам, держа в руке цветок. Вышел и молчал, только время от времени приближал цветок к носу и наслаждался его ароматом. Так прошёл час. Будда удалился, а ученики остались в недоумении- что, собственно, учитель хотел этим выразить?


Пятый этап - «Сказал, так сказал!» – конкурс по высказываниям крупнейших представителей философской мысли. На экране демонстрируются слайды с высказываниями философов. Задача команд – либо продолжить фразу, либо вставить недостающие слова, либо назвать автора. Всего 10 вопросов.

Ответы даются устно. Один правильный ответ оценивается в 5 баллов.


Шестой этапблиц-опрос «Верю-не верю». Командам следует определить, верны или неверны утверждения, зачитываемые ведущим. Ответы даются командами на бланках ответов. После сдачи ответов командами, ведущий сообщает, какие утверждения были неверными, и даёт правильный ответ.

Всего 12 вопросов. Ответы даются на бланках.

Один правильный ответ оценивается в 1 балл.




Сценарий философского турнира


Вступительное слово преподавателя: приветствие команд, представление жюри, оглашение условий проведения философского турнира


Ведущий - Добрый день, дорогие друзья: участники, зрители, гости и судьи нашего Философского турнира.

Сегодня мы с вами понаблюдаем за тем, как будут соревноваться в эрудиции, в умении мыслить и быстро принимать  решения студенты групп: Б-21,Б-22, ПД-21, ПД-22.

 Философский турнир включает в себя несколько туров, каждый из них будет оцениваться нашими строгими судьями: (Представление судей)

 «Тот истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно» сказал как-то известный античный поэт- комедиограф Аристофан. Последуем его совету, постараемся кратко, ясно и доступно излагать свои мысли.

 Другой совет нам даёт писатель и историк античности Плутарх: «Высшая мудрость - философствуя, не казаться философствующим и шуткой достигать серьёзной цели». Значит, на нашем Философском турнире будет место и умной шутке и умному смеху.

  И последний совет из уст самого Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Не бойся высказывать свои мысли и оказаться непонятым, думай и говори, тогда тебя увидят, заметят и оценят.

Ну что же, начинаем!


Первый этап турнира – представление команд


Представление команды (домашнее задание). Жюри оценивает представление команды – название команды, имя капитана команды, эмблему (фото в презентации), философское кредо, девиз (кредо в значении «принцип жизни, убеждения, взгляды, основа мировоззрения»);

Командам заранее была задана тема: Философские школы Древней Греции

Многие согласятся с тем, что философия, как правило, всегда олицетворяла мудрость человеческую. Одной из основных целей праматери всех наук, как именовали познание мира, обретение смысла жизни, создание "нового" человека с "новым" образом мышления и "нового" "сознательного" общества.

В отличие от религии, философия утверждала, что все это доступно человеку, который является царем и венцом природы.

"Человек - это звучит гордо!"

Особую известность в истории имели древнегреческие философские школы, мечтавшие найти смысл бытия и построить рай на земле без Бога, своими силами. Об этих философиях и будет рассказано в домашнем задании наших команд: философия стоиков, философия скептиков, философия софистов, философия киников.


Второй этап – философский тренинг «Второй этап – философская разминка»


Предлагается посмотреть небольшой отрывок из биографии Сократа, затем будут предложены вопросы, любой из вас может ответить и заработать баллы для команды.

Каждый правильный ответ оценивается 2 балла.

1 вопрос – За что осудили Сократа, как звучал текст обвинительного заключения?

Ответ: Сократ не чтит старых богов, он создаёт новые божества и своими беседами развращает молодёжь.


2 вопрос - Что ответил Сократ на вопрос своего ученика: «Жениться мне или нет?»

Ответ: «Поступи как хочешь, все-равно пожалеешь. Женишься ты или не женишься, всё равно раскаешься».


3 вопрос – Как назвал Сократ свой философский метод?

Ответ: Метод Маевтики, повивального искусства


4 вопрос – Какие основные вопросы обсуждал Сократ на улицах Афин?

Ответ: Он обсуждал вопросы справедливости и добродетели


Третий этап турнира «Брэйн-ринг» – представление команд

Четыре команды сидят за столами, у капитанов карточки, которые они поднимают, когда готов ответ. На размышление даётся одна минута, если ответ досрочный, но неверный, другие команды будут продолжать обсуждение в течение минуты.

За каждый правильный ответ 3 балла

Вопрос 1.

Как вы думаете, кто скрывается под следующими определениями? 

Писатель Рабле - это животное способное смеяться и смешить других, философ А.Бергсон - это существо, способное к обману и постоянно обманывающее и себя и других, философ А.Шопенгауэр- это трагическое животное.

Ответ: Человек.

Вопрос 2.

Почему девушки и юноши при выборе спутника жизни подсознательно сопоставляют образ своего избранника (избранницы) с образом своего отца (матери)?  Ответьте с позиции фрейдовского учения.

Ответ: Это связано с Эдиповым комплексом, который начинает развиваться в трёхлетнем возрасте и проявляется в эмоциональной привязанности ребёнка к родителю противоположного пола с сопернической установкой, желанием избавиться от родителя одного пола с ним.

Вопрос 3.

Президент компании одной из латиноамериканских стран на вопрос журналиста, что он любит читать, ответил: «В конце рабочего дня люблю почитать труды Сократа».

Почему он сказал неправду?

Ответ: Сократ никогда ничего не писал.

Вопрос 4.

Известный философ античности Диоген днём бегал по людной площади с горящим факелом в руках, какую фразу он выкрикивал и какая пословица в связи с этим родилась?

Ответ: «Ищу человека!».  Днём с огнём не сыщешь.


Четвертый этап турнира – «Конкурс капитанов»

В этом туре участвуют только капитаны.

Особенностью этого задания является то, что здесь оцениваться будет не ваша эрудиция, а умение оригинально мыслить, красота вашего философского размышления.

Оценка за оригинальность, максимальное 4 балла


Легенда о Будде с цветком.

Будда по утрам выходил к своим ученикам и в течение часа рассказывал им о сути своего учения. И вот как-то раз он вышел к своим ученикам, держа в руке цветок. Вышел и молчал, только время от времени приближал цветок к носу и наслаждался его ароматом. Так прошёл час. Будда удалился, а ученики остались в недоумении- что, собственно, учитель хотел этим выразить?


конкурс по высказываниям крупнейших представителей философской мысли. На экране демонстрируются слайды с высказываниями философов и фото .Задача команд – либо продолжить фразу, либо вставить недостающие слова, либо назвать автора. Всего 10 вопросов. Ответы даются устно.

Один правильный ответ оценивается в 5 балл.

конкурс по высказываниям крупнейших представителей философской мысли. На экране демонстрируются слайды с высказываниями философов и фото .Задача команд – либо продолжить фразу, либо вставить недостающие слова, либо назвать автора. Всего 10 вопросов. Ответы даются устно.

Один правильный ответ оценивается в 5 балл.



Пятый этап турнира - «Сказал, так сказал» по высказываниям крупнейших представителей философской мысли:


Кто автор высказывания: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого…» (СОКРАТ)

«Платон мне друг, но …… дороже». Чем очень дорожил Аристотель? (ИСТИНА)

Кому сказал Диоген Синопский «Не засти мне солнце»? (А.МАКЕДОНСКОМУ)

О чём сказал Ф. Бэкон «…… - сила»?

Продолжите высказывание: «То, что не убивает меня, … … …..» Ф. Ницше (ДЕЛАЕТ МЕНЯ СИЛЬНЕЕ)

Кому принадлежат слова: «Счастье – это когда тебя понимают, большое счастье - это когда тебя любят, настоящее счастье - это когда любишь ты»? (КОНФУЦИЙ)

это путь, по которому идут люди, если ты сошел с верного пути, то ты заблудший человек, кто автор? (ЛАО-ЦЗЫ)

Главное достижение итальянского мыслителя – формулирование 5 доказательств существования бога. (ФОМА АКВИНСКИЙ)

.-руководствуется чувством долга, заботится о морали, требователен к себе, живет в согласии с другими людьми, хотя и не следует за ними, не проявляет пристрастия, боится велений Неба и великих людей. О ком речь? (БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ, КОНФУЦИЙ)

Начните фразу: «……., следовательно, существую» Р. Декарт (МЫСЛЮ)



Шестой этап турнира - «Сказал, так сказал» по высказываниям крупнейших представителей философской мысли:


Командам следует определить, верны или неверны утверждения, зачитываемые ведущим. Ответы даются командами на бланках ответов. После сдачи ответов командами, ведущий сообщает, какие утверждения были неверными, и даёт правильный ответ.

Всего 12 вопросов. Ответы даются на бланках. Один правильный ответ оценивается в 6 баллов

ВОПРОС

ОТВЕТ

«Философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости»

Верно.

Автором понятия «философия» считается Пифагор.

Верно.

Философия возникла в 6 веке нашей эры.

Не верно. Философия возникла в 6 веке до нашей эры.

Философия зародилась в 3-х очагах цивилизации: Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме.

Не верно. Философия зародилась в 3-х очагах цивилизации: Древней Греции, Древнем Китае, Древней Индии.

Онтология – это учение о бытии.

Верно.

Аксиология – это учение о познании.

Не верно. Аксиология – это учение о ценностях.

Лао-цзы и Конфуций– это древнеиндийские философы.

Не верно. Лао-цзы и Конфуций– это древнекитайские философы.

Характерной чертой философии эпохи Возрождения является «гуманизм».

Верно.

Оптимизм, гуманизм, рационализм – характерные черты философии Нового времени.

Верно.

Основоположником эмпиризма считается английский философ Френсис Бэкон

Верно.

«Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» – это названия трудов З. Фрейда

Не верно. «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» – это названия трудов И. Канта.

Г. Гегель является автором 2 законов диалектики.

Не верно. Г. Гегель является автором 3 законов диалектики.


Оглашение жюри баллов турнир;

Подведение итогов турнира, награждение участников и победителей.

Список используемой литературы

Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. М: Проспект, 2015.

Горелов А.А. Основы философии. М.: Академия, 2013.

Губин В.Д. Основы философии. М.: ИНФРА-М, Форум, 2008.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986.

История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1995.

Из истории русской гуманистической мысли. Хрестоматия. Под ред. Малышевского А.Ф. М.: Просвещение, 1993.

Конт-Сповиль А. Философский словарь. М: Этерна, 2012.

Краткий философский словарь. Под ред. Алексеева А.П. М.: Проспект, 2001.

Практикум по истории западноевропейской философии. Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения. М.: Учебная литература, 1997.

Рожанский М.Я. Школа философского творчества. Иркутск-СПб: Тускарора, 2000.

Руденко А.М. Философия в схемах и таблицах. Р-н-Д: Феникс, 2013.






11


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации