Методическая разработка открытого занятия по химии на тему «Получение алкинов»
Министерство образования и науки Алтайского края КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства» |
План
открытого урока
учебной дисциплины (МДК) | ОУДп.02 Химия |
тема | Получение алкинов |
| | преподаватель: Мардасова Оксана Николаевна группа обучающихся: 1 курс, Пк-2013 профессия: 43.01.09 Повар, кондитер |
Барнаул 2021
Тема: Получение алкинов
Методическая идея: на уроке усвоения новых знаний организовать самостоятельную работу обучающихся с использованием системно-деятельностного подхода в обучении.
Цели урока/занятия: создать условия для:
– изучения способов получения алкинов;
– формирования предметных результатов у обучающихся;
– развития логического мышления, памяти, наблюдательности, умения составлять план и пользоваться им, правильно обобщать теоретический материал и делать выводы;
– овладения необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности, формирования у обучающихся навыков самоконтроля, взаимоконтроля.
– понимания значимости принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях, умения работать в команде.
Задачи урока/занятия:
Провести самостоятельный поиск информации с использованием учебников и дополнительного раздаточного материала.
Изучив теоретический материал, составить краткую схематичную опорную запись (кластер) по каждому изучаемому вопросу.
Презентовать результаты работы в группе.
Тип урока/занятия: урок усвоения новых знаний
Методы обучения (традиционные, активные, наглядные, интерактивные): беседа, кластеры, технология сотрудничества, демонстрация видео-опытов.
Планируемые результаты (метапредметные, предметные):
метапредметные:
- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
предметные:
- сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
- сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
- владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
- сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
Оснащение
Оборудование: мультимедийный проектор
Программное обеспечение: ОС Windows XP, текстовый редактор Word, презентация Microsoft Office Power Point.
Методическое обеспечение: карточки с заданиями по теме занятия.
Этап деятельности | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Примечание |
1 Организационный момент. Мотивация. 2 Создание проблемной ситуации. | Здравствуйте, уважаемые обучающиеся! Мы продолжаем изучение раздела «Органическая химия». Полученные новые знания не только расширят наш кругозор, но и будут полезны в обыденной жизни и профессиональной деятельности. Желаю Вам успехов на сегодняшнем занятии. Обращаю Ваше внимание на оценочные листы, которые лежат у Вас на столах, в них вы будете заносить свои оценки. Также ознакомьтесь с общими критериями оценки. Сегодня на занятии нас ждёт разнообразная работа: индивидуальная и групповая. Поэтому необходимо разбиться на семь групп, для увеличения продуктивности деятельности в каждой группе необходимо выбрать лидера, которому предстоит корректировать работу группы на занятии, а также подводить итоги работы. В ходе работы мы будем использовать раздаточный материал, который Вам предлагается. | Приветствуют преподавателя, настраиваются на занятие. Воспринимают информацию | |
Формулировка темы урока. Постановка учебной задачи | Для того чтобы мы с Вами настроились на плодотворную работу, давайте в начале занятия вспомним: какой теме было посвящено наше предыдущее занятие? На прошлом занятии мы с Вами начали изучение большой темы «Ацетиленовые углеводороды». Посмотрите на структуру плана изучения укрупнённых тем (структуру плана представлена на слайде): - основные понятия; - физические свойства; - химические свойства; - получение; - применение. Какие вопросы мы рассматривали на прошлом занятии? Итак, на прошлом занятии мы рассмотрели гомологический ряд алкинов, а также химические свойства и применение алкинов. У нас остался один очень важный вопрос, один из блоков в этой большой теме «Ацетиленовые углеводороды», которому мы посвятим сегодняшнее занятие. Может быть кто-то уже догадался о чём сегодня на занятии пойдёт речь? Какой вопрос остался без нашего внимания? Чему помимо перечисленных вопросов, изучая класс алканов и алкенов, мы всегда уделяли внимание? Сформулируйте, пожалуйста, тему занятия. Итак, тема занятия: «Получение алкинов». Запишем тему занятия в тетради. Ответьте теперь, пожалуйста, на такой вопрос: «На какие два больших направления можно поделить способы получения веществ? С каких двух позиций мы рассматриваем вопрос получения веществ?» (Промышленный и лабораторный). Удобно рассматривать способы получения веществ на примере какого-то конкретного представителя гомологического ряда. Какое вещество является родоначальником гомологического ряда ацетиленовых углеводородов? Именно этин возьмём в качестве представителя гомологического ряда ацетиленовых углеводородов для изучения темы «Получение алкинов». Объединяя всё вышесказанное, сформулируем цель занятия. Цель занятия: изучить промышленные и лабораторные способы получения ацетиленовых углеводородов алкинов на примере родоначальника гомологического ряда алкинов ацетилене. Ознакомиться с его физическими и химическими свойствами. (Цель занятия выводится на экран). Ребята, а какая моя цель на сегодняшнем занятии? Каковы мои цели занятия? | Воспринимают информацию. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы Формулируют тему занятия. Записывают тему занятия в тетради. Отвечают на вопросы преподавателя. (Правильный ответ: промышленный и лабораторный). Отвечают на вопросы преподавателя. (Правильный ответ: ацетилен или его название по системе ИЮПАК этин). Формулируют цель занятия. Предлагают варианты целей для преподавателя | |
Планирование | Для достижения поставленных целей занятия нам предстоит выполнить разноплановую работу, а именно: изучение методических указаний, работа с тетрадью и учебником, просмотр и анализ видео-опытов, составление краткого конспекта, и, конечно, подведение итогов. Давайте составим план достижения целей занятия: Изучить промышленные способы получения ацетилена; - получение ацетилена пиролизом метана; Изучить лабораторные способы получения ацетилена; - получение ацетилена карбидным методом; Рассмотреть физические свойства ацетилена; - реакция горения ацетилена; Рассмотреть химические свойства ацетилена. - реакция с бромной водой; - реакция с перманганатом калия; - реакция с солями меди (I); - реакция с раствором серебра. (План достижения целей занятия выводится на экран.) | Предлагают этапы плана достижения целей занятия Изучить промышленные способы получения ацетилена; Изучить лабораторные способы получения ацетилена; Рассмотреть физические свойства ацетилена; Рассмотреть химические свойства ацетилена. | |
Реализация плана. Открытие нового знания | Приступаем к реализации плана занятия. Ребята, для разминки предлагаю Вам выполнить следующее задание. На экране представлены слова, правильно соединив которые в одно предложение, вы получите определение понятия «непредельные углеводороды». Лидер группы выставляет в лист эффективности оценки за работу каждого участника группы. Задание 1. Используя предлагаемый набор слов, составьте определение «алкины». (Приложение 1) Задание 2. При помощи пластилина и деревянных палочек изготовить объемную модель молекулы ацетилена. Зарисовать в тетрадь. (Приложение 2). Задание 3. (Приложение 3.) Используя учебник и раздаточный материал, каждой группе предстоит выполнить индивидуальное задание, указанное в карточке, а затем презентовать итоги своей работы. По возможности прошу Вас представлять свою работу в виде краткой схематичной записи (кластера). Время работы ограничено, на выполнение задания Вам отводится 30 минут Группа № 1. Задание: Получение ацетилена пиролизом метана Группа № 2. Задание: Получение ацетилена карбидным методом Группа № 3. Задание: Реакция горения ацетилена Группа № 4. Задание: Взаимодействие ацетилена с бромной водой Группа № 5. Задание: Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия Группа № 6. Задание: Взаимодействие ацетилена с солями меди (I) Группа № 7. Задание: Взаимодействие ацетилена с раствором серебра | Воспринимают информацию. Выполняют задание 1. Составляют определение «алкины» Выполняют задание 2. Изготавливают объемную модель молекулы ацетилена. Зарисовывают её в тетрадь. Выполняют задание 3. Каждая группа выполняет индивидуальное задание, используя раздаточный материал и учебник, подготавливает краткую схематичную запись (кластер) для презентации изученного материала. | |
Презентация изученного материала | Ребята, время для самостоятельного изучения материала истекло. Сейчас главной задачей лидера группы является презентация материала. Участники микро-группы, осуществляющей презентацию материала, могут также принимать участие, при необходимости дополняют ответ лидера. Обучающимся, незадействованным в презентации материала, необходимо зафиксировать информацию в тетради. | Каждая микро-группа презентует изученный материал. Участники микро-группы, осуществляющей презентацию, (при необходимости) дополняют ответ лидера. Затем совместно сравнивают ответ лидера с эталоном. Оценивают свою работу, оценки вносят в оценочные листы. За правильно выполненное задание ставят 5 баллов | |
Первичное закрепление | Для закрепления изученного теоретического материала обучающимся предлагается просмотр видеоматериалов по каждому из освещенных вопросов. Просмотр видео-опытов осуществляется после выступления каждой микро-группы. | Просматривают видео-опыты, фиксируют в тетради информацию по каждому изученному вопросу | |
6 Подведение итогов. Домашнее задание. | Посмотрите на баллы, которые Вы проставили в оценочных листах за выполнение заданий. Используя предложенные критерии оценки, поставьте себе оценку за занятие. Постараемся ответить на следующие вопросы: - Какой теме было посвящено сегодняшнее занятие? - Какова цель занятия? - Как Вы считаете, раскрыли ли мы тему занятия? - Достигли ли поставленных целей? - Что было для вас главным достижением на уроке? - С какими трудностями Вы столкнулись при выполнении задания? | Оценивают свою работу, подводят итоги занятия, отвечают на вопросы. | |
Домашнее задание: с. 115-119 учебника Подготовить сообщение по одной из предложенных тем: 1. Жизнь и деятельность М.Г. Кучерова. 2. Жизнь и деятельность Н.Д. Зелинского. Наличие мультимедийной презентации приветствуется. | Записывают домашнее задание в тетради | | |
7 Проведение рефлексии | Перед Вами картинка и пояснения к ней, прошу Вас выбрать из предложенных картинок ту, которая в наибольшей степени отражает Ваше отношение к занятию. Нарисуйте ее в тетради. Мы на этом завершаем работу! Благодарю всех за занятие! |
| |
Список использованных источников
Основная литература
1. Габриелян, О. С. Химия для профессий и специальностей технического профиля : учебник / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. – 7-е изд., стер. – М. : Академия, 2018.
2. Габриелян, О. С. Химия для профессий и специальностей технического профиля : учебник / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2017.
3. Химия. Практикум : учебное пособие / ред. О. С. Габриелян. – 6-е изд., стер. – М. : Академия, 2017.
Дополнительная литература
1. Анфиногенова, И. В. Химия : учебник и практикум / И. В. Анфиногенова, А. В. Бабков, В. А. Попков. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – ISBN 978-5-534-11719-6 // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/452856
Интернет-ресурсы
1. www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
2. www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
3. www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
Оценочный лист группы № ___
Ф.И.О. | Задание № 1 | Задание № 2 | Задание № 3 | Самооценка | Оценка лидера группы | Оценка преподавателя |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Критерии оценки работы обучающегося в группе
2 – не участвовал в работе группы
3 – не активно участвовал в работе группы
4 – активно участвовал, допускал ошибочные решения
5 – активно участвовал, предлагал верные решения
Таблица перевода баллов теста в оценку
Оценка | Критерии |
Отлично | 85 – 100 % правильных ответов |
Хорошо | 70 – 84 % правильных ответов |
Удовлетворительно | 55 – 69 % правильных ответов |
Неудовлетворительно | Меньше 55% правильных ответов |
Приложение 1
Предлагаемый набор слов:
Алкины | непредельные | ненасыщенные | углеводороды |
содержащие | в | молекуле | одну |
тройную | связь | и | имеющие |
общую | формулу | CnH2n-2 | |
Правильный вариант ответа: алкины – непредельные (ненасыщенные) углеводороды, содержащие в молекуле одну тройную связь и имеющие общую формулу CnH2n-2.
Приложение 2
Рисунок 1 – Шаростержневая и масштабная модели молекулы ацетилена
Приложение 3
Группа № 1.
1. Изучите материал по вопросу «Получение ацетилена пиролизом метана».
2. Составьте краткую опорную схематичную запись (кластер).
Получение ацетилена пиролизом метана
Пиролиз – это термохимический процесс распада органических веществ при отсутствии кислорода под воздействием высоких температур. В процессе пиролиза связи в больших молекулах разрываются, и образуются молекулы меньшего размера.
Одним из способов получения ацетилена в промышленности является пиролиз метана.
Реакцию проводят, очень быстро пропуская метан между электродами (электродуговой способ) – примерно 0,1-0,01 секунды при температуре 1500оС.
Получение ацетилена данным методом осложняется побочной реакцией его разложения на углерод и водород. Она становится заметной при 1000°С и достигает значительной скорости при 1200-1600°С, т.е. при температуре, требуемой для получения ацетилена.
В результате наблюдается система последовательных реакций, при которой образующийся ацетилен разлагается на водород и углерод (сажу):
Как и в других подобных случаях, регулирование выхода промежуточного продукта (ацетилена) может быть достигнуто уменьшением степени конверсии исходного углеводорода в результате снижения времени контакта.
Степень конверсии – это отношение количества реагента, вступившего в реакцию к его исходному количеству.
Найдено, что хороший выход ацетилена при небольшом образовании сажи можно получить при степени конверсии исходного углеводорода 50 % и времени его пребывания в зоне реакции 0,01 с.
Во избежание дальнейшего разложения ацетилена необходима быстрая «закалка» реакционных газов (впрыскивание воды), при этом температура резко снижается до такой величины, при которой распада ацетилена не происходит.
Группа № 2.
1. Изучите материал по вопросу «Получение ацетилена карбидным методом».
2. Составьте краткую опорную схематичную запись (кластер).
Получение ацетилена карбидным методом
Ацетилен впервые карбидным способом был получен Фридрихом Вёлером в 1862г. Появление карбидного способа положило начало широкому применению ацетилена, в том числе и в качестве сырья в органическом синтезе. Данный метод получения ацетилена использовался раньше как промышленный, но из-за высокой пожаро- и взрывоопасности сегодня используется только в лаборатории.
Метод получения ацетилена состоит из двух стадий:
1) предварительное сплавление оксида кальция и угля в электропечах при температуре 2500-3000˚С:
СаО+3С → СаС2 + СО
2) Обработка карбида кальция водой с получением ацетилена и гидроксида кальция (известкового молока):
CaC2 + 2H2O → CH≡CH + Ca(OH)2
Это так называемый «мокрый» способ получения ацетилена карбидным методом. При «мокром» способе в качестве отхода образуется известковое молоко. Более экономичным считается «сухой» способ, в котором образуется сухая известь. Производительность «сухих» ацетиленовых генераторов достигает 2,5 тонны в час ацетилена.
Недостатками карбидного метода являются высокий расход электроэнергии (10-11 тыс. кВт/ч на 1 тонну ацетилена), громоздкость установок и образование обременительных отходов. Тем не менее, этот метод не утратил своего значения и широко используется в России и за рубежом. Это объясняется высокой чистотой ацетилена, получаемого карбидным методом (99,9 % после очистки его от примесей), кроме того карбид кальция легко транспортируется.
Группа № 3.
1. Изучите материал по вопросу «Реакция горения ацетилена».
2. Составьте краткую опорную схематичную запись (кластер).
Реакция горения ацетилена
На воздухе алкины горят коптящим пламенем. Копоть – частицы раскалённого углерода, который не успевает окислиться до углекислого газа. Чем больше массовая доля углерода в углеводороде, тем больше коптит пламя.
Таблица 1 – зависимость наличия копоти в пламени горящего углеводорода от массовой доли углерода в нём
Общая формула класса углеводородов | СnH2n+2 | СnH2n | СnH2n-2 |
Название класса | алканы | алкены | алкины |
Наличие сажи (копоти) при горении | нет | небольшое количество сажи | существенное количество сажи |
В кислороде ацетилен горит бледно-голубым пламенем. Данная реакция экзотермическая (протекает с выделением тепла), поэтому температура пламени достигает 3100 ˚С. Это свойство используют в ацетиленовых горелках для сварки и резки металлов.
При горении ацетилена образуется углекислый газ и вода.
2СН≡СН + 5О2 → 4СО2 + 2Н2О
Если в пламя горящего ацетилена внести пробирку, то ней оседает сажа/копоть. При недостатке кислорода ацетилен не успевает полностью сгорать и выделяет углерод в виде сажи. Светимость пламени объясняется большим процентным содержанием углерода в ацетилене и высокой температурой его пламени, в котором раскаляются несгоревшие частицы углерода.
Группа № 4.
1. Изучите материал по вопросу «Взаимодействие ацетилена с бромной водой».
2. Составьте краткую опорную схематичную запись (кластер).
Взаимодействие ацетилена с бромной водой
Ацетилен относится к алкинам, то есть к непредельным углеводородам, поэтому его химические свойства обусловлены, прежде всего, наличием в молекуле тройной связи HC≡CH.
Бромная вода имеет типичный жёлто-коричневый цвет и неприятный запах. Ее температура замерзания равняется -22˚С. Бромная вода является окислителем. Вызывает коррозию и выделяет опасные пары. С её помощью легко отличить предельные углеводороды (например, алканы) от непредельных (например, алкинов).
Молекула ацетилена содержит тройную связь, поэтому бромная вода, являясь окислителем, разрушает её и присоединяется к ацетилену. При этом образуется терабромэтан. Бром расходуется на образование тетрабромэтана. Бромная вода (жёлтая) – обесцвечивается.
Эта реакция протекает с меньшей скоростью, чем в ряду этиленовых углеводородов, так как вначале происходит разрыв тройной связи (при этом образуется 1,2-дибромэтан), а затем разрыв двойной связи с образованием 1,1,2,2-тетрабромэтана. Происходит обесцвечивание бромной воды.
Реакция проходит ступенчато:
Br Br
H C≡CH + Br2 → CH=CH + Br2 → CH–CH
Br Br Br Br
ацетилен → 1,2-дибромэтан → 1,1,2,2-тетрабромэтан
Обесцвечивание бромной воды доказывает непредельность ацетилена.
Группа № 5.
1. Изучите материал по вопросу «Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия».
2. Составьте краткую опорную схематичную запись (кластер).
Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия
Ацетилен относится к алкинам, то есть к непредельным углеводородам, поэтому его химические свойства обусловлены, прежде всего, наличием в молекуле тройной связи HC≡CH.
Перманганат калия KMnO4 – сильный окислитель. Концентрированные растворы перманганата калия окрашены в интенсивно-фиолетовый цвет, а разбавленные – в розовый.
В растворе перманганата калия происходит окисление ацетилена, при этом происходит разрыв молекулы по месту тройной связи, наблюдается быстрое обесцвечивание раствора.
Реакция имеет вид:
3НC≡СН + 10KMnO4 + 2H2O → 6CO2 + 10КОН + 10MnO2
Эта реакция является качественной реакцией на непредельные углеводороды (то есть на двойную и тройную связь).
Группа № 6.
1. Изучите материал по вопросу «Взаимодействие ацетилена с солями меди (I)».
2. Составьте краткую опорную схематичную запись (кластер).
Взаимодействие ацетилена с солями меди (I)
Ацетилен относится к алкинам, то есть к непредельным углеводородам, поэтому его химические свойства обусловлены, прежде всего, наличием в молекуле тройной связи HC≡CH.
Атомы водорода в молекуле ацетилена обладают большой подвижностью. Поэтому они легко могут быть замещены металлами. Пропустим через аммиачный раствор хлорида меди (I) ацетилен. Выпадает красный осадок ацетиленида меди (I).
СН≡СН + 2CuCl → CuC≡CCu↓ + 2HCl
Ацетилениды металлов – неустойчивые соединения. Во влажном состоянии ацетиленид меди (I) устойчив, но легко разлагается, если его высушить. Если к сухому ацетилениду меди (I) поднести тлеющую лучинку – он взорвётся. При этом появляется пламя, окрашенное в зеленый цвет.
Поэтому получать и разлагать можно только небольшие количества ацетиленида меди (I). Высушенный ацетиленид меди (I) – опасное взрывчатое вещество. Ацетилениды уничтожают обработкой концентрированной соляной кислотой.
Группа № 7.
1. Изучите материал по вопросу «Взаимодействие ацетилена с раствором серебра».
2. Составьте краткую опорную схематичную запись (кластер).
Взаимодействие ацетилена с раствором серебра
Ацетилен относится к алкинам, то есть к непредельным углеводородам, поэтому его химические свойства обусловлены, прежде всего, наличием в молекуле тройной связи HC≡CH.
Атомы водорода в молекуле ацетилена обладают большой подвижностью. Поэтому они легко могут быть замещены металлами. Пропустим через аммиачный раствор оксида серебра ацетилен. Выпадает осадок ацетиленида серебра.
СН≡СН + 2[Ag(NH3)2]OH → AgC≡CAg↓ + 4NH3↑ + 2H2O
или
СН≡СН + Аg2O → AgC≡CAg↓ + H2O
Ацетилениды металлов – неустойчивые соединения. Во влажном состоянии ацетиленид серебра устойчив, высушенный он легко взрывается. Если к сухому ацетилениду серебра поднести тлеющую лучинку – он взорвётся.
Поэтому получать и разлагать можно только небольшие количества ацетиленида серебра. Высушенный ацетиленид серебра – опасное взрывчатое вещество. Ацетилениды уничтожают обработкой концентрированной соляной кислотой.