Открытое занятие в народном интегрированном театре танца «Импровизация как основа танцевальной терапии»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГОРОДСКОЙ» ИМЕНИ С.А. ШМАКОВА
ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Методическая разработка открытого занятия
в народном интегрированном театре танца «Параллели»
Возраст обучающихся: 13-20 лет
Продолжительность занятия: 30 минут
Автор: педагог дополнительного образования
МАУ ДО ДДТ «Городской» им.С.А.Шмакова
Косенко Елена Александровна
г.Липецк, 2022г.
ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Методическая разработка открытого занятия
в народном интегрированном ансамбле танца «Параллели»
Дата и время проведения: 28.09.2022., 17.00.
Место проведения: МАУ ДОД ДДТ «Городской» им.С.А.Шмакова, каб.№25.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Характеристика группы обучающихся: группа 3- 5 ого годов обучения, по списку – 8 человек, возраст – 13-20 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Состав присутствующих: педагоги и администрация МАУ ДО ДДТ «Городской» им.С.А.Шмакова; родители обучающихся.
ЦЕЛЬ: совершенствование навыков эффективного взаимодействия танцоров на колясках в паре и в группе.
ЗАДАЧИ:
обучающие –
расширить знания обучающихся о понятиях «импровизация» и «танцевальная терапия»;
совершенствовать навыки бесконтактной и контактной импровизации в паре и группе;
формировать у обучающихся навыки изоляции различных частей-центров тела;
развивающие –
развивать моторико-двигательную память, двигательную сноровку, координацию и пластику движений;
развивать художественно-образное мышление, художественное воображение, эмоциональность, музыкальность и артистизм;
развивать коммуникативные умения и навыки;
способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
воспитательные –
воспитывать художественно-эстетический вкус и общую культуру обучающихся;
воспитывать терпение, волю, трудолюбие.
Тип занятия: практическое занятие по обобщению знаний и закреплению умений и навыков.
Вид занятия: комбинированное занятие (импровизация).
Методы обучения: словесный, наглядный (демонстрационный), практико-ориентированный, метод проблемного обучения.
Оборудование: музыкальный центр, мультимедийная аппаратура, спортивно-танцевальные коляски.
Рекомендации по организации и проведению занятия:
Занятие проводится в хореографическом зале. Учебное помещение должно быть хорошо проветренным, чисто убранным, просторным. Наличие зеркал и станка обязательно.
Так как большинство заданий требуют от обучающихся импровизации и экспромта, целесообразно не репетировать заранее с воспитанниками те или иные упражнения: это обеспечить эффект неожиданности, новизны и правдоподобности от «импровиза».
Все этапы занятия сопровождаются слайд-шоу.
При подборе музыкального материала необходимо отдать предпочтение «импровизационным» жанрам в музыке (джаз).
Участники театра - в специальных тренировочных костюмах и обуви.
Для занятий детей-инвалидов используются специальные спортивно-танцевальные коляски.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
Организация начала занятия 3 мин.
Вступительная беседа педагога с обучающимися 2 мин.
Разминка (по методу танцевальной терапии) 4 мин.
Выполнение тренировочных упражнений и заданий 13 мин.
Создание танцевальной композиции 5 мин.
Подведение итогов, рефлексия 3 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организация начала занятия (3 мин.)
В записи звучат стихи А.Мышкина «Распахни своё сердце настежь». На экране – видео «Танцевальная терапия».
По окончании записи обучающиеся и педагог занимают свои места в хореографическом зале.
Педагог: Добрый день!
Поклон.
Педагог (обращаясь к гостям): Участники театра танца «Параллели» рады приветствовать все своих гостей! (Аплодисменты).
Все уже обратили внимание на кадры, демонстрирующие элементы танцевальной терапии в исполнении танцевальной группы «AXIS». Термин «танцевальная терапия» впервые появился в середине прошлого столетия. Имея в своей основе импровизацию, танцевальная терапия использует движение для развития социальной, когнитивной1, эмоциональной и физической жизни человека.
Сегодня мы тоже будем заниматься танцевальной терапией.
И тема занятия - «Импровизация как основа танцевальной терапии».
На экране: тема, цель и задачи учебного занятия.
Педагог: Используя методику танцевальной терапии, мы будем учиться импровизировать. Импровизировать, чтобы лучше понимать и ощущать своё тело, уметь раскрепощаться и быть свободным в своих движениях, чтобы слушать и слышать музыку. Все эти умения пригодятся нам не только на сцене, но и в жизни.
В результате тренировочных упражнений взаимодействие танцоров в паре и в группе должно стать более эффективным.
Вступительная беседа педагога с обучающимися (2 мин.)
Импровизации нельзя научить,
но ей можно научиться.
Стив Пэкстон,
танцор, импровизатор,
основатель контактной импровизации
Педагог: Насколько важно для танцора умение импровизировать? Нужно ли это умение человеку вообще?
Понятие «импровизация» (франц. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) – подразумевает создание художественного произведения в процессе его исполнения.
Именно импровизация дает возможность выразить себя в творчестве, почувствовать радость движения, гармонию тела с музыкой и ритмом.
Когда мы учимся импровизировать, то развиваем музыкальность, чувство ритма, фантазию и воображение. (Слайд) Этот процесс имеет и обратное действие. (Слайд).
На экране:
УЧИМСЯ | Развиваем: |
музыкальность, чувство ритма, музыкальную память, фантазию и воображение, чувство фразировки и формы, чувство ансамбля |
Развиваем: | УЧИМСЯ |
музыкальность; чувство ритма, музыкальную память, фантазию и воображение; чувство фразировки и формы, чувство ансамбля |
Разминка (по методу танцевальной терапии) (4 мин.)
Педагог: Начнем с разминки, при выполнении которой используем джазовую музыку. Ведь «джаз» и «импровизация» - тождественные понятия.
Разминка. Все становятся по кругу. Педагог налаживает зрительный и эмоциональный контакт с воспитанниками.
Упражнения на дыхание.
Упражнения на растяжку.
Релаксация.
Педагог: Импровизация – это свобода. И мы не ограничиваем свой танец жесткими рамками. Мы свободны сделать наш танец любым.
На экране – «Импровизация – это свобода».
Выполнение тренировочных упражнений и заданий (13 мин.)
Задание 1. «Имя» (Бесконтактная импровизация)
Педагог: А ещё импровизация – это честность. И поэтому мы стремимся к тому, чтобы быть честными с собой в процессе каждого танца.
На экране – «Импровизация – это честность».
Педагог: Переходим к 1-ому заданию: «Имя». Каждому из вас необходимо пластикой своего тела нарисовать свое имя. Продемонстрируйте свое умение творчески использовать пространство.
.
Демонстрация « имен» по 2-3 человека. После просмотра выбирается самое удачное «Соло». Все остальные разбиваются по динамике и характеру исполнения.
Задание 2. «Необитаемый остров» (Бесконтактная импровизация)
Педагог: Следующее задание будет связано тоже с бесконтактной импровизацией. Импровизация – это смелость мысли. Поэтому предлагаю всем отправиться на необитаемом острове.
На экране – «Импровизация – это смелость».
Всем воспитанникам педагог предлагает представить, что они на необитаемом острове. Нужно придумать 4 движения, через которые необходимо показать своё настроение и эмоции (испуг, страх, веселье, удивление и т.п.). Запомнить их последовательность. По группам предлагается показать это упражнение (3-4 человека). Получаются целые композиции. Вся остальная группа смотрит выступление и в конце обсуждает, вносят свои предложения (что было хорошо, а что можно изменить).
Педагог: Ваши импровизации очень интересны и заслуживают аплодисментов.
Импровизировать можно не только в танце и музыке, но и в театральном, изобразительном искусстве, и даже в поэзии.
Так, блестящим поэтом-импровизатором был Адам Мицкевич; среди русских поэтов искусством импровизации владели Петр Вяземский, Валерий Брюсов.
Мы с ребятами на занятиях слушаем стихи в записи, иногда даже авторские сочинения. Талантов у нас много.
Но сегодня хочу предложить послушать «Импровизацию» Бориса Пастернака. С творчеством этого писателя и поэта мы уже знакомились раньше.
В записи звучит стихотворение Б.Пастернака «Импровизация» в записи самого автора.
Борис Пастернак. Импровизация
Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.
Я вытянул руки, я встал на носки,
Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.
И было темно. И это был пруд
И волны.- И птиц из породы люблю вас,
Казалось, скорей умертвят, чем умрут
Крикливые, черные, крепкие клювы.
И это был пруд. И было темно.
Пылали кубышки с полуночным дегтем.
И было волною обглодано дно
У лодки. И грызлися птицы у локтя.
И ночь полоскалась в гортанях запруд,
Казалось, покамест птенец не накормлен,
И самки скорей умертвят, чем умрут
Рулады в крикливом, искривленном горле.
Педагог: Кто может назвать автора прозвучавших стихов под названьем «Импровизация»?
Задание 3. “Ведущий и ведомый» (Контактная импровизация)
Педагог: Вернемся к тренировочным упражнениям. Задание усложняется: импровизация становится контактной.
В основе следующего упражнения «Ведущий и ведомый» – лежит умение слушать прикосновением и верно реагировать на полученную от партнера информацию. Разбиваемся по парам. Один в паре – ведущий, второй – ведомый. Ведущий протягивает запястье тыльной стороной своему партнеру, а ведомый мягко берется ладонью за запястье и закрывает глаза. Ведущий начинает вести своего партнера исследовать пространство вокруг. Чтобы работа была успешной, требуется исключительное умение сосредотачиваться и чувство партнера. И ведущий и ведомый должны «слушать» ту информацию, которая идет через тело партнера. Соприкосновение должно быть легким и постоянным, что бы обеспечить максимальную передачу информации.
Участники меняются ролями. После выполнения упражнения все воспитанники садятся в круг и обсуждают собственные ощущения. Обязательно надо дать возможность каждому участнику высказать свои ощущения, мысли. Затем педагог, прослушав высказывания участников, подытоживает, делает вывод.
Педагог: Согласитесь, что импровизация – это поиск, эксперимент. Экспериментировать всегда интересно!
На экране – «Импровизация – это поиск, эксперимент»
Задание 4. «Передача и прием веса и оттяжка» (Контактная импровизация)
Педагог: Продолжаем работу в контакте. Вновь разбиваемся по парам. Сначала необходимо найти способ вступить в контакт с помощью рук, кончиками пальцев. Постепенно в контакт должна войти другие части тела.
Главное в упражнении – ощущение перемещение веса, а не движение рук или головы. Упражнение повторяется разными частями тела, с тем чтобы исследовать различные точки контакта, опираясь на умение слушать партнера (как в упражнении «ведущий – ведомый»).
Полезно также напомнить, что в контактной работе использование даже небольшого веса имеет такое же значение, как и большой вес. Коляска - может служить противовесом, если, конечно, так пожелает сидящей в ней!
Далее воспитанников просят выбрать 5 способов противовеса и оттяжки и работать над ними, уделяя внимание качеству, фокусу и направлению движения. Затем найти способ связать выбранные четыре способа в единое упражнение. Выполненную работу показывают две - три пары одновременно, остальные члены группы обсуждают увиденное.
Педагог: Я бы к понятию импровизация добавила ещё и понятие «игра».
На экране – «Импровизация – это игра»
Создание импровизированной танцевальной композиции в ансамбле (5 мин.)
Педагог предлагает воспитанникам создать танцевальную композицию, используя придуманные на занятии движения и упражнения. Педагог руководит постановочной деятельностью.
Педагог: Импровизация – это творчество. Танец души, а не выученная последовательность движений, это выражение Вашего "Я", всепоглощающее чувство свободы, причастность к искусству…Вас захватывает музыка, и Вы творите.
На экране – «Импровизация – это творчество».
Демонстрация импровизированной танцевальной композиции.
К концу композиции на экране появляется предложение «Импровизация – это свобода, честность, поиск, эксперимент, смелость, игра, творчество…»
Педагог: Чувствовать музыку, поддаваться её порыву, свободно и непринужденно вести себя под любую композицию - вот что такое импровизация. Может быть, кто-то продолжит ряд ассоциаций, связанных со словом «импровизация»?
Ответы обучающихся.
6. Подведение итогов. Рефлексия (3 мин.)
Педагог: Наше занятие завершается. На мой взгляд, оно получилось очень динамичным, эффективным. Мне было интересно с вами работать. (Отмечает работу каждого воспитанника).
Цели мы, безусловно, достигли. Взаимодействие танцоров в паре и группе становится более действенным, понятным, доверительным. Через импровизацию совершенствовались конкретные танцевальные умения. С другой стороны, выполняя тренировочные упражнения и задания, мы учились импровизировать. А это так важно для танцоров!
В нашем коллективе принято завершать занятие каким-либо танцем. Выбрать один номер из репертуара попросим гостей. Пусть и здесь будет элемент экспромта! Выбор за вами! («Танго», «Самба», «Свеча»)
Гости выбирают танцевальную композицию из репертуара. Участники исполняют танцевальную композицию.
Поклон. Аплодисменты.
Литература
Старк А. и Хендрикс К.С. Танцевально-двигательная терапия. Перевод Бирюковой И.- Ярославль, 1994.
«CandyСo Dans Company», Методика танц-терапии.- Великобритания, 2005.
Иванченко В.Н. Занятие в системе дополнительного образования детей. - Ростов-н/Д, 2004.
Алексей Мышкин
Распахну свое сердце настежь,
От тревог и сомнений очищу.
Вдохну истину вместо фальши,
Радость выдохну вместо корысти.
Станет душа моя просторным домом,
Без стен, полов, потолков -
Не сжечь его, не вскрыть ломом.
Он открыт – ни дверей, ни замков.
Пусть горит там, как в храме лампадка,
Маяком для тех, кто во тьме.
Им своей доброты было жалко,
Впрочем, как и тебе и мне.
А сейчас я хочу, чтобы сердце,
Расширяя свой небосвод,
Поместило в себя Вселенную -
Вечных душ неземной хоровод.
И пускай закружатся в танце
Птицы, духи, планеты, люди -
Вы пришли сюда наслаждаться!
Улыбайтесь, свободны будем!
Нет в безмерном доме гостей непрошенных.
И никто не пришел напрасно.
В мире нет ни плохих, ни хороших,
Есть счастливые и несчастные.
Важно, чтоб сердце видело
Сквозь уныние и презрение,
За озлобленностью и неверием
В каждом искорку чистого света.
Чтоб открылось в груди око,
Не моргая ведало смело!
Чтобы взглядом своим глубоким
Исцеляло, спасало, грело!
1 Сognitio - знание, познание.
10