Открытое занятие в народном интегрированном театре танца «Импровизация как основа танцевальной терапии»

5
0
Материал опубликован 28 September 2022 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГОРОДСКОЙ» ИМЕНИ С.А. ШМАКОВА











ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ





Методическая разработка открытого занятия

в народном интегрированном театре танца «Параллели»




Возраст обучающихся: 13-20 лет

Продолжительность занятия: 30 минут





Автор: педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ «Городской» им.С.А.Шмакова

Косенко Елена Александровна






г.Липецк, 2022г.


ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ


Методическая разработка открытого занятия

в народном интегрированном ансамбле танца «Параллели»



Дата и время проведения: 28.09.2022., 17.00.

Место проведения: МАУ ДОД ДДТ «Городской» им.С.А.Шмакова, каб.№25.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Характеристика группы обучающихся: группа 3- 5 ого годов обучения, по списку – 8 человек, возраст – 13-20 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Состав присутствующих: педагоги и администрация МАУ ДО ДДТ «Городской» им.С.А.Шмакова; родители обучающихся.

ЦЕЛЬ: совершенствование навыков эффективного взаимодействия танцоров на колясках в паре и в группе.

ЗАДАЧИ:

обучающие

расширить знания обучающихся о понятиях «импровизация» и «танцевальная терапия»;

совершенствовать навыки бесконтактной и контактной импровизации в паре и группе;

формировать у обучающихся навыки изоляции различных частей-центров тела;

развивающие

развивать моторико-двигательную память, двигательную сноровку, координацию и пластику движений;

развивать художественно-образное мышление, художественное воображение, эмоциональность, музыкальность и артистизм;

развивать коммуникативные умения и навыки;

способствовать развитию творческих способностей обучающихся;

воспитательные

воспитывать художественно-эстетический вкус и общую культуру обучающихся;

воспитывать терпение, волю, трудолюбие.



Тип занятия: практическое занятие по обобщению знаний и закреплению умений и навыков.

Вид занятия: комбинированное занятие (импровизация).

Методы обучения: словесный, наглядный (демонстрационный), практико-ориентированный, метод проблемного обучения.

Оборудование: музыкальный центр, мультимедийная аппаратура, спортивно-танцевальные коляски.

Рекомендации по организации и проведению занятия:

Занятие проводится в хореографическом зале. Учебное помещение должно быть хорошо проветренным, чисто убранным, просторным. Наличие зеркал и станка обязательно.

Так как большинство заданий требуют от обучающихся импровизации и экспромта, целесообразно не репетировать заранее с воспитанниками те или иные упражнения: это обеспечить эффект неожиданности, новизны и правдоподобности от «импровиза».

Все этапы занятия сопровождаются слайд-шоу.

При подборе музыкального материала необходимо отдать предпочтение «импровизационным» жанрам в музыке (джаз).

Участники театра - в специальных тренировочных костюмах и обуви.

Для занятий детей-инвалидов используются специальные спортивно-танцевальные коляски.



ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

Организация начала занятия 3 мин.

Вступительная беседа педагога с обучающимися 2 мин.

Разминка (по методу танцевальной терапии) 4 мин.

Выполнение тренировочных упражнений и заданий 13 мин.

Создание танцевальной композиции 5 мин.

Подведение итогов, рефлексия 3 мин.





ХОД ЗАНЯТИЯ



Организация начала занятия (3 мин.)

В записи звучат стихи А.Мышкина «Распахни своё сердце настежь». На экране – видео «Танцевальная терапия».

По окончании записи обучающиеся и педагог занимают свои места в хореографическом зале.

Педагог: Добрый день!

Поклон.

Педагог (обращаясь к гостям): Участники театра танца «Параллели» рады приветствовать все своих гостей! (Аплодисменты).

Все уже обратили внимание на кадры, демонстрирующие элементы танцевальной терапии в исполнении танцевальной группы «AXIS». Термин «танцевальная терапия» впервые появился в середине прошлого столетия. Имея в своей основе импровизацию, танцевальная терапия использует движение для развития социальной, когни­тивной1, эмоциональной и физической жизни человека.

Сегодня мы тоже будем заниматься танцевальной терапией.

И тема занятия - «Импровизация как основа танцевальной терапии».

На экране: тема, цель и задачи учебного занятия.

Педагог: Используя методику танцевальной терапии, мы будем учиться импровизировать. Импровизировать, чтобы лучше понимать и ощущать своё тело, уметь раскрепощаться и быть свободным в своих движениях, чтобы слушать и слышать музыку. Все эти умения пригодятся нам не только на сцене, но и в жизни.

В результате тренировочных упражнений взаимодействие танцоров в паре и в группе должно стать более эффективным.

Вступительная беседа педагога с обучающимися (2 мин.)

Импровизации нельзя научить,

но ей можно научиться.

Стив Пэкстон,

танцор, импровизатор,

основатель контактной импровизации

Педагог: Насколько важно для танцора умение импровизировать? Нужно ли это умение человеку вообще?

Понятие «импровизация» (франц. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) – подразумевает создание художественного произведения в процессе его исполнения.

Именно импровизация дает возможность выразить себя в творчестве, почувствовать радость движения, гармонию тела с музыкой и ритмом.

Когда мы учимся импровизировать, то развиваем музыкальность, чувство ритма, фантазию и воображение. (Слайд) Этот процесс имеет и обратное действие. (Слайд).

На экране:



t1664374713aa.gifУЧИМСЯ
ИМПРОВИЗИРОВАТЬ

Развиваем:

музыкальность,

чувство ритма,

музыкальную память,

фантазию и воображение,

чувство фразировки и формы,

чувство ансамбля



t1664374713ab.gifРазвиваем:



УЧИМСЯ
ИМПРОВИЗИРОВАТЬ

t1664374713aa.gifмузыкальность;

чувство ритма,

музыкальную память,

фантазию и воображение;

чувство фразировки и формы,

чувство ансамбля

Разминка (по методу танцевальной терапии) (4 мин.)

Педагог: Начнем с разминки, при выполнении которой используем джазовую музыку. Ведь «джаз» и «импровизация» - тождественные понятия.

Разминка. Все становятся по кругу. Педагог налаживает зрительный и эмоциональный контакт с воспитанниками.

Упражнения на дыхание.

Упражнения на растяжку.

Релаксация.

Педагог: Импровизация – это свобода. И мы не ограничиваем свой танец жесткими рамками. Мы свободны сделать наш танец любым.

На экране – «Импровизация – это свобода».

Выполнение тренировочных упражнений и заданий (13 мин.)

Задание 1. «Имя» (Бесконтактная импровизация)


Педагог: А ещё импровизация – это честность. И поэтому мы стремимся к тому, чтобы быть честными с собой в процессе каждого танца.

На экране – «Импровизация – это честность».

Педагог: Переходим к 1-ому заданию: «Имя». Каждому из вас необходимо пластикой своего тела нарисовать свое имя. Продемонстрируйте свое умение творчески использовать пространство.

.

Демонстрация « имен» по 2-3 человека. После просмотра выбирается самое удачное «Соло». Все остальные разбиваются по динамике и характеру исполнения.

Задание 2. «Необитаемый остров» (Бесконтактная импровизация)

Педагог: Следующее задание будет связано тоже с бесконтактной импровизацией. Импровизация – это смелость мысли. Поэтому предлагаю всем отправиться на необитаемом острове.

На экране – «Импровизация – это смелость».



Всем воспитанникам педагог предлагает представить, что они на необитаемом острове. Нужно придумать 4 движения, через которые необходимо показать своё настроение и эмоции (испуг, страх, веселье, удивление и т.п.). Запомнить их последовательность. По группам предлагается показать это упражнение (3-4 человека). Получаются целые композиции. Вся остальная группа смотрит выступление и в конце обсуждает, вносят свои предложения (что было хорошо, а что можно изменить).



Педагог: Ваши импровизации очень интересны и заслуживают аплодисментов.

Импровизировать можно не только в танце и музыке, но и в театральном, изобразительном искусстве, и даже в поэзии.

Так, блестящим поэтом-импровизатором был Адам Мицкевич; среди русских поэтов искусством импровизации владели Петр Вяземский, Валерий Брюсов.

Мы с ребятами на занятиях слушаем стихи в записи, иногда даже авторские сочинения. Талантов у нас много.

Но сегодня хочу предложить послушать «Импровизацию» Бориса Пастернака. С творчеством этого писателя и поэта мы уже знакомились раньше.

В записи звучит стихотворение Б.Пастернака «Импровизация» в записи самого автора.

Борис Пастернак. Импровизация


Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.
Я вытянул руки, я встал на носки,
Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.

И было темно. И это был пруд
И волны.- И птиц из породы люблю вас,
Казалось, скорей умертвят, чем умрут
Крикливые, черные, крепкие клювы.

И это был пруд. И было темно.
Пылали кубышки с полуночным дегтем.
И было волною обглодано дно
У лодки. И грызлися птицы у локтя.

И ночь полоскалась в гортанях запруд,
Казалось, покамест птенец не накормлен,
И самки скорей умертвят, чем умрут
Рулады в крикливом, искривленном горле.

Педагог: Кто может назвать автора прозвучавших стихов под названьем «Импровизация»?

Задание 3. “Ведущий и ведомый» (Контактная импровизация)

Педагог: Вернемся к тренировочным упражнениям. Задание усложняется: импровизация становится контактной.

В основе следующего упражнения «Ведущий и ведомый» – лежит умение слушать прикосновением и верно реагировать на полученную от партнера информацию. Разбиваемся по парам. Один в паре – ведущий, второй – ведомый. Ведущий протягивает запястье тыльной стороной своему партнеру, а ведомый мягко берется ладонью за запястье и закрывает глаза. Ведущий начинает вести своего партнера исследовать пространство вокруг. Чтобы работа была успешной, требуется исключительное умение сосредотачиваться и чувство партнера. И ведущий и ведомый должны «слушать» ту информацию, которая идет через тело партнера. Соприкосновение должно быть легким и постоянным, что бы обеспечить максимальную передачу информации.

Участники меняются ролями. После выполнения упражнения все воспитанники садятся в круг и обсуждают собственные ощущения. Обязательно надо дать возможность каждому участнику высказать свои ощущения, мысли. Затем педагог, прослушав высказывания участников, подытоживает, делает вывод.

Педагог: Согласитесь, что импровизация – это поиск, эксперимент. Экспериментировать всегда интересно!

На экране – «Импровизация – это поиск, эксперимент»

Задание 4. «Передача и прием веса и оттяжка» (Контактная импровизация)

Педагог: Продолжаем работу в контакте. Вновь разбиваемся по парам. Сначала необходимо найти способ вступить в контакт с помощью рук, кончиками пальцев. Постепенно в контакт должна войти другие части тела.

Главное в упражнении – ощущение перемещение веса, а не движение рук или головы. Упражнение повторяется разными частями тела, с тем чтобы исследовать различные точки контакта, опираясь на умение слушать партнера (как в упражнении «ведущий – ведомый»).

Полезно также напомнить, что в контактной работе использование даже небольшого веса имеет такое же значение, как и большой вес. Коляска - может служить противовесом, если, конечно, так пожелает сидящей в ней!

Далее воспитанников просят выбрать 5 способов противовеса и оттяжки и работать над ними, уделяя внимание качеству, фокусу и направлению движения. Затем найти способ связать выбранные четыре способа в единое упражнение. Выполненную работу показывают две - три пары одновременно, остальные члены группы обсуждают увиденное.



Педагог: Я бы к понятию импровизация добавила ещё и понятие «игра».

На экране – «Импровизация – это игра»



Создание импровизированной танцевальной композиции в ансамбле (5 мин.)

Педагог предлагает воспитанникам создать танцевальную композицию, используя придуманные на занятии движения и упражнения. Педагог руководит постановочной деятельностью.


Педагог: Импровизация – это творчество. Танец души, а не выученная последовательность движений, это выражение Вашего "Я", всепоглощающее чувство свободы, причастность к искусству…Вас захватывает музыка, и Вы творите.

На экране – «Импровизация – это творчество».

Демонстрация импровизированной танцевальной композиции.

К концу композиции на экране появляется предложение «Импровизация – это свобода, честность, поиск, эксперимент, смелость, игра, творчество…»



Педагог: Чувствовать музыку, поддаваться её порыву, свободно и непринужденно вести себя под любую композицию - вот что такое импровизация. Может быть, кто-то продолжит ряд ассоциаций, связанных со словом «импровизация»?



Ответы обучающихся.

6. Подведение итогов. Рефлексия (3 мин.)

Педагог: Наше занятие завершается. На мой взгляд, оно получилось очень динамичным, эффективным. Мне было интересно с вами работать. (Отмечает работу каждого воспитанника).

Цели мы, безусловно, достигли. Взаимодействие танцоров в паре и группе становится более действенным, понятным, доверительным. Через импровизацию совершенствовались конкретные танцевальные умения. С другой стороны, выполняя тренировочные упражнения и задания, мы учились импровизировать. А это так важно для танцоров!

В нашем коллективе принято завершать занятие каким-либо танцем. Выбрать один номер из репертуара попросим гостей. Пусть и здесь будет элемент экспромта! Выбор за вами! («Танго», «Самба», «Свеча»)

Гости выбирают танцевальную композицию из репертуара. Участники исполняют танцевальную композицию.

Поклон. Аплодисменты.


Литература


Старк А. и Хендрикс К.С. Танцевально-двигательная терапия. Перевод Бирюковой И.- Ярославль, 1994.

«CandyСo Dans Company», Методика танц-терапии.- Великобритания, 2005.

Иванченко В.Н. Занятие в системе дополнительного образования детей. - Ростов-н/Д, 2004.









Алексей Мышкин

Распахну свое сердце настежь,
От тревог и сомнений очищу.
Вдохну истину вместо фальши,
Радость выдохну вместо корысти.

Станет душа моя просторным домом,
Без стен, полов, потолков -
Не сжечь его, не вскрыть ломом.
Он открыт – ни дверей, ни замков.

Пусть горит там, как в храме лампадка,
Маяком для тех, кто во тьме.
Им своей доброты было жалко,
Впрочем, как и тебе и мне.

А сейчас я хочу, чтобы сердце,
Расширяя свой небосвод,
Поместило в себя Вселенную -
Вечных душ неземной хоровод.

И пускай закружатся в танце
Птицы, духи, планеты, люди -
Вы пришли сюда наслаждаться!
Улыбайтесь, свободны будем!

Нет в безмерном доме гостей непрошенных.
И никто не пришел напрасно.
В мире нет ни плохих, ни хороших,
Есть счастливые и несчастные.

Важно, чтоб сердце видело
Сквозь уныние и презрение,
За озлобленностью и неверием
В каждом искорку чистого света.

Чтоб открылось в груди око,
Не моргая ведало смело!
Чтобы взглядом своим глубоким
Исцеляло, спасало, грело!


1 Сognitio - знание, познание.

10


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации