12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Горбунова Ольга Николаевна89
Россия, Хакасия респ., с. Таштып, Таштыпский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Таштыпская школа-интернат №1 имени Л.А. Третьяковой»

 

 

 

 

Методическая разработка занятия

 

«Путешествие по волнам истории развития танца»

(танцевально-игровая программа)

 

 

 

 

Педагог дополнительного образования О.Н. Горбунова

Высшая квалификационная категория

 

 

 

 

с. Таштып

2019 г.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В ходе своей педагогической практики автор находится в постоянном поиске новых нестандартных форм проведения занятий: включает в уроки упражнения на импровизацию, по сценическому движению; образные и танцевальные игры; партерную, дыхательную, мимическую и пальчиковую гимнастику; релаксацию; использует цвето и арома технологии, которые направлены на снятие внутреннего зажима для того, чтобы максимально раскрыть творческий потенциал обучающихся.

Автор заметила, что не все, кто посещают занятия, хотят научиться танцевать. А вот желающих «ходить на танцевальный» всегда много. В большей степени их интересует возможность оказаться в центре внимания, что свидетельствует о дефиците положительных эмоций у детей и возможности самовыражения в жизни.

Те ребята, которых мы изначально считали менее способными, в процессе таких занятий раскрывались с совершенно неожиданной стороны: скрытные и неактивные вдруг становились более общительными и уверенными в себе, новенькие быстрее адаптировались в коллективе.

Поняв, что эти упражнения производят положительный эффект, мы почувствовали необходимость расширить свои знания, обратившись к опыту известных педагогов психологов:

Э.Гренлюнд, Н.Ю.Оганесян. Танцевальная терапия.

Л.Д.Лебедева. Практика Арт-терапии.

В.А.Лабунская, Т.А.Шкурко. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного метода.

Л.Раздоркина. «Танцуйте на здоровье!»

Изучив различные методики, автор освоила новую танцевально-игровую технологию, которая применяет и распространяет успешный опыт танцевальной и других видов Арт-терапии.

Продуктом поиска оптимальной методики подачи материала стала методическая разработка танцевально-игровой программы «Путешествие по волнам истории развития танца» со сценарием и рекомендациями на основе книги Л. Раздоркиной «Танцуйте на здоровье!».

По методическим лекалам данной разработки можно составить игровые программы на разные темы для кружков художественно-эстетической направленности, внеурочной деятельности и не только.

Человек научился выражать свои чувства при помощи танца раньше, чем словами. Передавая впечатления от окружающего мира при помощи разнообразных движений и жестов, он стремился вложить в них свое настроение и душевное состояние: радость, гнев, сострадание, уважение, страх, воинственность.

Некоторые танцевальные обряды дошли до нас из глубины веков и стали частью национальной культуры многих народов.

В ритуальных танцах люди пытались вступить в контакт с Богами, чтобы получить исцеляющие силы. Первыми психотерапевтами были шаманы, которые использовали танец в своих действах, работая в узком просвете между мыслью и чувством, самовыражением и поступком. В Древней Греции многие врачи, прописывали танец, как лучшее средство от многих болезней. В греческой мифологии покровительницей танца является богиня Терпсихора («Терпсис»- веселье, удовольствие, «коре»- дева или дочь) – юная муза, приносящая радость и удовольствие, источник энергии и радости.

Танцевальная терапия, как метод, зародилась в США в 1940 году. По определению Американской ассоциации танцевальная терапия (ТТ) - это психотерапевтическое использование танца и движения, как процесс, способствующий индивидуальному чувственному самовыражению и физической интеграции.

ТТ - это способ выражения эмоций.

Основная цель ТТ:

Достижение внутренней и внешней гармонии посредством танца.

ТТ - подходит для разных категорий людей, желающих посредством танца научиться чувствовать себя, своё тело и развить свою индивидуальность;

- может быть разработана для разных возрастных групп;

- бывает индивидуальная, групповая, семейная, коллективная и т.д.;

- применима для умеющих танцевать и не умеющих, т.к. основное значение имеет открытость, искренность, спонтанность в выражении чувств и переживаний, индивидуальность самовыражения.

Важно не столько умение танцевать, столько желание танцевать.

«Арт - терапия (лечение искусством)- это забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности» (Л.Д.Лебедева. 2007г.)

Арт - терапия не только избавляет от психологических проблем, но позволяет приобрести положительный эстетический опыт и испытать радость творчества!

Танцевальная игра - это игра + танцевальная импровизация + предлагаемые обстоятельства

- является одной из составляющих ТТ, цель которой - вовлечение участников программы в творческий, строящий взаимоотношения опыт;

- строится на основе пробуждения и воспитания добрых качеств.

Танцевально-игровая программа:

- содержит комплекс танцевальных игр и упражнений, объединенных общей темой;

- предназначена для детей-подростков;

- содержит компенсаторные и коммуникативные методы, помогает снять напряжение, избавиться от комплексов, страхов и усталости, выявить творческие способности, повысить собственную самооценку;

- является источником радости.

Танцевально-игровая программа - не показательное мероприятие, а творческий процесс, поэтому программа носит вариативный характер.

В ходе проведения занятия в зависимости от обстоятельств возможно отступление от плана; сокращение или продление отдельных фрагментов; изменение условий игры или упражнения.

Логическая структура формы и последовательность тематического содержания позволяет говорить о танцевально-игровой технологии, которая применяет и распространяет успешный опыт танцевальной и других видов арт - терапии.

 

Технология конструирования танцевально-игровой программы:

 

- выбор темы с учётом возраста, пола, возможностей обучающихся;

- создание сюжета;

- конструирование танцевальных игр и упражнений;

- определение логической последовательности проведения танцевальных игр и упражнений в зависимости от нагрузки и поставленных задач программы;

- запись фонограммы;

- самоподготовка и проведение занятия;

- организация танцевально-игрового пространства.

План проведения танцевально-игровой программы

«Путешествие по волнам истории развития танца»

 

Этапы занятия

Время

Содержание

Задачи

Вводная часть

3-5 мин.

Вступительное слово педагога

Создать психологический настрой на занятие

Подготовительная часть

10 мин.

Разминочный блок

Разогреть тело, разбудить эмоции

Основная часть

20-30 мин.

Тематическая игра (танцевальная импровизация)

Проработать приемы и методы танцевально-игровой технологии

Заключительная часть

10-15 мин.

Релаксация

Сбалансировать эмоциональное состояние

Необходимое оборудование и реквизит:

Мультимедиа, экран, аудиоаппаратура;

музыкальные записи - шлягеры разных исторических эпох;

платочек, шляпа, бутафорская гитара;

Бумага, краски, кисти, стол, стулья, гимнастические коврики.

 

Сценарий танцевально-игровой программы

«Путешествие по волнам истории развития танца».

Вводная часть

Дорогие друзья! Мы начинаем танцевально-игровую программу «Путешествие по волнам истории развития танца». Для этого у нас имеется зал, необходимое оборудование, реквизит, 60 мин. земного времени.

Но самое главное - это вы, команда воспитанников хореографической студии «Ассорти Денс»!

Вас всех из разных классов - объединяет желание танцевать.

Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие - Путешествие по волнам истории развития танца.

Учёные утверждают, что в наших генах заложена информация о далёких предках. Давайте попробуем пробудить память и вспомним, как танцевали люди в разные времена, но к путешествию нам нужно подготовиться, сделать небольшую разминку.

Не забывайте, друзья, что в виртуальном перемещении нужно держаться всем вместе и помогать друг другу, чтобы никто не потерялся во времени.

 

Подготовительная часть - разминочный блок.

Итак, игра «Танцуют все»

Участники стоят или сидят, располагаясь полукругом. Ведущий даёт задание: «танцует правая рука», «танцует левая нога», «танцует голова», «танцуют плечи» и т.д.- участники импровизируют. По команде «танцуют все»- в работу включаются все части тела (повторяется 3-4 раза). Ведущий может сочетать объяснения с показом.

Игра обычно проводится в начале занятий и может быть частью ритмической гимнастики в танцевально-игровой программе.

Цель: разогреть тело, разбудить эмоции; снять мышечные зажимы, создать настрой на работу.

Музыка: любая ритмичная, темп средний.

Игра «Трансформер»

- построиться в колонну, шеренгу, диагональ;

- сделать круг (плотный, широкий), два круга, три круга;

- сделать два круга - круг в круге;

- встать по парам, тройкам и т.д.

Таким образом, группа «трансформируется», принимая различные фигуры и положения. При этом можно усложнить задание и перестраиваться маршем, подскоками, прыжками, кошачьим шагом, другими танцевальными движениями. Или выполнять команды за установленный промежуток времени (например, на счёт до пяти; до десяти).

Цель: побудить участников к взаимодействию и взаимопониманию, развить чувство ориентации в пространстве.

Музыка: в качестве музыкального сопровождения игры используется ритм.

 

Основная часть – тематическая игра

 

Прекрасно, я вижу, что мы готовы к перемещению. Принцип работы Машины Времени таков: все встаем в плотный круг, я говорю заклинание, где магическое слово «танцевать» произносим хором. РИТУАЛ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ:

Все мы любим танцевать!

Обожаем …танцевать!

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем… танцевать!

Медленно поднимаем руки вверх и отходим назад, расширяя круг. Поздравляю вас с удачным перемещением. Аплодисменты. Мы с вами попали во времена Древней Руси. В те времена, собираясь на гулянии, люди играли в разные игры и водили хороводы - это был едва ли не единственный способ познакомиться, а также найти себе невесту или жениха.

Игра «Хоровод - знакомство»

Участники образуют круг и, взявшись за руки, двигаются медленным шагом по часовой стрелке. Ведущий с платком в руке идет в обратном направлении внутри круга, останавливается напротив любого из участников (в этот момент круг тоже прекращает движение), делает глубокий русский поклон и передает платок. После ответного поклона меняется с ним местами. Игра может продолжаться, пока все не побывают в роли ведущего.

Цель: Развивать групповые чувства сплоченности, сопричастности, принадлежности; побудить к вступлению в межличностные отношения.

Музыка: Русские мелодии в инструментальной обработке (например, хороводы ансамбля танца «Березка»), темп медленный.

Я предлагаю продолжить путешествие (повторяется «РИТУАЛ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ»).

Я приветствую вас (реверанс) на балу у Короля. Менуэт, мазурка, вальс - вот те танцы, которые танцевали в те далекие времена. А сейчас

Игра «Реверансы»

В игре воссоздается атмосфера бала.

1-ый вариант.

Участники медленным, степенным шагом двигаются по площадке в хаотичном порядке, приветствуя при этом кивком головы каждого идущего навстречу. Музыкальная пауза – сигнал к тому, что нужно сделать реверанс (повторяется 5-7 раз).

2-ой вариант.

Группа выстраивается в ряд. Король, королева (эту роль может исполнять ведущий) проходит вдоль участников, каждый из которых в знак приветствия поочередно замирает в реверансе, и становится в конце ряда. Игра повторяется, пока все не побывают в роли короля или королевы.

Цель: Помочь ориентации в пространстве, дать возможность экспериментировать с движением, осознать свою особенность самовыражения, развить умение импровизировать.

Музыка: Менуэт, вальс и т.п., темп умеренный.

А сейчас поговорим о вальсе. Что обозначает слово «Вальс» (от немецкого - скользить). Какие вальсы вы изучили (медленный: простая перемена, правая и левая, поворот вправо), венский (дорожка, поворот вправо), фигурный (балансе, вращения под рукой, в паре)?

ПОКАЗ ЭЛЕМЕНТОВ.

Чем отличается медленный вальс от венского (муз р-р медл. вальса 4\4, а венского 3\4)?

Кого называют Королем Вальса (И.Штраус)?

Прекрасно! Мы продолжаем наше путешествие.

«РИТУАЛ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ».

Друзья мои! Мы на волне 20-х – 30-х годов 20 века! (Звучит мелодия чарльстона). Этот танец родился в Америке. Чарльстон – от названия города в США создан на основе негритянских танцев, характеризуется быстрыми поворотами стопы одной или обеих ног носками внутрь и обратно. В России этот танец был очень популярен во времена НЭПа. У вас неплохо получается. Великолепно. И вновь нам пора отправляться в путь.

«РИТУАЛ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ».

Чудесным образом мы с вами попали на танцплощадку 60-х (20 века). Популярным танцем этих лет был твист - от английского «скручивание» - североамериканского происхождения, благодаря американскому певцу и танцору Ч.Чекеру распространился во многих странах мира. Темп быстрый, четкий ритм, характерные движения бедрами и передними частями стопы. Вспомним эпизод из фильма «Кавказская пленница». Я предлагаю попробовать повторить эти движения под музыку.

Игра «Все дело в шляпе»

Участники разбиваются на пары и импровизируют. Ведущий в шляпе ходит по залу, останавливается возле любой пары, надевает шляпу на голову одному из участников, меняется с ним местами. Игра повторяется, пока каждый не побывает в шляпе.

Цель: стимулировать общение в парах, развить способность взаимопонимания и вхождения в межличностный контакт, расширить танцевально - экспрессивный репертуар.

Музыка: разные стили и жанры (например, твист), темп умеренный.

Реквизит: шляпа.

Наша волна стремится вперед к новым танцевальным направлениям.

«РИТУАЛ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ».

С благополучным перемещением на дискотеку 80-х (20век). Это время вокально-инструментальных ансамблей. Может кто-нибудь знает любимые группы или ансамбли своих бабушек и дедушек? Конечно это «Бони - М», « Битлз».

Игра «Соло с гитарой»

Все становятся в круг и двигаются в ритм музыки. Ведущий с гитарой в руках выходит в центр круга и исполняет соло, выражая в танце свои чувства, затем передает гитару любому участнику. Далее каждый участник проделывает то же самое, при этом он может по желанию вступить во взаимодействие с кем- либо из группы. Каждый сольный танец в конце награждается аплодисментами.

Цель: стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку.

Музыка: диско, поп, рок и другая (например, композиции «Бони - М»), темп быстрый.

Реквизит: в качестве гитары можно использовать ракетку от бадминтона.

Друзья, вы творчески самовыразились, показали свое умение импровизировать, ну а сейчас нам пора возвращаться домой. (Ритуал перемещения).

В наше время в моде разные стили и направления. Я приглашаю всех в танцклуб 21 века.

Игра «Танцевальный ринг»

Участники делят на две группы, каждая из которых поочередно двигается в своем стиле (Корея поп, Зумба латина, Джаз модерн и др.), при этом импровизируя и вступая во взаимодействие друг с другом. Пока одна группа танцует, другая наблюдает, и наоборот (повторяется 3-4 раза). Затем группы пробуют свои силы в противоположном стиле (меняются стилями), и игра повторяется.

Цель: развивать групповую поддержку и взаимодействие, расширить танцевально-экспрессивный репертуар.

Музыка: любое сочетание контрастных стилей: рок-н-ролл и рэп, классический и народный, джаз и техно.

 

Заключительная часть – релаксация, опрос, тест

 

После активного танцевального марафона нам всем пора отдохнуть: расположиться удобно на стульях или на полу на ковриках, закрыть глаза и под музыку отдаться своим фантазиям (релаксация).

Цель: проработать внутренние ощущения, стабилизировать эмоциональное состояние, достичь внутреннего равновесия.

А сейчас я предлагаю вам нарисовать свое настроение (бумага, краски, кисти).

Понравилось ли вам занятие?

Что запомнилось больше всего?

Какая игра была интересней?

Улучшилось ли ваше настроение?

Что бы вы хотели изменить или добавить?

И в заключении ТЕСТ:

«МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТАНЦУ»

Быстро и не задумываясь ответьте: что такое танец?

Закройте глаза и представьте себе танец.

Возьмите лист бумаги и нарисуйте танец.

Всем спасибо. Поклон. Аплодисменты.

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Условия проведения

 

Танцевально-игровая программа рассчитана на группы числен­ностью от 10 до 15 человек. Для ее проведения необходим просторный светлый зал.

Каждый участник программы должен чувствовать себя комфортно и в безопасности. Очень важно иметь качественно воспроизводящую звук технику и грамотно записанные фонограммы.

Здесь предполагается использование вспомогательного материала для развития моторики, координации, вообра­жения, а также контакта между членами группы. Вспомогательный материал может иметь и символическое значение.

Все участники программы должны иметь удобную одежду и обувь, а также коврик, если вы планируете проводить релакса­цию в положении лежа.

Необходимо позаботиться о наличии цветных карандашей и бумаги для проведения диагностики.

Желательно, чтобы у каждого участника была плакетка с его именем.

 

Организация творческого процесса.

 

На занятии ведущий танцевально-игровой программы ста­новится режиссером событий, создавая участникам безопасную окружающую среду для творческого процесса.

Желательно, чтобы перед началом звучала инструментальная ненавязчивая музыка, которая «пригласит» обучающихся в мир творчества и поможет создать необходимый настрой на занятие.

Ведущий может сделать небольшое вступление, в котором расскажет о назначении танца, о его уникальных свойствах, а также познакомит участников программы с услови­ями проведения занятия, которые обсуждаются и принимают­ся коллективно.

Нужно постараться, чтобы в игру включились все участни­ки группы. Но если это сразу сделать не удалось, и кто-то остал­ся в стороне, принуждать его не следует, пусть сохраняет пози­цию пассивного участника. Вполне возможно, что он включится в работу на следующем этапе занятия.

Необходимо так организовать творческий процесс, чтобы на занятии царила атмосфера доброжелательности, все члены груп­пы чувствовали себя спокойно и уверенно, были не одиноки, помогали друг другу. После каждой индивидуальной импровиза­ции желательно аплодировать исполнителю, за счет этого само­оценка повышается очень быстро даже у самых робких.

Мы рекомендуем регулярно использовать танцевально-игровую технологию в школах, в учреждениях дополнительного образова­ния, где в непринужденной обстановке у детей будет возможность снять напряжение, выплеснуть энергию и получить заряд положительных эмоций.

Всего семь ступеней на пути к хорошему настроению! Глав­ное - сделать первый шаг, и вы сами не заметите, как окажи­тесь на вершине душевного благополучия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д

Внутренняя и внешняя гармония

Устойчивость к стрессовым ситуациям

Обретение уверенности в себе

епрессия стресс

 

 

 

Налаживание контактов

Самоуважение

 

 

 

 

Повышение самооценки

Пробуждение положительных эмоций

 

 

 

 

 

Избавление от стресса и усталости

Самовыражение

 

 

 

 

Самопонимание

Высвобождение чувств

 

ТАНЦЕВАЛЬНО - ИГРОВАЯ

ТЕХНОЛОГИЯ

 

Раскрепощение

Снятие напряжения

 

 

 

 

 

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

 

 

 

 

 

Во время занятий ведущему необходимо следить за самочувствием каждого участника и, в случае необходимости, корректировать проведение тех или иных упражнений и вносить изменения в программу. Все участники отличаются степенью готовности к проявлению экспрессии, поэтому:

ВЕДУЩЕМУ ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ

НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ:

НЕ применять указания, требования, принуждения!

НЕ навязывать способы деятельности вопреки желаниям!

НЕ сравнивать участников с другими членами группы!

НЕ оценивать творческую деятельность!

НЕ оставлять без внимания ни одного участника!

НЕ забывать поощрять спонтанное творчество!

Каждый обучающийся в процессе танцевально-игровой программы продвигается в творческом развитии согласно своей природе. Очень важно, чтобы каждый участник понимал: возможно проявление любых эмоций, но не любое по­ведение!

Только обстановка доверия и доброжелательности позволит всем членам коллектива спокойно и безболезненно вос­принимать индивидуальные различия и проявлять поддерж­ку по отношению друг к другу.

В заключительной части, после релаксации, в процессе подведения итогов занятия ведущему необходимо уделить внимание всем членам группы, выслушать их впечатления и ощущения, сделать краткий комментарий, подчеркнув индивидуальную неповторимость каждого, поблагодарить за совместную творческую работу, предложить провести тестирование, и раздать ПАМЯТКУ УСПЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА:

Я - фантастически привлекательное, божественно красивое, исключительно оригинальное, бесспорно талантливое, невероятно перспективное, необычайно работоспособное, неописуемо творческое СОКРОВИЩЕ ПРИРОДЫ.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Андреева Г. М. Социальная психология, Учебник для высших учебных заведений. — М,: Аспект Пресс. 1999.

2. Антипина Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. — М:, 1982.

3. Гренлюнд Э.. Оганесян Н. Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. — СПб.: Речь. 2004.

4. Королева Э. А. Танец, его происхождение и методы исследова­ния — Советская этнография.— 1975. — №5.

5. Краткий словарь танцев/под ред. Филиппова А, В - М,: Флинта: Наука. 2006.

6. Крючек Е. С. Аэробика. Содержание и методика оздоровитель­ных занятий: Учебно-методическое пособие. — М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс. 2001.

7. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. — М.: Высшая школа. 1990.

8. Курис И. Биоэнергетика йоги и танца. — М., 1994.

9.Лабунская В. А.. Шкурко Т.А. Развитие личности методом танце­вально-экспрессивного тренинга/Психологический журнал - 1999. Т.20.-№1.

10. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь. 2007.

11. Майерс Д. Социальная психология/Перев с англ - СПб.: Пи­тер Ком. 1998.

12. Мессерер А. М. Танец. Мысль. Время. - М.: Искусство, 1990.

13. Основы социологии: Курс лекций. — М.. 1993.

14. Попова Е. Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. — М.: Терра-Спорт, 2000.

15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, - М.: Нарком-прос. 1946.

16. Рудистам К. Групповая психотерапия. - М; Прогресс. 1990.

17. Сапер Поль Л. Основы искусства речи. Ростов н./Д: Феникс, 1999.

18. Фельденкрайз М. Осознание через движение - М,. 1986.

19. Хей Л. Исцели свою жизнь. Исцели свое тело. Сила внутри нас - Каунас: Ltd. «Rites». 2000.

20. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг — СПб.: Речь.

21.Раздоркина Л.Л. Танцуйте на здоровье! - Ростов. н./Д: Феникс, 2007г
 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.