Открытое интегрированное занятие по танцевальной пластике для коллег музыкальных руководителей

3
2
Материал опубликован 15 January 2018 в группе

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а в жизнь готовятся

Но вряд ли в жизни пригодится тот

Кто, в жизнь вступая, в детстве не живёт! (Самуил Яковлевич Маршак).

Пояснительная записка.

Система работы по развитию танцевально – игровой пластики направлена на всестороннее гармоничное развитие детей дошкольного возраста . Данная система занятий может существовать как автономно, так и служить дополнением к программе, по которой строит образовательный процесс дошкольное учреждение, и порционным образовательным программам, используемых специалистами детского сада. Может быть использована как кружковая работа музыкального руководителя, что добавит больше динамики в музыкально- двигательную активность ребёнка.

В данной системе представлены различные разделы, которые объединяет игровой оптимистический метод проведения занятий.

Так в танцевально- ­ритмическvю гимнастику входят: ритмика, строевые упражнения, танцевальные упражнения, ориентировка в пространстве.

Нетрадиционные виды упражнений представлены пластическими этюдами, пальчико­во - речевыми играми, самомассажем, музыкально - подвижными играми .

Раздел креативное движение включает музыкально-творческие задания и психо­гимнастику.

Познавательная роль принадлежит разделу – «Беседы об истории появления разных танцев», занявших прочное место в мировой музыкальной культуре .

Сюжетные занятия и досуги обобщают и закрепляют навыки, полученные на занятиях.

Цели, задачи, формы.

Основной целью занятий является содействие всестороннему развитию личности дошкольников средствами танцевально - игровой пластики. Оптимизируя процесс обучения, пробудить желание продолжать образование в этом направлении в школьном будущем (содействие в поступление в музыкальную школу, лицей, хореографи­ческий коллектив). Привести детей к пониманию танца, как средства общения между людьми. Исходя из целей программы, предусматривается решение следующих задач:

1. Укрепление здоровья.

а) способствовать оптимизации роста и развитие опорно - двигательного аппарата;

б) способствовать формированию правильной осанки;

в) содействовать профилактике плоскостопия;

г) содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания,

кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной системы организма ребенка.

2.Совершенствование психомоторных способностей ребенка.

а) развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, ориентировку в пространстве,

координацию;

6) развивать чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание.

Согласовывать движение с музыкой, формировать навыки выразительности, пластичности, гра­циознocти и изящества танцевальных движений и танцев.

3. Развитие творческих и созидательных способностей ребенка.

а) развивать мышление, воображение, находчивость, познавательную активность,

расширять кругозор;

6) формировать навыки самостоятельного движения под музыку;

в) воспитание умения эмоционального выражения, раскрепощённости, творчества в движениях;

г) развивать инициативность, лидерство, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

При составлении системы занятий учитывались основные принципы дидактики:

а) от прос­того к сложному,

б) исходя из ребенка, для ребенка, вместе с ребенком, самостоятельно, возрастные и психологические особенности этого возраста, физические возможности.

Построение занятий.

Занятие строится в 3х-частной форме.

1 часть - вводная. Сюда входят строевые упражнения, упражнения на ориентировку в пространстве, танцевально - ритмическая гимнастика или разминка. Занимает от 5% да 15% общего времени. Длится 8-10 мин.; по состоянию детей и зависит от целей занятий.

2 часть - основная, разнообразная по видам деятельности.

Это и танцевальные упражнения, и пластические этюды, и музыкальные творческие игры, разучивание или сочинение танца и т.д. (по усмотрению педагога). Занимает от 70% да 85% 06щего времени - 30 мин.

3часть - заключительная, по усмотрению педагога, исходя из степени усталости детей. Это музыкальные подвижные игры или психогимнастика. Занимает 3% - 7% рабочего времени - 3-5 мин.

­

Особенности методики обучения.

Педагог должен владеть большим разнообразием движений, комбинаций и целым комплексом упраж­нений, входящих в танцевально – игровую систему занятий.

Целостный процесс обучения танцевальным упражнениям, танцам можно условно разделить на три этапа:

а) начальный этап - обучение упражнению, название, объяснение техники, опробование; ­

­

б) этап углубленного изучения упражнения;

в) этап закрепления и совершенствования упражнения.

Применима аксиома: «Делай как я!» « Делаем вместе!» «Делаю сам!»

Характеристика разделов систематических занятий.

«Танцевально-ритмическая гимнастика» является основой для развития чувства ритма, двигательных способностей, позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным способ­ностям, характеру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные «композиции-разминки» для формирования выше перечисленных навыков.

1 раздел «Ритмика» - сюда входят специальные упражнения для согласования

движений с музыкой, музыкально - ритмические задания, игры.

2 раздел «Строевые упражнения» - дисциплинируют, помогают освоить основные

навыки, которые впоследствии пригодятся детям на уроках физкультуры.

3 раздел «Ориентировка в пространстве»- способствует быстрому разучиванию

хороводов и русских народных танцев, основанных на перестроении. Развивают наход­чивость, самостоятельное мышление, умение действовать как сообща, так и едино­лично.

4 раздел - Танцевальные упражнения - направлены на формирование танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, такие танцевальные

формы как историко-бытовой, народный, бальный, современный и ритмический танец.

Нетрадиционные виды упражнений представлены в разделе

5 «Пластические этюды» - это этюды на развитие мышечной силы и гибкости ребёнка. Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают ребенку вволю покричать, свободно выразить свои эмоции, обретая умиротворение, открытость и внутреннюю свободу.

6.«Пальчиковые игры» - служат основой для ручной умелости, координации движения рук. Упражнения, превращенные в увлекательную игру, не только обогащают внут­ренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. «Самомассаж» является основой закалива­ния и оздоровления детского организма. Выполняя самомассаж, помимо хорошего настроения и радости, у ребенка формируется сознательное стремление к здоровью, развивается навык собственного оздоровления.

7 раздел – «Мvзыкально - подвижные игры» - применяются почти на всех занятиях, являются ведущим видом деятельности дошкольников. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования, все то, что требуется для хорошего настроения и поставленной цели.

8 раздел – «Сюжетные и театрализованные досуги», объединяют все виды деятельности, выполняют роль отчётных мероприятий , объединяющих родителей и детей.

Данный материал позво­ляет сплотить ребят, служит основой для закрепления умений и навыков приобретен­ных ранее, дает возможность стать тем, кем мечтаешь, побывать где хочешь, увидеть то, о чём мечтаешь.

9 раздел – «Креативное движение» - включает в себя два вида нетрадиционных упражнений, специальных заданий.

а) мvзыкально - творческие задания - импровизация под музыку, коммуникативно­-танцевальные игры и социометрические исследования на этом фоне, самоанализ и оценка чужих действий - это результат всех видов деятельности, которые дают возможность ребенку проявить себя, как творческую личность.

б) «психогимнастика» - курс этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики, как ее познавательной, так и эмоционально-­личностной сферы. Включает в себя пантомиму, игры с мимикой лица, коллективные упражнения, направленные на доброжелательное отношение друг к другу. В ходе занятий дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, у них «культивируются» положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта), исчезает неуверенность в себе.

10 раздел – «Беседы об истории танцев разных стран и народов» - расширяют кругозор ребен­ка, формируют интерес к истории, прошлому, заставляют задуматься.

Учатся беседовать, задавать вопросы, говорить и излагать свои мысли, т.е. это основы правильного общения.

Интегрированное занятие по танцевально игровой пластике

«Сказка про день рождения Фитюльки»

Цель: вызвать интерес к русскому сказочному образу в оптимистической сюжетно-игровой форме через синтез различных видов деятельности, стимулируя творческую активность и фантазию ребенка.

Задачи:

1. Налаживание коммуникативных связей через принцип организации успеха, через решение коллективных задач.

2. Совершенствование психомоторных способностей ребенка.

3. Развитие творческого воображения.

Построение в шеренгу.

Танцевальное приветствие. Сегодня у нас занятие не обычное, а очень даже симпатичное. У нас много гостей. Давайте их поприветствуем. Я прекрасно знаю, что каждый из вас обожает сказки. Предлагаю всем, туда отправится прямо сейчас. Согласны?

Активное слушание с видеорядом«Сказки» - в конце переодеться в Фитюльку.

Музыкальная характеристика Фитюльки.

Фитюлька: Здравствуйте, ой, ребятня! Прыгнула из сказки я!

А зовут меня Фитюлька! Что, не знаете меня?

Вы не думайте, что я очень вредная!

Ну а если и вредна, я такая не одна.

В сказках солнышко горит, справедливость в ней царит,

Только без какой - нибудь Фитюльки

Сказка – просто инвалид

Ты то знаешь или нет, мне сегодня 1000 лет!!

Только что же вдруг случилось? Что со мною приключилось? Лапти с ног моих пропали, ноженьки босыми не стали. Вместо лапоточков чешки я одела в спешке? День рожденья как справлять?! Как мне с вами танцевать? О! Вспомнила! Не зря же я колдунья! Чтобы их расколдовать, надо слово мне собрать, а потом уж с ребятишками веселиться и плясать. Но писать я не умею, и читать я не могу. Ой, ребята, помогите – научите уму-разуму! (Ответ детей, принятие решения). Ну, куда же нам идти, как дорогу-то найти? Ну, пойдём – ка мы в леса…….

Речевая игра «Ночной лес»:

Лес ночной – он полон звуков:

Кто-то выл, а кто мяукал, кто-то хрюкал,

Кто-то топал, кто-то крыльями захлопал,

Кто-то ухал и кричал,

Ну а кто-то тихо-тихо тихим голосом молчал…

Фитюлька (находит куклу бибабо, обращается к ней): Ой, сестрица, подскажи, что мне делать?

Кукла: Чтобы буквы разыскать, надо сильными вам стать!

Фитюлька: Эй, ребята, мышцы разомнем? Силой, удалью тряхнем? Я знаю и умею как! Меня Фитюль учил, утренняя гимнастика, называется! А разминку лучше всего делать на наших лесных тропинках, да дорожках . Разомнёмся мы немножко?

Заминка «Зверя по следам любого» -(упражнение с различными заданиями на укрепление стопы, развитие ориентировки в пространстве). перестроение по ориентирам

Танцевальная разминка «Утренняя зарядка».

Кукла: Я ребятам угожу, первой буквой награжу. Открывай, сестрица, букву, а ребята тебе прочитают (открывают букву «Т»).

Путь вам дальше к электричке. К электричке не простой, а грибной. Эй, ребята, детвора, в электричку всем пора!

« Грибная электричка»

Фитюлька: Перед нами стоит дом, кто живет в нем?

(открывает, из окошка выглядывает заяц)

Заяц (заикаясь): Это что за чудеса? Вы, случайно, не лиса?

Фитюлька: Заяц, да ты от страха стал совсем косым!

Заяц: Да нет, знаю вашу я беду, горю я помочь смогу. Только со мною поиграйте, тогда и букву открывайте! Девочки и мальчики, разбирайте

палочки!

Игра с палочками на развитие ритма «Скачите палочки»:

Вы скачите, палочки, как солнечные зайчики,

Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок.

Правой ножкой топ-топ, левой ножкой топ-топ,

На головку сели, песенку запели: «Доброе утро!»

1 вариант: индивидуально

2 вариант: скрестив руки с сидящими рядом

Фитюлька: Можем букву открывать, дальше путь свой продолжать! (открывается буква «А»).

Фитюлька: А ведь наш лес полон сказок и чудес. (Загадывает загадку)

Они весною появляются, летом в зелень превращаются

Осенью жёлтеют, вянут, а под снегом спать все лягут….(листья)

- держит в руках листок, но буквы на нём нет. -

Фитюлька: Придётся ещё поколдовать. Вспомнила! А у меня в волшебном лесу девочки превращаются в осенние листочки и мечтают чтобы ими полюбовались дети. Хотите на них посмотреть?

Видео «Осенние литья» ансамбль «Дети Магнитки»

Фитюлька: Правда, волшебный танец? И мне кажется, что он не только про листики осенние…но об этом мы подумаем в другой раз. А если нам попробовать сейчас превратиться в маленькое семечко, которое потом станет деревцем, с листочками, цветами, такими красивыми, как мы сами? Давайте попытаемся? Вам не будет трудно, ведь правда? А потом я вас расколдую, не переживайте…

(колдует) «Торбу – норбу, три стиха

Торбу – норбу, три Ха – ха

Торбу – норбу, не стесняйся

и в кружочек собирайся и в листочек превращайся!»

«История про деревце» - танцевальная импровизация

Листочек наш от тепла сам раскрылся и буква перед нами появилась! (Открывается буква «Н»)

Фитюлька: Ой, смотрите, на нашем дереве дрозды сидят друг на друга все глядят!

Коммуникативная игра с элементами массажа: «Дрозд»

Ты – дрозд и я дрозд, у тебя нос, у меня нос

У меня гладкие, у тебя гладкие, у меня сладкие, у тебя сладкие

Нам хорошо вместе!

Ну вот вы уже не дрозды и не листочки, а мамины сыночки и дочки.

Только вам - то хорошо, вы много знаете, наверно, книжки читаете! А я в лесу всё одна, да одна, вот бы друга мне, хотя б слона! Ой, что это я сказала? Про слонов я сроду не слыхала…а вы? (ответ детей) Так может, вы мне эту историю и расскажете?

Ритмо – декламация «Слоновий рэп»

Фитюлька: Вот вам, детушки, награда! Буква «Е» - другой не надо!

(открывается буква «Е»)

Фитюлька: Ну, порадовали вы меня! А может, уже и слово получилось? Не, какой – то тане…какой – то буквы не хватает. (дети догадываются какой)

Фитюлька: Да, это мое самое любимое занятие – танцевать! Только я не умею. Вот опять же, я как нервничаю, так сладенького хочу! Вот если бы было бы из чего варенье сварить! Не буду я плошать, буду в разные съедобности вас превращать!

«Унды фунды чунды гей! Превращайся поскорей!»

Танец «Варенье»

Фитюлька: Танец сладкий получился! Варенье удивительное! И буква последняя нашлась!

(Открывается последняя буква «Ц», дети читают слово «танец»)

(Замечает мешочек с лаптями).

Вот мои лапоточки! Спрятались в мешочек,

Пора лапти надевать и с ребятами играть!

Стоп! На день рождения принято угощать.

А мы испечём мы торт на праздник, 7 свечей на нём зажжём!

Игра на внимание «7 свечей»

(в конце она падает на пол от усталости).

Фитюлька: Ох, устала что-то я, но спасибо вам, друзья, вы садитесь, отдохнем. Мы по лесу шли? Буквы, лапти мне нашли? Мы играли, танцевали, день рождения справляли? Ну а сильными вы стали? Вы друг друга полюбили? А меня вы не забыли? Но что-то язык мой заплетается, реснички опускаются, глазки закрываются, ноги наши отдыхают, потянулись, встрепенулись. Сели, встали, улыбнулись!

(Во время упражнения на расслабление необходимо разложить осенние листья разных цветов)

Фитюлька: Откровенно вам хочу сказать, что без вас я буду в лесу скучать. Подарите мне на память букетик из листочков – все девочки любят цветочки

Но сейчас ведь осень, поэтому и такому букету я буду рада. Но букет должен отражать ваше настроение. Листьев много, но подарите мне лишь те, которые соответствуют вашему настроению.

Дети собирают листья и отдают Фитюльке .

Спасибо вам, ребятня! Выручили вы меня! Но…

Психогимнастика «Часы»

Часы идут, часы идут, часы идут. Куда?

Но время льётся, время льётся, время, как вода Его хочу я удержать, но тут же слышу стук И улетает в миг оно едва коснувшись рук (прощание с детьми)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ирина Ивановна! Спасибо! Добавляю себе в избранное.

15 January 2018

Спасибо, Татьяна Егоровна! Рада. что пригодилось!))

16 January 2018