Открытое интегрированное занятие по танцевальной пластике для коллег музыкальных руководителей
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а в жизнь готовятся
Но вряд ли в жизни пригодится тот
Кто, в жизнь вступая, в детстве не живёт! (Самуил Яковлевич Маршак).
Пояснительная записка.
Система работы по развитию танцевально – игровой пластики направлена на всестороннее гармоничное развитие детей дошкольного возраста . Данная система занятий может существовать как автономно, так и служить дополнением к программе, по которой строит образовательный процесс дошкольное учреждение, и порционным образовательным программам, используемых специалистами детского сада. Может быть использована как кружковая работа музыкального руководителя, что добавит больше динамики в музыкально- двигательную активность ребёнка.
В данной системе представлены различные разделы, которые объединяет игровой оптимистический метод проведения занятий.
Так в танцевально- ритмическvю гимнастику входят: ритмика, строевые упражнения, танцевальные упражнения, ориентировка в пространстве.
Нетрадиционные виды упражнений представлены пластическими этюдами, пальчиково - речевыми играми, самомассажем, музыкально - подвижными играми .
Раздел креативное движение включает музыкально-творческие задания и психогимнастику.
Познавательная роль принадлежит разделу – «Беседы об истории появления разных танцев», занявших прочное место в мировой музыкальной культуре .
Сюжетные занятия и досуги обобщают и закрепляют навыки, полученные на занятиях.
Цели, задачи, формы.
Основной целью занятий является содействие всестороннему развитию личности дошкольников средствами танцевально - игровой пластики. Оптимизируя процесс обучения, пробудить желание продолжать образование в этом направлении в школьном будущем (содействие в поступление в музыкальную школу, лицей, хореографический коллектив). Привести детей к пониманию танца, как средства общения между людьми. Исходя из целей программы, предусматривается решение следующих задач:
1. Укрепление здоровья.
а) способствовать оптимизации роста и развитие опорно - двигательного аппарата;
б) способствовать формированию правильной осанки;
в) содействовать профилактике плоскостопия;
г) содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания,
кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной системы организма ребенка.
2.Совершенствование психомоторных способностей ребенка.
а) развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, ориентировку в пространстве,
координацию;
6) развивать чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание.
Согласовывать движение с музыкой, формировать навыки выразительности, пластичности, грациознocти и изящества танцевальных движений и танцев.
3. Развитие творческих и созидательных способностей ребенка.
а) развивать мышление, воображение, находчивость, познавательную активность,
расширять кругозор;
6) формировать навыки самостоятельного движения под музыку;
в) воспитание умения эмоционального выражения, раскрепощённости, творчества в движениях;
г) развивать инициативность, лидерство, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
При составлении системы занятий учитывались основные принципы дидактики:
а) от простого к сложному,
б) исходя из ребенка, для ребенка, вместе с ребенком, самостоятельно, возрастные и психологические особенности этого возраста, физические возможности.
Построение занятий.
Занятие строится в 3х-частной форме.
1 часть - вводная. Сюда входят строевые упражнения, упражнения на ориентировку в пространстве, танцевально - ритмическая гимнастика или разминка. Занимает от 5% да 15% общего времени. Длится 8-10 мин.; по состоянию детей и зависит от целей занятий.
2 часть - основная, разнообразная по видам деятельности.
Это и танцевальные упражнения, и пластические этюды, и музыкальные творческие игры, разучивание или сочинение танца и т.д. (по усмотрению педагога). Занимает от 70% да 85% 06щего времени - 30 мин.
3часть - заключительная, по усмотрению педагога, исходя из степени усталости детей. Это музыкальные подвижные игры или психогимнастика. Занимает 3% - 7% рабочего времени - 3-5 мин.
Особенности методики обучения.
Педагог должен владеть большим разнообразием движений, комбинаций и целым комплексом упражнений, входящих в танцевально – игровую систему занятий.
Целостный процесс обучения танцевальным упражнениям, танцам можно условно разделить на три этапа:
а) начальный этап - обучение упражнению, название, объяснение техники, опробование;
б) этап углубленного изучения упражнения;
в) этап закрепления и совершенствования упражнения.
Применима аксиома: «Делай как я!» « Делаем вместе!» «Делаю сам!»
Характеристика разделов систематических занятий.
«Танцевально-ритмическая гимнастика» является основой для развития чувства ритма, двигательных способностей, позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным способностям, характеру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные «композиции-разминки» для формирования выше перечисленных навыков.
1 раздел «Ритмика» - сюда входят специальные упражнения для согласования
движений с музыкой, музыкально - ритмические задания, игры.
2 раздел «Строевые упражнения» - дисциплинируют, помогают освоить основные
навыки, которые впоследствии пригодятся детям на уроках физкультуры.
3 раздел «Ориентировка в пространстве»- способствует быстрому разучиванию
хороводов и русских народных танцев, основанных на перестроении. Развивают находчивость, самостоятельное мышление, умение действовать как сообща, так и единолично.
4 раздел - Танцевальные упражнения - направлены на формирование танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, такие танцевальные
формы как историко-бытовой, народный, бальный, современный и ритмический танец.
Нетрадиционные виды упражнений представлены в разделе
5 «Пластические этюды» - это этюды на развитие мышечной силы и гибкости ребёнка. Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают ребенку вволю покричать, свободно выразить свои эмоции, обретая умиротворение, открытость и внутреннюю свободу.
6.«Пальчиковые игры» - служат основой для ручной умелости, координации движения рук. Упражнения, превращенные в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. «Самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя самомассаж, помимо хорошего настроения и радости, у ребенка формируется сознательное стремление к здоровью, развивается навык собственного оздоровления.
7 раздел – «Мvзыкально - подвижные игры» - применяются почти на всех занятиях, являются ведущим видом деятельности дошкольников. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования, все то, что требуется для хорошего настроения и поставленной цели.
8 раздел – «Сюжетные и театрализованные досуги», объединяют все виды деятельности, выполняют роль отчётных мероприятий , объединяющих родителей и детей.
Данный материал позволяет сплотить ребят, служит основой для закрепления умений и навыков приобретенных ранее, дает возможность стать тем, кем мечтаешь, побывать где хочешь, увидеть то, о чём мечтаешь.
9 раздел – «Креативное движение» - включает в себя два вида нетрадиционных упражнений, специальных заданий.
а) мvзыкально - творческие задания - импровизация под музыку, коммуникативно-танцевальные игры и социометрические исследования на этом фоне, самоанализ и оценка чужих действий - это результат всех видов деятельности, которые дают возможность ребенку проявить себя, как творческую личность.
б) «психогимнастика» - курс этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики, как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Включает в себя пантомиму, игры с мимикой лица, коллективные упражнения, направленные на доброжелательное отношение друг к другу. В ходе занятий дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, у них «культивируются» положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта), исчезает неуверенность в себе.
10 раздел – «Беседы об истории танцев разных стран и народов» - расширяют кругозор ребенка, формируют интерес к истории, прошлому, заставляют задуматься.
Учатся беседовать, задавать вопросы, говорить и излагать свои мысли, т.е. это основы правильного общения.
Интегрированное занятие по танцевально игровой пластике
«Сказка про день рождения Фитюльки»
Цель: вызвать интерес к русскому сказочному образу в оптимистической сюжетно-игровой форме через синтез различных видов деятельности, стимулируя творческую активность и фантазию ребенка.
Задачи:
1. Налаживание коммуникативных связей через принцип организации успеха, через решение коллективных задач.
2. Совершенствование психомоторных способностей ребенка.
3. Развитие творческого воображения.
Построение в шеренгу.
Танцевальное приветствие. Сегодня у нас занятие не обычное, а очень даже симпатичное. У нас много гостей. Давайте их поприветствуем. Я прекрасно знаю, что каждый из вас обожает сказки. Предлагаю всем, туда отправится прямо сейчас. Согласны?
Активное слушание с видеорядом«Сказки» - в конце переодеться в Фитюльку.
Музыкальная характеристика Фитюльки.
Фитюлька: Здравствуйте, ой, ребятня! Прыгнула из сказки я!
А зовут меня Фитюлька! Что, не знаете меня?
Вы не думайте, что я очень вредная!
Ну а если и вредна, я такая не одна.
В сказках солнышко горит, справедливость в ней царит,
Только без какой - нибудь Фитюльки
Сказка – просто инвалид
Ты то знаешь или нет, мне сегодня 1000 лет!!
Только что же вдруг случилось? Что со мною приключилось? Лапти с ног моих пропали, ноженьки босыми не стали. Вместо лапоточков чешки я одела в спешке? День рожденья как справлять?! Как мне с вами танцевать? О! Вспомнила! Не зря же я колдунья! Чтобы их расколдовать, надо слово мне собрать, а потом уж с ребятишками веселиться и плясать. Но писать я не умею, и читать я не могу. Ой, ребята, помогите – научите уму-разуму! (Ответ детей, принятие решения). Ну, куда же нам идти, как дорогу-то найти? Ну, пойдём – ка мы в леса…….
Речевая игра «Ночной лес»:
Лес ночной – он полон звуков:
Кто-то выл, а кто мяукал, кто-то хрюкал,
Кто-то топал, кто-то крыльями захлопал,
Кто-то ухал и кричал,
Ну а кто-то тихо-тихо тихим голосом молчал…
Фитюлька (находит куклу бибабо, обращается к ней): Ой, сестрица, подскажи, что мне делать?
Кукла: Чтобы буквы разыскать, надо сильными вам стать!
Фитюлька: Эй, ребята, мышцы разомнем? Силой, удалью тряхнем? Я знаю и умею как! Меня Фитюль учил, утренняя гимнастика, называется! А разминку лучше всего делать на наших лесных тропинках, да дорожках . Разомнёмся мы немножко?
Заминка «Зверя по следам любого» -(упражнение с различными заданиями на укрепление стопы, развитие ориентировки в пространстве). перестроение по ориентирам
Танцевальная разминка «Утренняя зарядка».
Кукла: Я ребятам угожу, первой буквой награжу. Открывай, сестрица, букву, а ребята тебе прочитают (открывают букву «Т»).
Путь вам дальше к электричке. К электричке не простой, а грибной. Эй, ребята, детвора, в электричку всем пора!
« Грибная электричка»
Фитюлька: Перед нами стоит дом, кто живет в нем?
(открывает, из окошка выглядывает заяц)
Заяц (заикаясь): Это что за чудеса? Вы, случайно, не лиса?
Фитюлька: Заяц, да ты от страха стал совсем косым!
Заяц: Да нет, знаю вашу я беду, горю я помочь смогу. Только со мною поиграйте, тогда и букву открывайте! Девочки и мальчики, разбирайте
палочки!
Игра с палочками на развитие ритма «Скачите палочки»:
Вы скачите, палочки, как солнечные зайчики,
Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок.
Правой ножкой топ-топ, левой ножкой топ-топ,
На головку сели, песенку запели: «Доброе утро!»
1 вариант: индивидуально
2 вариант: скрестив руки с сидящими рядом
Фитюлька: Можем букву открывать, дальше путь свой продолжать! (открывается буква «А»).
Фитюлька: А ведь наш лес полон сказок и чудес. (Загадывает загадку)
Они весною появляются, летом в зелень превращаются
Осенью жёлтеют, вянут, а под снегом спать все лягут….(листья)
- держит в руках листок, но буквы на нём нет. -
Фитюлька: Придётся ещё поколдовать. Вспомнила! А у меня в волшебном лесу девочки превращаются в осенние листочки и мечтают чтобы ими полюбовались дети. Хотите на них посмотреть?
Видео «Осенние литья» ансамбль «Дети Магнитки»
Фитюлька: Правда, волшебный танец? И мне кажется, что он не только про листики осенние…но об этом мы подумаем в другой раз. А если нам попробовать сейчас превратиться в маленькое семечко, которое потом станет деревцем, с листочками, цветами, такими красивыми, как мы сами? Давайте попытаемся? Вам не будет трудно, ведь правда? А потом я вас расколдую, не переживайте…
(колдует) «Торбу – норбу, три стиха
Торбу – норбу, три Ха – ха
Торбу – норбу, не стесняйся
и в кружочек собирайся и в листочек превращайся!»
«История про деревце» - танцевальная импровизация
Листочек наш от тепла сам раскрылся и буква перед нами появилась! (Открывается буква «Н»)
Фитюлька: Ой, смотрите, на нашем дереве дрозды сидят друг на друга все глядят!
Коммуникативная игра с элементами массажа: «Дрозд»
Ты – дрозд и я дрозд, у тебя нос, у меня нос
У меня гладкие, у тебя гладкие, у меня сладкие, у тебя сладкие
Нам хорошо вместе!
Ну вот вы уже не дрозды и не листочки, а мамины сыночки и дочки.
Только вам - то хорошо, вы много знаете, наверно, книжки читаете! А я в лесу всё одна, да одна, вот бы друга мне, хотя б слона! Ой, что это я сказала? Про слонов я сроду не слыхала…а вы? (ответ детей) Так может, вы мне эту историю и расскажете?
Ритмо – декламация «Слоновий рэп»
Фитюлька: Вот вам, детушки, награда! Буква «Е» - другой не надо!
(открывается буква «Е»)
Фитюлька: Ну, порадовали вы меня! А может, уже и слово получилось? Не, какой – то тане…какой – то буквы не хватает. (дети догадываются какой)
Фитюлька: Да, это мое самое любимое занятие – танцевать! Только я не умею. Вот опять же, я как нервничаю, так сладенького хочу! Вот если бы было бы из чего варенье сварить! Не буду я плошать, буду в разные съедобности вас превращать!
«Унды фунды чунды гей! Превращайся поскорей!»
Танец «Варенье»
Фитюлька: Танец сладкий получился! Варенье удивительное! И буква последняя нашлась!
(Открывается последняя буква «Ц», дети читают слово «танец»)
(Замечает мешочек с лаптями).
Вот мои лапоточки! Спрятались в мешочек,
Пора лапти надевать и с ребятами играть!
Стоп! На день рождения принято угощать.
А мы испечём мы торт на праздник, 7 свечей на нём зажжём!
Игра на внимание «7 свечей»
(в конце она падает на пол от усталости).
Фитюлька: Ох, устала что-то я, но спасибо вам, друзья, вы садитесь, отдохнем. Мы по лесу шли? Буквы, лапти мне нашли? Мы играли, танцевали, день рождения справляли? Ну а сильными вы стали? Вы друг друга полюбили? А меня вы не забыли? Но что-то язык мой заплетается, реснички опускаются, глазки закрываются, ноги наши отдыхают, потянулись, встрепенулись. Сели, встали, улыбнулись!
(Во время упражнения на расслабление необходимо разложить осенние листья разных цветов)
Фитюлька: Откровенно вам хочу сказать, что без вас я буду в лесу скучать. Подарите мне на память букетик из листочков – все девочки любят цветочки
Но сейчас ведь осень, поэтому и такому букету я буду рада. Но букет должен отражать ваше настроение. Листьев много, но подарите мне лишь те, которые соответствуют вашему настроению.
Дети собирают листья и отдают Фитюльке .
Спасибо вам, ребятня! Выручили вы меня! Но…
Психогимнастика «Часы»
Часы идут, часы идут, часы идут. Куда?
Но время льётся, время льётся, время, как вода Его хочу я удержать, но тут же слышу стук И улетает в миг оно едва коснувшись рук (прощание с детьми)
Астанина (Трегубова) Татьяна Егоровна
Мезенцева Ирина Ивановна