12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Елена417
любознательна, настойчива,справедлива.
Россия, Москва
Материал размещён в группе «Логопеды школ, садов и центров»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ


В методической разработке представлен дидактический материал к логопедическим занятиям по дифференциации звонких и глухих согласных. Материал предназначена школьникам 2-3 классов. Пособие адресовано учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям.  В логопедической практике смешение при письме глухих – звонких звуков встречается довольно часто, что обусловлено нарушением фонематического слуха. Смешения звонких и глухих согласных, не отработанные в достаточной степени в устной речи детей, переходят в специфические ошибки письма. Материал систематизирован и выстроен в определенной последовательности. Разнообразные интересные задания с добавлением, перестановкой, складыванием, исправлением звуков, слогов, слов, зашифрованные задания, ребусы, позволят детям хорошо усвоить различия звуков в речи и букв на письме. Во время занятий используются упражнения развивающие такие психические функции как, внимание, память, мышление.

Цель:

Учить различать парные согласные.

Задачи:

Развитие фонематического слуха.

Выработка четкой дифференциации акустически близких звуков.

Развитие навыка звукового анализа, слогового анализа, грамматического строя речи.

Обогащение словарного запаса.

Развитие связной речи.

6.Развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления).
Занятия построенные в игровой форме. Использование скороговорок, чистоговорок, приводит к закреплению правильного произношения детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа и ритма речи. Скороговорки развивают фонематический слух.

На протяжении всех занятий проводится работа по расширению, уточнению, закреплению, активизации словарного запаса, сочетанию упражнений по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения.

Выполнение коррекционных упражнений позволит совершенствовать слухо-произносительную дифференциацию парных звонких и глухих согласных звуков. Упражнения предлагаются с постепенным усложнением материала. В ней имеется звуковой анализ, слоговой анализ, работа со звуковым рядом, составлением предложений. В разработке есть задания для развития внимания; найти букву, вставить букву вместо цифры, развития мышления; ребусы, кроссворды и т.д., памяти; выучить скороговорки.

Данная тетрадь удобна как ребенку, так и логопеду. Ребенку не приходится переписывать карточки с заданиями, а лишь вставить букву, записать слова, предложения, можно пользоваться карандашом или ручкой на выбор. Тетрадь позволяет логопеду не тратить время на подбор необходимого материала к каждому уроку.

Всего существует шесть пар согласных звуков.

Задание: выдели первый звук и соедини картинки между собой по парам


 

 

 

Различение по схеме (работа с зеркалом)


 

положение губ

положение языка

воздушная струя

 

звонкий или глухой


 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ И БУКВ

1.Чистоговорки:

Ву-ву-ву – лови сову. Аф-аф-аф – купили шарф.
Во-во-во – воет волк. Уф-уф-уф – сядь на пуф.
Вы-вы-вы – бегут львы. Оф-оф-оф – поймали сов.

2.Сравнение звуков по схеме (работа с зеркалом)

3.Выучи скороговорку

Сливы - у Клавы, вишни - у Фимы, тыквы - у Вити, фиги - у Димы.

4. Замени в слове звук [в] на [ф].

Ваня-

Вены-

Ваза-

Ворс-

Вон -

Враки-

Вата -

Сова-


 

5. Назови картинки. Выдели звук п или б . Запиши букву. Определите место звуков п или б в словах:



6. Определи третий звук в слове и запиши соответствующую букву. Объясни значение слова.

Пифагор, столы, сок, фрукт, маска, манка, триста, маковка –
Пиф, стал, миры, кот, стужа, сон, браво –

Совы, брод, козы, гора, травы, миска, сутки –
Ковш, слова, сады, слоны, сопка, травка, кадушка, крыжовник –

7. Составь слова из слогов:

кон, фла;  фор, све, то; ле, те, фон; кла, свё; во, щи, о;  фе, ты, кон;  ка, ри, фаб;  ва, тык;  ли, ваф.

8. Вставь в слова пропущенную букву п или б

Коро…а, с…ёкла, …утбол, …олейбол, про…иль, про…ессия, кон…ерт, кон…ета, не…ть, …артук, кла…иши, про…ерка, бу…ет, сло…а, ли…т, пла…ал, шар…ик, жира…ы, …онтан.

9.Разгадай ребусы

10. Вставь в слова пропущенную букву п или б

…ера …арит …асоль. У …али ..иалки. У …еди но…ая …уражка. …абрика …ыпускает много обу… и _ещи …несли … ли…т. … а …густе поспе…ают о…ощи и …рукты. …оют …ьюги … …е…рале. На …асоли и морко…и поя…ились …редители. …ьются …лаги у …орот.

Опубликовано в группе «Логопеды школ, садов и центров»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.