Конспект ООД на тему: «Дифференциация звуков (Т)-(Д). Понятия звонкий и глухой согласный звук»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 города Красноармейска, Саратовской области»
Конспект
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
на тему «Дифференциация звуков [Т]-[Д].
Понятия звонкий и глухой согласный звук»
(возрастная группа от 5до 6 лет)
Составила
Учитель-логопед:
Лупач Светлана Ивановна
Программа образовательной логопедической работы логопункта.
Возрастная группа: от 5 до 6 лет
Тема ООД: Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): «Дифференциация звуков Т-Д. Понятия звонкий и глухой согласный звук».
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие».
Цель: Учить различать звуки [Т]-[Д] на слух и в произношении. Уточнить и закрепить понятие о звонких и глухих согласных.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Дифференциация звуков [Т]-[Д] на слух и в произношении.
Упражнять детей в различении звонких и глухих согласных звуков на слух и с помощью тактильных ощущений.
Формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Упражнять в чтении слогов.
Активировать словарный запас по лексической теме: «Мебель».
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух.
Развивать процессы памяти, внимания, мышления.
Развитие математических представлений.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, активности и инициативности.
Воспитывать любовь и интерес к чтению.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная.
Формы организации: групповая.
Оборудование: динамик и попевки Зайцева №1, кубики Н.Зайцева, символы звуков, мяч, корзина, игрушки гнома и домика, предметы мебели, дудка, два мешка, наглядные таблицы и указки, индивидуальные зеркала по количеству детей.
Предварительная работа: знакомство со звуком [Д], со звуком [Т]. Отработка изолированного произношения звуков. Выделение первого согласного звука в слове. Упражнение в чтении прямого слога с заданными звуками по таблицам.
Планируемые результаты: обучающийся четко произносит звуки [Д] [Т] в слогах, словах и предложениях. Дифференцирует их на слух и в произношении. Может дать характеристику звуку. Владеет понятиями звонкий и глухой согласный. Отвечает на поставленные вопросы полным предложением.
Ход ООД
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
Вводная часть |
|
Логопед (далее – Л) организует приветствие детей с присутствующими на ООД гостями. Предлагает детям пройти по звуковой дорожке. На ковре выложена дорожка из символов звуков. Л. Нам дальше не пройти, тут дорожка на пути. На картинку наступай, звук показывай и называй. *Примечание. В качестве дорожки используется «Фонетическая символика» Т.А. Ткаченко, специально адоптированная. Символы звуков цветные, формат изображений А4. Яркий зрительный образ, дополненный определенным жестом, создает дополнительную опору восприятию, расширяя звуковую рецепцию. Работая с цветными символами, дети выделяют звук, соотносят его с символом, а затем и с буквой. |
Дети поочередно проходят по дорожке и называют символы звуков, сопровождая речь жестами. (Приложение №1) |
Л. А сейчас давайте вспомним и споем нашу любимую песенку (Попевка Зайцева №1). *Примечание. Попевка- или «алфавитная» песенка, неотъемлемая часть работы по методике «Обучения чтению по кубикам Зайцева». Дети поют слоги в определенной последовательности и с музыкальным сопровождением. |
Дети поют склады по таблицам. (Приложение№2) |
Основная часть |
|
2.1.Объявление темы занятия. Л. Жил на свете старый гном. Звали гнома просто Том. Был у Тома новый дом. Дом веселый, как и гном. Том и дом - слова похожи, различать мы их не можем. Будем звуки изучать и слова все различать. Л. В слове Том, какой звук мы произносим первым? Л. В слове дом, какой первый звук? Логопед вешает на панно символы звуков «Т» и «Д» (молоток и автомат) 2.2.Характеристика звуков. Л. В руки зеркала возьмем, звуки дружно назовем. (Приложение№3). *Примечание. Используются индивидуальные зеркала. Звук соотносится с артикуляцией. Зрительная опора способствует воспитанию четкого произношения. Л. Давайте скажем: язычок, язычок постучи как молоток. Л. Вешает схему характеристики звука. Губы нейтральны, язык упирается в верхние зубки, голос не работает. А теперь как автомат, будем мы стрелять подряд дддд. Логопед вместе с детьми сравнивают артикуляцию звуков «Т» и «Д». Губы нейтральны, язык упирается в верхние зубки, голос работает. Л. Оба звука не поются и согласными зовутся, С силой молоток стучит, а колокольчик не звенит. Автомат, не молоток, громко наш звенит звонок! «Т» - глухой, а «Д» - звонок. Разберется и ребенок. Найдем песенки звуков «Т» и «Д» на моей табличке, прочитаем их. (Приложение №4). *Примечание. Чтение слогов по таблице, закрепляет навык чтения прямого слога. Дети дифференцируют близкие по звучанию звуки и соотносят их с буквами. Они учатся работать с указкой и ориентироваться в пространстве. 2.3. Игра с мячом «Эхо». Л. Любит старый гном играть, слова разные называть. Ты их запоминай и четко повторяй. Логопед кидает мяч и называет слова близкие по звучанию. Л. Том-дом, точка-дочка, гудок-каток, утка-дудка. 2.4. Подвижная игра «Два мешка». Л. Есть у гнома два мешка, разноцветных два дружка, Будем с ними мы играть, кубики в них складывать. Л. Давайте посмотрим, какие кубики собрали девочки. Логопед высыпает мешок, и дети видят, что все кубики, которые «звенят» серого цвета. На этих кубиках написаны звонкие согласные буквы. Л. Теперь проверим мешок мальчиков. Высыпают мешок, и видят, что все кубики, которые «стучат» оранжевого цвета. На оранжевых кубиках написаны глухие согласные буквы. Логопед и дети делают вывод: «Все согласные буквы, которые написаны вверху таблицы на серых квадратах, это звонкие. А буквы, которые написаны внизу таблицы на оранжевых квадратах, это глухие» (Приложение № 5) *Примечание. Кубики Зайцева разные по цвету, размеру и наполнению. Играя с ними, у детей формируются устойчивые понятия о звуках и буквах родного языка. 2.5. Дифференциация слов со звуками «Т», «Д». Л. Дом у гнома не простой, дверцу быстро ты открой. По предмету доставай, какой в них звук определяй. Если в слове звук «Т», кладем слева к «молоточку», если «Д», кладем справа, к «автомату». Л. Давайте посчитаем, сколько всего предметов? Подумайте, ребята, какой предмет здесь лишний и почему? Сколько предметов останется, если убрать лишний предмет. 2.6. Упражнение «Спой кубик». Л. Предлагает выбрать кубик, который каждый ребенок хотел бы спеть. Логопед вместе с детьми пропевает все склады на кубике в определенной последовательности (Приложение № 6) *Примечание. «Пропевая» кубик, ребенок читает слоги, которые написаны на гранях кубика в определенной последовательности. При этом работают все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный. Реализуется принцип «от конкретного к абстрактному» т.е. через наглядно-действенное к словесно-логическому.
|
Д. В слове Том первый звук «Т». Д. В слове дом первый звук «Д». Дети называют звуки, сопровождая речь жестами. Дети берут в руки зеркала. Д. Произносят звук «Т» (сначала громко, потом тихо) Д. произносят громко и тихо. Двое детей выходят к таблице, берут в руки указки и читаю слоги с заданным звуком. Ребенок ловит мяч и повторяет в той же последовательности. Д. Дети делятся на две команды. Команда девочек и команда мальчиков. Под веселую музыку. Девочки собирают в свой мешок все кубики, которые звенят, а мальчики собирают кубики, которые стучат. Музыка остановилась. Дети поочередно подходят, достают предметы из домика и называют их. Определяют звук в слове и кладут в нужную сторону: стол, тумбочка, стул, табурет, дудка. Д. Лишний предмет - это дудка, потому что это музыкальный инструмент, а тумбочка, стол, табурет, стул- это предметы мебели. Если убрать лишний предмет останется 4 предмета. |
Заключительная часть |
|
3. Подведение итогов ООД. Л. Нашему гному и его веселому дому уже пора уходить. Все ребята, мне пора. До свидания! Ну а вам желаю я терпенья и старанья. Вам раскраску подарю, звонкий колокольчик. Чтобы ты не забывал правило, дружочек. Звонкий звук всегда звенит, а глухой всегда стучит. Назовите звуки, которые мы сегодня учились различать. Звук Д, это какой звук? (Дети дают характеристику звуку). Придумайте несколько слов с этим звуком. Звук Т, это какой звук? (Дети дают характеристику звуку Т). Чем эти звуки похожи и чем отличаются? Наше занятие подошло к концу. Что вам понравилось больше всего?
|
Д. Это звуки [Т] [Д]. Д. Звук — [Д]- это согласный звонкий звук. Д. придумывают слова. Д. звук [Т] – это согласный глухой звук. Д. Оба этих звука не поются, они согласные. Когда мы произносим звук [Д], колокольчик звенит, голос работает- это звонкий звук. При произнесении звука [Т] голос не работает, он глухой. Дети делятся своими впечатлениями. |
Приложение
П1
П2
П3
П4
П5
П6