Методическая разработка по изобразительному искусству на тему: «Правдивые жанровые картины Фирса Сергеевича Журавлева».
Методическая разработка по изобразительному искусству на тему: «Правдивые жанровые картины Фирса Сергеевича Журавлева». Подготовила: Педагог дополнительного образования студии изобразительного искусства Павельева Елена Федоровна Саранск 2024 Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей» Республика Мордовия, город Саранск.
Фирс Сергеевич Журавлев: Автопортрет Одним из наиболее удачных портретов является его "Автопортрет". Он изобразил себя в ермолке, рубашке-косоворотке и халате с большими нагрудными петлями, несколько стилизованная наружность "под барина". Лицо написано без следа стилизации, правдиво и точно. Художник всматривается в самого себя, через зеркало, чуть сдвинув брови. Крупные черты красивого лица воплощают природный ум и спокойную энергию. Журавлев был деятельным участником Общества выставок, связанного с Академией. Картины Журавлева принадлежат к лучшему в области бытового жанра.
Бунтарь в молодости, а впоследствии академик императорской Академии художеств и один из самых известных русских художников девятнадцатого века. Бунтарь в молодости, а впоследствии академик императорской Академии художеств и один из самых известных русских художников девятнадцатого века. Художник Фирс Журавлёв в большей мере жанровый живописец, который (в отличии от некоторых своих однокашников) не замкнулся на живоописании сцен из жизни какого-то одного сословия или на вскрытии язв общества. Хотя, он активно работал с передвижниками и написал несколько действительно очень горьких картин.
Биография художника. Фирс Сергеевич Журавлев родился в Саратове в 1836 году в семье местного мещанина, цехового мастера. Он начал обучаться в уездном училище, но вскоре отец забрал его из него. Отец хотел видеть сына портным и Журавлеву пришлось до девятнадцати лет заниматься портновским ремеслом. Мы не знаем, как пробудился в нем интерес к искусству, от кого он впервые услышал про далёкую от Саратова Петербургскую Академию художеств. Журавлев поступил в Академию в 1855 году по "старому уставу", т.е. не должен был проходить общеобразовательных предметов, слушать лекции и сдавать экзамены. Журавлев сблизился с Крамским. В 1858 году оба они получили по Малой серебряной медали. Приятель Крамского М.К.Тулинов вспоминал: "Собирались почти каждый день, после вечерних классов в Академии, к Ивану Николаевичу. Он установил как бы программу. Один из товарищей обязан был, по очереди, читать что-либо из лучших произведений тогдашней литературы, другие занимались окончанием заданных в Академии работ; третьи - работами для добывания средств, иные готовили эскизы и проч. Но все слушали читающего... Шустов, Лемох, Корзухин, Дмитриев-Оренбургский, Журавлев и другие не раз вспомнят о том счастливом времени и тогдашней жизни, полной огня, энергии, силы, молодости и воли..." Кружок Крамского был очень полезен Журавлеву. Занятия в Академии шли успешно. В апреле 1860 года он получил ещё одну Малую серебряную медаль, а в декабре Большую серебряную. Жанрист Фирс Журавлев (1836 - 1901) творчески сложился и вырос под воздействием И.Н.Крамского, вместе с ним ушёл из Академии художеств, работал в Артели художников и создал картины, правдиво показавшие окружавшую его жизнь. И Фирс Журавлев сошёл со сцены. Умер Фирс Сергеевич в 1901 году, шестидесяти пяти лет от роду.
Хронологическая справка. Художник Фирс Сергеевич Журавлев родился в декабре 1836 года в городе Саратове, в семье портного. Родители решили, что мальчик должен пойти по стопам отца и до 19 лет Фирс занимался портняжным ремеслом. А в 1855 году Фирс Журавлев, портной из Саратова, поступил в Императорскую Академию художеств. В Академии Журавлев подружился с Крамским и другими молодыми художниками, которые впоследствии устроили бунт (протест) против правил Академии, который история назвала «бунтом четырнадцати». За время обучения в Академии молодой художник пишет несколько действительно значимых картин, которые были удостоены серебряных и золотых медалей. В 1863 году Фирс Журавлев, вместе с ещё 13 учениками академии, покидает стены учебного заведения «в знак протеста» и становится одним из основателей Санкт-Петербургской художественной Артели – это такая коммуна художников, в которой все ищут заказы, а выручку от продажи своей картины каждый художник должен разделить со всеми участниками Артели. В 1868 году Журавлев получает чин классного художника 1-й степени, а в 1874 году удостаивается звания академика. Некоторое время Фирс Сергеевич выставлял свои работы на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, однако членом творческого Товарищества так и не стал. Выставлял свои картины (с большим успехом) на международных выставках, участвовал в росписи храмов, стал автором ряда мозаик и икон. Умер художник в 1901 году.
«Девочка в русском костюме», 1890 «Девочка с курами», 1874 (Фото 1) (Фото 2)
"Умирающий отец", 1861 Журавлев дал на академическую выставку 1861 года картину "Умирающий отец", совершенно необычную для Академии. Она изображает смерть художника, в комнате виднеются начатая картина, рисунки, маска. Журавлев подчеркнул благородные черты исхудалого лица умирающего, показал безнадёжное отчаяние его жены, слезы матери, растерянность бросившегося к отцу старшего сына и трогательную испуганность младших детей. Семейству, вызывающему сочувствие, он противопоставил равнодушного толстого врача и появляющегося в дверях священника. Многое в этой имевшей успех картине свидетельствует ещё о неопытности 25-летнего художника. (Фото 3)
«Кредитор описывает имущество вдовы», 1862 Следующая картина была показана на выставке 1862 года "Кредитор, описывающий имущество вдовы". Она принесла Журавлеву Малую золотую медаль. (Фото 4)
Санкт-Петербург «Дети-нищие», 1860 9 ноября 1863 года Журавлев вышел из Академии в составе тринадцати "протестантов" во главе с Крамским. Затем он стал членом Артели художников, жил и работал вместе с другими. За время пребывания в Артели, Журавлев создал ряд произведений, достойных серьёзного внимания. К их числу относится картина "Дети-нищие". Немногословно, но впечатляюще изображены закутанные в тряпье мальчик и девочка. Они выпрашивают подаяние у бегущего через лёд Фонтанки чиновника, промерзшего в жалком своём пальтишке и смотрящего перед собой остановившимися остекленевшими глазами. Нищие, просящие милостыню у нищего же, показаны на фоне зданий министерства, возвышающихся вдали в розовом свете петербургского морозного утра. (Фото 5)
«Приезд извозчика на родину», 1868 За свои следующие картины "Приезд извозчика домой" и "Возвращение с бала" Журавлев был удостоен в 1868 году звания классного художника I степени. Петербургский корреспондент П.М.Третьякова А.Г.Горавский сообщал: "Картина Журавлева, - Извозчик приехал домой в деревню и встречает свою жену в беременности. Это его озадачило, он ещё не собрался с мыслью, что ему делать; платок, который он привез жене в подарок, так и сжался в кулаке". Журавлев подошёл к изображенному как к психологической драме. Это было новым для русского бытового жанра. (Фото 6)
«Трубочист», 1875 Многие его работы начала 70-х годов были посвящены различным явлениям повседневной жизни. Не все картины известны в наши дни. Рядом с такими картинами, с трудом продававшимися, Журавлев был вынужден писать и другие, отличавшиеся анекдотизмом сюжетов. Таков пользовавшийся известностью "Трубочист". Изображение чумазого трубочиста, любезничающего на кухне с поломойкой, понравилось одному из великих князей и Журавлев трижды её повторил только в 1875 году. (Фото 7)
«Жена-модница», 1872 В середине 70-х он приступил к подготовке эскизов, а затем картонов для Храма Христа Спасителя в Москве. Работа затянулась на несколько лет и закончилась в 1883 году, когда Ф.Журавлев, В.Маковский, В.Суриков, Г.Семирадский, А.Корзухин и другие получили за неё ордена. Официальные заказы не отвлекли Журавлева от картин реалистического характера. В 1872 году он создал картину "Модница-жена", найдя в ней как бы новый вариант темы "неравного брака". (Фото 8)
«Перед венцом», 1874 За ней последовала известная его картина "Перед венцом" (Русский музей). Он получил за неё звание академика и пятьсот рублей, "первую премию по живописи домашних сцен". Картина имела бесспорный успех и Журавлев написал два её повторения (ГТГ и Киевский музей русского искусства). Стасов писал: "Невеста в богатом свадебном уборе, рыдающая на коленях у отца в кабинете, не старинный обряд причитанья совершает; нет, она в самом деле в отчаянье, вся её душа измучена и дрожит, там что-то оторвано безжалостной рукой. Поза, выражение - все в этой фигуре чудесно и правдиво". (Фото 9)
«Пасхальное угощение» (Фото 10)
« Троицын день», 1887 На академической выставке 1887 года Журавлев дал "Троицын день". Он изобразил девушку в старинном народном одеянии, которая задумчиво смотрит на дорогу, сидя у окна комнаты, убранной ветвями берёзы. Журавлев любовно написал узорный сарафан и жемчужный кокошник девушки. (Фото 11)
«Боярышня», 1896 «Портрет девушки в русском костюме» (Фото 12) (Фото 13)
Кухарка Гармонист (Фото 14) (Фото 15)