12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья29

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Белгородский механико-технологический колледж»











Конкурс «Правовая культура молодежи»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ



КИНОУРОК «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»





Новикова Наталья Викторовна,

преподаватель ОГАПОУ «Белгородский

механико-технологический колледж»














Белгород, 2022 г.



Оглавление


Введение_________________________________________________ 3

Основная часть____________________________________________ 4

Заключение______________________________________________ 9

Список использованной литературы__________________________ 10

Приложения_______________________________________________11



Введение


Низкое качество правового образования у обучающихся является серьезной проблемой в современном обществе, ведь уровень правовой культуры отдельного гражданина является необходимым условием построения правового государства и гражданского общества. Из-за недостаточного внимания к данной проблеме всё больше растёт число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. А исследования учёных-юристов показали, что подростки, нарушившие закон, знают о правах и обязанностях только в рамках вынесенного им приговора.

Помощь подросткам в адаптации к жизни в демократическом обществе,

в регулировании отношений с государством, другими людьми является главной задачей формирования правовой культуры на сегодняшний день.

Современная жизнь предъявляет к человеку такие требования, как умение делать осознанный выбор в ситуации неопределенности, нести ответственность за свои действия, адаптироваться в условиях социальных изменений, находить компромиссное решение. Общество быстро развивается и растет, но вместе с этим растет и количество правонарушений среди подростков.

Конфликт между новыми психологическими потребностями, возникающими в данном возрасте, и отсутствием возможности и неспособностью их удовлетворить является благоприятной основой для развития противоправного поведения. Данная ситуация характеризуется тем, что законы не являются безусловной ценностью у подростков из-за низкого уровня правовых знаний, отсутствия правовых убеждений, осознанного правомерного поведения. В Стратегии развития воспитания до 2025 года говорится о необходимости увеличения правовых знаний у детей, а также о создании условий для позитивного развития детей в информационной среде (кино, интернет, телевидение), о расширении вариативности воспитательных технологий. Необходимо создать такие условия, при которых подростки сами заинтересуются изучением правовых аспектов.

Наиболее эффективное воздействие на современных детей сегодня оказывает игровое кино. Кинематограф владеет широким спектром драматургических и аудиовизуальных возможностей, обладающих суггестивным эффектом в восприятии произведения. Фильмы, созданные в гуманистических принципах искусства с непосредственным участием детей, способны дать мощный толчок к развитию мотивации у студентов. Поскольку система воспитания ориентируется на формирование и развитие этических качеств личности средствами различных направлений культуры и искусства, киноуроки являются основополагающими в создании эмоционального отклика, внутреннего конфликта как движущих сил к осуществлению практических действий, направленных на положительные изменения личности.


Основная часть


Форма мероприятия: киноурок.

В художественном кино происходит введение новых понятий о лучших качествах человека. Современным детям понятнее визуализация таких тем, как важность добра, честности и ответственности. Мы можем долго рассуждать об этом, украшая примерами, но это не даст такого эффекта, как кино.

Продолжительность фильма (6:07 мин) позволяет вместить в рамки одного урока просмотр и обсуждение. Главное – уловить эмоцию детей, вызванные кинокартиной, и выстроить ее обсуждение так, чтобы дети после этого разговора ушли… с вопросами. Не получили готовых ответов, а сгенерировали мысль, которая будет будоражить их умы.

Цель: Привить умение прогнозировать последствия своих действий.


Задачи:

Способствовать развитию чувства ответственности за свои поступки;

Сформировать навыки критического анализа сложных ситуаций;

Сформировать навыки анализа своих поступков;

Развивать представления о последствиях противоправных деяний.

Участники: студенты 1 курса очной формы обучения по специальности среднего профессионального образования 43.02.10 Туризм

Организатор киноурока: преподаватель спецпредметов Новикова Н.В

Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, экран.

Киноматериал: Фильм «Не по регламенту», Режиссер: Шамиль Агаев Страна: Россия Год: 2016 ( Аннотация: Охранник супермаркета замечает подростка, который пытается совершить кражу. Но вместо того, чтобы задержать парня, мужчина поступает не по регламенту и отпускает его. К удивлению подростка, поступок охранника связан с личной и очень трогательной историей из прошлого. Бывает, что друзья просят доказать, что ты смелый и взрослый. Но друзья ли это? Взрослым человек становится, когда признаёт свои ошибки и помогает другим людям не совершить их. Взрослый тот, кто добр и заботлив.)

Структура киноурока:

Вводная беседа.

Просмотр фильма

Обсуждение.

Активность.

Итоги.

Дополнительные материалы.


Ход мероприятия:


Вводная акцентирующая беседа.

Темы обсуждения: Слайд 3

 «Всю ответственность за все, что происходит с человеком, нужно возлагать на самого себя, а не на судьбу, на Бога, на расположение звезд и на еще бог весть кого или что. Сегодня с нами происходит то, что мы создали вчера, завтра будет то, что мы сотворили сегодня». Владимир Лермонтов «Сила поющего сердца»

«Сделать выбор порой бывает невероятно трудно, но не невозможно. Говорить, что выбора у тебя не было, — значит снимать с себя всякую ответственность». Патрик Несс «Война хаоса»

Вступительная речь преподавателя: Как вы думаете, о чем наш сегодняшний разговор? Да, об ответственности!

Около половины подростков не понимают до конца, что значит отвечать за свои поступки юридически. Для многих юридическая ответственность ассоциируется с убийством, воровством и другими преступлениями, за которые нужно нести наказание перед законом.

Отвечать нужно не только за преступления, но и за мелкие проступки. Проезд в трамвае без билета – это незначительное по степени общественного вреда административное правонарушение, но оно прокладывает путь к другим, более опасным поступкам. Сегодня проехал бесплатно в трамвае, завтра – нарвал чужих яблок у соседа без спроса, послезавтра украл из супермаркета шоколадку. Безнаказанность и молчаливое поощрение общества приведет подростка на скользкую дорогу преступного образа жизни.

Слайд 4 - Понятийный аппарат.

Ответственность – обязанность и готовность отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия.

Преступление – правонарушение, совершение которого влечёт применение к лицу мер гражданской, административной или уголовной ответственности.

Проступок – правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями.

Регламент – свод правил, регулирующих действия в той или иной ситуации.

Ну вот и давайте сегодня поразмышляем над такими вопросами:

Что отличает подростка от взрослого человека?

Чем проступок отличается от преступления?

Почему воровство осуждается обществом?

Слайд 5: кадры из фильмов и мультфильмов

Какие преступления совершены персонажами, которых вы видите на экране?

Их наказали?

Нужно наказывать за нарушение закона? Всегда ли?

Как вы считаете, какие преступления среди подростков наблюдаются чаще всего?

Просмотр фильма:

На экране короткометражный фильм Шамиля Агаева «Не по регламенту»

Преподаватель: Ребята, а как вы думаете, почему фильм так называется?

О чем может быть сюжет?

Слайд 7 Фильм «Не по регламенту»

Обсуждение после просмотра:

Кем же является главный герой, личностью или членом группы? В чем вы видите отличие группового сознания от индивидуального?

Кто же на самом деле друг для героя фильма?

К каким последствиям могло привести воровство и почему мальчик пошел на это?

Посмотрите на экран и ответьте на вопросы о героях фильма (слайд 8)

Преподаватель: Ребята, как вы понимаете, что такое поступок?

Поступок — сознательное действие, реализованный акт свободной воли.

Обсуждение темы поступка по сюжету фильма (ответы на вопросы).

Почему у современных подростков «популярно» воровство товаров из магазина? Какие мотивы ими движут? А какая мотивация для такого поступка была у героя фильма? С какого возраста начинается личная ответственность за воровство? Какими могут быть последствия таких действий? Какие последствия были для внука охранника? А для главного героя? Когда подросток зашел в магазин, какую цель он преследовал? Понимал ли он ответственность за свои намерения? Какой момент в фильме помог ему осознать серьёзность данного проступка?

Преподаватель: А теперь поговорим об ответственности за поступки!

Кого из персонажей фильма можно назвать ответственным человеком? В чем проявляется его ответственность?

Назовите сильные и слабые стороны героя-подростка,которые были показаны в фильме.

Как вы понимаете фразу: «Бросай эти глупости и домой. Оно того не стоит». Почему охранник назвал «глупостью» попытку воровства? Как он понял, что для подростка не свойственно заниматься воровством?

Преподаватель: Существует довольно много пословиц и поговорок на тему нашего сегодняшнего обсуждения. Посмотрите на экран и подумайте, как вы понимаете их смысл? (слайд 12)

Практические творческие задания: в группе подростков – пять ребят. Благодаря охраннику, главный герой смог понять, что воровать не хорошо. Напишите продолжение истории, в которой остальные ребята осознают всю ответственность за свои действия и перестанут воровать.

А теперь открываем наш дискуссионный клуб: ответственно ли поступил охранник, не выдав подростка полиции? (Студенты высказываются согласны/ не согласны с аргументацией мнения)

Итоги. Высказывание по готовой формуле

«Посмотрев фильм, я понял, что…».

«Быть ответственным, значит…».

Преподаватель: Ну что ж, ребята, мы с вами посмотрели и обсудили фильм Шамиля Агаева «Не по регламенту». Наверное, он затрагивает даже больше, чем тема нашего урока, но сейчас мы говорим о поступках и ответственности и в конце нашего урока давайте вспомним о законе РФ (слайд 13)


Заключение


Большинство подростков не знают, где находится грань между проступком и правонарушением. Для формирования правовой культуры важно понять, что за проступок в тюрьму не посадят, но все равно не стоит поступать не по правилам. Нужно четко понимать, жить нужно как по юридическим законам, так и по человеческим. Если научиться жить по человеческим законам и морали общества, то вероятность нарушения юридических законов приблизиться к нулю.
























Список литературы


1) Губин Н. Школа правовых знаний / Н. Губин // Воспитательная работа в

школе. - 2018. - №3. – С.14 – 42

2) Право знать право: методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса / авторы-сост. Э.И.Атагимова, Е.В. Горбачева. М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016. - 76с

3) Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022)

4) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)


















Приложение 1


https://disk.yandex.ru/d/cVD75lsrHgTpuQ


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.