Методическая разработка по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Паспорт сказки – поможем Золотой Рыбке!»
Методическая разработка
по развитию речи с элементами театрализованной деятельности
в старшей группе
«Паспорт сказки – поможем Золотой Рыбке!»
Цель: Развитие связной речи, диалогической стороны речи. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие навыков драматизации и работы в команде.
Задачи:
Учить детей определять и оценивать характер сказочного героя, давать ему характеристику, передавать характерные черты героев, использовать средства выразительности (интонацию, мимику, пантомиму).
Учить, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, формирование навыка подбора прилагательных по смыслу, согласования их с существительными.
Развивать связную речь, логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, стимулировать детей высказывать собственные мнения и аргументировать. Развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями, грамматически правильно оформлять свою речь, Развивать навыки драматизации и работы в команде.
Воспитывать интерес к сказкам, нравственные качества: доброту, щедрость, умение сочувствовать, осуждать жадность и зависть.
Методы и приемы:
Словесные: беседа, вопросы-ответы, описание, объяснение.
Наглядные: «Паспорт сказки».
Игровые: игры «Путешествие по сказке», «Какой? Какая? Какое?», «Герои сказки. Какие они?», ролевая игра «Ожившие страницы сказки».
Материалы и оборудование: ватман - «паспорт сказки», мяч, набор картинок с изображением: моря, избы, терема, царских палат. Цветные карточки: зеленого, синего и красного цвета; картинки с изображение персонажей сказки, символ мудрого человека.
Костюмы и реквизит (минимально) к ролевой игре: колпачок для старика, удочка, платочек для старухи корона для золотой рыбки (можно из фольги). Волшебная палочка, маленькая мисочка (вместо корыта), мешок, муляжи продуктов, аудиозаписи: мелодии для создания атмосферы сказки.
Предварительная работа:
Чтение сказки "О рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина.
Рассматривание иллюстраций к сказке.
Беседа о героях, событиях, морали сказки.
Ход занятия
I. Вводная часть. (3 минуты)
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом необычным способом. У меня есть волшебный клубочек! Мы будем передавать его по кругу, и говорить друг другу добрые слова.
(Дети по очереди передают клубочек и говорят добрые слова, создавая позитивную атмосферу).
Воспитатель: Какие замечательные слова, сказали друг другу! Я вижу, что у всех отличное настроение.
- Сегодня к нам пришло письмо, и мы снова отправляемся в волшебную страну, где живут сказки А.С. Пушкина.
(Воспитатель достает конверт и зачитывает письмо)
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Золотая Рыбка. У меня случилась беда! Злой волшебник заколдовал меня и мою сказку. Я не помню: где происходит действие, кто герои, и чему учит моя сказка. Пожалуйста, помогите мне! Составьте паспорт моей сказки!»
Воспитатель: Ребята как вы думаете, из какой сказки Золотая рыбка («Сказка о рыбаке и рыбке»).
Игра «Путешествие по сказке» с мячом
Воспитатель бросает мяч и задает вопросы:
- О ком эта сказка? (о рыбаке, рыбке и старухи);
- Где жил старик со своею старухою? (у самого синего моря);
- Чем занимался старик? (старик ловил неводом рыбу);
- Какую рыбку поймал старик? (золотую рыбку);
- Что предложила рыбка старику? (рыбка предложила старику откуп);
- Что попросила старуха у старика в первый раз? (старуха попросила новое корыто);
- Сколько раз ходил старик к морю с просьбами старухи? (много раз передавал желания старухи);
- Кем хотела стать старуха в конце сказки? (старуха захотела стать владычицей морскою);
- Что случилось в конце сказки? (рыбка ничего уже не дала и старуха осталась у разбитого корыта).
II. Основная часть (12минут)
Воспитатель: Молодцы! Вспомнили сказку. Как вы думаете, что такое «паспорт»?» (Выслушать предположения детей).
- Паспорт – это такой документ, в котором собрана самая важная информация о человеке. У каждой сказки, как и у человека, тоже есть свой «паспорт». В нем записано самое главное о сказке. Давайте приступим созданию нашего «Паспорта сказки» с картинками! Я уверена, у вас все получится.
(Педагог, обращает внимание детей большой лист бумаги (ватман), на котором заранее нарисованы разделы).
Воспитатель: Первый раздел паспорта - это название сказки (Педагог пишет название сказки на ватмане).
Воспитатель: Второй раздел паспорта - это место действия, где происходят события сказки. Выберите из набора картинок, места, где происходят события сказки. (дети, рассматривают картинки, выбирают с изображением моря, избы, терема, царских палат. Педагог, помогает детям прикрепить картинки во второй раздел паспорта ).
Игра «Какой? Какая? Какое?»
- Море (какое?) (Синее, глубокое, спокойное, штормовое).
- Изба (какая?) (Ветхая, старая, деревянная).
- Дворец (какой?) (Большой, каменный, богатый, царский).
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте немного подвигаемся.
Физминутка «Рыбка»
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.(сложенными вместе ладонями дети
изображают, как плывет рыбка)
Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. ( медленно сближают ладони)
Рыбка спинку изогнула, (снова изображают, как плывет рыбка)
Крошку хлебную взяла. (делают хватательное движение обеими руками)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла. (снова изображают, как плывет рыбка)
Воспитатель: Давайте заполним третий раздел паспорта и выберем подходящие слова, чтобы описать наших героев. Вам необходимо разделится на три группы по цветам. (используя цветные карточки, дети делятся на три группы: «Старик», «Золотая рыбка», «Старуха»).
Игра « Герои сказки. Какие они?»
( дети прикрепляют изображение своего персонажа в третий раздел паспорта и отвечают на вопросы педагога).
1. Старик, какой он? (трудолюбивый, добрый, тихий, простодушный);
- Почему старик хотел отпустить рыбку? (жалко рыбку стало);
- Правильно ли он поступил, что не попросил ничего взамен?" (мнения детей);
- Почему старик исполнял все желания старухи? (боялся старух, был послушным, не хотел ссориться).
2. Старуха, какая она? (жадная, злая, сварливая, жестокая);
- Почему старуха требовала все больше и больше?" (была слишком жадная, ей всего было мало, неблагодарная);
- Что она чувствовала, когда рыбка исполняла ее желания? (гордость, чувство власти);
- Кто виноват в том, что старуха осталась у разбитого корыта? (сама старуха, из-за своей жадности и неблагодарности).
3. Золотая рыбка, какая она? (волшебная, добрая, щедрая, терпеливая, справедливая);
- Почему рыбка исполняла желания старухи? (жалела старика, обещала выполнить его желания);
Воспитатель: Ребята у нас остался последний раздел паспорта «Чему учит нас сказка?»
(педагог, прикрепляет в четвертый раздел, изображение мудрого человека, как символ).
- Ребята, как вы думаете, чему нас учит сказка?
Вопросы для обсуждения:
- Что такое жадность?
- Почему жадность – это плохо?
- Что такое благодарность?
- Почему важно быть благодарным?
- Что важнее: богатство или доброта?
(примерные ответы детей: сказка учит быть благодарными, не надо быть жадными, учит ценить то, что у тебя есть.)
Педагог вместе с детьми формулирует мораль сказки и записывает в «Паспорт». «Сказка учит нас быть скромными, благодарными»;
«Ценить то, что имеем, и не быть жадными»;
«Доброта, щедрость и терпение – делают мир лучше».
Воспитатель: «Ребята, посмотрите! Сказка ожила, и мы с вами – герои только новой сказки. Давайте вместе ее проживем!»
Ролевая игра «Ожившие страницы» (8 минут)
Действующие лица:
Воспитатель (рассказчик, ведущий).
Дети: (старик, старуха, рыбка, волны).
Воспитатель: «Вот он, старик, у самого синего моря…»
(Ребенок-старик берет удочку, закидывает в «море» вытаскивает золотую рыбку).
Ребенок - золотая рыбка, умоляет: «Отпусти меня, старче, в море! Откуплюсь, чем только пожелаешь!».
Старик: «Золотая рыбка твоего мне выкупа не надо; Ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе» (Отпускает рыбку).
(Тихо звучит веселая мелодия)
Дети-волны: (Шумят, изображают волны, радуются освобождению рыбки).
Старик: (Возвращается к старухе, вздыхает).
Старуха встречает его сердито, злится: «Почему ты не взял выкупа с рыбки! Хоть бы взял с нее корыто, А то наше совсем растрескалось».
Старик (идет к «морю») с грустью и зовет рыбку: «Рыбка, рыбка, появись!
Рыбка (появляется): «Чего тебе надобно?»
Старик: «Смилуйся, рыбка! Моя старуха злая, у нее корыто разбилось!»
Золотая рыбка: «Не печалься, будет вам новое корыто!» (дает старику мисочку);
(Старик возвращается с мисочкой – «новым корытом», но старуха не радуется, а садится на лавку, грустным лицом)
Воспитатель (мягко): «Ребята, посмотрите, что происходит со старухой? Почему она не радуется?».
(Тихо звучит волшебная мелодия).
Старуха (тихо): «Зачем мне это корыто? Старик у меня такой добрый, а я только ругаюсь. Прости меня, старик! Я поняла, что была неправа, не нужно мне ничего (подходит к старику с улыбкой, берет его за руку).
Старик: «Неужели ты стала доброй?» (удивленно и радостно);
Старуха: «Да! Давай соберем в мешок еду и отнесем бедным!»
Старик и Старуха собирают в мешок муляжи продуктов, и решают у рыбки ничего не просить.
Вместе идут к морю и зовут рыбку: «Рыбка, рыбка, появись!
Рыбка (появляется, улыбается): «Чего вам надобно, добрые люди?»
Старуха и старик: «Мы хотим, чтобы все люди были счастливыми! Помоги нам, рыбка!»
Рыбка: «Ваше желание – самое прекрасное! Я исполню его!» (Машет волшебной палочкой).
(Звучит радостная мелодия).
Дети-волны: (Шумят, изображают волны, радуются, что старуха изменилась).
Воспитатель: «Сказка закончилась! «Молодцы! В нашей сказке все стали добрыми. Мы с вами показали, что даже в сказке можно изменить ход событий, если быть добрее и не жадничать. Помните, что самое главное – это не богатство, а доброта и уважение друг к другу»
III. Заключительная часть (2 минуты)
Рефлексия
Воспитатель: А теперь давайте подумаем и расскажем:
- Что вам больше всего понравилось на нашем занятии? (Дать высказаться нескольким детям).
- Какое задание было самым интересным? Почему?
- Легко ли было помогать Золотой Рыбке? Что было сложно?
- Чему вы научились сегодня?
- Как вы думаете, важно ли помогать другим? Почему?
Воспитатель: Вы сегодня просто замечательно потрудились! Мы не только помогли Золотой Рыбке, но и еще оживили сказочных героев и усвоили важные уроки сказки.
Молодцы! Мы можем отнести наш «паспорт сказки» в уголок сказок, чтобы все его видели и помнили замечательную сказку Александра Сергеевича Пушкина.