Методическая разработка по родному языку в 3 классе на тему «Род имен существительных»
Тема: Род имен существительных (Существительноела жинс)
Цель:дать общее представление о роде имен существительных, познакомить с приемами распознавания рода, развивать речь детей.
Ход урока
1.Оргмомент.
Салам,дурхlни. Ребята. Сегодня у нас открытый урок и к нам пришли в гости. Поздоровайтесь.
2. Проверка д/з:
ХIушани хlергъибси секlал лебу? Тетрадуни дучирая, нуни биалли хъули хlянчи ахтардибирис.
Абхьая тетрадуни, белкlена число, классла хlянчи.
I)Чистописание (Умули лукlни)
ТL тlути Тlагьир Тlавус. Тlагьир гlяхlси урши сай.
Сен Тlагьир ва Тlавус халаси хlярпличил делкlи.
-Сенахlенну, илди хасти уми сари, хас. Сущ. (собств.)
2) Предлагаю поиграть в игру:
Игра «Да (саби)» «Нет(ах!ен)»
Существительное гъайла бутlа сабив?
Существительноели сегъуна? Сегъунти? Ибти суалтала цалис жаваб луга. Сабив? Ахlену?
Сущ-ли чи? Се? Ибти суалтала цалис жаваб луга. Сабив? Ахlену?
Сущ-би дирар хасти ва тlинтlи. Сабив? Ахlену?
Хасти сущ-би лукlа халал хlярличил, тlинтlи сущ-би биштlаси. Сабив? Ахlену?
3)Ишди существительноеби сари. Ишдачи хlушани . Чи? Се? Ибти султас жаваб лугуси саби.
Словарь: Хъалибарг- семья, жинс-род, адавзи-дядя. Родственник-тухум, ухъна-старик.
3. Работа по новой теме:
Хъалибарг, жинс, тухум
Ишбархlи нушала тема саби «Существительноела жинс». «Род имени существительного».
Родственники бывают не только у людей,но и у слов. Мы писали новые слова. Подберите к слове род однокоренные слова (родня, родственник,родители). Хlебиалли, се ибси жинс, синоним подберите к слове жинс? ( Что означает род , подберите к слове род синоним? )
Жинс- хъалибарг, тухум, кьам, агьлу.
Упр. Определить род существительных.
Мурул жинс хьунул жинс урга жинс
Ухъна рухъна бухъна
Узи рузи бузи
Узикьар рузикьар юрт
Авлахь
Физминутка: Хlеръая хlулбачил берхlиличи- ца
Кьяпlдарая хlулби кьарличидяхl- кlел
Абхьая хlулби гъагуйчидяхl- хlябал
Урцахlе къабниван, арцантиван
Алгъай някъ гьакlабарая
Балуй няхъ гьакlбарая
Галгубиван гьакlдухъена
Пяспясагуниван тlяхlдухъена
Гlяшкадиубли, кайсехlе вавни
Ахъдиирая, берхlиван разидиирая ва кадиирая!
-А какой скоро наступит у нас праздник?
- «День матери».
-«День матери» отмечают 24 ноября. Посмотрите на слайд, а с чем мы сравниваем маму?
- С солнцем.
- А солнце, какое бывает?
- Теплое.
- Значит, у мамы и руки теплые.
- А какого цвета солнце?
- Золотого.
- Значит, у мамы руки золотые.
А теперь, придумайте предложения о матери. Какая она у вас, помогаете ли вы маме, любите ли вы свою маму и т.д?
Упр. По плакату. Далдиркути дугьби кадатурли, дугьбала цалабикуни дарая.
……. урши, ……. рурси, …...гежба ,…..дудеш ,…….неш , …….дирихь.
Г!яг!нити дугьби: вишт!аси , ришт!аси ,бишт!аси, вак!ибси, рак!ибси, бак!ибси.
Итог урока:
1)Селичила гъайдикlули калунра нуша ишбархlи?
2) Я вам раздавала стихи о матери, кто выучил наизусть?
Дети читают стихи на даргинском языке.
У вас на столе лежат смайлики: один-веселый, другой-грустный.Если вам урок понравился, то поднимаете веселый, а если не понравился –грустный. Дети поднимают смайлики.
Д/з: Упражнение 1, стр.59.
Дети поздравят гостей с наступающим праздником «День матери» и дарят открытки.