12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Galina762376
Меня зовут Галина Александровна Аникина, я работаю в МОУ "СОШ №18".В этом году была в жюри школьного этапа Всероссийской олимпиады по искусству.
Россия, Саратовская обл., Саратов
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Рабочая программа кружка «Мир художественных образов»

Пояснительная записка

Программа кружка «Мир художественных образов» Аникиной Г.А. ориентирована на учащихся 11-х классов. На курс отводится 34 часа (1 час в неделю).

Направление кружка: художественно-научно-познавательное. Кружок «Мир художественных образов» призван способствовать решению одной из основных задач современной школы — обеспечению духовного, нравственного роста подрастающего поколения. Необходимость развить речь, научить владеть словом – значит создать условия для реализации творческих возможностей личности. Важно довести до сознания учащихся, что процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека. Формирование практических умений и навыков, связанных с правильным , коммуникативно-целесообразным использованием языковых средств в речи, определяет результативность в усвоении других школьных предметов, а в дальнейшем – вузовских дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной и будущей производственной жизни.

Цель программы: помочь приобрести социальные знания, понимание социальной реальности и повседневной жизни;

сформировать позитивное отношение к культуре, литературе и искусству в целом;

помочь активизировать художественно-эстетические потребности учащихся, развить их литературный вкус, умение общаться, придерживаясь норм литературного языка и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения, а также к публичным выступлениям.

Задачи:

1. Закрепить и углубить знания по литературе.
2. Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов.
3.Обеспечить практическое использование лингвистических и литературоведческих знаний и умений на уроках литературы, а также восприятие учащимися содержания художественного произведения через его языковую форму, художественную ткань произведения.
4. Способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

К концу обучения по данной программе учащиеся должны знать:
* особенности художественного стиля речи;
* эпитет, виды и роль эпитетов в речи;
* понятия сравнение, аллегория, перифраза, их значение в речи;
* значение и употребление тропов в художественной литературе;
* роль стилистических фигур в характеристике персонажей, индивидуализации образов, художественных деталей и пр.;
* основные формы «словесной инструментовки»;
* ритм и интонацию в прозе и стихах.

Уметь:
* производить языковой и литературоведческий анализ текста;
* использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе отрывков из художественных произведений;
* пользоваться орфоэпическими, интонационными, лексическими и грамматическими средствами


 

Содержание курса

1. Организационное занятие ( формы работы, знакомство с планом работы, проведение анкет «Что я хотел(а) бы обсудить», «Что я хотел(а) бы посетить») - 1ч

2. Поэтика застывших усадеб (посвящается творчеству И.А. Бунина) — 2ч

3. Саратов литературный рубежа XIX – начала XX веков. Пешеходная экскурсия от музея Федина – 1ч

4. «Умники и умницы» (К юбилею В.И. Даля). Участие в межрегиональной игре, посвящённой жизни и творчеству В.И. Даля – 1ч

5. «Имя его – птица в руке» (Посвящается творчеству А. Блока) - 1ч

6. Просмотр и обсуждение спектакля «Чайка» в ТЮЗе – 2ч

7. «Один день из жизни гимназии». Посещение художественного музея им.А.Н.Радищева — 1ч

8. «Конквистадор в панцире железном» (Посвящается творчеству Н.С. Гумилёва) - 1ч

9. «О муза плача» (Посвящается творчеству А.А. Ахматовой) - 1ч

10. «Тебе – через сто лет». Просмотр и обсуждение спектакля по стихам Марины Цветаевой театра «Балаганчик» - 2ч

11. «Этот мир очарований, этот мир из серебра…». (Посвящается творчеству поэтов Серебряного века) - 2ч

12. Аукцион-реклама - «Я хочу рассказать вам…», «Книга мне понравилась, потому что…» - 1ч

13. Подготовка к Пушкинским чтениям в областной детской библиотеке им. Пушкина (индивидуальные занятия) – 1ч

14. Подготовка литературной гостиной «Мне имя - Марина» - 4ч

15. «Гой ты, Русь моя». Просмотр и обсуждение спектакля по стихам Сергея Есенина театра «Балаганчик» - 2ч

16. «Любовь, что движет солнца и светила...». («Истории любви». На материале художественных произведений русских и зарубежных писателей) - 1ч

17. «Сороковые, роковые…». (Посвящается теме Великой Отечественной войны) - 1ч

18. «Первая студия». «Особенности освещения современными писателями проблем морали («Последний срок» В.А. Распутина, «Калина красная» В.Шукшина) — 2ч

19. «Смычку волшебному послушна». Образы в синтетических видах искусства. Просмотр и обсуждение балета «Юнона и Авось» в театре оперы и балета им. Н.Г. Чернышевского - 2ч

20. Эпистолярный жанр: особенности, достоинства и недостатки. (Д.С. Лихачёв, М.Э. Шеффер, Э. Берроуз) - 2ч

21. Обзор новинок художественной литературы — 1ч

22. «Огней так много золотых на улицах Саратова». Образы саратовского модерна - 2ч (Знакомство с саратовской архитектурой модерна; составление и проведение пешеходной экскурсии по историческому центру Саратова)

Литература для учителя

1. Виноградов В.В.О теории художественной речи. - М., 1991.
2. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1993.
3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1990.
4. Горшков А. И. Русская словесность. Методические рекомендации к учебному пособию для 10-11 классов «Русская словесность(От слова к словесности)». – М., 1997.
5. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. – Л., 1984.

10. Одоевцева И. «На берегах Невы». М., 1987

11.Одоевцева И. «На берегах Сены». М., 1987

12.Полушин В.Л. «Гумилёвы. 1720-2000». М., 2000

13. Цветаева А. Воспоминания, М., 2012

14. Цветаева М.И. Мой Пушкин. Челябинск, 1978

Литература для учащихся

1. Горшков А.И. Русская словесность (От слова к словесности). 10-11 кл. – М., 1997.

4.Одинцов В.В. О языке художественной прозы. – М., 1993.
5. Одоевцева И. «На берегах Невы». М., 1987

6. Одоевцева И. «На берегах Сены». М., 1987

7.Саричева, Е. Сценическая речь. М., 1995.
8. Шмелёв Д.Н. Слово и образ. – М., 1994.

9. Цветаева А. Воспоминания, М., 2012

10. Цветаева М.И. Мой Пушкин. Челябинск, 1978

Формы и виды контроля: пешеходная экскурсия по Саратову, тематические экскурсии по Художественному музею им. А.Н. Радищева, посещение ТЮЗа, театра Оперы и балета им. Н.Г. Чернышевского, театра «Балаганчик», проведение литературной гостиной по Серебряному веку, участие в олимпиадах, конкурсах сочинений, НПК.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Дата

Факт

1       

Организационное занятие

 1-10 сент.

.

 

2

Поэтика застывших усадеб    

 12-17 сент .

 

3

Саратов литературный. Пешеходная экскурсия

 19-24 сент

 

4

Поэтика застывших усадеб  

 26 сент.-1 окт.

 

5

«Умники и умницы»

 3-8 окт.

 

6

«Имя его – птица в руке»

10-15 окт

 

7

Просмотр спектакля «Чайка» в ТЮЗе

17-22 окт.

 

8

Обсуждение спектакля «Чайка»

24-29 окт.

 

9

«Один день из жизни гимназии». Посещение Радищевского музея

7-12 ноя

 

10

«Конквистадор в панцире железном»

14-19 ноя.

 

11

«О муза плача»

21-26 ноя

 

12-13

«Тебе – через сто лет». Просмотр и обсуждение спектакля по стихам Марины Цветаевой театра «Балаганчик»

28 ноя.-3 дек. 5-10 дек.

 

14-15

«Этот мир очарований, этот мир из серебра»

12-17 дек. 19-24 дек.

 

16

Аукцион-реклама «Я хочу рассказать вам…»

26-30 дек.

 

17

Подготовка к Пушкинским чтениям в областной детской библиотеке им. Пушкина

11-14янв.

 

18

Подготовка литературной гостиной «Мне имя - Марина». Составление сценария

15 - 21 янв

 

19

Подготовка гостиной. Репетиции

23-28 янв..

 

20

Подготовка гостиной. Генеральная репетиция

30 янв.-4 фев

 

21

Представление гостиной

6-11 фев.

 

22-23

«Гой ты, Русь моя». Просмотр и обсуждение спектакля по стихам Сергея Есенина театра «Балаганчик»

13-18 фев 20-25 фев.

 

24

«Любовь, что движет солнца и светила…»

27фев-3 мар

 

25

«Сороковые, роковые»

15-10 марта

 

26-27

Первая студия

1-17 марта 19-24 марта

 

28

«Смычку волшебному послушна». Просмотр и обсуждение балета «Юнона и Авось»

2-7 апр., 9-14 апр.

 

29- 30

Эпистолярный жанр: особенности, достоинства, недостатки

16-22 апр 23-28 апр.

 

31

«И, слово, в музыку вернись». Посещение концерта в консерватории

30 апр.-5 мая

 

32

Обзор новинок художественной литературы

7-12 мая

 

33-34

«Огней так много золотых на улицах Саратова». Образы саратовского модерна

14-25 мая

 
Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.