12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Galina762479 Меня зовут Галина Александровна Аникина, я работаю в МОУ "СОШ №18".В этом году была в жюри школьного этапа Всероссийской олимпиады по искусству. Россия, Саратовская обл., Саратов Материал размещён в группе «В помощь учителю» |
Рабочая программа кружка «Мир художественных образов»
Рабочая программа кружка «Мир художественных образов»
Пояснительная записка
Программа кружка «Мир художественных образов» Аникиной Г.А. ориентирована на учащихся 11-х классов. На курс отводится 34 часа (1 час в неделю).
Направление кружка: художественно-научно-познавательное. Кружок «Мир художественных образов» призван способствовать решению одной из основных задач современной школы — обеспечению духовного, нравственного роста подрастающего поколения. Необходимость развить речь, научить владеть словом – значит создать условия для реализации творческих возможностей личности. Важно довести до сознания учащихся, что процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека. Формирование практических умений и навыков, связанных с правильным , коммуникативно-целесообразным использованием языковых средств в речи, определяет результативность в усвоении других школьных предметов, а в дальнейшем – вузовских дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной и будущей производственной жизни.
Цель программы: помочь приобрести социальные знания, понимание социальной реальности и повседневной жизни;
сформировать позитивное отношение к культуре, литературе и искусству в целом;
помочь активизировать художественно-эстетические потребности учащихся, развить их литературный вкус, умение общаться, придерживаясь норм литературного языка и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения, а также к публичным выступлениям.
Задачи:
1. Закрепить и углубить знания по литературе.
2. Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов.
3.Обеспечить практическое использование лингвистических и литературоведческих знаний и умений на уроках литературы, а также восприятие учащимися содержания художественного произведения через его языковую форму, художественную ткань произведения.
4. Способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
К концу обучения по данной программе учащиеся должны знать:
* особенности художественного стиля речи;
* эпитет, виды и роль эпитетов в речи;
* понятия сравнение, аллегория, перифраза, их значение в речи;
* значение и употребление тропов в художественной литературе;
* роль стилистических фигур в характеристике персонажей, индивидуализации образов, художественных деталей и пр.;
* основные формы «словесной инструментовки»;
* ритм и интонацию в прозе и стихах.
Уметь:
* производить языковой и литературоведческий анализ текста;
* использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе отрывков из художественных произведений;
* пользоваться орфоэпическими, интонационными, лексическими и грамматическими средствами
Содержание курса
1. Организационное занятие ( формы работы, знакомство с планом работы, проведение анкет «Что я хотел(а) бы обсудить», «Что я хотел(а) бы посетить») - 1ч
2. Поэтика застывших усадеб (посвящается творчеству И.А. Бунина) — 2ч
3. Саратов литературный рубежа XIX – начала XX веков. Пешеходная экскурсия от музея Федина – 1ч
4. «Умники и умницы» (К юбилею В.И. Даля). Участие в межрегиональной игре, посвящённой жизни и творчеству В.И. Даля – 1ч
5. «Имя его – птица в руке» (Посвящается творчеству А. Блока) - 1ч
6. Просмотр и обсуждение спектакля «Чайка» в ТЮЗе – 2ч
7. «Один день из жизни гимназии». Посещение художественного музея им.А.Н.Радищева — 1ч
8. «Конквистадор в панцире железном» (Посвящается творчеству Н.С. Гумилёва) - 1ч
9. «О муза плача» (Посвящается творчеству А.А. Ахматовой) - 1ч
10. «Тебе – через сто лет». Просмотр и обсуждение спектакля по стихам Марины Цветаевой театра «Балаганчик» - 2ч
11. «Этот мир очарований, этот мир из серебра…». (Посвящается творчеству поэтов Серебряного века) - 2ч
12. Аукцион-реклама - «Я хочу рассказать вам…», «Книга мне понравилась, потому что…» - 1ч
13. Подготовка к Пушкинским чтениям в областной детской библиотеке им. Пушкина (индивидуальные занятия) – 1ч
14. Подготовка литературной гостиной «Мне имя - Марина» - 4ч
15. «Гой ты, Русь моя». Просмотр и обсуждение спектакля по стихам Сергея Есенина театра «Балаганчик» - 2ч
16. «Любовь, что движет солнца и светила...». («Истории любви». На материале художественных произведений русских и зарубежных писателей) - 1ч
17. «Сороковые, роковые…». (Посвящается теме Великой Отечественной войны) - 1ч
18. «Первая студия». «Особенности освещения современными писателями проблем морали («Последний срок» В.А. Распутина, «Калина красная» В.Шукшина) — 2ч
19. «Смычку волшебному послушна». Образы в синтетических видах искусства. Просмотр и обсуждение балета «Юнона и Авось» в театре оперы и балета им. Н.Г. Чернышевского - 2ч
20. Эпистолярный жанр: особенности, достоинства и недостатки. (Д.С. Лихачёв, М.Э. Шеффер, Э. Берроуз) - 2ч
21. Обзор новинок художественной литературы — 1ч
22. «Огней так много золотых на улицах Саратова». Образы саратовского модерна - 2ч (Знакомство с саратовской архитектурой модерна; составление и проведение пешеходной экскурсии по историческому центру Саратова)
Литература для учителя
1. Виноградов В.В.О теории художественной речи. - М., 1991.
2. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1993.
3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1990.
4. Горшков А. И. Русская словесность. Методические рекомендации к учебному пособию для 10-11 классов «Русская словесность(От слова к словесности)». – М., 1997.
5. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. – Л., 1984.
10. Одоевцева И. «На берегах Невы». М., 1987
11.Одоевцева И. «На берегах Сены». М., 1987
12.Полушин В.Л. «Гумилёвы. 1720-2000». М., 2000
13. Цветаева А. Воспоминания, М., 2012
14. Цветаева М.И. Мой Пушкин. Челябинск, 1978
Литература для учащихся
1. Горшков А.И. Русская словесность (От слова к словесности). 10-11 кл. – М., 1997.
4.Одинцов В.В. О языке художественной прозы. – М., 1993.
5. Одоевцева И. «На берегах Невы». М., 1987
6. Одоевцева И. «На берегах Сены». М., 1987
7.Саричева, Е. Сценическая речь. М., 1995.
8. Шмелёв Д.Н. Слово и образ. – М., 1994.
9. Цветаева А. Воспоминания, М., 2012
10. Цветаева М.И. Мой Пушкин. Челябинск, 1978
Формы и виды контроля: пешеходная экскурсия по Саратову, тематические экскурсии по Художественному музею им. А.Н. Радищева, посещение ТЮЗа, театра Оперы и балета им. Н.Г. Чернышевского, театра «Балаганчик», проведение литературной гостиной по Серебряному веку, участие в олимпиадах, конкурсах сочинений, НПК.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата | Факт |
1 | Организационное занятие | 1-10 сент. . | |
2 | Поэтика застывших усадеб | 12-17 сент . | |
3 | Саратов литературный. Пешеходная экскурсия | 19-24 сент | |
4 | Поэтика застывших усадеб | 26 сент.-1 окт. | |
5 | «Умники и умницы» | 3-8 окт. | |
6 | «Имя его – птица в руке» | 10-15 окт | |
7 | Просмотр спектакля «Чайка» в ТЮЗе | 17-22 окт. | |
8 | Обсуждение спектакля «Чайка» | 24-29 окт. | |
9 | «Один день из жизни гимназии». Посещение Радищевского музея | 7-12 ноя | |
10 | «Конквистадор в панцире железном» | 14-19 ноя. | |
11 | «О муза плача» | 21-26 ноя | |
12-13 | «Тебе – через сто лет». Просмотр и обсуждение спектакля по стихам Марины Цветаевой театра «Балаганчик» | 28 ноя.-3 дек. 5-10 дек. | |
14-15 | «Этот мир очарований, этот мир из серебра» | 12-17 дек. 19-24 дек. | |
16 | Аукцион-реклама «Я хочу рассказать вам…» | 26-30 дек. | |
17 | Подготовка к Пушкинским чтениям в областной детской библиотеке им. Пушкина | 11-14янв. | |
18 | Подготовка литературной гостиной «Мне имя - Марина». Составление сценария | 15 - 21 янв | |
19 | Подготовка гостиной. Репетиции | 23-28 янв.. | |
20 | Подготовка гостиной. Генеральная репетиция | 30 янв.-4 фев | |
21 | Представление гостиной | 6-11 фев. | |
22-23 | «Гой ты, Русь моя». Просмотр и обсуждение спектакля по стихам Сергея Есенина театра «Балаганчик» | 13-18 фев 20-25 фев. | |
24 | «Любовь, что движет солнца и светила…» | 27фев-3 мар | |
25 | «Сороковые, роковые» | 15-10 марта | |
26-27 | Первая студия | 1-17 марта 19-24 марта | |
28 | «Смычку волшебному послушна». Просмотр и обсуждение балета «Юнона и Авось» | 2-7 апр., 9-14 апр. | |
29- 30 | Эпистолярный жанр: особенности, достоинства, недостатки | 16-22 апр 23-28 апр. | |
31 | «И, слово, в музыку вернись». Посещение концерта в консерватории | 30 апр.-5 мая | |
32 | Обзор новинок художественной литературы | 7-12 мая | |
33-34 | «Огней так много золотых на улицах Саратова». Образы саратовского модерна | 14-25 мая |