Методическая разработка "Причины возникновения психоэмоциональных перегрузок, связанных с профессиональной деятельностью педагогов, и способы их устранения"
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования г. Владикавказа»
структурное подразделение
«Центр развития творчества детей и юношества «Нарт»
«Причины возникновения психоэмоциональных перегрузок, связанных с профессиональной деятельностью педагогов, и способы их устранения»
(методическая разработка)
Составитель:
педагог-организатор
Чаваев Р.Ш.
2024г.
Методическая разработка
«Причины возникновения психоэмоциональных перегрузок, связанных с профессиональной деятельностью педагогов, и способы их устранения»
Труд педагога относится к профессиям, сопряженным с повышенной психоэмоциональной нагрузкой. Обусловлено это как содержанием, сущностью педагогической деятельности, так и тем фоном, на котором она осуществляется.
Нередко педагог вынужден взаимодействовать, общаться с человеком, который ему «малосимпатичен», с которым уже возникали в прошлом или существуют в настоящем конфликтные отношения. Это может быть ученик и коллега. Таская ситуация может породить уже не кратковременную эмоциональную реакцию, а длительно существующую психотравмирующую ситуацию.
В педагогической деятельности довольно часто возникает несоответствие ожидаемого, прогнозируемого и фактического результатов (например, итоги контрольной работы учеников, учебной четверти и т.д.). Труд педагога таит в себе опасность и «психического пресыщения» в силу определенной монотонности, повторяемости в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей. Особенно часто подобная ситуация возникает среди преподавателей с небольшим стажем.
Наверное, у каждого из нас возникали конфликтные ситуации, и мы действовали в них в соответствии с собственным опытом, темпераментом, с наличием в той или иной степени ресурсного состояния.
Хочется спросить, а что вы чувствовали в такие моменты?
Досаду.
Раздражение.
Безысходность.
Злость.
И как обычно мы реагируем в такой ситуации?
А что вы чувствуете в этой ситуации?
– Вину, беспомощность, бессилие, страх, некомпетентность...
Помогает ли это разрешить ситуацию?
Наверное, нет. Да еще и настроение портится из-за того, что не сдержались, давление поднимается, сердце хватает. И потом долго переживаем из-за того, что все не так складывается, как бы хотелось. Опускаются руки, не хочется идти на работу. Сейчас очень много говорят о детях, об их проблемах. Не умаляя значения детских проблем, хочу все-таки сказать, что педагог, находясь в ресурсном состоянии, сможет гораздо эффективнее действовать в конфликтной ситуации, сохраняя при этом и свое здоровье, и здоровье детей.
Например: вы едете в троллейбусе в прекрасном настроении, ощущение такое, что можете горы свернуть. Троллейбус дергается – массивный мужчина наступает вам на ногу. Что делаете вы? (Доброжелательно, с юмором выходим из ситуации.)
А теперь вы бесконечно устали, сумки оттягивают руки. Вам наступили на ногу. Как вы реагируете? (Кричим, обижаемся, злимся. Даже слезу пускаем...)
Кроме того, весьма своеобразен психологический фон, на котором осуществляется труд учителя. Это высокие требования общественности к общекультурным, профессиональным и моральным качествам учителя. Повышенный интерес к внешнему виду, манере говорить, к «личной жизни».
Уже такая краткая характеристика психологических особенностей педагогического труда свидетельствует о возможности возникновения как острых, так и хронических психотравмирующих ситуаций, развития психоэмоционального перенапряжения, что рассматривается как факторы риска, предрасполагающие к возникновению определенных нервно-психиатрических реакций и психосоматических заболеваний.
Под влиянием более или менее продолжительной психической травматизации, ведущей к эмоциональному перенапряжению, может развиться неврозоподобное состояние или невроз.
Заболевание начинается исподволь, постепенно. Основным симптомом является повышенная возбудимость и легкая психическая и физическая утомляемость. Человек становится вспыльчивым, раздражается даже по незначительному поводу. Аналогичным повышением чувствительности в отношении раздражителей, идущих от внутренних органов и различных участков тела, можно объяснить жалобы таких людей на неприятные ощущения в различных частях тела (головная боль, головокружение, шум в ушах, тягостные ощущения в области сердца, желудка и т.д.). Подобные симптомы называются психосоматическими, т.к. причина их возникновения зависит от особенностей психического статуса человека.
Повышенная возбудимость выражается в легком возникновении вегетативных реакций (сердцебиение, покраснение или побледнение кожи лица, повышенное потоотделение). Часто наблюдается тремор (дрожание) век и пальцев вытянутых рук. Повышенная возбудимость обычно сочетается с быстрой утомляемостью, которая сказывается в снижении трудоспособности. Часто бывают жалобы на общую физическую слабость, отсутствие бодрости, энергии, выносливости к привычному до этого режиму труда. Длительное активное напряжение внимания становится невозможным. С истощаемостью внимания часто связана и недостаточная фиксация некоторых событий. Этим объясняются жалобы на «плохую память», забывчивость.
Повышенная возбудимость и быстрая утомляемость проявляются также в быстром возникновении эмоциональных реакций (печали, радости и др.) и в то же время в их кратковременности, нестойкости. Появляется нетерпимость, ожидание становится невыносимым. Сон нарушается, засыпание часто затруднено, сон недостаточно глубокий, с обилием сновидений. При этом легко происходит пробуждение под влиянием незначительных раздражителей. После сна не возникает чувства бодрости, свежести, а наоборот, появляется ощущение разбитости, сонливости. К середине дня самочувствие улучшается, а к вечеру вновь ухудшается.
Наличие неприятных ощущений со стороны различных частей тела со временем усиливается, дает повод заподозрить у себя какие-либо начинающие тяжелые заболевания. Появляется беспокойство, тревога по поводу своего состояния. Неприятные и болезненные ощущения в различных частях и органах тела и страх болезни с патологической фиксацией внимания на малейших изменениях самочувствия все более и более усиливаются. И постепенно из-за нарушения иннервации внутренних органов отдельные психосоматические симптомы могут перерасти в психосоматические функциональные изменения органов, а в дальнейшем и в выраженные психосоматические заболевания. Часто это функциональные нарушенияи заболевания сердечно-сосудистой системы. На первых порах проявляются они периодическими неприятными ощущениями в области сердца, локализация и характер которых чрезвычайно разнообразны.
Боль в области сердца сопровождается нередко неприятными ощущениями в руках (чаще слева), ощущением нехватки воздуха или даже удушья. Прием нитроглицерина (средства, снимающего боль при стенокардии) не дает сколько-нибудь заметного улучшения. Могут возникать психогенные расстройства сердечного ритма. При этом характерны жалобы на приступы сердцебиений не только при физическом усилии, но и по утрам (в момент пробуждения), при засыпании и нередко по ночам (в связи с бессонницей или поверхностным, прерывистым, тревожным сном).
Неврозоподобное состояние может вызвать изменение артериального давления в сторону его повышения или понижения. Чаще всего это временное повышение артериального давления под влиянием переживаний или внезапный резкий его подъем по типу гипертонического криза.
При повышении артериального давленая возникают неприятные и мучительные ощущения в голове (давление, тяжесть, ломящая боль, сверление, распирание, покалывание), шум в ушах, ухудшение зрения (появление тумана в глазах, мелькание цветных точек, кругов).
При пониженном давлении жалобы могут быть необычайно разнообразными и включают вялость, апатию, ощущение резкой слабости и утомленности, по утрам отсутствие бодрости даже после длительного сна, ухудшение памяти, рассеянность и неустойчивость внимания, понижение работоспособности, ощущение нехватки воздуха в покое, выраженную одышку при умеренной физической нагрузке, отечность голеней и стоп к вечеру. Характерна головная боль (изредка единственная жалоба), возникающая обычно после сна (особенно дневного), физической либо умственной работы. Тупая, давящая, стягивающая, распирающая или пульсирующая головная боль захватывает чаще лобновисочную или лобнотеменную область и продолжается от нескольких часов до двух суток. В ряде случаев она протекает по типу мигрени, сопровождаясь тошнотой и рвотой, и исчезает от применения холода, после прогулки на свежем воздухе или физических упражнений. Характерны периодические головокружения с повышенной чувствительностью к яркому свету, шуму, громкой речи, пошатыванием при ходьбе и обморочным состоянием.
Частый спутник неврозоподобных состояний – функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта. Это не сильные, но упорные болезненные ощущения различной локализации, нередко мигрирующие по всему животу. Наиболее постоянны ощущения тяжести, полноты, напряжения, пустоты в желудке. В ряде случаев возможны жалобы на тошноту в утренние часы и периодическую нестерпимую боль в верхних отделах живота. Очень часты жалобы на неприятный вкус или горечь во рту, изжогу и отрыжку (чаще воздухом, реже – съеденной пищей или желудочным соком) в течение всего дня или только по утрам, до еды.
Не менее типичны жалобы на расстройства аппетита – от плохого или очень капризного аппетита до полного отвращения или отказа от еды с утратой вкусовых ощущений. Возможны жалобы на стойкие запоры или запоры, сменяющиеся поносами.
Возможны другие проявления со стороны внутренних органов при неврозоподобных состояниях и неврозах. Во всех случаях возникновения подобных симптомов следует обязательно проконсультироваться у врача.
Симптомы профессионального выгорания
Первая группа:
психофизические симптомы
Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
Ощущение эмоционального и физического истощения;
Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
Частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
Резкая потеря или резкое увеличение веса;
Полная или частичная бессонница;
Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
Одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Вторая группа:
социально-психологические симптомы
Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Третья группа:
поведенческие симптомы
Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;
Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
Постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
Руководитель затрудняется в принятии решений;
Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
Дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Факторы, оказывающих влияние на развитие синдрома выгорания:
1. К личностным факторам риска «выгорания» относятся склонность к интраверсии; реактивность; низкая или чрезмерно высокая эмпатия; жесткость и авторитарность по отношению к другим; низкий уровень самоуважения и самооценки и др.
В ряде исследований обнаружилось, что наиболее подвержены «выгоранию» трудоголики – те, кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, полностью поглощен работой, постоянно трудится без отдыха, ежедневно работает с полной самоотдачей и ответственностью, в ущерб другим личным интересам и потребностям.
2. Статусно-ролевые факторы риска выгорания включают ролевой конфликт; ролевую неопределенность; неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией); низкий социальный статус; ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность; отверженность в значимой (референтной) группе; негативные полоролевые (гендерные) установки, ущемляющие права и свободу личности.
3. К корпоративным факторамриска выгорания относятся: нечеткая организация и планирование труда, монотонность работы, вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки, строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения; негативные или «холодные» отношения с коллегами. А так же отсутствие сплоченности, то есть напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег, конфликты, конкуренция, дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки; др.
Следует отметить, что ни один из факторов сам по себе не может вызвать выгорания. Его возникновение – это результат действия совокупности всех факторов как на профессиональном, так и на личностном уровне.
Каждый человек имеет индивидуальный, изменчивый профиль ресурсов противодействия выгоранию.
Синдром выгорания представляет собой совокупность стойких симптомов, проявляющихся в негативных психологических переживаниях, мотивационно-установочной деформации и ухудшении психофизического самочувствия. Выгорание как проявление профессиональной дезадаптации ведет к снижению работоспособности и качества профессиональной жизни людей. При этом наличие выгорания отрицательно сказывается не только на психофизическом самочувствии отдельных работников, но также на здоровье.
Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания.
Эмоциональное выгорание – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении. К. Маслач (1978г.) считает, что «сгорание» не является неизбежным. Скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение. Она подчеркивает, что многие из причин эмоционального выгорания содержатся не только в личностных особенностях людей, но и так же в определенных социальных и ситуативных факторах.
На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении обозначенных выше трудностей. Эти подходы могут быть использованы и в педагогической деятельности. Рассмотрим некоторые из них. Наиболее распространенным средством является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе быстро устаревают. В зарубежной литературе фигурирует даже единица измерения устаревания знаний специалиста так называемый “период полураспада компетентности”, заимствованный из ядерной физики. В данном случае означает продолжительность времени после окончания ВУЗа, когда в результате устарения полученных знаний по мере появления новых знаний и новой информации компетентность специалиста снижается на 50%.
Со стороны администрации нужна система поощрений, должны использоваться методы психологической разгрузки, релаксация прямо на работе, акцент должен быть сделан на том, каким образом руководители могут структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для исполнителей.
Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. В ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям. Или в случае если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.
Психологические основы саморегуляции включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используется так называемое нейролингвистическое программирование. В русле данного направления Г. Дьяконовым (1993г.) разработан цикл упражнений ориентированных на восстановление ресурсов личности. Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, целого учебного года. (Регуляция эмоциональных состояний. «Детский психолог». 1993 г., вып.4, с.67-79).
Аутогенная тренировка используется в таких видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность. Педагогическая работа связана с интенсивным общением как с детьми, так и с их родителями, что требует от педагога эмоционально-волевой регуляции. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации и активизации. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье.
Способы преодоления психоэмоционального напряжения педагога.
Физические и нервные перегрузки в педагогической деятельности год от года возрастают, так как возрастают требования к деятельности в инновационном напряженном режиме.
Большинство педагогов, характеризуя своё состояние, говорят о чрезмерной усталости, которая наступает уже к середине второй четверти, об эмоциональных срывах, стрессах и депрессии. Многие отмечают, что с каждым годом возрастает количество безрадостных рабочих дней. Подобные высказывания свидетельствуют о различной степени психологического неблагополучия педагога. В таком состоянии он ведёт себя раздражённо, а порой даже агрессивно по отношению к детям, их родителям, коллегам. Дети же, в свою очередь, проявляют к педагогу негативное отношение.
Педагогическая профессия – профессия сложная и, можно сказать, «здоровьеразрушающая». Но и ответственность педагога за своё здоровье на сегодняшний день не высока. Об этом в последнее время говорят много, и, следовательно, делать в этом направлении надо больше.
Причины, разрушающие здоровье педагога
Рабочая перегрузка. Можно выделить два типа перегрузки педагога: количественная – большое количество работы (подготовка и проведение уроков, классных часов, родительских собраний, написание отчётов, справок, докладов и т.д.) и качественная – работа слишком сложная, не всегда лежащая в компетенции данного педагога. Количественная рабочая перегрузка сводится к работе, например, учителя средней школы от 8 до 12 часов в день. Специальными исследованиями было установлено, что для тех, кто в возрасте до 45 лет работает больше 48 часов в неделю, риск умереть от сердечного приступа в 2 раза выше, чем у лиц, работающих 40 часов (разница лишь в восемь лишних часов в неделю). А что если учитель работает 60 и более часов в неделю?
Различают физические и нервные перегрузки. Физическую перегрузку можно прекратить, приостановить, например, перенести, отложить какое -то дело. Нервные перегрузки остановить или прекратить может не каждый и не всегда. Отсутствие отдыха от эмоциональной перегрузки, повторение сильных раздражений или возникновение « педагогических зацикливаний», «накручивания» себя после неприятностей приводят к нарушениям доставки с кровью кислорода, питательных веществ во все органы и выведению шлаков, токсичных веществ.
Клетки крови в человеческом организме делают многое, но при ряде хронических заболеваний эти функции крови ухудшаются. Нарушается и процесс нормальной жизнедеятельности других клеток и структур организма. Ухудшается нормальная работа и состояние органов и при хронически выраженных стрессах. Физические и особенно нервные перегрузки - один из самых значительных источников стресса. Уровень нервно -психических заболеваний растёт среди педагогов. Стресс часто обусловлен тревогой, неуверенностью в себе, в своей профессиональной компетентности, непредсказуемостью ситуаций на занятиях, страхом перед администрацией. Свои тревоги и страхи педагог зачастую скрывает, но пагубное действие их на организм остаётся.
Есть, конечно, педагоги, абсолютно стойкие к стрессам. Но тем, кто не умеет противостоять стрессам, полезно овладеть специальными упражнениями и с помощью их оберегать свой организм от разрушающих здоровье нервных перегрузок.
Неумение управлять своими эмоциями.
В результате сильной, развивающейся эмоции возникает психическое напряжение. Поэтому часто психическая напряжённость - это синоним эмоциональной напряжённости. Эмоции, как известно, могут быть положительными и отрицательными.
Отрицательные эмоции вызывают психическое напряжение и ведут к болезням. Отрицательные эмоции тормозят психическую деятельность и поведение, влияют на содержание и динамику познавательных процессов.
Для крепкого здоровья и долголетия важны положительные эмоции. Оптимальное соотношение в день отрицательных и положительных эмоций должно быть 1х7. Положительные эмоции активизируют работу головного мозга и всего организма, снижают восприимчивость к болезням, помогают быстрейшему выздоровлению после болезни. Появлению положительных эмоций способствует улыбка, хорошее настроение, полезное дело.
Педагог как сознательный и культурный человек должен управлять своими эмоциями для того, чтобы принимать правильные решения в различных педагогических ситуациях. Управление эмоциями - его основная задача. Умение управлять своими эмоциями помогает педагогу быть разумнее, спокойнее, добрее.
Самое главное в борьбе с отрицательными эмоциями – понимать, зачем нужно управлять, контролировать себя, и какими бедами чревата эмоциональная несдержанность в каждой педагогической ситуации. При появлении отрицательных эмоций надо не дать им развиться. Иногда, конечно, можно стукнуть рукой по столу, но важно, чтобы это не стало привычным способом выброса отрицательных эмоций на глазах у учащихся, специальных методов и приёмов.
Неумение решать конфликтные ситуации.
Конфликт – причина стресса и эмоционального напряжения. Однако, как говорят психологи, конфликты отвечают глубинным потребностям человека, поскольку прогресс в любой сфере возможен лишь через конструктивное противоречие в интересах, суждениях и оценках. Психологический парадокс состоит в том, что для полноты жизненных ощущений человеку необходимы не только позитивные переживания, но и негативные. Но это не значит, что педагог на работе должен каждый день конфликтовать по поводу и без него. Вот такое поведение как раз и приведёт к разрушению здоровья.
Жизненная неустойчивость – это неумение изменить своё отношение к жизненным обстоятельствам и к жизни в целом. Зачастую уныние и разочарование сопровождают педагога годами. Чаще всего он обвиняет в этом свою работу, социально-экономическую обстановку в стране, материальное неблагополучие. И очень редко себя. Только сам человек может найти себе опору в жизни, которая может противостоять отрицательным факторам внешней среды. Прежде всего, позитивное отношение к жизни.
Валеологическая неграмотность педагога.
Работа в системе образования требует от человека быть крепким психически и физически. Современный педагог имеет недостаточно знаний о причинах изменения своего здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.
Педагог, работающий в учреждении образования сегодня, должен развивать умение самокоррекции, которая включает использование техник решения личных проблем – снятие стрессов, зажимов, комплексов, избавление от вредных привычек, техник, изменяющих внутреннее психическое состояние, – саморегуляция, самовнушение, снятие боли и методы контроля функций организма.
Развитие данного умения может помочь в решении вопроса о том, как сохранить здоровье, выработать эмоциональную устойчивость и обрести душевное равновесие.
Состояния, разрушающие здоровье педагога
Каждая из указанных выше причин ведёт к психоэмоциональной нестабильности педагога, вызывая состояние нервного и физического напряжения.
Психическое напряжение – состояние, вызванное экстремальными для личности факторами и ожиданием связанных с ним неблагоприятных для неё ситуаций.
Психическая напряжённость сопровождается:
невозможностью сосредоточиться;
частыми ошибками в работе;
повышенной возбудимостью;
бессонницей;
болями в различных областях организма.
ощущением тревоги, страха, душевного дискомфорта
Такие состояния негативно воздействует на организм, вызывает деформацию личности педагога, ведёт к профессиональным кризисам.
Психофизическое самосовершенствование педагога
Нормальное психоэмоциональное состояние педагога ассоциируется с потребностью самореализации его как личности и профессионала. Это мера трудоспособности, социальной активности, деятельного отношения к миру.
Неумение регулировать своё психическое состояние приводит к болезням и состояниям, разрушающим здоровье. Для того чтобы предотвратить эти нежелательные явления, необходима постоянная профилактика негативного психического состояния, вызываемого прежде всего рабочей перегрузкой.
Для этой задачи могут быть использованы различные методы психорегуляции, позволяющие положительно воздействовать на собственную психику с целью её оптимизации.
Сознательная релаксация – снятие напряжения тела и души самим человеком.
К основным техникам релаксации относят:
Медитация;
Аутогенная тренировка;
Йога;
Визуализация.
Приложение
Простейшие упражнения для релаксации:
Упражнение «Поклюй носом»
Упражнение снимает усталость, тревожность, улучшает внимание, память. Выполнять можно сидя или стоя.
Высоко поднять плечи, тянуться до ушей и свободно отпустить вниз;
Поочерёдно поднимать плечи: сначала левое, затем правое, затем поочерёдно опускать их вниз;
Мягко и легко поронять голову на грудь, как это делает усталый человек – «клюёт носом»;
Сделать лёгкое «потрясывание» головой, как это делают кошки или собаки, которое усиливает кровоток в сосудистом бассейне основания мозга и перераспределяет внутримозговую жидкость, освежает и тонизирует, быстро снимает напряжение.
Упражнение «Книга»
Упражнение снимает внутреннее напряжение, переводит в «мир иных
измерений», позволяет успокоить душу и тело:
Закрыть глаза;
Представить себя книгой, лежащей на столе;
Сконцентрировать в сознании внутреннее самочувствие книги - её покой, положение на столе, толстую обложку, защищающую от внешних воздействий, аккуратные страницы;
Увидеть «глазами книги» окружающую комнату, предметы в этой комнате: карандаши, ручки, тетради, книжный шкаф, окно, потолок и т.д.
Упражнение «Ровно минуту я дышу».
Упражнение снимает нервное напряжение, успокаивает. Минуту только дышать и всё. Можно при этом смотреть на часы. Дышать как хочется, как дышится. При этом ни с кем не разговаривать, постараться «отпустить мысли» (не думать о конкретном).
Упражнение «Релаксация для глаз».
Упражнение снимает нервно-мышечное напряжение, успокаивающе влияет на нервную систему, улучшает зрение:
Сесть у стола прямо, голову не наклоняя, но корпус расслабить;
Под локти положить книги:
Потереть ладони друг о друга, до появления в них теплоты;
Зарыть ладонями глаза так, чтобы пальцы обеих рук скрестились на
лбу, а углубления в ладонях находились напротив закрытых век;
В этом положении глубоко ритмично дышать;
Затем дышать нормально, спокойно в течение нескольких минут.