Тематическое планирование занятий «Профилактика психоэмоциональных перегрузок»
Тематическое планирование занятий
Мероприятие |
Цель |
Ход мероприятия |
||
|
Занятие 1. «Мохнатое настроение» |
отреагирование эмоций, формирование доверительных отношений в группе |
Шеринг Упражнение «Мохнатое настроение» Педагог-психолог: «Каждый из нас когда-нибудь радовался, злился, удивлялся, грустил. В течение жизни человек проживает массу эмоций, и у каждого они выражаются по-своему. На первый взгляд, мы можем видеть грустного человека, а на самом деле, он задумался о предстоящих делах. Сегодня каждый из нас здесь пребывает в каких-то эмоциях. Самое время встретиться с ними и поделиться с участниками группы». Инструкция: участники сидят в кругу, в центре которого лежит пучок разноцветной синельной (мохнатой) проволоки, атласные ленты. Подросткам необходимо изобразить своё сегодняшнее настроение с помощью материала в центре круга. Количество элементов в образе настроения может быть в неограниченном количестве, любых цветов. Рефлексия: каждый подросток рассказывает про свой образ настроения: Какое твоё настроение сегодня? Каким оно цветом? Что это цвет значит для тебя? В какой части тела находится твоя эмоция настроения? Упражнение «Автопортрет» Инструкция: педагог-психолог выдает игровые листы подросткам, которым в течение 5 минут, нужно нарисовать на верхней половине игрового листка (не согнутой на полоски) свой автопортрет, не подписывая его. По истечении времени на выполнение, участники сдают автопортреты педагогу-психологу, который перемешивает их и раздает участникам в произвольном порядке. Далее подростки пишут на самой нижней полоске под автопортретом, какая, на его взгляд, эмоция подходит человеку, нарисованному на портрете и приятное пожелание на день. После этого участник загибает полоску, на которой писал, на обратную сторону игрового листка и передает его по кругу по команде педагога-психолога. Подростки, получившие свой автопортрет, также заполняют полоску. Когда портреты «обошли» весь круг, педагог-психолог собирает их. Затем, участники разбирают свои автопортреты. Каждый участник может высказаться о надписях под своим автопортретом, показать их другим. Рефлексия: обсуждение в общем кругу. Какая часть упражнения была наиболее интересна? Насколько легко определить эмоцию другого человека? Как можно распознать эмоции других людей? Над чем заставляет задуматься данное упражнение? Рефлексия |
|
|
Занятие 2. «Рисуем мир эмоций» |
Активизация группового взаимодействия, сплочение группы, расширение эмоционального опыта подростков. |
Шеринг Упражнение «Массаж в кругу». Упражнение позволяет не только расслабиться, снять напряжение, чрезмерную активность, приобрести кинестетический опыт, но и сблизить отношения в группе между участниками. Группа становится в круг друг за другом. Ведущий: «Представьте себе, пожалуйста, что вы – деревья в саду. Летний ветерок покачивает ваши ветки-руки. Постепенно ветер усиливается (амплитуда движений увеличивается) и начинает идти мелкий дождик (кончиками пальцев легко стучите по спине стоящего впереди участника). Дождь усиливается (движение более напористое). Постепенно дождик затихает и начинает выглядывать солнышко (поглаживание спины). теперь развернитесь на 180 градусов и отблагодарите партнера за приятные ощущения – идет повторение инструкции». Упражнение «Эмоциональная планета» Инструкция: участники тренинга делятся на две группы. Каждой группе нужно придумать и нарисовать планету эмоций, дать ей название. Каждый участник группы должен изобразить себя в виде какой-либо эмоции и отделить на ватмане свою зону. Далее, каждая группа представляет свою планету: Как название планеты связано с её образом жизни? Кто проживает на планете? Как вы встречаете гостей? Каким образом взаимодействуют жители планеты? Рефлексия: Были ли трудности в отделении личных границ на планете? Был ли лидер в группе? Каким образом он был определён? Каким был эмоциональный климат в группе в процессе работы? Как удалось быть дружной и сплочённой группой? Рефлексия |
|
|
Занятие 3. «Будь на позитиве» |
Развитие навыка распознавания эмоций человека без слов, позитивного мышления |
Шеринг Упражнение «Глухой смайл» Инструкция: участники сидят с закрытым маской лицом. Первый участник достаёт из мешочка изображение с эмоцией, дотрагивается рукой до плеча соседа справа, тот открывает лицо и смотрит, какую эмоцию ему передаёт первый участник мимикой. Молча, он передает ту же эмоцию своему соседу справа, тот передает далее. Важно чтобы участники сохраняли молчание и не открывали лицо раньше положенного времени. Эмоция проходит по кругу и возвращается к тому, кто ее послал. ВАЖНО, каждому участнику предоставить возможность хотя бы раз начать передавать эмоцию первым. Рефлексия: Та же эмоция вернулась или она трансформировалась в другую? Если эмоция изменилась, то в какой момент, почему? Как вам было понимать чужую эмоцию и тут же передавать ее другому? В чем были трудности? Упражнение «Оранжевые очки» Инструкция: «если вы найдете оранжевые очки, то плохого вы просто не сможете увидеть. Оно будет перекрашено в оранжевый цвет. Расскажите, пожалуйста, о... - Посещении ресторана - Разговоре с другом - Нашем тренинге - Своей зарплате - Вашей квартире - Себе самом (самой) - Ваших близких и т.д. Используя эти реальные (или воображаемые) оранжевые очки. Эти очки пропускают только положительные впечатления. Попробуем?" Рефлексия |
|
|
Занятие 4. «Домино эмоций» |
Формирование навыков выражения собственных эмоций. |
Шеринг Психологическая игра «Домино» Инструкция: каждый подросток выбирает по три карты из метафорической колоды «Зонтики» и три карточки из набора эмоций. Упражнение строится по принципу игры «Домино». По очереди каждый подросток присваивает выбранной карте какую-то свою эмоцию, кратко рассказывает про событие, в котором пережил эту эмоцию. Последовательность карт должна выстраиваться ассоциативным образом. Рефлексия |
|
|
Занятие 5. «Внутренние силы» |
Восстановление эмоциональной уравновешенности, сил. |
Шеринг Упражнение «Доброе животное» Порядок выполнения и инструкция: участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!». Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох — все делают шаг назад. Вдох — все делают два шага вперед, выдох — все делают два шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад». Упражнение «Путешествие» Психолог предлагает участникам занять удобное положение и включает запись спокойной музыки. Закройте глаза... Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми. И вот вы едете через поле. Вокруг летают бабочки, стрекозы. Жужжат пчелы — они собирают мед. Поют птицы — они радуются, что вы едете через их поле. Пахнет цветами и свежей травой. На холме вы видите прекрасный дворец. Что-то подсказывает вам, что очень важно поехать именно туда. И вы направляетесь по дороге, ведущей к дворцу. Когда вы входите во дворец, то поражаетесь его красотой. Все здесь удобно и красиво, как будто кто-то строил этот дворец специально для вас. И вы понимаете, что здесь найдете что-то очень важное для себя. Вы идете по дворцу легкой и уверенной походкой. Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите... Все то, что вы нашли для себя в этом прекрасном дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас сделайте глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам. Упражнение «Цветик-семицветик» Порядок выполнения и инструкция: участник выбирает лист цветной бумаги любого цвета. Вырезает из него любую фигуру, наиболее емко отражающую его в данный момент. После окончания работы всеми участниками составляется коллективная картинка (можно все фигуры наклеить на ватман и повесить в комнате). Желательно после упражнения обсудить и проговорить свои чувства и ощущения до, после и во время работы. Рефлексия |