Методическая разработка: «Пространственные отношения: слева - справа. Расположение предметов на листе бумаги»

3
0
Материал опубликован 20 February 2020 в группе

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Мариец»

Мари-Турекского района Республики Марий Эл





Всероссийский конкурс для педагогов на лучшую методическую разработку

конспекта инклюзивного урока



Методическая разработка:

«Пространственные отношения: слева - справа. Расположение предметов на листе бумаги. Левый и правый, левая и правая сторона. Расположение предметов (на листе бумаги) по заданию слева и справа и действия (левая рука, правая рука)»

конспект урока математики в 1 классе для обучающихся по АОП с легкой умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями)





 Разработчик:

учитель-дефектолог

первой категории

Боровикова Г.А.



















февраль 2020

Целевая группа детей: 1 класс, 7-8 лет, индивидуальное обучение по АОП обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Цель урока: формирование понятия пространственных отношений слева - справа

Задачи:

- научить детей отличать правую и левую стороны;

- вырабатывать умение по различению левой и правой руки;

- развивать навык расположения предметов в заданном направлении на листе бумаги, коррегировать пространственное восприятие.

Методы обучения: наглядные, практические

Вид урока: комбинированный

Приемы работы: дидактические игры, упражнения, динамические паузы, беседа

Оборудование: наборы картонных игрушек ( домик, собачка, елка, цветок, машинка), листы бумаги (А3), раздаточный дидактический материал, сигнальные карточки.

Ход урока:

1. Организация учащихся на урок.

Учитель:

- Ребята, у кого сегодня хорошее настроение, поднимите правую руку;

- Кто из вас сегодня позавтракал, поднимите левую руку.

Учитель наблюдает за правильностью выполнения

2. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний с целью оценки имеющихся знаний и подведения к восприятию новых знаний.

Учитель обращается к ученикам:

- дети, повторяйте, пожалуйста, за мной:

Это – правая рука,

Это – левая рука,

Справа – шумная дубрава,

Слева – быстрая река…

Обернулись мы, и вот

Стало всё наоборот,

Слева – шумная дубрава,

Справа – быстрая река.

Неужели стала правой

Моя левая рука?

3. Сообщение темы, цели урока:

Учитель: Мы не случайно начали наш урок с таких заданий. Кто догадался, чем мы будем сегодня с вами заниматься, какова тема нашего урока? ( ответы учащихся)

Учитель: мы будем тренироваться отличать правую руку от левой. Вы убедились сами, что не всегда вам легко правильно показать левую, правую руки. Мы попытаемся с вами располагать предметы на листах бумаги справа и слева. Уверена, что у нас с вами всё получится.

4.Изучение темы.

4.1.Упражнение «Что справа? Что слева?» [1]

Учитель просит детей вспомнить, где у них правая рука. Затем предлагается расположить пенал справа от себя, тетрадь слева от себя, учебник справа от себя, карандаш слева от себя.

4.2. Упражнение «Закрась фигуры». [2]

Раздать бланки с рядами фигур ( смотреть приложение)

Инструкция: Ребята, посмотрите, перед вами нарисованы несколько рядов фигур. Сейчас возьмите цветной карандаш в правую руку (для левшей тоже)…

Дождаться момента, когда все возьмут карандаши и будут готовы слушать.

Внимание, закрасьте первый ряд фигур так, чтобы линии не заходили за контур, а внутри контуров фигуры не было бы пробелов. Начали…

После выполнения первого задания проверить точность и разобрать ошибки.

Теперь возьмите карандаш другого цвета в левую руку и постарайтесь закрасить первую фигуру второго ряда, выполняя все условия закрашивания ( для левшей эти условия выполняются при закрашивании фигур первого ряда).

После выполнения первого задания проверить точность и разобрать ошибки.

Теперь закрасьте еще три фигуры второго ряда левой рукой…

Важно: Чтобы дети, выполняя задание левой рукой ( для правшей) и правой рукой ( для левшей), обращали внимание, прежде всего, на качество выполнения.

(раздаточный материал в Приложении)

4.3.Упражнение «Расставь правильно!»

Используемые материалы: наборы картонных предметов, лист бумаги – в центре листа солнышко.

Детям раздаются вырезанные из цветного картона предметы (домик, ёлка, собачка, цветок). По заданию учителя дети раскладывают предметы в указанном направлении. Учитель проверяет правильность выполнения задания.

5.Физкультминутка «Светофор» ( с использованием сигнальных карточек)

Если я показываю карточку красного цвета, то вы поднимаете правую руку;

Если я показываю карточку зеленого цвета, то вы поднимаете левую руку;

Если я показываю карточку желтого цвета, то вы поднимаете обе руки.

6.Закрепление.

Игра «Я еду на машине» ( лист бумаги А3 и маленькая машинка)

В центре листа нарисован гараж. Дети, слушая инструкции учителя, передвигают машинку в нужном направлении.

Например: справа от гаража школа, слева от гаража магазин и т.д.

7.Обобщение и систематизация знаний учащихся в самостоятельной деятельности.

Игра «Что где находится?» ( на формирование ориентировки в окружающем пространстве с системой отсчета от себя)

Ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа. Точно также проводится работа и с левой рукой.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

8.1.«Где право, где лево?» [4]

Прослушайте стихотворение. Чего не знал ученик? Покажите правую руку, потом левую.

Стоял ученик

На развилке дорог.

Где право,

Где лево,

Понять он не мог.

Но вдруг ученик

В голове почесал

Той самой рукою,

Которой писал

И мячик кидал,

И страницы листал,

И ложку держал,

И полы подметал.

«Победа!» - раздался

Ликующий крик.

Где право,

Где лево,

Узнал ученик.

( В.Берестов)​​​​​​​

8.2. Беседа:

- Ребята, что мы сегодня учились делать на уроке?

- Трудно ли вам было? Что труднее всего?

- А что было труднее: показывать правую, левую руки или располагать предметы на листе бумаги?

( ответы детей)

Учитель: Вы сегодня очень старались, молодцы! Давайте все вместе поднимем правую руку и улыбнемся друг другу! Теперь поднимем левую руку и скажем «молодцы»!



Библиографический список:

1.Алышева Т.В.Математика. 1 класс.Учеб.для общеобразоват.организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2ч. Ч.1/т.В.Алышева. – М.: Просвещение, 2017. – с.10-11

2.Глазунов, Д.А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/ авт.-сост. Д.Глазунов.- М.: Глобус, 2008. – с.57

3.Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов/ С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина.- Ярославль, 2000.- с. 34

4.Новоторцева Н.В. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников.- Ярославль; ТОО «Гринго», 1995. – с.210








Приложение.  Упражнение «Закрась фигуры». t1582225395aa.gif



































































































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.