Методическая разработка: «Пространственные отношения: слева - справа. Расположение предметов на листе бумаги»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Мариец»
Мари-Турекского района Республики Марий Эл
Всероссийский конкурс для педагогов на лучшую методическую разработку
конспекта инклюзивного урока
Методическая разработка:
«Пространственные отношения: слева - справа. Расположение предметов на листе бумаги. Левый и правый, левая и правая сторона. Расположение предметов (на листе бумаги) по заданию слева и справа и действия (левая рука, правая рука)»
конспект урока математики в 1 классе для обучающихся по АОП с легкой умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями)
Разработчик:
учитель-дефектолог
первой категории
Боровикова Г.А.
февраль 2020
Целевая группа детей: 1 класс, 7-8 лет, индивидуальное обучение по АОП обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Цель урока: формирование понятия пространственных отношений слева - справа
Задачи:
- научить детей отличать правую и левую стороны;
- вырабатывать умение по различению левой и правой руки;
- развивать навык расположения предметов в заданном направлении на листе бумаги, коррегировать пространственное восприятие.
Методы обучения: наглядные, практические
Вид урока: комбинированный
Приемы работы: дидактические игры, упражнения, динамические паузы, беседа
Оборудование: наборы картонных игрушек ( домик, собачка, елка, цветок, машинка), листы бумаги (А3), раздаточный дидактический материал, сигнальные карточки.
Ход урока:
1. Организация учащихся на урок.
Учитель:
- Ребята, у кого сегодня хорошее настроение, поднимите правую руку;
- Кто из вас сегодня позавтракал, поднимите левую руку.
Учитель наблюдает за правильностью выполнения
2. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний с целью оценки имеющихся знаний и подведения к восприятию новых знаний.
Учитель обращается к ученикам:
- дети, повторяйте, пожалуйста, за мной:
Это – правая рука,
Это – левая рука,
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река…
Обернулись мы, и вот
Стало всё наоборот,
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?
3. Сообщение темы, цели урока:
Учитель: Мы не случайно начали наш урок с таких заданий. Кто догадался, чем мы будем сегодня с вами заниматься, какова тема нашего урока? ( ответы учащихся)
Учитель: мы будем тренироваться отличать правую руку от левой. Вы убедились сами, что не всегда вам легко правильно показать левую, правую руки. Мы попытаемся с вами располагать предметы на листах бумаги справа и слева. Уверена, что у нас с вами всё получится.
4.Изучение темы.
4.1.Упражнение «Что справа? Что слева?» [1]
Учитель просит детей вспомнить, где у них правая рука. Затем предлагается расположить пенал справа от себя, тетрадь слева от себя, учебник справа от себя, карандаш слева от себя.
4.2. Упражнение «Закрась фигуры». [2]
Раздать бланки с рядами фигур ( смотреть приложение)
Инструкция: Ребята, посмотрите, перед вами нарисованы несколько рядов фигур. Сейчас возьмите цветной карандаш в правую руку (для левшей тоже)…
Дождаться момента, когда все возьмут карандаши и будут готовы слушать.
Внимание, закрасьте первый ряд фигур так, чтобы линии не заходили за контур, а внутри контуров фигуры не было бы пробелов. Начали…
После выполнения первого задания проверить точность и разобрать ошибки.
Теперь возьмите карандаш другого цвета в левую руку и постарайтесь закрасить первую фигуру второго ряда, выполняя все условия закрашивания ( для левшей эти условия выполняются при закрашивании фигур первого ряда).
После выполнения первого задания проверить точность и разобрать ошибки.
Теперь закрасьте еще три фигуры второго ряда левой рукой…
Важно: Чтобы дети, выполняя задание левой рукой ( для правшей) и правой рукой ( для левшей), обращали внимание, прежде всего, на качество выполнения.
(раздаточный материал в Приложении)
4.3.Упражнение «Расставь правильно!»
Используемые материалы: наборы картонных предметов, лист бумаги – в центре листа солнышко.
Детям раздаются вырезанные из цветного картона предметы (домик, ёлка, собачка, цветок). По заданию учителя дети раскладывают предметы в указанном направлении. Учитель проверяет правильность выполнения задания.
5.Физкультминутка «Светофор» ( с использованием сигнальных карточек)
Если я показываю карточку красного цвета, то вы поднимаете правую руку;
Если я показываю карточку зеленого цвета, то вы поднимаете левую руку;
Если я показываю карточку желтого цвета, то вы поднимаете обе руки.
6.Закрепление.
Игра «Я еду на машине» ( лист бумаги А3 и маленькая машинка)
В центре листа нарисован гараж. Дети, слушая инструкции учителя, передвигают машинку в нужном направлении.
Например: справа от гаража школа, слева от гаража магазин и т.д.
7.Обобщение и систематизация знаний учащихся в самостоятельной деятельности.
Игра «Что где находится?» ( на формирование ориентировки в окружающем пространстве с системой отсчета от себя)
Ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа. Точно также проводится работа и с левой рукой.
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
8.1.«Где право, где лево?» [4]
Прослушайте стихотворение. Чего не знал ученик? Покажите правую руку, потом левую.
Стоял ученик
На развилке дорог.
Где право,
Где лево,
Понять он не мог.
Но вдруг ученик
В голове почесал
Той самой рукою,
Которой писал
И мячик кидал,
И страницы листал,
И ложку держал,
И полы подметал.
«Победа!» - раздался
Ликующий крик.
Где право,
Где лево,
Узнал ученик.
( В.Берестов)
8.2. Беседа:
- Ребята, что мы сегодня учились делать на уроке?
- Трудно ли вам было? Что труднее всего?
- А что было труднее: показывать правую, левую руки или располагать предметы на листе бумаги?
( ответы детей)
Учитель: Вы сегодня очень старались, молодцы! Давайте все вместе поднимем правую руку и улыбнемся друг другу! Теперь поднимем левую руку и скажем «молодцы»!
Библиографический список:
1.Алышева Т.В.Математика. 1 класс.Учеб.для общеобразоват.организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2ч. Ч.1/т.В.Алышева. – М.: Просвещение, 2017. – с.10-11
2.Глазунов, Д.А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/ авт.-сост. Д.Глазунов.- М.: Глобус, 2008. – с.57
3.Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов/ С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина.- Ярославль, 2000.- с. 34
4.Новоторцева Н.В. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников.- Ярославль; ТОО «Гринго», 1995. – с.210