Методическая разработка психолого-педагогического занятия с детьми подготовительной к школе группы «Приключения будущих первоклассников»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 98» муниципального образования города Братска
Методическая разработка психолого-педагогического занятие с детьми
подготовительной к школе группы
по теме «Приключения будущих первоклассников»
Варавин Виталий Геннадьевич,
педагог-психолог первой квалификационной категории
2017 год
Занятие «Приключение будущих первоклассников» (подготовительная к школе группа).
Цель: создание условий для формирования компонентов психологической готовности детей к школьному обучению.
Образовательные задачи:
Расширить представления детей об организации школьной жизни.
Уточнять представления дошкольников о правилах поведения на уроке.
Развивающие задачи:
Развивать у детей познавательные психические процессы: воображение, внимание, память, логическое мышление.
Развивать навыки работы в малых группах (компаниях) учить согласовывать свои действия с другими детьми.
Развивать интерес к школьному обучению, любознательность.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей интерес к школе, познанию нового, желание стать первоклассником.
Воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других.
Образовательные области: приоритетная: познавательное развитие. В интеграции: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная.
Технологии: Игровая технология (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова). Технология развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). Педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой).
Организация развивающей предметно-пространственной среды: групповая комната условно разделяется на зоны: «Детский сад» и школьные помещения: «1 «А класс», «Раздевалка», «Кабинет рисования», «Спортивный зал», «Библиотека».
Структура мероприятия: вводная, основная и заключительная части.
Материалы для занятия: мультимедийная установка, мультимедийная презентация, гигантские карандаши и ластик, материалы для опыта «Зубная паста для слона», яркие коробки, уменьшитель, детские столы, фломастеры, листы с изображением спортсменов, схемы «Дорисуй узор», портфели из картона на подгруппу детей, схемы, карточки с изображением школьных принадлежностей, игрушек, продуктов питания, поднос, дневники для рефлексии на каждого ребенка, картинки для наклеивания в дневники (солнышко, звезда, тучка), картинки с изображением эмоций, книга о школе с пустыми страничками и картинки к ней, таблички с названиями уроков и цифрами (урок рисования, урок «окружающий мир», урок физкультуры), цветные ладошки, колокольчик.
Предварительная работа: беседы с детьми «Что такое школа», «Правила поведения в школе», рассматривание альбома с иллюстрациями «Здравствуй, школа!», серия экскурсий в школу, посещение уроков первоклассников, дидактическая игра «Однажды в школе», сюжетно – ролевая игра «Школа», просмотр мультипликационного фильма «Вовка в тридевятом царстве». За день до проведения занятия педагог вносит в группу книгу «Приключение будущих первоклассников города Братска» для рассматривания детьми.
Способ организации: фронтальный
Авторский материал: мультимедийная презентация «Приключения будущих первоклассников», детские дневники для рефлексии.
Структура |
Продол -ть |
Содержание |
Планируемые результаты |
Вводная часть: Организация детей, установка на предстоящую деятельность. Создание проблемной ситуации (вход в деятельность). |
7 минут |
1.Создание проблемной ситуации. Раздается стук в дверь, входит педагог с кучей ярких коробок в руках, сверху коробок стоит поднос, на подносе пластиковая бутылка и стакан с каким – то содержимым. Педагог роняет коробки, в руках остается один поднос. Он вливает содержимое стакана в бутылку, из бутылки появляется пена ярко – зеленого цвета (опыт «Зубная паста для слона»). Педагог: -Ой, смотрите, ребята, зубная паста моего слона чуть не сбежала из бутылки! (дети подходят к педагогу). -Ребята, вы меня узнали? Да – это я принес вам вчера книгу, которую для вас составили дети детского сада № 98 города Братска о своем приключении в школе. Когда вы ее рассмотрели, что интересного и нового узнали? 2. Мотивация детской деятельности. Педагог: ребята, дело в том, что дети из Братска составили эту книгу после того, как совершили невероятное путешествие в школу. А вы заметили в нашей книге что-то необычное? (ответы детей) Да, на страничках книги встречаются огромные карандаши, линейки, ручки и ластики. Вы догадались почему? Да ребята, фантазируете вы хорошо, а хотите отправиться в такое же волшебное путешествие, узнать много нового и интересного о школе и подарить детям из Братска свою книгу? -А как это мы можем сделать незаметно, ведь в школе идут уроки, и нельзя мешать ученикам и учителям? (дети предлагают варианты) - Ребята, кажется, я могу нам помочь! Вот здесь в коробке у меня где-то был уменьшитель…(достает прибор) С его помощью мы можем стать маленькими – маленькими и незаметно попасть в школу! Но перед этим, посмотрите на предметы, которые у меня есть, что мы возьмем с собой в школу? (дети предлагают варианты). -Давайте возьмем книгу с пустыми страницами, в которую будем вклеивать наши заметки, клей и дневники, в которых будем записывать свои успехи. Если нам удастся выполнить задание очень хорошо, то мы нарисуем в дневнике солнышко, если будет трудно – звезду, а если мы не выполним задание – тучу. Запомнили? -Тогда закрывайте глаза….Раз… два... три…уменьшитель нас преврати (достает гигантские карандаши, ластик) - Открывайте глаза! Педагог показывает детям гигантский карандаш и ластик: - ой, ребята, смотрите, какими мы крошечными стали, даже меньше цветного карандаша! Но помните - наш уменьшитель будет действовать только 20 минут! Нам надо торопиться, все посмотреть и узнать. Вперед, к школе! |
Проявление заинтересованности к предстоящему виду деятельности. Развитие познавательного интереса детей. Желание создать свою книгу о школе Проявление любознательности, построение речевого высказывания |
Основная часть: создание условий для разнообразной активной деятельности детей. Актуализация имеющихся у детей знаний. Создание условий для достижения результатов деятельности каждым ребёнком. Осуществление дифференцированного подхода, принципа индивидуализации. Поддержка индивидуальности и инициативности каждого ребенка через: создание условий для свободного выбора детьми партнёра, материала, способа деятельности. |
20 минут |
3. Актуализация ранее приобретенных знаний. Слайд № 1. «Школа» На экране появляется слайд с изображением школы. Дети и педагог «попадают» в школу, в 1 «А» класс. Раздается звонок на урок, ученики занимают свои места. Игра «Правила школьной жизни» Педагог: ребята, смотрите, начинается урок. Интересно, соблюдают ли ученики этого класса правила поведения на уроке? Давайте за ними понаблюдаем! Если вы заметите ошибки, постарайтесь их запомнить. Слайд № 2. «Ученики на уроке» (видео) На экране появляется видеоролик про то, как дети ведут себя на уроке: один из учеников разговаривает по телефону, другой – отвечает учителю, не поднимая руки, третий – ест, четвертый опоздал на урок, пятый – смеется и разговаривает с соседом по парте. Педагог: ребята, какие ошибки вы заметили? А как правильно вести себя на уроке? (обсуждают увиденное на экране, выделяют правила поведения на уроке, наклеивают правила в книгу в рубрику «Школьные правила»). -Ребята, пора нам заполнить наши дневники! Вы помните, что обозначают знаки солнце, звезда и туча? (дети рисуют знаки в дневниках). 4. Превращение в первоклассников, выполнение заданий учителей и ученика. Педагог: ребята, школа большая, а вы же помните, что наш уменьшитель действует только 20 минут? Как же нам узнать, что происходит в разных классах на уроках? Давайте, как предложила Аня, разделимся на подгруппы и разойдемся по разным классам и побываем на разных уроках. Но как только прозвенит звонок, все соберемся на этом месте в коридоре школы? (дети соглашаются). -Куда же мы пойдем? Внимание на экран. Слайд № 4. «Уроки» (на экране картинки кабинетов, педагог наводит на каждую картинку стрелочку, по щелчку появляется видео). Педагог: урок рисования. На экране появляется учитель и обращается к ученикам в классе: -Дорогие ребята! Вы конечно смотрели мультфильм «Вовка в тридевятом царстве?» И обратили внимание, что царь не просто забор красит. Он рисует узоры по образцу. Посмотрите, справа нарисованы картинки (5). А на заборе, эти узоры еще не закончены. Внимание задание: вам нужно дорисовать узоры на заборе по образцу. (Игра «Дорисуй узор»). Педагог: урок «Окружающий мир» На экране появляется учитель: Ребята. Мы продолжаем знакомиться с окружающим миром, сегодня будем учиться правильно собирать портфель. Внимание задание: собрать в портфель школьные принадлежности по схеме. (Игра «Собери портфель») Педагог: урок физкультуры. На экране появляется учитель физкультуры, обращается к ученикам: -Ребята, в нашем спортивном зале занимается много разных спортсменов. Ваша задача – внимательно рассмотреть и запомнить их, которые занимаются в зале, а потом отметить их у себя на карточке (Игра «Спортсмены») Педагог: ребята, а вы хотите выполнить задания учителей, как настоящие первоклассники? Тогда выберите, на какой урок вы пойдете! Но количество учеников в каждом классе ограничено, а сколько должно быть там, нам укажет цифра на столе (на каждом столе стоит карточка с цифрой). Дети выбирают, на какой урок пойдут (на столах таблички с названием) Педагог: ребята, а теперь нам надо выполнить задания учителей и как только прозвенит звонок (показывает колокольчик) мы все вместе соберемся в коридоре школы. Дети выполняют задания - время выполнения 5 минут. Урок рисования – Игра «Дорисуй узор»: у каждого ребенка своя карточка с изображением забора и образец узора. Выполняют задание индивидуально, самостоятельно. Урок окружающего мира - Игра «Собери портфель»: у каждого ребенка портфель из картона с кармашками, карточка со схемой, на общем подносе в центре стола лежат карточки с изображением школьных принадлежностей, игрушек, продуктов питания и др. Каждый ребено должен глядя на схему, вообразить на какой школьный предмет похож и найти его на карточке, положить в портфель. Его задача сложить в портфель только школьные принадлежности. Дети выполняют задание индивидуально, самостоятельно. Урок физкультуры - игра «Спортсмены»: с детьми работает педагог. Показывает детям карточку с изображением спортсменов (8) в течение 10 сек., затем убирает ее, дети переворачивают каждый свою карточку и должны обвести тех спортсменов, которых запомнили. Педагог следит за тем, как в каждой подгруппе дети справляются, по истечении времени звенит звонок (колокольчик). Ребята, урок закончен, приглашаю вас на веселую переменку Игра «Цветные ладошки» (на внимание: топаем, хлопаем, подпрыгиваем). 5. Анализ выполненных заданий. Педагог приглашает детей в коридор (к столам) со своими карточками (выполненными заданиями). Все вместе разбирают, кто, где побывал и что выполняли, проверяют, как выполнили задания. Наклеиваю картинки в дневники. Педагог: ребята, а еще в школе есть библиотека, как вы думаете, что школьники делают в библиотеке? Приглашаю ее посетить (переходят к экрану). Слайд № 5 школьная библиотека Педагог: ребята, а библиотекарь приготовил для вас сказку о лесных животных, которые тоже ходили в лесную школу и учились как настоящие школьники, слушайте. 6. Чтение сказки М. Панфиловой «Лесные сказки», анализ произведения. Сказка «Смешные страхи» (в сокращении) - Наступило первое сентября. Дети в первый раз пошли в школу. Около школы учеников встречал Учитель-Еж. - Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться! - торжественно произнес Еж. Первоклассники осторожно проследовали за учителем, но, увидев светлый класс, осмотрелись, и смело нашли себе подходящее место. - На первом уроке сегодня мы будем знакомиться, - спокойно произнес Еж. - Вы расскажете, как вас зовут, чем любите заниматься. Каждый из учеников рассказывал о своих любимых играх, мультиках, книгах и даже о любимых сладостях. Только Зайчонок ничего не рассказывал. Он сжался в комочек и спрятался за парту так, что выглядывали одни дрожащие ушки. Еж не сразу обратился к нему, подождал, пока все ученики выскажутся. - Ребята, как вы думаете, почему Зайчонок боялся идти в школу? - Мы сегодня побывали в школе, скажите там действительно страшно или это все выдумки? -Как можно помочь Зайчику победить свои страхи? (дети отвечают) -Молодцы, послушайте, как поступил учитель Ёж! -Ребята, чему учит эта сказка? Как можно побороть свои страхи? Кто может помочь победить страх? После чтения сказки, дети наклеивают картинки в книгу в рубрику «Школьные уроки». Педагог: ребята, время действия уменьшителя заканчивается! Нам пора становится вновь большими, и возвращаться в детский сад! (дети закрывают глаза, считают до трех, в этот момент педагог прячет гигантские канцелярские принадлежности, заменяя их на обычные: - Ну, вот мы и опять стали большими! Ребята, давайте присядем на ковер (звучит спокойная музыка). |
Выполнение действий, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения, памяти. Формирование у детей умения находить решение в проблемной ситуации. Развитие у детей умения работать в группе сверстников. Умение выполнять деятельность самостоятельно Умение понимать и анализировать художественное произведение |
Заключительная часть: подведение итогов деятельности детей (выход из деятельности). |
3 минут |
5. Рефлексия. -Ребята, наше волшебное приключение подходит к концу. Посмотрите, каких картинок в ваших дневничках больше? (анализ). У меня есть разные картинки с эмоциями, выберите ту картинку, которая отражает ваше впечатление о сегодняшних приключениях в школе. Какие выбрали, почему? 6. Дальнейшее развитие темы. Педагог: ребята, посмотрите, мы сделали несколько страниц нашей книги о школе для детей из города Братска. Но в ней остались пустые страницы. Как же нам быть? (дети предлагают варианты решения проблемы). -Договорились, вы доделаете книгу вместе с воспитателями, а я приду через два дня, и вы передадите ее мне для детей - братчан! Дети с книгой возвращаются в группу. |
Формирование оценочного действия своей деятельности. Получение детьми удовлетворения от участия в совместной деятельности. |
Перунова Аксана Леонидовна
Варавин Виталий Геннадьевич