12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хряпкина Ирина Николаевна699
Россия, Краснодарский край, Ейск
Материал размещён в группе «Все для воспитателя»
2

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в прошлое книги»

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в прошлое книги»

Цель: познакомить детей с созданием книги, с ее развитием.

Программные задачи:

Познакомить детей с историей создания и изготовления книги;

Показать как книга преобразовалась под влиянием творчества человека;

Активизировать, обогащать словарь;

Активизировать речевую деятельность.

Развивать познавательный интерес;

Развивать способность к ассоциациям, сравнениям, перевоплощениям;

Развивать творческие возможности, воображение.

Воспитывать бережное отношение и интерес к книгам.

Воспитывать положительный эмоциональный настрой в процессе взаимодействия.

Методы и приемы

Практические (игровая ситуация, сюрпризный момент, исследовательская деятельность, динамическая пауза, творческая деятельность воспитанников).

Наглядные (рассматривание книг, просмотр презентации).

Словесные (художественное слово, загадывание загадки, объяснение, беседа).

Оборудование и материалы:

Коробка для книги,

8 подушек разложить полукругом.

Выставка разных книг (по содержанию, переплету, размеру);

презентация «Путешествие в прошлое книги»;

листы бумаги, картона, клеящие карандаши (для книги);

фишки красные и желтые; клеёнки;

проектор, ноутбук, экран, салфетки для рук.

флешкарта с фонограммой звука «Машины времени», музыкальная колонка.

Ход

Мотивационно - побудительный этап.

Цель: формирование у воспитанников мотивации к предстоящей деятельности.

Воспитатель

- Здравствуйте ребята, меня зовут Ирина Николаевна.

- У меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу. Пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

- Я вам принесла волшебную коробочку, что в ней лежит, узнаете, если отгадаете загадку:

«Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита

Не человек, а рассказывает»

Воспитатель

- Правильно, это загадка о книге.

II. Организационно - поисковый этап.

Познавательное развитие

- Ребята, для чего нужны книги? (с помощью книг получают знания, информацию).

- Кто делает книги? (человек).

- Как вы думаете, человек делает книги вручную? (с помощью печатных станков в типографии). В разное время книги и станки были разные.

- Хотите узнать, как люди создавали книги, когда не было станков, какими книги были раньше, как выглядели печатные станки в разное время? (Да).

- Тогда я приглашаю вас отправиться в путешествие в прошлое книги. Скажите, пожалуйста, на чем можно отправиться в прошлое. На чем вы бы хотели отправиться?

- А я вас приглашаю совершить путешествие на «Машине времени». (звучит музыка). Чтобы переместиться нам нужно всем вместе сосчитать до пяти 1 – 2 – 3 – 4 – 5.

(Вместе с детьми подойти к экрану).

- Мы добрались до места, присаживайтесь, готовьтесь смотреть, слушать и запоминать.

Слайд 1. - Люди с древности сочиняли сказки, песни, пословицы, потешки, загадки. А чтобы не забыть, их нужно было записать. Сначала люди делали вот такие глиняные дощечки, а на них писали остроконечной тростниковой палочкой-клинышком, отсюда и пошло название «клинопись». Если письмо было длинное, то на одной дощечке оно не умещалось, приходилось их делать на одно письмо несколько штук. Глиняные дощечки для письма были тяжёлыми, хрупкими.

Как вы думаете, удобно было читать такие книги? (Нет, их было тяжело держать, они могли разрушиться).

Слайд 2. - Поэтому в Китае стали писать книги на бамбуковых пластинках, которые нанизывали на крепкую верёвку, но и это было неудобным.

Слайд 3. - И китайцы начали писать книги кисточкой на шёлке.

Слайд 4. - А в Египте книги писали на каменных плитах.

Слайд 5. - Позже их стали писать на папирусе, он похож на бумагу, сделан из тростника.

Слайд 6. - Папирусы хранились свёрнутыми в свиток.

Слайд 7. - И вот люди изобрели бумагу и стали создавать книги на бумаге: сначала рукописные. Обложки у рукописных книг были деревянные, обтянутые кожей или тканью.

Слайд 8. - Требовалось очень много времени, чтобы написать одну книгу вручную. Когда возникла потребность создать много книг, человек придумал печатный станок.

Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей.

Слайд 9. - Первым печатать книги на Руси начал Иван Фёдоров. Его называют «первопечатник».

Слайд 10. - Первой печатной книгой была азбука, по ней учили буквы, затем появился букварь, по которому учились читать. Вот такими буквицами, заставками, концовками украшал Иван Фёдоров книги.

Слайд 11. - Печатный станок упростил изготовление книг.

Слайд 12. - Постепенно человек усовершенствовал печатный станок, придумав машины, которые изготавливают сразу много книг.

Слайд 13. - Существуют машины, которые печатают, обрезают и сшивают листы, печатают красочные обложки, иллюстрации, изготавливают переплёт, чтобы книга дольше сохранилась. Всеми машинами управляют люди.

Слайд 14. - Но, прежде чем, напечатать книгу, необходимо подготовить её содержание, то есть то, о чём будет говориться в книге.

- Как вы думаете, кто готовит материалы для книг? (писатели, поэты, художники).

Вот какой долгий путь проделала книга, пока стала такой, какой мы её знаем и видим теперь.

(Показывает книгу)

Вот и закончилось наше путешествие в прошлое книги, возвращаемся в детский сад. (Звучит музыка).

- Ребята, я вас приглашаю на выставку книг.

- Что вы можете сказать об этих книгах?

- Правильно, книги разные по содержанию, оформлению, размеру.

Скажите, из чего сейчас делают книгу? (Из бумаги).

- А бумагу из чего делают? (Из древесины)

- Правильно, бумагу делают из древесины.

Древесина и сейчас остаётся главным материалом для письма и печатанья. И в результате мы с вами читаем красивые книги, в которых есть замечательные картинки.

- Скажите, какие вы знаете книги по содержанию? (Сказки, рассказы, стихи; энциклопедии, учебники);

- Какие бывают книги по размеру? (Книжки-малышки, большие, маленькие);

- А какие бываю книги по переплёту? (Мягкие, твёрдые).

- Есть у вас дома книги? Где они хранятся?

- Где ещё могут храниться книги? (В шкафу, в библиотеке).

- Как вы думаете, что будет, если книги исчезнут? (Люди не смогут учиться. Мы не сможем прочитать книгу).

Исследовательская деятельность.

Первая ситуация.

- Ребята, представьте, что уронили книгу в воду? Каким образом можно просушить книгу? (просушить феном; положить на батарею; прогладить утюгом).

Вторая ситуация.

- Ребята, представьте, что на столе лежала книга, а маленький ребенок порвал книгу. Как помочь разорванной книге? (Заклеить скотчем, прошить, заклеить клеем книгу).

На моей руке пять пальцев, пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить. Чтобы брать и чтоб дарить.

(Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки)

Их не трудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять

(Поочередно загибаем пальчики на обеих руках)

Продуктивная деятельность. Изготовление книжки – малышки.

Ребята, давайте с вами изготовим свою книжку – малышку. Из чего можно изготовить книжку - малышку? (Из картона, бумаги, ткани). Какой формы вы хотели бы, чтоб была у вас книга? (прямоугольной).

У каждой книги есть обложка, листы и корешок. Если книга тонкая, то корешка может и не быть. Я предлагаю вам сделать маленькую книжку с чистыми листами. 

У нас здесь есть готовые прямоугольные листочки. Возьмите каждый себе один цветной картонный листочек и 2 белых листочка.

Сложите их как книжку, чтобы картон был обложкой. Подровняйте все стороны и углы. Свернем пополам, разгладим линию сгиба. Теперь разверните.

Все листочки смажьте клеем посредине, по линии сгиба. Первую кладем картонную обложку, на неё белый лист и еще белый лист. Прогладим посередине, сверните пополам.

Потом со своим воспитателем раскрасите листочки в книжке. Замечательные книжки у нас получилась.

III. Рефлексивно - корригирующий

- Как вы думаете, хорошо ли живётся у вас книгам? Почему? (Хорошо. Вы книги бережете, аккуратно смотрите, читаете).

- У меня приготовлены вот такие фишки: красные и желтые.

- Красную фишку возьмите тот, кто считает, что он много узнал и понял.

- Желтую фишку возьмите, кто ничего не запомнил, не понял.

- Спасибо всем!






Опубликовано в группе «Все для воспитателя»


Комментарии (1)

Хряпкина Ирина Николаевна
Комментарий был удалён пользователем 30 июл 2022 в 00:05
Ирина Владимировна Казарцева, 30.07.22 в 04:22 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за работу. Не хватает презентации, хотя вы везде прописываете слайды
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.