Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности (творческое объединение) «В гостях у художественного слова»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Синьковская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 31.08.2018 г. | «Утверждено» Приказом директора ОО № 58 от 24.08.2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
(творческое объединение)
«В гостях у художественного слова»
Автор - составитель:
учитель Никитина Екатерина Александровна
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании:
- Федерального закона от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции от 23.06.2015 №609).
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189, в ред. изменения от 24.11.2015).
- Учебного плана МБОУ Синьковская СШ.
Место курса в учебном плане.
На углубленное изучение литературы в творческом объединении «В гостях у художественного слова» отводится 36 часов. Форма итогового контроля: итоговое сочинение по тематическому направлению на основе литературного материала.
Направленность программы «В гостях у художественного слова» по содержанию является лингвистическим; по функциональному предназначению - учебно-познавательная; по форме организации - кружковая; по времени реализации - годичной.
Актуальность программы
В связи с отдалением современных обучающихся от чтения художественной литературы и с возникающими отсюда проблемами (оскудение словарного запаса современных, неумение связывать отдельные единицы речи в текст, неумение грамотно и связно выражать свои мысли и, как следствие, боязнь говорить на аудиторию, сложности в общении), большое значение приобрела проблема развития речи у обучающихся, чему и будут способствовать лингвистические, речевые практикумы, предусмотренные программой творческого объединения.
Причины введения данного творческого объединения обусловлены необходимостью компенсировать недостаточное количество часов на лингвистические, культурологические и творческие практикумы базисной программы.
Программа разработана на основе действующих образовательных стандартов и Государственных образовательных программ по русскому языку («Раздел стилистики и практики речи») и литературе, расширяет и углубляет содержание курса словесности. Содержание программы ориентировано на пособие С.И. Красовской «Сочинение? Легко!»- М.: Просвещение, 2015.- 80с; http://www.fipi.ru/
Цель творческого объединения: подготовить выпускников (обучающихся 9,11 классов) к успешному написанию итогового сочинения, для того чтобы выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.
Задачи, которые реализуются при помощи творческого объединения:
1)формирование прочных литературоведческих знаний и умений;
2)развитие литературоведческой компетентности обучающихся через использование групповых и коллективных форм обучения;
3)формирование навыков исследовательской работы при подборе аргументации;
4)совершенствовать умения:
-понимать читаемую тему (адекватно воспринимать информацию);
-формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания;
-комментировать сформулированную проблему с опорой на ранее прочитанное;
-развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;
-выстраивать композицию высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;
-выбирать необходимый стиль и тип речи;
-отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
-соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
Периодичность программы
Программа разработана для обучающихся 9, 11 классов, то есть для обучающихся 15-17 лет. Дополнительная образовательная программа рассчитана на срок в один учебный год. Творческое объединение рассчитано на 36 учебных часов. Оно включает в себя как теоретическую, так и практическую части. Программа предусматривает знакомство с теорией и терминологией, проведение практических занятий по развитию творческих навыков и умений, написанию сочинений. Особое место в овладении мастерством писателя и навыками правильной письменной речи отводится практической работе, знакомству с образцами художественной литературы.
Отличительные особенности занятий
Отличительной чертой данной программы от традиционных уроков являются формы проведения занятий: занимательные формы работы с теорией, развёрнутые сочинения разной тематической направленности, диаманты. Работа данного творческого объединения тесно связана с дисциплинами гуманитарного профиля. Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов, уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём.
Организация деятельности обучающегося на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к обучающемуся.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающегося
Планируемые результаты
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.
Содержание
Введение. Функциональные стили речи. Понятие о стилистике русского языка. Связь стилистики с другими разделами науки о языке. Роль стилистики в речевой культуре. Понятие о функциональном стиле речи. Стилистическая норма.
Особенности публицистики. Жанры публицистического стиля речи. Языковые средства публицистического стиля речи. Сообщение информации, откровенно высказанная оценка, проявление авторской индивидуальности; эмоциональность, экспрессивность публичного выступления. Публичные лекции; газетные жанры; радио- и телерепортажи. Разнообразие общественно-политической, производственной, спортивной лексики. Использование стилистических фигур (анафора, параллелизм, антитеза, инверсия, градация).
Особенности стиля художественной литературы. Изобразительно-выразительные средства речи. Использование различных функциональных стилей в художественном произведении. Зависимость средств от темы, основной мысли, жанра, текста, индивидуального стиля автора. Эпитеты, метафоры, сравнения, аллегория, олицетворения, параллелизм, антитеза, градация, риторические обращения.
Технологии создания текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике.
Элементы композиции: обязательные и вариативные. Предложение, прозаическая строфа (группа предложений, объединенных по смыслу и грамматически и выражающих более или менее законченную мысль) и фрагмент - группа прозаических строф, объединенных по смыслу и грамматически. Глава, часть и текст в целом - законченное речевое произведение. Работа над темой. «Сквозные» темы литературы (сопоставление произведений двух авторов, нескольких авторов одной эпохи, разных эпох). Тема, мотивы, проблематика, образ лирического героя, художественное своеобразие. Анализ одного произведения (исследование текста в единстве его содержания и формы в контексте творчества автора). Связь между отдельными представлениями: реминисценции, аллюзии, ассоциации. Особенности стиля автора, совокупность художественных средств, которыми пользуется автор.
Оформление цитат в контексте сочинения. Пять приёмов письма: использование цитат и/или диалогов, предвидение непредвиденного, «принцип перевернутой пирамиды»: за и против, сегментация текста, прием намеренного повторения.
Составление структурных сочинений по тематическим направлениям
Виды сочинений. Сочинение - описание. Сочинение - повествование. Сочинение - рассуждение. Функции рассуждения в художественной литературе. Жанровое своеобразие произведений. Проблематика произведения. Мировоззрение автора. Композиционное своеобразие. Единство содержания и формы. Использование и оценка идейно - художественного своеобразия произведения. Актуальность проблематики произведения. Анализ названия (семантика, ассоциации). Ситуативно-аналитические жанры. Глубина анализа. Правила убедительной аргументации. Рассуждение - доказательство, рассуждение - опровержение. Основной тезис высказывания. Объем и содержание темы. Составление плана. Подбор аргументов и фактического материала. Анализ планов.
Сочинение-рассуждение по тематическим направлениям.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | Введение. Функциональные стили речи. | 6 часов |
2 | Технология создания текста | 11 часов |
3 | Особенности практики составления структурных сочинений по тематическим направлениям | 8 часов |
4 | Сочинение-рассуждение по тематическим направлениям. | 9 часов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | Корректировка |
1 | Введение. Стилистика как наука. Стилистические ошибки. | 1 ч | | |
2 | Понятие стилистической нормы. Понятие о стилистической окрашенности языковых средств. | 1 ч | | |
3 | Функциональные стили русского литературного языка. Особенности публицистики. | 1 ч | | |
4 | Жанры, особенности публицистического стиля. Языковые средства публицистического стиля. | 1 ч | | |
5 6 | Особенности стиля художественной литературы. Изобразительно- выразительные средства речи. | 2 ч | | |
7 | Как писать сочинение: модели процесса создания развёрнутого речевого высказывания. Тема, основная мысль текста, проблемы. | 1 ч | | |
8 | Риторические приёмы в сочинении. | 1 ч | | |
9 | Формы подачи литературного текста. Эпиграф как отражение сущности тематического направления сочинения. | 1 ч | | |
10 | Использование тропов и стилистических фигур в текстах сочинений. | 1 ч | | |
11 | Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах. Способы формулирования проблем. | 1 ч | | |
12 | Роль преамбулы и концовки. Способы единоначатия и завершения сочинения. | 1 ч | | |
13 | Особенности композиционной структуры сочинения | 1 ч | | |
14 | Тематика и проблематика текста.
| 1 ч | | |
15 | Комментарий. Типы комментария: текстуальный и концептуальный. Типовые конструкции для комментирования проблемы. | 1 ч | | |
16 | Введение цитат в текст сочинения. | 1 ч | | |
17 | Виды аргументации в текстах собственного сочинения. Методика поиска цитат для аргументирования. | 1 ч | | |
18 | Сочинение как текст. Структура сочинения по тематическому направлению «Время»: «Время - мерцающий пульс жизни» | 1 ч | | |
19 | Способы ввода аргументов в текст сочинения по тематическому направлению «Путь»: «Сделай шаг, и дорога появится сама собой». | 1 ч | | |
20 | Способы ввода аргументов в текст сочинения по тематическому направлению «Дом»: «Семья – ковчег спасения» | 1 ч | | |
21 | Способы ввода аргументов в текст сочинения по тематическому направлению «Мечта и реальность»: «Мечта отлична от цели» | 1 ч | | |
22 | Способы ввода аргументов в текст сочинения по тематическому направлению «Искусство и ремесло»: «Не боги горшки обжигают» | 1 ч | | |
23 24 | Речевое оформление тематического сочинения. Типы ошибок: грамматические, речевые, логические, фактические. | 2 ч | | |
25 | Практикум по устранению ошибок в композиционном построении литературного сочинения по тематическому направлению. | 1 ч | | |
26 | Композиция сочинения-рассуждения по тематическому направлению «Человек и историческое время» на основе прочитанных текстов. | 1 ч | | |
27 | Композиция сочинения-рассуждения по тематическому направлению «Люблю Отчизну я…» на основе прочитанных текстов. | 1 ч | | |
28 | Композиция сочинения-рассуждения по тематическому направлению «Любовь - огромная страна. Родители и дети» на основе прочитанных текстов. | 1 ч | | |
29 | Практикум по составлению вступлений и финалов к сочинению по экологическому тематическому направлению: «Природа-храм человека» | 1 ч | | |
30 | Композиция сочинения на морально- этическую тему на основе прочитанных художественных текстов: «Жизненные ценности: истинные и ложные» | 1 ч | | |
31 | Практикум по устранению ошибок в композиционном построении сочинения-рассуждения: «Стремление к познанию «добрых чувств» | 1 ч | | |
32 | Речевое оформление сочинения: «Воспитание в семье как азимут жизненного пути». Типы ошибок: грамматические, речевые, логические, фактические. | 1 ч | | |
33 | Аргументация по конкретному художественному тексту на тему: «Проблема массовой литературы» (Дж. Лондон «Мартин Иден») | 1 ч | | |
34 | Итоговое сочинение - рассуждение по тематическому направлению на основе литературного материала. | 1 ч | | |