Программа внеурочной деятельности художественной направленности «Театральное объединение "Капитошка"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Латненская поселковая средняя общеобразовательная школа |
(наименование образовательной организации) |
Принята на заседании | Утверждаю | ||||||
педагогического совета | Директор МКОУ Латненской поселковой СОШ | ||||||
от | 31.08.2020 | Приказ № от « » 2020г | |||||
Протокол № | 1 | Л.А.Соколова |
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
художественной направленности
Театральное объединение « Капитошка»
Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: 12-14 лет
Программа разработана: |
Турищевой Галиной Николаевной, |
учителем математики |
п.Латная, 2020г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа имеет художественную направленность, модифицированная, базовый уровень. Создана на основе правовых нормативных документов:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273 – ФЗ.
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018 г. № 196.
Санитарно-эпидемилогические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательной организации дополнительного образования детей (Сан Пин 2.4.4.3172-14).
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р, письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242.
Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики ВО от 14.10.2015 г. № 1194 «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ».
Положение о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (приказ МКУ ДО СРДТ от 07.04.2020 года № 61).
Данная программа предназначена для формирования детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Содержание программы направлено на расширение культурного диапазона учеников, повышению культуры поведения, на развитие личности ребенка с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика.
Отличительные особенности: за основу программы взята программа Е.И. Косинец. Образовательная программа «Театр» [1], но отличительной особенностью является дополнительное использование интернет ресурсов .Новизна программы заключается в том, что особое внимание уделяется творческой работе.
Актуальность программы обусловлена тем, что интернет, телевидение занимают все свободное время детей. С развитием информационных технологий дети перестали читать книги, изучать живопись, слушать классическую музыку. Театр прежде всего способствует духовному развитию: пробуждает чувства, формирует понятие прекрасного, развивает воображение.
Направленность программы: художественная: вид программы: общеразвивающая; уровень программы: базовый.
Цель программы: создать условия для развития и реализации у школьников творческих способностей; воспитать высококультурную и нравственно устойчивую личность, постоянно стремящуюся к самосовершенствованию.
Адресат программы: объединение посещают обучающиеся 12-14 лет, при реализации программы учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся, общение подростков преобразуется в самостоятельный вид деятельности, возникновение потребности самоутвердиться, занять достойное место в коллективе, формируется потребность в активной познавательной деятельности.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу, в год – 35часов; преобладает практика (25 часов).
Численность детей в группе: до 10 человек.
Задачи программы:
Образовательные.
сделать театральное искусство общедоступным для каждого школьника;
научить владеть голосом, речью, телом для отражения своего мировосприятия;
обучить элементарным навыкам театрально-исполнительской деятельности и научить применять их на сцене;
познакомить с историей театра и театральными профессиями;
научить разбираться в историческом костюме;
познакомить с основами драматургии и увлечь коллектив в самостоятельный творческий процесс написания пьесы.
Развивающие.
развить творческое воображение, наблюдательность, речевой слух, зрительную память;
развить образное мышление, способность создания и реализации художественного образа;
развить самостоятельный подход к решению поставленной задачи;
развить умение свободно ориентироваться в сценическом пространстве;
сделать «актёрство» ещё одним из способов выражения своих чувств, эмоций, для снятия стрессов;
развить художественный вкус и эстетическое чувство прекрасного;
привить уважение к литературе и чтению.
Воспитательные.
воспитать уважительное отношение между членами коллектива;
воспитать умение критически оценивать как свою работу, так и работу своих товарищей;
воспитать любовь к литературе, к памятникам культуры, к истории своей страны – знать и чтить традиции своего народа;
воспитать дисциплинированность, собранность, настойчивость, работоспособность, смелость, волю;
воспитать эстетический вкус;
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Всего часов | теория | практика | Форма |
1 | «Культура и техника речи» | 3 | 1 | 2 | Беседа ,игра |
2 | «Ритмопластика» | 5 | 5 | Игра, викторина | |
3 | «Театральная игра» | 20 | 4 | 16 | Беседа ,игра, конкурс, спектакль |
4 | «Этика и этикет» | 7 | 5 | 2 | Викторина, спектакль, игра |
Всего | 35 | 10 | 25 |
Содержание программы
Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.
Календарно –тематическое планирование
№ | Тема занятий | Кол-во часов Теория | Кол-во часов Практика | Дата | ||||||||
план | факт | |||||||||||
1 | Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка. | 1 | ||||||||||
1. «Культура и техника речи» 2 | ||||||||||||
2 | Игры по развитию внимания . | 1 | ||||||||||
3 | Игры со словами, развивающие связную образную речь. | 1 | ||||||||||
2. «Ритмопластика» 5 | ||||||||||||
4-5-6 | Тренировка ритмичности движений. | 3 | ||||||||||
7-8 | Испытание пантомимой. Пантомимические этюды («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»). | 2 | ||||||||||
3. «Театральная игра»20 | ||||||||||||
9-10 | Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. | 1 | 1 | |||||||||
11-12 | Словесное воздействие на подтекст. | 2 | ||||||||||
13 | Знакомство со сценарием произведения. | 1 | ||||||||||
14 | Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли. Выразительное чтение произведения по ролям. | 1 | ||||||||||
15-16 | Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов. | 1 | 1 | |||||||||
17-18-19-20-21-22 | Отработка ролей (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций). | 6 | ||||||||||
23-24-25-26 | Подбор музыкального сопровождения к сценарию. Репетиция. | 4 | ||||||||||
27 | Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями. | 1 | ||||||||||
28 | Анализ спектакля, выводы. | 1 | ||||||||||
4. «Этика и этикет»7 | ||||||||||||
29 | Связь этики с общей культурой человека. | 1 | ||||||||||
30 | Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. | 1 | ||||||||||
31-32 | Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». | 1 | 1 | |||||||||
33-34-35 | Посещение ТЮЗ, г. Воронеж | 3 |
Сроки и условия реализации программы
Форма и режим занятий: 1 раз в неделю по1 часу, в год – 35. Форма обучения очная. Групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мизансцены. Основными формами проведения занятий являются: театральные игры; конкурсы; викторины; беседы; спектакли.
Данной программой предусмотрена реализация отдельных частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ).
Формы ДОТ: дистанционные конкурсы; дистанционное самообучение в Интернете. В обучении с применением ДОТ могут использоваться следующие формы учебной деятельности: практические занятия, самостоятельная работа, ДОТ: работа с электронными ресурсами, просмотр видео-спектаклей; прослушивание аудио-файлов.
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом первой квалификационной категории, имеющим высшее образование («Воронежский государственный педагогический университет», 1987 год, специальность «Математика», предметные курсы 2019 год.)
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Метапредметные результаты:
Учащиеся научатся:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировка.
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Материально-техническое обеспечение
Компьютер, проектор, колонки;
костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
элементы костюмов для создания образов;
электронные презентации «Правила поведения в театре», «Виды театрального искусства»
сценарии сказок, пьес, детские книги.
Способы контроля результатов
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – игры, викторины, конкурсы;
итоговый – спектакль.
Литература и сетевые источники для детей и родителей
1.Образовательная программа «Театр» (вариант наполнения художественно-эстетического профиля) Е.И. Косинец. − М.: МИОО, 2014 – 288 с.
2.Нестандартные формы внеклассной работы. Скоркина Н.М. – Волгоград: учитель – АСТ, 2013. – 72 с.
3.Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. Пирогова Л.И. – М.: Школьная Пресса, 2014. – 144.
4.https://m.youtube.com/watch?v=YmahC0nYR5o)
6. http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php
7. http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
8. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 2014 – 139 с.