Проектная деятельность учащихся в условиях реализации ФГОС
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Филиал ГБПОУ РО «Донской педагогический колледж» в г. Азове
Проектная деятельность учащихся в условиях реализации ФГОС
Методическое пособие для учителя
Автор-составитель:
Згоняйко Евгения
Азов - 2017
Проектная деятельность учащихся в условиях реализации ФГОС
/Методическое пособие для учителя, - Азов, 2017. –40с.
Автор-составитель: Згоняйко Евгения, студентка 4 курса специальности «Преподавание в начальных классах».
Научный редактор: Андреева Ольга Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент.
Методическое пособие адресовано учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, а также студента педагогических колледжей и вузов. Методическое пособие выполнено в рамках изучения профессионального модуля ПМ.04 «Методическое обеспечение образовательного процесса»
Содержание
Введение………………………………………………………………………………..…… 4
Раздел I. Проектная деятельность учащихся в условиях реа-
лизации ФГОС
1.1 Сущность понятия «проектная деятельность»…............ 5
1.2. Ориентация на новые образовательные результаты… 7
1.3. Классификация проектов……………………………………………. 12
1.4 Взаимодействие участников проектной деятельности 14
Раздел II. Практические аспекты организации проектной дея-
тельности в начальной школе
2.1 Условия организации проектной деятельности в 18
начальной школе………………………………………………………………..
2.2 Практические рекомендации по организации про- 22
ектной деятельности в начальной школе…………………….
2.3 Советы родителям по организации практической де- 30
ятельности младших школьников……………………………….
Заключение……………………………………………………………………………..…. 34
Список литературы………………………………………………………………….… 35
ВВЕДЕНИЕ
Успех человека в современном мире во многом определяется его умением организовать свою жизнь как проект, т.е. определить дальнюю и ближайшую перспективы, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и оценить, удалось ли достичь поставленных целей после осуществления этого плана. Очевидно, справиться с таким многообразием деятельности может только хорошо подготовленный человек, т.е. человек, обладающий «проектным типом мышления». Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью организации особого вида деятельности – проектной деятельности.
Конечно, интерес школьников к такой значительной самостоятельной работе проявляется в среднем или даже в старшем звене школы. Однако, по общему мнению, начинать проектную работу лучше в начальной школе. Проектная деятельность удовлетворяет потребностям детей младшего школьного возраста почувствовать себя взрослыми, отвечает их желанию проявить самостоятельность и испытать доверительное отношение со стороны взрослых.
Несмотря на то, что проектная деятельность так широко входит в современные общеобразовательные школы, полностью еще не сформировалось представление о том, какой она должна быть. Иногда проектом называют и реферат, подготовленный учеником самостоятельно, и нестандартный подход к выполнению какого-либо задания.
Цель данной работы – раскрыть теоретические основы проектной деятельности, особенности её организации в начальной школе.
РАЗДЕЛ I. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
1.1 Сущность понятия «проектная деятельность»
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебнопознавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции учащегося в образовательном процессе, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Деятельностный подход к обучению предполагает: наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели; выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять полученные знания; формирование умения контролировать свои действия; включение содержания обучения в решение значимых жизненных задач.
Принцип целостного представления о мире. У ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. Принцип непрерывности. преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики. Принцип минимакса. школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. Принцип психологической комфортности. снятие по возможности всех стресс о образующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома». Принцип вариативности. предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Принцип творчества (креативности). предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Принцип деятельности. формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Требования к образовательным результатам метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. Предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления.
1.2 Ориентация на новые образовательные результаты
Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что они узнают, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, их подготовке к реальным условиям жизнедеятельности, «выводит» процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Китайская пословица.
Основные достоинства проектного метода:
высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
приобретение детьми опыта познавательной деятельности;
межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Изначально представления о проектировании возникли в таких видах трудовой деятельности, как архитектура и строительство, инженерное дело, позже – в сферах, где на первый план выходил аспект преобразования, результативного практического действия, как правило, ограниченного конкретным сроком исполнения. Сегодня слово «проект» используется очень широко. Под проектом понимают исполнение некоторого замысла – художественного, научного, театрального, управленческого. Проект становится главным в тех сферах, где управление деятельностью и ее организация отграничиваются от самой практической деятельности. Проект становится способом управления, способом ритмизации процессов, происходящих в реальной практике. Популярным становится проектирование в социально- гуманитарной сфере.
Проект – от латинского «бросание вперед». Проектом может быть назван представленный аудитории замысел (архитектурный проект, воплощенный в чертеже или макете, бизнес-проект – сформулированная идея действия в сфере бизнеса и т.д.). Проектом также может быть названа и сама последовательность шагов от замысла к реализации, завершающаяся получением некоторого продукта. К.Н. Поливанова рекомендует первое – воплощенную в любых формах идею, замысел – называть эскизом, а второе – весь путь от идеи до получения продукта – проектом. Проект – это целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. Важнейшая характеристика проектирования – различение того, что производится, и того, что в результате происходит. Производимый продукт не является самоцелью. Возникая, этот продукт изменяет более широкий контекст.
Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Метод проектов представляет собой способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Задачи проектной деятельности:
приобретение знаний о структуре проектной деятельности;
способах поиска необходимой для исследования информации;
о способах обработки результатов и их презентации;
овладение способами учебно-познавательной, информационно- коммуникативной, рефлексивной деятельности;
освоение основных компетенций: ценностносмысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;
разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы;
выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;
разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;
создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;
создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов характеризуется прагматической направленностью на результат, который можно получить при решении той или иной проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Функции проектной деятельности
Преобразующая – развитие конструкторского образа и его использования для построения собственного объекта. Ученик в процессе разработки конкретного проекта переструктурирует и осознает в системе новых предметных смыслов полученные ранее знания, умения, навыки.
Отражательная – использование имеющихся образов и формирование в процессе деятельности новых. Данная функция проявляется в отражении объективно существующих законов и закономерностей окружающего мира.
Технологическая – владение приемами технологической деятельности, включающей элементы моделирования, конструирования.
Знание основных технологических процессов, закономерностей.
Программно-целевая – реализует стратегию проектной деятельности, включая целеполагание, прогнозирование, планирование, организацию.
Контрольно-регулятивная – реализует тактику проектной деятельности, включая акты принятия решений, контроля и коррекции.
Исследовательская – специфика проектной деятельности требует от учащегося анализа существующих аналогов, обобщения существующей ситуации и выбора наилучшего варианта, тем самым ориентируя ученика на анализ процессуальной и динамической сторон окружающего мира.
Креативная – генерирование новых идей на основе обобщенного анализа суммы полученных знаний – как в социальном контексте, так и в учебной деятельности. Креативность проектной деятельности определяет все стороны психического развития школьника, поднимая его на более высокий уровень осознания самого себя как субъекта деятельности.
Умения, формируемые в результате проектной деятельно-
сти:
а) исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее
решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направит ее в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и
деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявить, какой информации или каких умений не достает);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: « Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?», адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решения; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Требования к проекту:
Проблема. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
Планирование (проектирование). Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта, формы презентации, сроков реализации и ответственных.
Поиск информации. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся – поиска информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
Продукт. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
Презентация результатов проекта.
Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
1.3 Классификации проектов
Существуют различные виды классификаций проектов: 1) по доминирующей в проекте деятельности;
по характеру учебного предмета (образовательной области);
по характеру координации проекта;
по характеру контактов между участниками; 5) по количеству участников проекта; 6) по продолжительности проекта.
Классификации проектов по доминирующей в проекте деятельности выделяются:
практико- ориентированные (практические);
исследовательские;
информационные;
творческие;
игровые (ролевые).
Практико-ориентированные проекты – это проекты, обязательно предполагающие практический выход, нацеленные на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт проекта заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона и др. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий. Организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.
Исследовательские проекты по структуре приближены к подлинному научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
Информационные проекты направлены на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования). Ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы). Презентации (доклад, публикация, размещение в сети интернет или локальных сетях, телеконференция).
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарии фильма или праздника, макет газеты).
Ролевые проекты предполагают, что участники примеряют на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т.п. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.
По характеру учебного предмета (или образовательной области): монопредметный проект; полипредметный (межпредметный) проект; надпредметный проект; внепредметный (внешкольный) проект. По характеру координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий); скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
По характеру контактов между участниками: внутриклассные; внутришкольные; межрегиональные; международные. По количеству участников проекта: индивидуальные; групповые. По продолжительности проекта: мини-проекты (укладываются в 1 урок); краткосрочные (до 1 недели); среднесрочные (до 1 месяца); долгосрочные (до 1 четверти или полугодия).
1.4 Взаимодействие участников проектной деятельности
При использовании метода проектов учитель должен отказаться от своей доминирующей роли и стать организатором проектной деятельности. Выполнение учебного проекта осуществляется по определённому плану, и при этом каждый ученик, может выбрать любую тему проекта с учётом своих интересов, наклонностей и способностей.
Педагог выступает как помощник, консультант учащегося.
Педагог не передаёт знания, а направляет деятельность школьника. Выделяют характерные виды деятельности учителя в ходе реализации учебного проекта.
Консультирование. Учитель в классе – это консультант, который должен удержаться от подсказок, даже если учащиеся ошибаются. Важно, чтобы во время консультирования учитель только отвечал на возникающие у ученика вопросы, но не задавал их. В процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. Если кто-то из детей захочет выполнить проект на другую тему, педагог должен с пониманием и уважением отнестись к желанию учеников, так как нельзя заставлять ребёнка проектировать то, что ему не интересно.
Мотивирование. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель создаёт условия для свободы выбора и самоопределения.
Фасилитирование. Учитель не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки действий учащегося, несостоятельность промежуточных результатов, а провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, преобразовывая образовательную среду. Ими могут быть организация групповой дискуссии; постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны; постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности, принятых учащимися; помещение в классе предметов, порождающих определённые ассоциации, идеи и т.д.
Наблюдение. При использовании метода проектов необходимо отслеживать психолого-педагогический эффект – формирование психологических новообразований у школьников ( личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия) Учителю рекомендуют записывать краткие резюме по результатам наблюдений за учениками.
С применением метода проектов роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется: они выступают активными его участниками, а не пассивными слушателями.
В то же время ситуация неопределённости, часто возникающая при выполнении проекта вызывает у учащихся объективные трудности:
определение целей и задач;
поиск оптимальных путей их решения;
осуществление и аргументирование своего выбора с учётом возможных последствий;
осуществление самостоятельных действий;
сравнение полученного результата с требуемыми;
корректировка своей деятельности с учётом промежуточных результатов;
объективное оценивание процесса и результата проектирования.
Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода проектов.
Многие педагоги придерживаются мнения, что помогает преодолеть трудности сотрудничество школьников на основе малых групп. Землянская Е. Н. выделяет следующие преимущества при такой организации работы над проектом:
Обучение в сотрудничестве на основе малых групп помогает каждому ученику лучше освоить учебный материал, более глубоко вникая в его содержание. Выполняя групповое задание, каждый ученик подвергается контролю со стороны своих товарищей, что помогает предупредить возникновение ошибок.
Работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворённости не только результатами, но и самим процессом обучения, особенно если учитель создаёт, подмечает и поддерживает ситуацию успеха для каждого ученика.
При групповой работе в сотрудничестве все ученики класса работают на уроке. Сама организация урока настолько захватывающая, что никто из них не может отсидеться, заняться посторонним делом.
Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, правило распределения работы и ролей, а также принцип рефлексии приводят к тому, что ученики стремятся выбирать себе способ внутригруппового участия с учётом максимальной пользы для общего дела, а это , в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки и самоопределению школьника, помогает развитию его творческих возможностей.
Часто возникает вопрос: привлекать родителей к процессу проектирования школьниками или нет? С одной стороны важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, так как в этом случае исчезает сама идея метода проектов. С другой стороны важным фактором поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении проектной деятельности является проявление заинтересованности со стороны родителей, помощь советом, информацией. В связи с этим привлечение родителей к проектной деятельности учащихся должно быть специально организовано педагогом.
Роль родителей меняется в зависимости от этапа выполнения учебного проекта:
Этап проекта | Формы возможного участия родителей в проектной деятельности детей
|
Этап выдвижения идей | Помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей |
Выбор и формулировка темы проекта | Помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор |
Формулировка задачи проекта | Помощь в правильной формулировке задачи проекта |
Разработка плана и структуры выполнения проекта | Помощь в планировании работы с учётом занятости ребёнка. Создание условий для выполнения составленного плана. Определение промежуточных сроков работы.
|
Обсуждение возможных результатов работы по теме проекта | Продумать с ребёнком возможные результаты по каждой задаче. Разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой части.
|
Поиск информации | Посмотреть список подобранной литературы и дополнить его или убрать какие-либо источники, которые не соответствуют выбранной теме. Помочь ребёнку в передвижении до библиотеки, ориентировке в книжных магазинах.
|
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Условия организации проектной деятельности
в начальной школе
В настоящее время в отечественной педагогике нет единой точки зрения по вопросу применения проектного метода в процессе обучения младших школьников. С первого класса или позже? На уроках или во внеурочной деятельности? На всех уроках или нет?
Безусловно, для выполнения младшими школьниками учебных и внеучебных проектов им необходим определённый первоначальный багаж знаний, умений и навыков в сфере различных предметов.
В качестве первого компонента готовности к проектной деятельности выделяют коммуникативные умения:
умение слушать, получать информацию ( не перебивая, внимательно и уважительно выслушивать любого отвечающего, говорящего на уроке: учителя , одноклассника, соотнося содержание его высказывания со своим мнением);
умение инициировать общение, обмениваться информацией, выяснять точки зрения других учеников, обращаться с вопросом к учителю, консультанту для уточнения сведений или способов действий;
умение управлять голосом (говорить чётко, регулируя громкость , силу голоса в зависимости от ситуации: чтобы все слышали, при выступлении перед классом и чтобы не мешать другим при групповой работе) ;
умение адресовать своё высказывание (обращаясь к комулибо, стараться смотреть на него и употреблять в своей речи местоимения «ты», «вы», а не «он(а)» и «они»);
умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его объяснять и доказывать);
умение договариваться, находить компромисс (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения можно и нужно формировать у младших школьников с первых дней обучения.
Следующая группа умений, которые должны быть сформированы для выполнения любого проекта – это специальные проектные умения:
1.умение прогнозировать, представлять продукт, итог работы (Что я хочу сделать, придумать, узнать? Как это будет или может выглядеть?);
умение анализировать имеющиеся возможности и ресурсы для выполнения деятельности (Что у меня есть для работы и чего не хватает? Какие нужны информация, материалы, инструменты, технические средства?);
умение составлять план своей работы и следовать ему;
умение искать необходимую информацию в различных источниках (в т.ч. адресовать информационный запрос к учителю и другим взрослым);
умение предъявлять процесс выполненной работы и ее результат.
Первоначально каждое из названных проектных умений следует формировать отдельно в процессе решения различных учебных задач. С этой целью эффективны следующие приемы, которые органично вписываются в учебный процесс и могут применяться на уроках по разным дисциплинам:
решение поливариантных задач (со множеством возможных ответов); выбор самых удачных, красивых, интересных вариантов решения учебных задач; доведение предложенного продукта до представляемого идеала; решение творческих задач, связанных с фантазированием свойств объектов, их применения;
вычленение недостающих и лишних данных для решения учебных задач; выбор самых нужных, точных, качественных сведений, материалов, инструментов из предлагаемого набора для выполнения конкретных заданий; составление перечня необходимого для предстоящей деятельности;
дополнение предложенных педагогом планов выполнения конкретных учебных заданий; преобразование деформированных планов; самостоятельное составление планов решения учебных задач и их фиксация разными способами (схематично-наглядный план, вопросный, назывной);
подбор детьми дополнительных материалов на заданную тему, информации по интересующим вопросам из книг, журналов, словарей, справочной литературы и иллюстраций к ней; выяснение необходимых сведений из беседы со взрослыми (педагогами, родителями) и сверстниками;
построение устных кратких сообщений о проделанной индивидуальной или групповой работе по предложенному плану или самостоятельно; рассказ о решенной учебной задаче группе или всему классу; формулировка вопросов к выступающему.
Формирование названных проектных умений будет успешным при постепенном повышении степени детской самостоятельности. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что все названные проектные умения, изначально сформированные на минимально необходимом уровне, в дальнейшем совершенствуются и качественно усложняются уже в процессе проектной деятельности. Выполнение учащимися самых разных проектов предполагает обязательную рефлексию, самооценку результативности проведенной работы и, следовательно, соответствующий опыт уже должен быть у детей на этапе их знакомства с проектной деятельностью. В связи с этим в качестве третьего компонента готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности мы рассматриваем следующие рефлексивные умения:
адекватно оценивать свою работу по работу по различным показателям (критериям);
обосновывать (объяснять) собственную позицию;
обязательно отмечать достоинства, сильные стороны в работе, личные достижения, не забывая про недостатки;
планировать способы и пути преодоления трудностей и неудач.
Планируя проектную деятельность младших школьников необходимо соблюдать алгоритм усложнения:
1. постепенное увеличение продолжительности работы над проектом: от краткосрочных недолговременных проектов – к проектам средней продолжительности и долговременным, что связано с первоначальными трудностями учащихся начальной школы в планировании собственной деятельности на большие временные промежутки и ее самоконтроле;
2.усиление детской самостоятельности при выполнении и презентации проектов: от проектов с максимально возможной в рамках метода поддержкой и участием со стороны педагога и родителей – к проектам с минимальной помощью взрослых;
расширение сферы коммуникаций учащихся с одноклассниками в процессе проектной деятельности: от минигрупповых и индивидуальных проектов – к групповым и общеклассным, что обосновано постепенным усвоением младшими школьниками необходимых для продуктивного взаимодействия друг с другом коммуникативных умений и навыков;
введение проектов, требующих для своего осуществления интеграции знаний, умений и навыков, усвоенных в процессе изучения различных учебных предметов: от монодисциплинарных или однопредметных проектов – к межпредметным мульти проектам.
Целенаправленное формирование у младших школьников выделенных компонентов готовности к проектной деятельности делает возможным успешное применение проектного метода в его простейших модификациях на второй ступени начального звена (в третьих и четвертых классах).
2.2 Практические рекомендации по организации проектной деятельности в начальной школе
Для педагога практика большой интерес представляет опыт коллег. Хочу привести пример интересных тем проектов для учеников начальных классов.
Первоклассники вместе с родителями могут выбрать интересную тему проекта в начальной школе 1 класс и начать знакомство с мини-исследованиями, мини-проектами, азами оформления проектной работы.
Мы предлагаем рассмотреть детские темы проектов для начальных классов 1 класс школы об азбуке, алфавите и буквах, числах, о ягодах и фруктах, насекомых, домашних и диких животных и их детенышах, птицах, растениях.
Очень популярными являются темы проектов в начальной школе 1 класс на создание книжек-малышек, работы с лего, о семье и кулинарных достижениях, о временах года(осень, зима, весна, лето) и конечно же о детских играх и сказках.
Азбуки бывают разными.
Ай, да ягодка! (о любой ягоде)
Алфавит из мультипликационных персонажей.
Алфавит из сказочных персонажей.
Ах, эта многоликая буква Оо!
В гостях у гусеницы
Веселые стихи на букву Аа Веселые стишки на букву Уу Волшебный пластилин.
Все о букве Ёё в русском алфавите.
Головоломки со спичками.
Детеныши животных
Детская косметика: вред для кожи или удовольствие.
История сказочного инструмента (гусли).
Какие бывают снежинки.
Карнавальная маска.
Картофель - второй хлеб на столе.
Книжка-малышка "Любимое число" (рисунки, загадки, ребусы, стихи с любимым числом).
Книжка-малышка для малышек.
Колибри - насекомое или птица?
Кто в тундре живет?
Кто такой Чебурашка? Лев и черепаха Листья моего двора.
Любимая буква
Мир лего
Много ли пользы от маленькой лошадки пони. Мой сказочный алфавит.
Моя дорожная азбука
Ну ты и фрукт! (о любом экзотическом фрукте).
Нужны ли буквы ъ и ь знаки в алфавите?
О чем рассказали следы на снегу.
Осенний урожай нашего огорода.
Осень - раскрасавица Повадки моей кошки Потешки наших предков. Пчелка на полянке
Решай, смекай, отгадывай.
Русская лапта
Русские докучные сказки.
Самые распространенные фамилии России.
Сувениры из природного материала.
Увлекательный мир лего.
Хитрости маскировки у бабочек.
Цветные задачки.
Число 3 в жизни каждого.
Что можно сделать из бумажной салфетки?
Что означает мое имя?
Школьный портфель будущего.
Я люблю цирк.
Предлагаем детские темы проектов в начальной школе 2 класс как примеры тем для осуществления исследовательской и проектной деятельности в начальных классах школы.
Ученик может легко выбрать интересную тему проекта в начальной школе 2 класс по ФГОС согласно своим интересам и увлечениям о животных, птицах, насекомых, растениях, грибах, а также о народных играх, комиксах, танцах, игрушках, о всем необычном.
Детям можно выбрать темы детских проектов 2 класс школы и создать проект по выращиванию в домашних условиях растений, по экологии, математике, русскому языку, по музыке и о музыкальных инструментах, любимых журналах и книгах или здоровом питании.
Любой пример темы проекта для начальных классов 2 класс рекомендуется изменять в зависимости от возможностей, заинтересованности ребенка в определенной области исследования и какимлибо объектом.
Береги зрение с детства.
Буклет "Авто-эрудит"
В какие игры играли наши бабушки и дедушки.
Вальс – король танцев
Грибы-грибочки, весёлые строчки.
Два любимых деда (Санта Клаус и Дед Мороз).
Дорожная азбука второклассника.
Древнее искусство чаепития. Дымковская игрушка
Её Величество – запятая.
Ежик - самое безобидное существо.
Живи, елочка, живи!
Жизнь маленькой горошины.
Забыта ли игра русская лапта. Загадки моей бабушки. Зачем луку луковица
Здоровым быть модно
Зимующие птицы нашего двора.
Исследование слова "Доброта"
История инструмента фортепиано.
История новогодней игрушки.
История светофора
Как появились первые часы.
Как я могу защитить природу Какой же он, каменный уголь?
Какой чай лучше?
Комиксы - забава или искусство?
Кто такой Кощей Бессмертный?
Кулинарный сюрприз маме
Мое недельное меню домашнего завтрака.
Мое путешествие к родной бабушке. Мои пушистые питомцы
Мой любимый цветок - роза.
Мой любимый детский журнал - " ".
Моя любимая детская книга - " ".
Мои любимые детские комиксы -" ".
Молоко - это здоровье!
Молоко и молочные продукты.
Молочная история
Морские птицы - охотники моря.
На грибной охоте не промахнись!
Народные художественные промыслы. Гжель.
Не рвите цветы! Это природные лекарства. Необычные возможности бумаги Необычные птицы планеты.
Омофоны на Руси
Простейшие приспособления для счёта. Путешествие в страну Светофорию Роль ударения в русском языке.
Школьникам, ищущим темы для исследований, предлагаем интересные темы проектов в начальной школе 3 класс по различным направлениям, сферам деятельности и школьным предметам.
Среди данных тем можно подобрать тему проекта для начальной школы 3 класс о комнатных и дикорастущих растениях, животных и насекомых, природных явлениях, о своем городе или поселке и их достопримечательностях.
В списке ниже можно найти темы исследовательских проектов в начальной школе 3 класс по русскому языку, математике, музыке, экологии, основам здоровья и другим предметам. Также можно выбрать темы проектов для начальных классов 3 класс о детском сленге, народных музыкальных инструментах, о пословицах и поговорках, о театре и компьютерных играх, на составление ребусов и кроссвордов, создание поделок.
Влияет ли детская зубная паста на прочность зубов?
Влияние экологии на жизнь растений.
Детский сленг младшего школьника.
Забытые глаголы.
Имена мультипликационных персонажей в ребусах Имена сказочных персонажей в кроссвордах Инструменты симфонического оркестра.
История имени моей улицы.
История простого колокольчика.
Казахские народные музыкальные инструменты Как стать здоровым?
Колокольные звоны
Компьютер или книга – что лучше?
Компьютерные игры для малышей.
Кто не может жить без «НЕ»?
Лучшие хитрости маскировки животных.
Лучшие хитрости маскировки насекомых.
Любимые уголки моего города. Мое меню для школьной столовой Может ли вода течь вверх?
Мои плавающие питомцы Мои полезные поделки из мусора. Молния. Бояться или понять? Музыка белорусского народа Насекомые-инопланетяне.
Невиданные животные.
Необычные логические задачки Необычные растения в природе.
Обниму березку русскую
Омофоны в русском языке.
Памятники моего города.
Пиктография в современной жизни
Пословицы и поговорки о труде
Редкий зверек Орешниковая соня Рондо - танец или бег по кругу Символика нашего класса.
Слова-паразиты в детской речи.
Старинные способы умножения
Существуют ли одинаковые снежинки Так ли важен утренний завтрак?
Так ли страшны медведи
Театр теней: от идеи от воплощения
Удивительные свойства обычного каменного угля.
Флюгера на страже погоды
Хоть пчелка не велика, но велики ее дела.
Школьный портфель в прошлом и настоящем.
Для проектной и исследовательской деятельности предлагаем воспользоваться темами проектов в начальной школе 4 класс и осуществить свое собственное исследование и создать интересный проект.
Ученики могут выбрать интересную тему проекта для начальной школы 4 класс в области русского языка и литературы, астрономии, истории, изобразительного искусства и экологии.
Школьники могут взять для исследования темы исследовательских проектов для 4 класса о странах, вулканах, заповедниках, исторических местах и достопримечательностях своего города или поселка, о родной школе. Довольно интересными будут темы проектов для детей начальной школы о народных художественных промыслах, о русских народных сказках и забавах, о ветеранах и военной технике, различных хобби и увлечениях детей.
Архаизмы в русском языке.
Великобритания - Туманный Альбион! Венецианская маска
Военные плакаты Великой Отечественной
Вулканы - двери внутрь нашей планеты
Городецкая роспись и ее мудрость
Графический редактор Paint и его возможности.
Детство моих бабушек.
Жаргонизмы младшего школьника.
Женщины - герои Отечественной войны 1941-1945гг.
Жесты в общении людей
Жилища наших предков
Загадочный образ России в Русской матрешке
Закаливание
Зимние забавы в творчестве поэтов и писателей.
Известные выпускники нашей школы
Имена мультипликационных персонажей в кроссвордах
Имена сказочных персонажей в ребусах
Исторические и любимые места родного города
История моей школы в лицах
История школьного звонка
Какие болезни лечат дельфины
Какие болезни лечат кошки Космическое путешествие Лучшие хитрости маскировки рыб.
Московский зоопарк Народные приметы в XXI веке
Народные умельцы нашего края.
Народные художественные промыслы. Хохлома. Необычные памятники на Земле Нестандартные средства общения людей.
Нэцкэ.
Одежда наших предков
Полезен или вреден обычный каменный уголь?
Потомки А.С. Пушкина
Роль растений в сказках русского народа.
Роль яблока в русских народных сказках.
Роль хлеба в русских народных сказках
Русские народные духовые инструменты
Главная задача педагога увлечь детей, заинтересовать, чтобы они захотели рассказать о своих открытиях другим.
Этап защиты проектов
Для защиты проекта учащимся можно предложить (или разработать с ними) памятку.
Памятка для подготовки публичного выступленияВыступление перед публикой отличается от разговора. Как оратор ты находишься в центре внимания, твоя основная цель состоит в том, чтобы проинформировать или, возможно убедить слушателей.
Общие рекомендации:
Тщательно продумай план своего выступления. Оно должно включать введение, основную часть и заключение. Укажи, чему научился, возможные пути дальнейшего изучения.
Составь своё выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5 – 7 минут. Помни, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров, наглядности.
Не забывай о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.
Употребляй только понятные тебе термины.
Используй язык жестов.
Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.
Голос и паузы в речи помогают слушателям лучше воспринимать послание.
Подумай и составь возможные вопросы.
Техника подготовки:
Начни выступление с приветствия, а в конце поблагодари слушателей за внимание.
Проведи репетицию своего выступления и доведи его до нужной продолжительности.
Приготовь чёткий и красочный наглядный материал.
Заранее продумай, как организовать своё рабочее место.
Тетрадь проектов помогает учащемуся овладеть метапредметными универсальными учебными действиями, такими, как ставить перед собой цель, планировать работу, анализировать, сравнивать, обобщать, делать умозаключения.
Проект даёт учащимся колоссальный опыт общения, формирует умение совместно находить ответы на интересующие вопросы, учит учиться и развивает творческие способности.
2.3 Советы родителям по организации практической деятельности младших школьников
Конечно, в начальной школе проекты — это зачастую не индивидуальная, а семейная деятельность, так как малыши сильно ограничены в средствах и инструментах поиска, сбора и обработки информации. Поэтому, конечно, работа над проектом осуществляется под руководством учителя и родителей. Но родители должны постоянно помнить, что суть метода проектов — это формирование самостоятельности ребенка в поиске информации, обработке данных, а не в том, кто сделает проект круче и шикарнее.
Родители не должны брать на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. Поэтому держим за спиной свои «помогающие ручки», включаем силу воли и играем только помогающую роль — помочь найти ВМЕСТЕ информацию в книгах, сводить в библиотеку, поискать в Интернете, помочь отобрать главное, помочь оформить аккуратно результаты поиска.
Главное слово для родителей «ПОМОЧЬ», но не «СДЕЛАТЬ ВМЕСТО».
Лучше тогда не делать совсем, чем делать вместо ребенка. “Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?”
Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя- знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.
Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!
Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдёте ответы в ней на следующие вопросы: Что такое метод проектов? (очень немного теории) Каковы этапы выполнения проекта?
Возможная роль родителей на каждом этапе проекта?
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:
выбор темы проекта;
выдвижение первоначальных идей;
выбор лучшей идеи;
планирование проектной деятельности; оценка и самооценка проекта.
презентация проекта.
Рассмотрим, какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?
На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:
помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.
Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими.
Чем больше идей, тем больше выбор.
Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы.
Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.
Затем идёт формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.
При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.
На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.
Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана.
Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы- изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а также книги, периодические издания.
При распределении конкретных заданий и заданий между участниками проектной группы тоже может понадобиться вмешательство взрослых (ситуация несправедливого распределения обязанностей, объяснение обязанностей).
На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.
По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.
И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.
Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:
консультируют;
отслеживают выполнение плана;
решают оперативные вопросы;
помогают в предварительной оценке проекта; участвуют в подготовке презентации; ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проектирование в начальной школе – необходимый элемент современной системы образования.
Начальное обучение закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов для организации самостоятельного добывания знаний учащимися на предметных занятиях и более эффективного их усвоения.
Но прежде, чем учитель сможет использовать учебное проектирование в качестве дидактического средства, необходимо подготовить учеников к самостоятельной работе в рамках этой деятельности, сформировать у них необходимые умения и навыки. Развивая эти умения можно формировать проектную деятельность в целом.
Эта деятельность предполагает выполнение творческих проектов, начиная со 2-3 класса. Во время выполнения этой работы у детей возрастает познавательная активность, развиваются творческие способности, внимание, аналитические способности, способности к планированию и самоконтролю, рефлексии.
Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то необходимый результат не будет достигнут. Готовясь к защите своего проекта, учащиеся должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. В проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно.
ЛИТЕРАТУРА
Голуб Г.Б. Метод проектов – технология и компетентностноориентированного образования: метод. Пособие для педагогов-руководителей проектов уч-ся основ. шк. / Г.Б.Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова; под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Учебная литература, 2006.
Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей нач. классов. – М.: Баласс. 2010.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников:
роль родителей / Е.Н. Землянская, М.К, Чугреева // Начальное образование. – 2006. – №5. – С. 31-36.
Иванова Н.В., Марунина Г.Н. Как организовать проектную деятельность в начальной школе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2013. – 128 с.: ил. (Начальная школа) 5. Свободная Интернет-энциклопедия «Википедия».
37