Методическая разработка родительского собрания «Формирование стрессоустойчивости у подростков»
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Автор методической разработки | Бобырь Елена Владимировна |
Должность | учитель биологии и химии |
Образовательное учреждение | МКОУ СОШ №1 р.п. Охотск |
Республика/край | Хабаровский |
Город/поселение | р.п. Охотск |
Вид методической разработки | Тематическое родительское собрание |
Тема | "Формирование стрессоустойчивости у подростков" |
Аудитория | родители 8-11 классов |
Время реализации | 60 минут |
Форма проведения | собрание – исследование с элементами родительского всеобуча, тренинга |
Подход | социокультурный |
Цель | Повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей в формировании стрессоустойчивости у подростков |
Задачи | – обратить внимание родителей на своих детей, их проблемы; – расширить знания родителей о причинах, признаках, которые сопровождают ребенка, оказавшегося в проблемной ситуации; – предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком, выработать новые навыки взаимодействия с ним; – воспитывать уважение к личности ребёнка и понимание его проблем; – оказать родителям педагогическую помощь в осознании своей роли в воспитательном процессе; – способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений |
Актуальность | В связи с возросшими требованиями в образовании возрастают и требования к психологическому развитию личности обучающегося. Сегодня для образовательных организаций особенно актуальными становятся задачи формирования самостоятельной зрелой личности, способной к рефлексии собственных способностей, с развитыми духовно-нравственными ценностями, психологически готовой к вступлению во взрослую жизнь. Формирование представленных личностных особенностей возможно лишь тогда, когда обучающиеся способны справляться с любой ситуацией, сохраняя при этом благоприятное духовное и эмоциональное состояние, т.е. школьник должен иметь высокую стрессоустойчивость. Стрессоустойчивость – это ключевой фактор успеха в современном мире. Люди с высокой стрессоустойчивостью способны быстро решать сложные задачи, сохранять спокойствие в трудных ситуациях и достигать поставленных целей. Несмотря на то, что проблема стрессоустойчивости достаточно широко освещена, все также остается актуальным вопрос о формировании стрессоустойчивости у подростков в современных социальных, образовательных и психолого-педагогических условиях |
Оборудование | компьютер, мультимедийный проектор, колонки, экран, принтер, листы бумаги, ручки |
Образовательные ресурсы | – авторская мультимедийная презентация «Формирование стрессоустойчивости у подростков» (демонстрируется на всех этапах родительского собрания) (приложение №1); – анкета для родителей «Определение уровня тревожности моего ребенка» (приложение №2); – памятка в помощь родителям, содержащая полезную информацию о формировании стрессоустойчивости у детей (приложение №3) |
Подготовительная работа | Педагог знакомится со специальной литературой, использует дополнительные материалы сети Интернет. Готовит мультимедийную презентацию, чтобы более наглядно представить родителям материал о формировании стрессоустойчивости у подростков; распечатывает на бумаге анкету «Определение уровня тревожности моего ребенка»; разрабатывает памятку в помощь родителям, содержащую полезную информацию о формировании стрессоустойчивости у детей |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
«ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ»
ЧАСТЬ 1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ
Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать! Спасибо, что вы нашли время и пришли на наше собрание.
Мы живем в напряженное время. Все чаще нам приходится слышать слова о том, что колоссальное влияние на нас оказывают стрессовые ситуации. Поэтому сегодня мы собрались с вами для того, чтобы обсудить очень важную тему. Мы будем говорить о способности школьников справляться с разными ситуациями, сохраняя при этом благоприятное духовное и эмоциональное состояние, т.е. мы будем говорить о формировании у них стрессоустойчивости (слайд №1).
Почему на сегодняшний день этот вопрос становится актуальным? Это связано с тем, что с возросшими требованиями в образовании возрастают и требования к психологическому развитию личности обучающегося. Сегодня для школы особенно актуальными становятся задачи формирования самостоятельной зрелой личности, способной к рефлексии собственных способностей, с развитыми духовно-нравственными ценностями, психологически готовой к вступлению во взрослую жизнь. А это значит, что современный школьник должен иметь высокую стрессоустойчивость.
ЧАСТЬ 2. ОСНОВНАЯ
Что такое стрессоустойчивость? (слайд №2). Стрессоустойчивость – это составляющая структуры личности, способствующая эффективному управлению отрицательными эмоциями. Это умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, понимать человеческие настроения, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузкибез особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. Стрессоустойчивость – это ключевой фактор успеха в современном мире. Люди с высокой стрессоустойчивостью способны быстро решать сложные задачи, сохранять спокойствие в трудных ситуациях и достигать поставленных целей.
Стрессоустойчивость личности всё больше приобретает значение основной составляющей системы здорового образа жизни. Высокий уровень психической устойчивости к стрессам является залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и долголетия личности.
Рассмотрим факторы проявления стрессоустойчивости у детей (слайд №3).
1. Любовь к самому себе или самопринятие, причем, безусловное принятие самого себя таким, какой есть (со всеми достоинствами и недостатками). Этот фактор является фундаментом стрессоустойчивости.
2. Оптимизм или общее позитивное отношение к различным событиям жизни, в т. ч. позитивное мышление, позволяющее замечать хорошее в различных ситуациях и радоваться этому.
3. Овладение ребенком стратегиями и тактикой преодоления, переживания негативных эмоций (страха, печали, злости), а также техникой сублимации, т.е. таким защитным механизмом психики, позволяющим снимать внутреннее напряжение с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей или творчество.
4. Умение расслабляться, релаксироваться, снимать мышечные зажимы.
Готовясь к родительскому собранию, я нашла интересную притчу о ресурсах личности. Я хочу ее прочитать и обсудить с вами.
Притча «Ресурсы личности».
Однажды некий путник подходил к стенам города, в котором ни разу не был. Увидел старца, сидящего у городских ворот и обратился к нему с вопросом: «Скажи, старик, а это хороший город? Живут здесь добрые люди?».
Старик отвечает: «А какие люди были там, где ты жил и откуда пришел?».
Странник в ответ: «Ой, те люди были неприветливые, злые, никогда не помогут».
И старец ему отвечает: «Ну, так и тут такие же. Тебе они добра здесь не сделают, не жди этого».
Странник ушел. Следом за ним появляется у ворот другой скиталец. Он обращается к старцу с тем же вопросом: «Скажи, старик, а это хороший город? Живут здесь добрые люди?».
Старик задает вопрос в ответ: «А какие люди были там, откуда ты пришел?».
Странник отвечает: «Хорошие, добрые, отзывчивые».
Старец говорит: «Не волнуйся, здесь тебя ждут такие же люди».
Неподалеку все это время стоял местный купец.
«Зачем ты врешь, старик?! Одному говоришь одно, а другому – совершенно другое?»/
Старец отвечает: «Тот человек, который пришел от добрых, по его мнению, людей, везде найдет себе таких же. Потому что то, как люди к тебе относятся и как обращаются с тобой, зависит только от тебя самого».
Родители, прослушав притчу, высказывают свои мнения и рассуждения.
Действительно, оптимист в любой трудности видит возможности, пессимист в любой возможности видит трудности! (слайд №4). Каждый человек в различные периоды своей жизни имеет доступ к самым разнообразным ресурсам. Однако мы не всегда осознаем наличие ресурсов, а иногда не можем получить к ним доступ в силу каких-либо психологических барьеров, например, из-за влияния негативного прошлого опыта. Используя в повседневной жизни наши ресурсы, мы повышаем свою стрессоустойчивость.
В подростковом возрасте проблема стресса и стрессоустойчивости становится особенно актуальной. Кризис подростков, с одной стороны, и современные требования системы образования, с другой, создают подходящую среду для возникновения стрессовых ситуаций. Подростки очень подвержены стрессу и их симптомы практически не отличаются от симптомов у взрослых.
Предлагаю вам составить список стрессовых ситуаций, которые могут возникнуть у подростка.
Родители записывают на листках разные стрессовые ситуации. Педагог собирает листки и озвучивает ситуации.
Итак, вы назвали большое количество стрессовых ситуаций. Обратим внимание на то, что среди них есть такие, которые почти все назвали в качестве стрессовых, а есть те, которые только лично для кого-то могут являться стрессом. Каждый имеет некое свое представление о том, что такое стресс. Так что же такое стресс? (слайд №5).
Понятие стресса ввел в 1936 году канадский врач Ганс Селье. Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) – это неспецифические физиологические и психологические реакции организма при воздействии на него резких, экстремальных факторов. Как видите, эти реакции происходят, когда внешнее воздействие по силе гораздо больше, чем обычное.
Более того, Г. Селье доказал, что эти раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на реальную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Здесь также важно указать, что эти реакции организма проявляются как в психологических, так и физиологических изменениях, которые происходят с человеком.
В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса (слайд №6).
Физиологический | возникает под влиянием длительных или сильных физических заболеваний, нагрузок, а также в результате получения какого-либо увечья |
Психологический | вызывается неблагоприятными морально-психологическими факторами |
Эмоциональный | проявляется в ситуации угрозы, опасности, обиды |
Информационный | человек не справляется с задачей, не успевает принимать решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, то есть возникает эмоциональная перегрузка |
В школе подросток сталкивается с самыми разными проблемами, негативное воздействие которых приводит к возникновению многих стрессовых состояний (слайд №7):
− проблемы, связанные с учебной деятельностью (неуспеваемость, сложность материала, загруженность учебой, подготовка к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, контрольным, проверочным, самостоятельным работам; боязнь на уроке получить низкую оценку; ограничения во времени; авторитарный учитель и др.);
− конфликтная ситуация с учителем (подавляющий стиль взаимодействия, выговоры, учитель постоянно недоволен учеником, учитель раздражен поведением, учителя не устраивает готовность к занятиям ученикаи т. д.; антипатия к учителю);
− проблемы, связанные с планированием времени (тайм-менеджмент);
− отвержение подростка в классном коллективе (аутсайдерство, непохожесть на других, национальная и религиозная нетерпимость, межличностные конфликтыи т. д.);
− смена классного коллектива;
− буллинг (проявление насилия (физического, психологического, косвенного, «травля» в коллективе);
− кибербуллинг (жертва получает оскорбления на свой электронный адрес, унижения с помощью мобильных телефонов или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.);
− развод родителей;
− переезд на новое место жительства;
− романтические отношения (неоправданные ожидания, недостаток/переизбыток внимания от своего парня или девушки, запутанные чувства, разрыв отношений и др.).
Эти факторы могут привести к нарушению социально-ролевых функций, что проявляется в увеличении конфликтности, проявлении антисоциального поведения, нарушении сна, беспокойстве, нехватки времени, повышенной утомляемости, спешке, проблемам в общении, нежелании участвовать в мероприятиях.
При сложной или трудной ситуации в головном мозге происходят определенные изменения для борьбы со стрессом. Ответная реакция включает учащенное сердцебиение, увеличение притока крови к мышцам рук и ног, холодные или потные ладони или ступни, расстройство желудка или чувство благоговейного страха.
Приведу интересный факт. В начале 20 века, американский физиолог Уолкер Кеннон извлёк из надпочечников котов вещество и пересадил его другим котам. Коты вместе с введённым веществом приобрели особые физиологические функции: у них увеличилась частота сердечных сокращений, дыхания, повысилось давление, усилился приток крови к мышцам. Эти изменения вынуждали животных действовать: либо сражаться за жизнь, либо убегать от опасности. Эти гормоны назвали гормонами «сражайся или беги». Например, при пожаре они нас спасут. Однако большинство стрессовых ситуаций не представляют угрозу для жизни, но неразделённая любовь, невыученный урок, забытые ключи – запускают реакцию опасности.
Однако, как только мы чувствуем, что снова в безопасности, происходят обратные изменения в организме и головном мозге и наше тело успокаивается: сердцебиение и дыхание замедляется и возвращается хорошее самочувствие. Подростки, у которых развивается «успокаивающая реакция» организма, чувствуют себя менее беспомощно при стрессовых ситуациях.
Как вы считаете, стресс – это всегда плохо?
Родители отвечают на вопрос, высказывают свое мнение. Педагог обобщает ответы родителей.
Стресс — это не всегда плохо (слайд №8). И его не следует бояться, ведь человек нуждается в регулярных встрясках для ощущения всей полноты жизни и для того, чтобы его организм нормально функционировал. И просто отлично, если стрессовая ситуация побуждает собраться, мобилизовать все силы на экзамене, во время визита к врачу, на публичных выступлениях или спортивных состязаниях и т.д.
Но возможна и деструктивная реакция на аналогичные ситуации, при которых возникают растерянность, тревога, апатия. То есть опасным является не сам стресс, а патологическая реакция на него.
Как родителям определить, что ребенок находится в состоянии хронического стресса? Какие косвенные признаки могут на это указывать? Поделитесь своими мыслями.
Родители отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Выслушав ответы родителей, педагог дополняет их.
На наличие стресса могут указать следующие косвенные признаки (слайд №9). Ребенок раздражителен, неспокоен, преимущественно находится в плохом настроении. Он может стать напряженным, тревожным, недовольным собой, склонным к необдуманным импульсивным поступкам. Наблюдаются проблемы в общении, непродуктивное распределение времени, агрессивное поведение, склонность ко лжи, проявления отчужденности («никому я не нужен, никто меня не любит»). Одновременно могут возникнуть проблемы с учебой из-за ослабления памяти, спутанного мышления, ухудшения способности концентрироваться. Бывает, что ребенок плохо спит из-за кошмаров или, напротив, страдает повышенной сонливостью.
Нередки и такие признаки стресса, как потеря аппетита или, наоборот, склонность к перееданию; расстройства пищеварения и тошнота; речевые нарушения; головные боли; сердцебиение; повышенная утомляемость; потливость; склонность к аллергическим реакциям; частые простудные заболевания и инфекции; неопределенные боли, не поддающиеся врачебной диагностике.
Мы назвали достаточно много косвенных причин, которые могут указывать на то, что ребенок может находиться в состоянии стресса и я вижу, что многие из вас задумались, все ли хорошо у моего ребенка? Предлагаю вам пройти анкетирование с целью выявления уровня тревожности вашего ребенка. Напротив каждой позиции поставьте «галочку» с вариантом ответа «да» или «нет».
№ п/п | Наблюдения | ДА | НЕТ |
1 | Бывает, что Ваш ребенок грустит без видимой причины? | ||
2 | Ваш ребенок негативно реагирует на замечания? | ||
3 | Ваш ребенок сразу начинает плакать, если происходит что-то плохое? | ||
4 | Ваш ребенок остро реагирует на резкие шумы и звуки? | ||
5 | У Вашего ребенка появились вечером головные боли или утром боли в животе? Без видимой причины возникает зуд, потливость, краснота, аллергия, раздражение кожи? | ||
6 | У ребенка наблюдается повышенная возбудимость, когда нужно сдержать себя или, наоборот, вялость? | ||
7 | Ваш ребенок легко адаптируется в новой ситуации? | ||
8 | Ваш ребенок легко раздражается по пустякам? | ||
9 | Ваш ребенок легко пугается, многое вызывает у него страх? | ||
10 | Ваш ребенок испытывает нерешительность в действиях и поступках? | ||
11 | У Вашего ребенка резко меняется настроение? | ||
12 | Ваш ребенок избегает общения с другими людьми? | ||
13 | Вам сложно договориться с ребенком, т.к. он постоянно меняет свои решения? | ||
14 | Обычно у Вашего ребенка руки холодные и влажные? | ||
15 | Ваш ребенок пытается избежать ситуаций, которые его беспокоят? | ||
16 | Ваш ребенок беспокойно спит, засыпает с трудом? | ||
17 | Ваш ребенок в последнее время начал быстрее уставать и не может долго концентрироваться на одном деле? | ||
18 | Ваш ребенок краснеет в незнакомой обстановке? | ||
19 | Можно ли сказать, что Ваш ребенок принимает все близко к сердцу? | ||
20 | Ваш ребенок плохо переносит ожидание? |
Родители отвечают на вопросы анкеты «Определение уровня тревожности моего ребенка», подсчитывают баллы, знакомятся с результатами анкетирования (слайд №10).
Ключ к анкете «Определение уровня тревожности моего ребенка» | |
Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл, отрицательный ответ – 0 баллов. Суммируйте количество положительных ответов, чтобы получить балл тревожности. | |
Баллы | Уровень тревожности |
1 – 6 | низкий |
7 – 14 | средний |
15 – 20 | высокий |
Родители играют важную роль в процессе формирования стрессоустойчивости у своих детей. Способствуя развитию эмоциональной стабильности и уверенности в своих силах, они могут создать для них поддерживающую среду (слайд №11).
Очень важным является доверительное общение с ребенком. Больше разговаривайте, задавайте вопросы, не относитесь к сказанному свысока. Расскажите о себе, что вас радовало или, наоборот, пугало, когда вы были в его возрасте. Открытое общение укрепляет эмоциональную привязанность и способствует улучшению психоэмоционального состояния.
Говорите с ребенком о чувствах. Если вы испытываете раздражение, не думайте, что это остается незаметным. Дети достаточно точно умеют «читать» взрослых по мимике, жестам, голосовым интонациям. Учите подрастающее поколение собственным примером, проговаривайте свои эмоции. Например, во фразе «Я раздражаюсь, когда мне приходится повышать голос, чтобы ты меня услышал», есть правдивое чувство, а также причина, его вызвавшая. Но нет негатива относительно личности ребенка: «Ты меня раздражаешь».
Соотносите свои ожидания с желаниями и возможностями ребенка. Помните, вы дали ребенку жизнь, но он не должен воплощать в ней ваши желания. Роза не может стать ромашкой, а береза – сосной. Каждый человек обладает своими, присущими только ему склонностями и способностями. Поощряйте увлечения и хобби своих детей, это будет способствовать развитию интересов и поможет детям формировать навыки стрессоустойчивости.
Проводите отдых и досуг вместе. Например, катание с заснеженной горки, на велосипедах, лыжах или коньках; неспешная прогулка по лесу или парку, посещение аквапарка или кинотеатра, занятия спортом (плавание, утренний бег, теннис), вышивание или вязание и т.д. Отношения в семье станут крепче, доверительнее. А ваш ребенок получит опыт, который во время взросления «защитит» его своим теплом от неудач и стрессов окружающего мира.
Не забывайте, что в воспитании очень важна личность взрослого, того, кто непосредственно проводит время с ребенком. Помните, дети часто не слушают нас, но повторяют за нами всегда. Если личность взрослого эмоционально неустойчива, тревожна, имеет низкий уровень стрессоустойчивости, то десятки прочитанных книг о правильном воспитании, не дадут хорошего результата. Прежде чем научить ребенка эффективно противодействовать стрессам, взрослым нужно научиться этому самим (слайд №12). Старайтесь быть частью жизни своего ребенка. Откликайтесь на его проблемы, принимайте участие в их решении. Доверяйте своему ребенку. Самосовершенствуйтесь. Контролируйте свои чувства и поступки. Не используйте диктат в общении с детьми. Будьте терпеливыми и последовательными. Постарайтесь, чтобы отношения между супругами в семье (даже бывшими), не отражались на психическом здоровье ребенка.
Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях. Подростки, у которых развивается «успокаивающая реакция» организма, чувствуют себя менее беспомощно при стрессовых ситуациях. Поэтому хочу познакомить вас с простыми индивидуальными упражнениями и способами, которые могут выполнять дети, чтобы быстро снизить психоэмоциональное напряжение, избавиться от стресса, усталости.
Педагог предлагает родителям выполнить эти упражнения.
Упражнение «Возьми себя в руки» (слайд №13). Возьмитесь ладонями за локти и плотно прижмите руки к груди. Это поза сдержанного человека. Любая повышенная физическая нагрузка на мышцы приводит к их автоматическому расслаблению, и организм получает приятное облегчение.
Упражнение «Управление своим дыханием» (слайд №14). Наше дыхание состоит из вдоха и выдоха. Удлиняя дыхание на выдохе, мы успокаиваемся. Сознательно, изменяя ритм дыхания, мы можем изменить наше состояние к лучшему. Контролируя процесс дыхания, мы постепенно освобождаемся от негативных эмоций.
Упражнение «Корзина» (слайд №15). Взять лист бумаги, написать все негативные мысли, которые приходят вам в голову, после чего лист порвать и выбросить в мусорную корзину. Такое упражнение можно проделать с газетой, смяв ее, разорвав на мелкие части и выбросить в урну. Вместе с бумагой уходит, и накопившаяся негативная энергия и человек получает облегчение.
Упражнение «Стул» (слайд №16). Возьмитесь руками за сиденье стула, на котором вы сидите, и сильно потяните его к себе, держите спину прямо. Это упражнение поможет вам снять нервно-мышечное напряжение, освободиться от плохой энергии. Мышечное напряжение возникает в результате постоянного контроля эмоций. Сильно напрягая мышцы рук, мы освобождаемся от чрезмерного нервно-мышечного напряжения, отрицательные эмоции постепенно исчезают.
Упражнение «Самовнушение» (слайд №17). Вы должны сформулировать позитивную фразу (например, «Успокойся, все будет хорошо!», «Все в порядке, меня это не касается») и повторять ее несколько раз внушая ее себе. Можно проговаривать вслух. Повторяя позитивные фразы, вы мысленно успокаиваетесь, расслабляетесь, убеждаете себя, что происходящее не так опасно для жизни. Если вы научитесь выполнять самовнушение, вы сможете защитить себя от негативных последствий стресса.
Эффективные способы снятия эмоционального напряжения (слайд №18):
− для многих людей эффективным способом снятия эмоционального напряжения является разговор с близкими людьми или друзьями;
− использование какого-то успокаивающего движения или действия, например, посмотреть на текущую струйку воды, стрелку часов;
− негативные эмоции могут быть сняты и с помощью искусства – сочинение стихов, песен, рассказов и т.д.;
− для многих людей естественным и привычным способом снятия напряжения являются слезы;
− выполнение какого-либо ритуала, например, можно заварить чай, полить цветы или разложить свою коллекцию;
− хорошей профилактикой от стресса является активизация чувства юмора (ирония, улыбка, смех совершают переоценку значимости событий и помогают преодолевать трудности);
− выработка в организме активных психогормональных веществ (помогут: дыхательная гимнастика, бег, плавание, массаж, душ и т.д.);
− можно мысленно проиграть предстоящую ситуацию перед сном в выгодном для вас свете.
Формирование у подростков навыков саморегуляции, т.е. способности человека произвольно управлять своей деятельностью, не только помогает поддерживать их психофизиологическое здоровье, но и поддерживает их уровень успеваемости в классе. Только активное управление своим поведением, настроением и эмоциями способствует развитию личности и предотвращает появление функциональных нарушений в организме.
ЧАСТЬ 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
Итак, что даст подростку стрессоустойчивость? (слайд №19)
− поможет преодолевать проблемы и трудности, не впадая в депрессию, не опуская руки;
− благодаря этому качеству человек себя чувствует психологически комфортно;
− психологические ресурсы помогают держать свои эмоции под контролем;
− появляется возможность достигать результатов там, где сдаются остальные;
− повышается выносливость;
− выстраиваются гармоничные отношения с окружающими людьми;
− защита психического здоровья от пагубного воздействия стрессов.
Наше родительское собрание подходит к концу. И закончить его я хочу упражнением-аутотренингом «Волшебный цветок добра» (слайд №20).
Закройте глаза.
Положите цветок добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствуете, и взяли c собой, уходя из этого кабинета. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему c вами...
Откройте глаза.
Посмотрите по сторонам.
Пошлите друг другу добрые мысли.
Всего вам доброго!
Уважаемые родители, я хочу поблагодарить вас за плодотворную работу нашего родительского собрания и поделиться с вами памятками, которые содержат полезную информацию о формировании стрессоустойчивости у детей, которая поможет каждому родителю выработать новые навыки взаимодействия с ребенком, понять его и поддержать в разных проблемных ситуациях (приложение №3).
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ"PPTX / 24.63 МбСлайд №1
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8
Слайд №9
Слайд №10
Слайд №11
Слайд №12
Слайд №13
Слайд №14
Слайд №15
Слайд №16
Слайд №17
Слайд №18
Слайд №19
Слайд №20
ПРИЛОЖЕНИЕ №2. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ МОЕГО РЕБЕНКА»
ПРИЛОЖЕНИЕ №3. ПАМЯТКА В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ О ФОРМИРОВАНИИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ
Используемые источники:
https://saizyral.rtyva.ru/wp-content/uploads/2022/03/Формирование-устойчивости-ССС.pdf
https://smartstress.ru/profilaktika-stressa/stressoustojchivost-u-detej/
https://staviropk.ru/attachments/article/138/Стрессоустойчивость%2020.12.2020.pdf
https://bobr.by/data/image_9325.jpg
https://tutor-e.ru/t%D1%80yev%D0%BEzhn%D0%BE%D1%81tee/
Картинки, находящиеся в свободном доступе на сайтах «Яндекс. Картинки» и «Google. Картинки» (презентация, слайды №21-24)
Елена Алексеевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Куликова Ирина Геннадьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Галина Владимировна
Фалина Ирина Валериевна
Юлия Васильевна Воробьева
Колышкина Елена Владимировна
Кузнецова Виктория Владимировна
Самуйлова Валентина Николаевна
Елена Владимировна
Людмила Викторовна
Елена Владимировна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Елена Владимировна