Методическая разработка с детьми старшего дошкольного возраста «Формирование у дошкольников предпосылок инженерного мышления в соответствии с ФГОС ДО» Тема: «Наш весёлый LEGO зоопарк»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 «Рябинушка» г. Шумерля Чувашской Республики
Методическая разработка
С детьми старшего дошкольного возраста
«Формирование у дошкольников предпосылок инженерного мышления
в соответствии с ФГОС ДО»
Тема: «Наш весёлый LEGO зоопарк»
Разработала:
воспитатель 1 квалификационной категории
Красноярова Ю.П.
Программное содержание:
-способствовать расширению знаний о животных;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в ходе совместной деятельности, умение работать в команде;
-способствовать развитию творческого, пространственного и инженерного мышления;
-активизировать речь детей;
-развивать у дошкольников интерес к моделированию;
-стимулировать детское научно-техническое творчество;
-умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между назначением и строением;
-формирование представлений детей о редких видах животных и зоопарке, как способе их сохранения; содействие выработке доброго и заботливого отношения к животным у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры с LEGO - конструктором.
Виды деятельности: конструктивная, игровая, коммуникативная.
Предварительная работа:
беседы о животных, чтение рассказов о животных, просмотр презентаций о животных; освоение разнообразных способов крепления LEGO – деталей, строительство моделей животных, вольеров, машин; детали из пластилина, рисование билетов в зоопарк на бумаге не стандартных размеров, цветов и формы.
Демонстрационный материал:
модели животных из LEGO – конструктора; и LEGO DUPLO, музыкальное сопровождение (звуки природы, «Песенка друзей»); таблички на вольерах животных.
Раздаточный материал: LEGO DUPLO, набор большого LEGO – конструктора
Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, аудиосистема для музыкального сопровождения, презентация.
"Наш весёлый LEGO зоопарк»
«Лего» – умная игра,
Завлекательна, хитра.
Интересно здесь играть,
Строить, составлять, искать!
Приглашаю всех друзей
«Лего» собирать скорей.
Там и взрослым интересно:
В «Лего» поиграть полезно!
Ход:
Занятие начинается с приветствия воспитателя всех ребят, для создания эмоционального фона в группе и хорошего настроения всех ребят.
Дети стоят в кругу.
Воспитатель:
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
-Представьте, что вы, ребята, оказались в сказочном лесу. Оглядитесь вокруг… Поют птицы, летают бабочки, растут красивые цветы. Ярко светит солнце. Вы ощущаете мягкую зеленую сочную траву под ногами. Вдыхаете свежий воздух, аромат природы, вслушиваетесь в звуки. Вам хорошо и комфортно. Давайте сыграем в игру. Садитесь все на стульчики, как только вы услышите команду и найдете это у себя, то должны будете выполнить задание. Например:
-Пусть постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.
-Пусть похлопают в ладоши все, у кого карие глаза.
-Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде.
-Пусть погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других.
-Пусть улыбнуться все, кто умеет помогать детям и взрослым.
-Пусть хлопнут в ладоши те, кто не обзывает и не обижает других.
Дети выполняют все весёлые задания.
Воспитатель: Мы молодцы подарили друг другу хорошее настроение!
Ребята. я вам предлагаю сегодня отправится в волшебную страну, а в какую, вы догадайтесь сами. Я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь ее отгадать. Воспитатель читает загадку.
Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают .
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери .
Как мы этот парк зовем
И смотреть зверей идем?
Дети: Зоопарк!
Воспитатель: Молодцы! Правильно! Это-зоопарк. А кто знает, ребята, что же такое зоопарк и кто в нём живёт? Ответы детей.
Беседа воспитателя с детьми о зоопарке.
Воспитатель: Зоопарк — это место, где у каждого животного есть просторная
территория для активной жизни и укромные места для уединения, индивидуальный уход, специальное питание, развлечения, а также возможность общаться с другими видами и медицинская помощь. Пребывание на воле не гарантируют хорошей жизни животным. Там нет ветеринаров, обитателей не подкармливают в «голодные» периоды, нет защиты от пожаров и наводнений, а детеныши, оставшиеся без родителей, или раненые животные обречены на смерть. Туда могут проникать охотники. Но, несмотря на все эти опасности жизнь на воле для животного лучше, чем нахождение в зоопарке. Зоопарки нужны для того, чтобы сберечь редкие и исчезающие виды животных, а также научить людей жить в гармонии с природой. В хороших зоопарках у животных продолжительность жизни дольше, чем в естественных
условиях, потому что там гарантирован круглогодичный доступ к сбалансированному питанию и постоянный уход. Всегда есть возможность вылечить животное еще до того, как заболевание начнет представлять серьезную опасность. Лечит животных специальный врач, он называется ветеринар. За каждым обитателем зоопарка приглядывает специальный человек. Он кормит животное и ухаживает за ними.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня построить настоящий зоопарк. Но не такой, где звери сидят в узких душных клетках, а такой, где звери гуляют сами по себе. И строить мы будем из лего - конструктора. Дети подходят к столам, на которых разложены детали лего-конструктора. На экране появляются образцы-схемы для постройки зоопарка и домиков для животных.
1 этап:
Строительство зоопарка происходит под песенку «Детский зоопарк».
Педагог предлагает ребятам оценить свои работы, хвалит за проявленную инициативу и фантазию всех ребят и предлагает отдохнуть.
На экране появляется лего-разминка, дети весело повторяют движения.
Лего –разминка (пальчиковая гимнастика)
Мы сегодня пирамидку будем с Лего собирать
Здесь деталек очень много
(показывают руками на детали Лего)
Как нам их все собрать?
Нужен, нам большой кирпичик
Красненький, нам подойдёт!
(взять большой красный кирпичик)
Жёлтый среднего размера
(дети выбирают желтый средний кирпичик)
Мы поставим на большой
(соединить все кирпичики в пирамидку)
И зелёненький добавив пирамидку соберём!
(соединить все кирпичики в пирамидку)
Мы кирпичики поставим
(дети выстраивают три кирпичика в ряд)
Жёлтый, красный, голубой,
С ним построим дом большой!
(соединить пальчики имитируя дом)
2 этап
Ребята присаживаются за столы.
Воспитатель: Ребята, я загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать. Тогда мы узнаем, какие животные будут жить в нашем зоопарке. (Педагог загадывает загадки, и дети называют жирафа, крокодила, обезьяну, верблюда, бурого медведя, слона. На экране появляются названные животные-бурый медведь, крокодил, жираф, ягуар, дикобраз, верблюд, а так же диковинные растения.
Воспитатель предлагает детям поселить в лего-зоопарке животных, построить горы, реки, водоёмы, деревья. кусты и проявить фантазию в обустройстве зоопарка.
Во время строительства воспитатель предлагает поиграть в «ошибку смотрителя зоопарка»- можно ли посадить на одну территорию ягуара и страуса, слонов и дикобразов? И заодно конечно поговорить о том, кто в каком климате живет, что будет, если поселить белого медведя в жаркой пустыне, а верблюда в Арктику? А так же можно напомнить ребятам, чтобы человечек из LEGO загрузил в фургончик траву, мясо, рыбу и чашку зерна для кормления животных.
В конце занятия воспитатель предлагает детям логическую задачку.
Воспитатель: Я построила 12 разных домиков «на полянке» нужно угадать, в котором из них живет мишка.
Дети задают вопросы: в этом домике есть желтый? Если воспитатель отвечает да, значит все домики без желтого, убираем с полянки. Так вопросы продолжаются, пока не останется один единственный домик, в котором и живет мишка. Под него можно положить маленькую картинку медвежонка.
Итог.
Воспитатель хвалит всех детей за строительство лего-зоопарка, который получился очень интересным, дети проявили фантазию, творчество, начальные навыки инженерного мышления, ведь ребята думали как лучше расположить все постройки в зоопарке, чтобы «соседями» не оказались те, животные, которые рядом не смогут жить. Задаёт вопросы:
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Что вызвало трудности при строительстве нашего зоопарка?
- Каких животных еще можно заселить?
Воспитатель благодарит всех ребят за работу.
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: «До свиданья!
До счастливых новых встреч!
Такой лего-зоопарк остаётся в группе. С ним можно играть каждый день Придумывать сказки, обыгрывать забавные истории из стихотворений Маршака. Например, такой:
Дали туфельку слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: — Нужны пошире,
И не две, а все четыре!
Слепить 2 малюсеньких башмачка примерить их на ножку слона. А также посчитать ноги, туфли и подумать сколько еще не хватает и какой нужен размер. Так же можно обыграть многие стихотворения из серии » в зоопарке»: про страуса, тигренка, льва, жирафа, а так же придумать название каждому домику в зоопарке.
Список использованной литературы:
1.Комарова Л.Г. «Строим из LEGO» Москва: Линка-Пресс, 2001. — 88 с.: ил. — ISBN 5-8252-0019-3.Организация занятий по конструированию с помощью конструктора LEGO.
2. Е.В.Фешина "Лего-конструирование в детском саду. ФГОС ДО" Издательство «Сфера»., 2019г.