Материал на проверке

Методическая разработка Сингапурские практики как один из эффективных приёмов развития навыков и компетенций XXI века у обучающихся. Русский язык и литература.

0
0
Материал опубликован Вчера в 19:52





Методическая разработка

Сингапурские практики как один из эффективных приёмов развития навыков и компетенций XXI века у обучающихся.

Русский язык и литература.









Автор: Галявина М.В.,

учитель русского языка и литературы




Содержание:

Аннотация 3 стр.

Основная часть


1. Особенности системы образования в Сингапуре 4 стр.

2. Сингапурские обучающие структуры 6 стр.


Заключение 6 стр.

Список используемой литературы 8 стр.


Приложение

1.Технологическая карта урока литературы в 10 классе.

«Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо». 9 стр.


2. Урок литературы в 10 классе «В.В. Маяковский и

Окна сатиры РОСТА «За что душа болит, за то и говоришь». 13 стр.


3. Урок литературы в 7 классе « О. Генри «Дары волхвов».

Истинные и ложные ценности в произведении». 19 стр.


4.Урок русского языка в 7 классе

«Образование действительных причастий прошедшего времени». 26 стр.


5. Урок русского языка в 10 классе. «Фразеологизмы». 32 стр.



























Аннотация


Мир меняется, меняется человек, меняются задачи образования. Современный человек должен обладать такими навыками, которые помогают ему организовывать собственную жизнь, делать ее эффективной, интересной, комфортной, то есть обладать навыками XXI века. Поэтому формирование навыков XXI века становится важной задачей образования и воспитания.

- Как выстроить работу так, чтобы на уроке была атмосфера партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем?

-Как продумать работу на уроке, чтобы ученик умел слышать и слушать; умел задавать вопросы и грамотно формулировать ответы на них, умел аргументировать свое мнение в коллективе?

Как научить детей учиться, чтобы ученик был не просто наблюдателем, а умел самостоятельно находить знания и имел возможность научить кого-то, а также получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение от таких же ребят, как и он?

Ответы на эти вопросы лежат в сингапурской системе обучения. В ее основе методика «корпоративного обучения». Она основана на командных формах работы, а цель — создать психологически комфортную среду в коллективе.

С введением ФГОС нового поколения, на первый план выходят личностные и метапредметные умения, основанные на персональном опыте и включающие когнитивные и коммуникативные умения. Сингапурская методика и основана на таких формах обучения, которые позволяют развить в учениках навыки эффективной устной и письменной коммуникации, сотрудничества, критического и креативного мышления, такая методика даёт возможность обучающимся принимать активное участие в процессе обучения, обмениваться знаниями со своими одноклассниками, представлять и отстаивать свою точку зрения на проблему.

Методическая разработка «Сингапурские практики как один из эффективных приёмов развития навыков и компетенций XXI века у обучающихся» предусматривает цель - показать возможные варианты применения сингапурских обучающих структур на разных этапах урока в соответствии с ФГОС ООО на примерах уроков русского языка и литературы в 5-11 кл.

Данная методическая разработка предназначена для учителей русского языка и литературы общеобразовательных школ.

В разработке представлены уроки с применением сингапурских практик на различных этапах урока.


Особенности системы образования в Сингапуре

 

Сингапур — страна, образовательная система которой имеет прочные и даже традиционные национальные основания, но в то же время образование там ориентировано на международный рынок труда и на подготовку специалистов мирового уровня. При бурном социально-экономическом развитии Сингапура последних десятилетий образование здесь оставалось наиболее консервативным институтом, но этот институт сумел успешно адаптироваться к сельскохозяйственным и индустриальным революциям по всему миру, к закату религиозного влияния, а также взять на вооружение новые печатные и аудиовизуальные технологии.

Для экспертов в области образования Сингапур интересен тем, что система образования в этой стране оценивается как одна из лучших в мире. Во-первых, по данным исследования PIRLS, уровень функциональной грамотности населения Сингапура один из наивысших в мире. Во-вторых, сингапурские школьники показывают лучшие в мире результаты в сравнительных международных тестах знаний математики и естественных наук. В-третьих, консалтинговая компания McKinsey назвала сингапурскую систему образования самой эффективной в мире, особенно была отмечена организация подготовки учительских кадров. В-четвертых, согласно результатам исследований IMD (International Institute for Management Development), образовательная система Сингапура является наилучшим образом приспособленной к требованиям глобальной экономики.

Основной целью современного этапа развития образовательной системы в Сингапуре является создание стимулирующей среды, которая мотивировала бы каждого человека учиться на протяжении всей жизни, получать новые знания и навыки, осваивать технологии, развивать дух инноваций и предпринимательства, уметь рисковать и брать на себя ответственность и обязательства.

Система образования Сингапура, основанная всего лишь в начале прошлого века, самым внимательным, заинтересованным и тщательным образом прорабатывалась и корректировалась десятилетиями самыми опытными и практическими умами страны. Образование в Сингапуре понимается не как у нас – академическим достижением, оценками, успеваемостью в теоретических дисциплинах, аттестатами, дипломами. Образование в Сингапуре подразумевает гармоничное воспитание человека – совокупность его нравственного, интеллектуального, физического, социального и эстетического развития. Образование в Сингапуре является приоритетным направлением социальной политики.

Теоретическая основа методики кооперативного обучения основана на работах Ж.Пиаже и Л.Выготского. Обязательными условиями этой методики являются:

обучение в коллективе

взаимооценка

обучение в малых группах

Сингапурская программа не требует изменения урока, а предусматривает проведение одной части новым методом – с применением одной, двух структур. Их можно применять на всех уроках, а также на внеклассных, внешкольных мероприятиях. Задача учителя заключается в том, чтобы формировать креативное мышление и навыки общения. Работа в группах превращает учебу в интересное занятие.

Для того чтобы наши ученики действительно стали успешными и внесли свой вклад в развитие общества, нам необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Им также необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для генерации новых идей и нахождения решения тех задач, с которыми им придется столкнуться в новом, измененном мире, непохожем на наш с вами. Значит, уроки должны быть направлены на это. Как правило, один ученик отвечает, остальные в это время отдыхают. А при работе в группах, когда передвигаются, все вовлечены в этот процесс, им весело и информация запоминается легко. В результате все учащиеся выходят из школы с полными знаниями.

Ребята должны работать в команде, при ответе на вопросы все высказывать устно или письменно свои мысли, помогать слабым. Никто не должен оставаться в стороне от игры. Наряду с закреплением изученного, освежением в памяти забытого, развитием речи это способствует воспитанию чувства уважения друг к другу, толерантности. Здесь нет лидеров, все равны. Такой метод нравится и самим ребятам. А учителям помогает правильно распределить время, на одном уроке проверить знания всех учеников.

Данный метод используется в школах Сингапура, он основан на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур как для академических целей, так и для классбилдинга (объединение класса), тимбилдинга (объединение команды).

Эта система подходит для обучения детей младшего школьного возраста, так как она основана на разнообразных формах (структурах, упражнениях)  обучения, на сочетании академического, занимательного, игрового материала.  Очень большое внимание в этой системе уделено формированию скооперированной, заботливой команды (класса), где каждый умеет слушать, слышать и поддерживать своего партнера. Процесс обучения основан на поэтапности и четкости выполнения инструкций. Это приводит к дисциплинированности, внимательности и доведению до автоматизма выполняемых действий.


Сингапурские обучающие структуры

Цель сингапурских обучающих структур – активизация школьников, вовлечение их в учебный процесс, дать возможность школьникам работать на уроках больше или наравне с учителем. При использовании на уроке данных структур ни одному из учащихся не удастся тихо отсидеться, все должны работать, каждый будет оценен учителем. Центром класса будет являться ученик, а не учитель. Активные структуры призваны развивать в учащихся множество личностных качеств, которые должны помочь им во взрослой жизни. Этому способствуют четыре основных принципа:

- позитивная взаимозависимость,

- индивидуальная ответственность,

- равное участие,

- одновременное взаимодействие.

Обучающие структуры - техники и формы организации обучения, выполняемые по определенному алгоритму.

Все обучающие структуры можно разделить на три группы:

1. Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик- ученикнеобходимые для развития коммуникации и сотрудничества.

2. Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик - учебный материал. Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик - учебный материал. Они позволяют ученикам обдумать материал, связать его с предыдущими знаниями и порефлексировать о приобретенном академическом материале для развития критического и креативного мышления.

3. Обучающие структуры, позволяющие сделать урок веселым, повысить самооценку и уверенность учеников, а также, чтобы ребята могли практиковать социальные навыки для коммуникации, сотрудничества и принятия решений.

Таким образом, разнообразие структур, используемых в методике кооперативного обучения, позволяет сделать процесс обучения более занимательным и эффективным.


Заключение

Мир меняется очень стремительно. И в этом мире нужно уметь адаптироваться, уметь меняться. На педагогах лежит большая ответственность - готовить человека, который способен не просто выживать, а быть успешным в этом меняющемся мире. Учитель должен создать на уроке такую ситуацию, когда ученики работают на уроке больше, чем учитель. Именно ученики, обрабатывая информацию, размышляют над ней, формируют навыки сотрудничества, способности к анализу и синтезу. Пассивность ученика на уроках сменяется активностью, заинтересованностью и желанием открыть новое.

Применение данной инновационной технологии в сочетаниях с традиционными отечественными методиками способствует формированию у детей коммуникативных компетенций, которые помогают ученикам лучше усвоить базовые знания по дисциплине, сформировать новые теоретические понятия, систематизировать усвоенные знания и закрепить их, а также создать на уроке ситуацию успеха. Поэтому подход на основе компетенций является наиболее перспективным.

Представленные уроки с отдельными элементами сингапурской технологии с целью формирования на уроке навыков и компетенций XXI века у обучающихся разрабатывались в течение длительного времени. Они прошли апробацию на открытых уроках, мастер-классах на муниципальном, межмуниципальном, региональном и всероссийском уровнях.



Список используемой литературы


1. Кириллова, С. А. Сингапурская методика «дружит» с ФГОС [Электронный ресурс] / С. А. Кириллова // МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ И КОНСПЕКТЫ УРОКОВ Судакова С. Р. Применение отдельных приемов сингапурской методики на уроках литературы: из опыта работы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 80-91.

2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. — 26-е изд., испр. и доп. — М.: Оникс [и др.], 2009. — 1359 c.

3. Патронова, И. А. «Компетенции будущего» как профессионально-личностные компетенции педагога [Электронный ресурс] / И. А. Патронова // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 4-8. — URL: https://koirojournal. ru/ realises/g2019/4dec2019/kvo401 (дата обращения: 11.08.2020).


Электронные образовательные ресурсы

1. http://litsh.ru - журнал «Литература в школе»

2. https://www.riash.ru/jour - журнал «Русский язык в школе»

3. https://lit.1sept.ru/urok - сайт «Я иду на урок литературы» Издательского дома «Первое сентября»

4. https://rus.1sept.ru/urok - сайт «Я иду на урок русского языка» Издательского дома «Первое сентября»

5. Электронные учебники и пособия: «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия». 8-9 кл.». – ООО «Кирилл и Мефодий» ​​​​​​​

Приложение


Учебный предмет: литература


Учебный класс: 10


Тема: «Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».


Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков


Цель урока: рассмотрение проблемы – в чем увидел Некрасов сущность изменений, происходящих в судьбе крестьянина после реформы; виденье счастья героями поэмы.


Задачи урока:

- определить понятие счастья для героев

- обозначить авторскую позицию по проблеме

- рассмотреть современное понимание счастья


Планируемые результаты обучения / формируемые УУД:

- учиться анализировать образы, поступки литературных героев; соотносить взгляды литературных героев с собственными

- получить возможность через собственные ценностные ориентиры сформулировать понятие счастье и выяснить авторскую позицию в поэме


Оборудование: презентация, бумажные ватманы, разноцветные маркеры, бумажные стикеры, листы формата А4.


Технологическая карта урока

Этап урока, время этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Длительность этапа- 2 мин

Проверка готовности рабочих мест.

Создание положительного настроя на урок.

- Повествование поэмы начинается с загадки, и наш сегодняшний урок я тоже начну с загадки, попробуйте ее разгадать




Приготовление к уроку. Приветствие учителя.

Отгадывают загадку

Положительное отношение к уроку, к одноклассникам, гостям


(Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)




I. Проверка домашнего задания.

Длительность этапа- 3 мин

Слово учителя. Мы продолжаем знакомиться с поэмой Н. А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Слайд 2

- Назовите особенности композиции поэмы


Отвечают на вопросы

(Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено.) Формулируют ответы на вопросы.


II. Мотивация учебной деятельности

Длительность этапа- 7 мин






Целеполагание.


Организует постановку целей учебной деятельности

1.Кроссенс. Слайд 3

- Посмотрите на слайд. Какой общей темой объединены все картинки?

- Как понятие счастье связано с поэмой «Кому на Руси жить хорошо?»

- С какой целью путешествуют по Руси семеро мужиков?

- Какого человека ищут?

2.Исходя из этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока ? Слайд 4

- Запись числа и темы урока.

-- Следовательно, наша цель -

3. Составление кластера.

- Какими вопросами задается автор вместе с мужиками?

- Составьте кластер вопросов

- Какую проблему поднимает автор?

Цитирование Гюстава Флобера, французского  писателя : «Счастье – выдумка, искание его – причина всех бедствий в жизни».  Может он прав? Ведь сколько хлопот, забот и волнений принесли поиски счастья героям поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».


Внимательно слушают, принимают участие в обсуждении.

Посредством взаимосвязи изображений подходят к ключевому слову темы.













Записывают в тетрадях число, тему .


Определяют проблему






Рассуждают о необходимости поиска счастья героями поэмы.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;







постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

поиск и выделение необходимой информации

III. Работа по теме урока

Фасилитационный прием «Всемирное кафе»

Длительность 20 мин








Учитель дает возможность обучающимся самостоятельно осуществить деятельность учения, использовать необходимые средства и способы их достижения.

Знакомит с инструкцией.

- Находить ответы вы будете, работая в группах. В каждой группе будет фасилитатор или модератор, это человек, который вам будет помогать в обсуждении. Задача остальных — фиксировать информацию


Делятся на рабочие группы. Модератор помогает каждой группе, дополняет , задает наводящие вопросы.

Каждый принимает участие в обсуждении.

Фиксируют информацию на «скатерти идей». Все идеи запечатлевают удобным способом – схема, рисунок, тезис




Представляют «скатерти идей», делают выводы «Как понимали «счастье» герои поэмы» Выводы записывают в тетрадь.

Поиск и выделение необходимой информации;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

структурирование знаний;

сотрудничество в поиске и сборе информации;



умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



IV. Рефлексия

Длительность этапа- 5 мин

1.Организует оценивание учащимися собственной дея тельности.

- Достигли поставленной цели?

-В чем видит Некрасов счастье человека?

2.Ответьте, в чем же заключается счастье в вашем понимании? Слайд 8

Структура «ДЖОТ ТОТС» (Jot Thoughts) и ТИК-ТЭК-ТОУ (Tic-Tac-Toe)

3. «Недописанные тезисы» Как бы вы сегодня ответили.

Самые счастливые люди те, кто...



Отвечают на вопросы.

Делают выводы и обобщения.

Проводят самоанализ своей деятельности на уроке.

Вывод записывают в тетрадь



Работают в группах, проговаривают вслух выполненные шаги и делают их обоснование.

Зачитывают свои выводы «Счастье для нас…»

Выбирают один тезис и отвечают

Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей

оценивание качества и уровня усвоения;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;


Домашнее задание:

(разноуровневое)


Длительность этапа- 3 мин



1. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Для всех - прочитать легенды:

«Про холопа примерного –Якова верного»

«О двух великих грешниках»

«Крестьянский грех»

(На выбор 1.Письменно ответить «Почему в названии поэмы «Кому на Руси жить хорошо» не стоит вопросительный знак.»

2. Выучить наизусть «Русь»

2. Чтение притчи:





Записывают домашнее задание

Чтение стихотворения подготовленным учеником

Э. Асадова

Проявление познавательной активности.

Осознание учащимися своей учебной деятельности.





Учебный предмет: литература


Учебный класс: 11


Тема: «В.В. Маяковский и Окна сатиры РОСТА «За что душа болит, за то и говоришь».

Цель: активизация познавательного интереса к творчеству и личности В.В.Маяковского

Задачи:

познакомить с творчеством и деятельностью В.В. Маяковского в период Гражданской войны.

Формировать интерес к историческому прошлому нашей страны

Познакомить с Окнами РОСТА и их роли в творчестве В.В.Маяковского

Ход урока.

Орг. момент. Добрый день, ребята, гости нашего урока, мы рады встречи с вами (Проверка готовности к уроку + номера столов и т.д)

1.Предлагаю посмотреть фрагмент видео.

- О каком периоде истории страны идет речь?

(Гражданская война, 1918-1922г)


-На уроках литературы мы начали знакомство с творчеством В.В. Маяковского. Вспомните, события Гражданской войны, которые выпали на период его творчества?

-Как В.В. Маяковский, как поэт, гражданин, художник мог выразить своё отношение к этим событиям?

(Выражал открытую гражданскую позицию, прославлял революцию всеми доступными ему средствами, он был глубоко убежден, что революция и поэзия нужны друг другу, и сделал решительный шаг, превратив поэзию в активную участницу митингов, демонстраций, диспутов. )


2. Целеполагание. Си-Финк-Уанде

( Вопросы на доске. После просмотра раздражителя, обучающимся предлагается ответить на вопросы)


- что увидели?

-что вы думаете об этом?

- над чем задумались?


Посмотрите на экран (ОКНА)

Чтение записок Маяковскому.


Записка: Ваши стихи мне непонятны.

 Ответ: Ничего, ваши дети поймут.

 Крик из зала: И дети мои не поймут!

 Ответ: А почему вы так убеждены, что ваши дети пойдут в вас? Может быть, у них мама умнее, они будут похожи на неё.

 Записка: Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают.

 Ответ: Мои стихи не море, не печка и не чума.

Записка: Маяковский! Почему вы так себя хвалите?
 Ответ: — Мой соученик по гимназии Шекспир советовал: говори о себе только хорошее, плохое о тебе скажут твои друзья.


Ростомер и запись на доске «Российское телеграфное агентство».

(Ответы на вопросы и одновременно запись на доске)


- Сформулируйте тему урока.

(Окна сатиры РОСТА)


- Какую цель ставите сегодня на уроке?

(Знакомство с Окнами РОСТА и роли в них В.В. Маяковского)


- Какие вы ставите перед собой задачи, чтобы добиться поставленной цели?

- И вы себя попробуете в роли сотрудников Окон РОСТА


3. Знакомство с новым материалом.


1.Групповая работа.

- А) Сейчас каждый в группе познакомится с теоретическим материалом, затем в течении 3 минут перескажите партнёру по плечу новый материал. (У каждого на столе тексты.)

Текст для 1 группы
До революции плакат в России использовался только для торговой рекламы или как театральная афиша. Политического плаката, как сформировавшегося вида графики, не было.
В годы гражданской войны плакат имел исключительное значение. Он был повсюду: на стенах домов и заборах, на вагонах и в витринах, на улицах и вокзалах. Плакат играл роль живого оратора. Он обращался ко всем, привлекая к новым проблемам дня. При огромном числе неграмотных и малограмотных людей среди населения плакат играл роль своеобразных уроков политической грамотности.
Основными особенностями плаката были острота подачи материала, мгновенная реакция на быстро меняющиеся события, агитационная направленность

В первые послереволюционные годы искусство плаката переживало расцвет. «Шершавым языком плаката», по выражению поэта и художника Владимира Владимировича Маяковского, революция мобилизовала добровольцев в Красную Армию, объявляла «смерть мировому капиталу» помогала голодающим Поволжья, призывала учиться грамоте и сохранять памятники искусства – не было темы, которую бы не затронул плакат.
Б) Ученики под №1 походят к столу с номером «1», ученики под номером 2 к столу с номером «2» и т.д. В течении 3 х минут каждый участник знакомит группу со своим материалом. От того, как вы перескажите друг другу материал, зависит ваша дальнейшая работа.


Текст для 2 группы
«Окна сатиры РОСТА» (Окна РОСТА) — серия плакатов, созданная советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). Это специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции (19181920), они выходили без перерыва в течение трех лет, вплоть до окончания Гражданской войны в 1921 г.

РОСТА стало издавать листочки, вестники, бюллетени. Его задачами были: сбор и распространение информации, пропаганда и агитация в самой разной форме. По сути это был центральный орган власти, отвечавший за агитацию и освещение военных новостей. Но важно было доносить вести и до простого народа, причем быстро и доходчиво. Окна» мгновенно реагировали на любую новость, через несколько часов уже оповещая о ней население.

Острые, доходчивые, сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов молодой Советской республики, освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передаваемые агентством в газеты. Эти своеобразные сатирико-политические журналы делал небольшой коллектив, душой которого был В.В. Маяковский. За 28 месяцев Маяковский сделал 3 тысячи плакатов и 6 тысяч подписей.

Он писал на тексты последних телеграмм стихи и сопровождал их рисунками. За одну ночь создавались и размножались вручную десятки плакатов, а утром на улицах в витринах пустующих магазинов уже висели «Окна РОСТА», в наглядной и остроумной форме рассказывающие о последних новостях на фронтах гражданской войны и мирового строительства.

Над «Окнами сатиры» Маяковский-поэт и Маяковский-художник работали вместе, отражая злободневные политические, хозяйственные, санитарно-гигиенические и военные задачи в стихах и рисунках. Немало плакатов, созданных В.В. Маяковским, было продиктовано заботой о народном здоровье и являлись яркими образцами санитарно-просветительной агитации.

Маяковский успешно решил проблему связи художника с читателем и зрителем, доступности и доходчивости главной мысли, выраженной им в плакате.

Текст для 3 группы

Плакаты, за исключением первых, нарисованных от руки, выполнялись и размножались с помощью трафарета до 150 и более экземпляров, затем выставлялись в витринах в Москве и других городах

В «Окнах сатиры РОСТА» широко использовались традиции лубка и раёшника. Рисунки «Окна РОСТА» (в сериях до 12 на одном листе) отличались подчеркнутой простотой, четкостью, сжатостью и лаконизмом изобразительных средств (выразительность силуэтов, раскраска в 2-3 цвета). Это важно было как с точки зрения восприятия такого плаката рабоче-крестьянской и красноармейской массой, которая в основном была малограмотна, так и успешного решения проблемы тиражирования таких ручных плакатов.

Их выразительность и яркость, запоминающиеся негативные образы белогвардейцев и буржуазии оказывали сильное эмоциональное воздействие на зрителя. Они были четко классово ориентированы, их сюжеты четко разделяли общественные группы на своих и чужих, на отрицательных персонажей (белогвардейцы, купцы, кулаки) и положительных (рабочие, красноармейцы, большевики)

Текст для 4 группы.

Велика роль «Окон РОСТА» в том, что они стали «кузницей кадров» для советской сатиры и политической карикатуры. Сама идея создания агитационных плакатов принадлежит замечательному мастеру сатирического рисунка Михаилу Черемных, который в сотрудничестве с журналистом Николаем Ивановым выпустил в 1919 г. «Окно сатиры № 1». Первые «Окна» состояли из нескольких не связанных между собой карикатур и фельетонов. Характер «Окон» изменился через месяц с приходом В. Маяковского (поэт начал работу в РОСТА с подготовки «Окна № 5»). Почти одновременно с Маяковским в РОСТА пришел и художник Иван Малютин. В октябре 1919 года основными авторами, работавшими над «Окнами сатиры», были Михаил Черемных, Владимир Маяковский и художник Иван Малютин. Маяковский вспоминал о том, как пять художников делали ежемесячно 50 тыс. экземпляров сатиры РОСТА, а по всей республике - сотни тысяч, которые проникали в самые отдаленные места России и оказывали разъяснительное и агитационное влияние на миллионы людей. Участие в выпуске плакатов также принимали художники Антон Лавинский, Дмитрий Моор, Василий Хвостенко и другие.

 В Петроградском отделении над плакатами работали свои мастера сатирического рисунка: В. В. Лебедев, В. И. Козлинский. Именно с «Окон» началась всероссийская известность карикатуриста Л. Г. Бродаты. Есть сведения, что в создании «Окон РОСТА» участвовали также Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Кукрыниксы.


4. Обобщение изученного и первичная проверка. Файнд зе Фиб.

Ребята, сейчас каждая группа пишет два предложения: 1 невероятный факт и одну правдивую выдумку, согласно тому теоретическому материалу, который был у каждой группы до того, как вы разошлись по группам. Команда обсуждает предложения и приходит к консенсусу, оглашает догадку. Если команда верно определяет выдумку, выдумщик встаёт и аплодирует команде. Если команда неверно определяет выдумку, то она встает и аплодирует выдумщику. Команды зачитывают свои предложения по кругу.


5. Практическая часть урока.

А. - Однажды Эльдар Рязанов, наш известный кинорежиссёр, в одном из интервью сказал, что сатира связана с патриотизмом. “За что душа болит, за то и говоришь”. 


В 1914–1915 годах в «Облаке в штанах» Маяковский пророчествовал о грядущих «в терновом венце» революционных преобразованиях. Его надежды сбылись. В 1917 года поэт восклицает…(Чтение стихотворение…)

Владимир Маяковский поэт революции, непримиримый боец, который своими рваными строчками нес миру новые истины. 

Однажды Владимир Маяковский шел по Тверской и увидел плакат, состоящий из нескольких не связанных между собой карикатур и фельетонов, который принадлежал замечательному мастеру сатирического рисунка М. Черемных. Вскоре он уже стоял в кабинете Черемных. Владимир Маяковский очень быстро стал идейным вдохновителем объединения, практически его руководителем. Столько было в нем энергии и воли к борьбе, работа над агитплакатами РОСТА стала его формой участия в революционной борьбе. По «Окнам РОСТА» можно проследить историю революции.

"Вне телеграфной, пулеметной быстроты — этой работы быть не могло. От нас требовалась машинная быстрота: бывало, телеграфное известие о фронтовой победе через сорок минут – час уже висело по улице красочным плакатом", — говорил Маяковский. (на слайде слова)



Б) Групповая работа.

Ребята, сейчас перед вами стоит творческая задача. Вы уже знаете, что сатирические плакаты, выполненные в лубочно-примитивном стиле, были многосюжетны, снабжены лаконичными стихотворными текстами, посвящались злободневным событиям.

Персонажи плакатов всем были известны и понятны: крестьянин, красноармеец, рабочий, кулак, капиталист.

Сейчас вы будете работать в парах по плечу. У вас на каждом столе лежат два плаката, но их текст и поясняющий рисунок находятся отдельно друг от друга. Задача каждой пары подобрать к 4м рисункам соответствующий текст. Восстановить плакат. Наклеить его на основу и два готовых плаката от каждого стола закрепить на лист ватмана. Затем вы представите свои работы, и мы сравним их с оригиналом.

1. Время, отведенное на задание 5-6 мин.

2. При защите плаката.

- Какая тематика плаката (злободневная тема)?

6. Итог.

В.В. Маяковский умело владел пером поэта и кистью художника, Поэт революции, он ворвался в самую гущу событий – всегда активный, непримиримый, партийно- пристрастный в своих оценках. Страна воевала и строила. Строила завтрашний день.

- Какую цель ставили сегодня на уроке?

-Достигли поставленной цели?

На сегодняшнем уроке вы узнали В. Маяковского как поэта- новатора, который работал над синтетическими жанрами, объединяющими искусство плаката с искусством слова.

- Ребята, подумайте, в каких современных профессиях Маяковский мог бы реализовать свои разносторонние таланты.

Он не был копирайтером. (Копирайтер — специалист, который пишет тексты. Для блогов и сайтов, соцсетей и лендингов, для рассылок и сценариев. Деятельность копирайтеров не ограничивается цифровым контентом — они участвую в создании брошюр, инструкций, буклетов и книг)

 Он был Поэтом с большой буквы.  Говоря современным языком рекламы, Маяковский, объединив в себе талант поэта и художника, зачастую был и криэйтором (источником идей), и дизайнером-оформителем, воплотившим свои образы на бумаге, и автором запоминающихся стихотворных текстов-слоганов (слайд).

Яркие образы его агитплакатов, стихов и реклам не остаются без внимания современных дизайнеров и в наши дни.


Домашнее задание. Групповая работа

- Вы сотрудники современных Окон РОСТА. Вам необходимо создать агитационный плакат и защитить его на следующем уроке. Помните основные требования к агитплакату.


Рефлексия. «Билетик на выход»

У вас у каждого есть стикеры, напишите, пожалуйста, ваше мнение об уроке и на ватман прикрепите к соответствующему окошечку.


Учебный предмет: литература


Учебный класс: 7



Тема: « О. Генри «Дары волхвов». Истинные и ложные ценности в произведении».

Цели : 1) образовательная: дать понятие о внутреннем и внешнем в образе литературного героя; совершенствовать навыки анализа текста, выявить значение истинных и ложных ценностей в жизни каждого человека.

2) воспитательная: воспитывать любовь к слову, к литературе,

3) развивающая: развивать устную и письменную речь, логическое мышление, память,

4) развивать ключевые компетентности.

Ход урока

I. Орг момент.(Приветствуем партнера по лицу, по плечу и наших гостей)

Ребята, посмотрите, в руках у меня кубик, но это не просто кубик, а «Кубик пожеланий» На всех его сторонах написаны слова, которые вы должны включить в пожелания своим одноклассникам.(Бросают кубик)


Конэрс (corners) - «углы» -

(Уч-ся рассаживаются в группы по желанию. Перед каждым лежит лист с определенной надписью

-Ребята, вы все собирали пазлы? Сейчас мы будем собирать пазлы, только вместо картины перед вами на стенах висят листы с центральным понятием. На столах перед каждым из вас находятся карточки с фрагментом из текста. Ваша задача- «сложить» пазл., т.е подойти к тому понятию, фрагмент которого есть у вас.(30 сек.) - Прочитает тот, кто выше ростом.

1. Рождественский (святочный) рассказ - небольшое произведение, в котором действие происходит накануне Рождественских праздников, описываются чудесные события, которые помогают герою в его трудной судьбе, в безвыходной ситуации. Эти рассказы всегда имеют счастливый конец.

2. Пасхальный рассказ – это приуроченное к главному православному празднику … произведение, которое призывает читателей к примирению, христианскому братству, учит добру, умению прощать и христианской любви. В таких рассказах происходит духовное перерождение героя, история которого обязательно заканчивается счастливо.

3.Художественная деталь - (подробность, мелочь). Выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания. Художественная деталь является одним из приемов создания художественного образа человека.

4. Новелланебольшое эпическое произведение, сопоставимое с рассказом и отличающееся острым, быстро развивающимся сюжетом и отсутствием описательности. В центре внимания новеллы обычно лежит случай, влияющий на жизнь героя, раскрывающий его характер.


-Вот такой группой вы сегодня будете работать. Теперь рассаживаемся за тот стол, номер которого указан на листе с центральным понятием.

Проведем, своего рода, перекличку. Ученик под №1 встаньте и т.д.

Ребята у вас у каждого есть лист самооценки. Прочтите про себя. На каждом этапе не забывайте выставлять себе оценку.


2. Мотивация учебной деятельности.

Ребята, что это (показываю книгу). Какая она по размеру? Представляете, есть книга, высотой в 2 метра. Это не обычная книга - это памятник книге.

- За что можно поставить памятник книге?

-Соглашусь с Вами и скажу, именно такой чести было удостоено творчество писателя О. Генри. Его каменная книга высотой в 2 метра стоит в

раскрытом виде в США в городе Гринсборо. И представьте себе, что рас-

крыта она на новелле «Дары волхвов».

- Предположите о чем мы сегодня на уроке будем говорить.

(Что же такого удивительного в этой новелле, что именно на этой странице открыта книга? Нам сегодня на уроке и предстоит выяснить.)


II. Первичное осмысление материала и его анализ.

Джот тотс (jot thoughts) - «запишите мысли» Работа с ассоциациями .


3.Ученики под номером 1, возьмите лист А4 разделите его пополам отдайте 2 половину партнеру по лицу. Теперь 1и 3 разделите еще лист пополам и передайте партнеру по лицу.

Обратимся к названию рассказа «Дары волхвов».

Напишите на листе, какие у вас возникают ассоциации слово «дар» (15 сек)

Выберите из группы и зачитайте, не повторяясь. (Читает ученики №2 в каждой группе. На доске вывешиваю слово ДАР)

Словарное определение :
Дар – пожертвование, способность, талант.
- Как много значений у слова дар. Но в заглавии есть ещё одно слово.

- Кто такие волхвы?

В христианстве — цари или маги, пришедшие с Востока поклониться младенцу Иисусу. Упоминаются в Евангелии от Матфея, Волхвы следуют за звездой, которая приводит их в Вифлеем. Здесь они совершают обряд «проскинезы» (повергаются перед младенцем ниц) и приносят дары.

волхвов (звучит музыка Аве Мария)

Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Матерью Его. Они поклонились Ему до земли и поднесли Ему дары (подарки) свои:

золото принесли Ему как Царю, как знак земного владычества

ладан - как Христу, сыну Бога , как знак божественного происхождения и небесной власти.А смирну - как мученику. Смирна, которой умащали мертвых, как намек на будущее распятие Христа и его муки.


-Этот ли Библейский эпизод поклонения волхвов Иисусу лег в основу рассказа О. Генри? (Нет, его герои – влюблённые молодые люди)

-Кто главные герои? (Делла и Джим Диллингем Юнг)

-Как вы думаете, почему, рассказывая рождественскую историю двух молодых американцев, О. Генри вспомнил о волхвах? Какой обычай связан с поклонением волхвов?

(Именно от волхвов пошел обычай дарить подарки на Рождество, выражая тем самым свою любовь и преданность. События новеллы как раз происходят в Рождество, а точнее в сочельник – вечер накануне Рождества.)


III. Н.М.

КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (Quiz-Quiz-Trade) 

1.Партнер 1,3 возьмите лист А 4. Разделите на 2 части и дайте 1 листок своему партнеру по лицу. Теперь каждый из вас разделите ваш листок еще на 2 части.

2. Каждый участник, начиная с №1 по часовой стрелке, произносит слово на тему «Ценность», записывает на листочек, затем следующий, не повторяться.

3. А теперь, начиная с партнера №1, выходим, называем и прикрепляет магнитом к доске. И так следующая группа, слова, которые были уже названы ранее другой группой, прикрепляем с другой стороны.

Слайд 2. Ребята, вы назвали ценности, посмотрите сколько их. Я предлагаю вашему вниманию 1 строфу из стихотворения Ирины Куликовой. Подумайте, ка стихотворение связано с темой. А в качестве подсказки я вам написала тему урока, но в ней не хватает первых слов. Каких?


Что истинно, что ложно
Душе не всё равно,
А жить тогда возможно,
Когда в умах светло.


- Сформулируйте тему урока.

(Истинные и ложные ценности в новелле О.Генри «Дары волхвов»)

- Какая цель нашего урока?

(Выявление значения истинных и ложных ценностей в жизни героев и каждого человека)

- Какое основное событие положено в основу новеллы?

(Делла и Джим дарят друг другу подарки на Рождество)

2. В канун какого праздника происходят описанные события?

-К какому жанру относится эта новелла?

-Какие у вас ассоциации с этим праздником?

- Итак, в бедной квартирке живут двое молодых супругов. Давайте познакомимся с героями поближе, познакомимся, в каких условиях они живут.

Фасилитационный прием «Всемирное кафе»

Инструкция.

В каждой группе будет фасилитатор или модератор, это человек, который вам будет помогать в обсуждении. Задача остальных — фиксировать информацию на «скатерти идей» Для этого у вас на столах лежат бумажные ватманы, разноцветные маркеры, стикеры. Все идеи запечатлеваются удобным способом – схема, рисунок, тезис. После четырехминутного обсуждения модератор остаётся на месте, а остальные участники переходят к другим столам по часовой стрелке и дополняют записи других групп на их скатерти идей. Когда участники уже вернутся к своему столу, они вместе с модератором анализируют получившуюся коллективную запись, и по очереди презентуют работу по своему вопросу.


Группа №1

1.Выберите из предложенных картинок художественные детали в интерьере, которые важны для создания образов героев.

2. Напишите в центре на листе А3 слово интерьер

3. Приклейте картинки в виде кластера с нарисованным центральным образом

4. Подпишите картинки словами из текста

Группа № 2

1.Выпишите художественные детали, которые характеризуют, создают образ Деллы и Джима

2. Изобразите/ нарисуйте центральный образ

3. Оформите работу на листе А3 в виде кластера с нарисованным центральным образом

Группа № 3

Какие цвета использует О. Генри в новелле «Дары волхвов»?

2. В центре листа А3 напишите - Цветовая гамма новеллы

2. Изобразите/ нарисуйте в виде кластера предметы


Почему так подробно описывается жилище Джима и Деллы? (Показать бедственное материальное положение

-Как вы понимаете выражение «Красноречиво молчащая бедность?»

(Чтобы подчеркнуть ценность их сокровищ)

-Озлобила ли такая жизнь героев? (Бедность, жизнь впроголодь, не озлобила их, напротив, они полны любви и заботы друг о друге)


Вопросы после выступления групп

-Как себя чувствует героиня новеллы Делла? (У нее унылое настроение. Она плачет)

-Почему? (У нее нет денег, и она не может сделать любимому мужу рождественский подарок – это подвергает ее в уныние, заставляет плакать и размышлять о несправедливости жизни.

Что ей хотелось подарить мужу? (Что-нибудь не совсем особенное, редкостное, драгоценное, что-нибудь, хоть чуть-чуть достойное высокой чести принадлежать Джиму.)


-Какой выход из создавшегося положения находит Делла? (Решает продать главное своё сокровище)
(Слово «сокровища» прикрепляю к слову «дар», «ценности»)

-Но мы же сказали, что они бедны. Какими сокровищами обладают герои?

-Для кого они были сокровища? Почему?

- Как подчеркивается их красота? (Упоминанием Царицы Савской и царя Соломона)
Царь Соломон прославился не только своей мудростью, но и баснословным богатством ( во времена его правления серебро в Иерусалиме было равно простому камню. К его двору каждый день поставляли 30 волов, 100 овец, оленей и серн, а в конюшнях стояло 50 000 лошадей.

Царица Савская, происходившая родом из далекой Аравийской земли, владела несметными богатствами.

- Как Генри сопоставляет сокровища героев рассказа с сокровищами царя Соломона и царицы Савской.

Он говорит о том, что библейские герои сгорали бы от зависти, глядя на единственные ценности молодых американцев!


-Почему богатства Деллы и Джима превосходят сокровища царицы Савской и царя Соломона? 
( Их сокровища не принесли им счастья, они не готовы с ними расстаться, а герои новеллы пожертвовали самыми ценными вещами в своей жизни ради друг друга).

(Слово «самопожертвование» прикрепляю к слову «дар», «сокровище»)

- Ребята, на доске три слова «Дар, самопожертвование, сокровища», как вы думаете, что их объединяет в новелле, какое для них общее слово? (любовь)


Читаю стихотворение

Любить это прежде всего отдавать.
Любить значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.
Любить это только глаза открыть

И сразу подумать еще с зарею:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь ты всей душою?!

- Когда же наступает кульминация новеллы?

(Когда дарят подарки друг другу)

- Вспомните какие именно дары принесли волхвы и какого подарка, по мнению автора очень важного, не было среди тех, что принесли мудрецы? (Любви)

- Чем подарки Делли и Джима, по мнению автора, мудрее, чем дары волхвов?

- Найдите в конце новеллы ключевую фразу нашего урока и подумайте над ее смыслом

Из всех дарителей эти двое были мудрейшими”? (Они были по-настоящему мудры, потому что очень любили друг друга и при дарении подарков заботились не о себе, а о другом, вот почему они мудрейшие

-главное –это любовь и теплота сердца нашего

-Что же такого удивительного в этой новелле, что именно на этой странице открыта книга?  Что же автор хочет нам сказать этой историей?

(Муж и жена сделали друг другу бесценный подарок: любовь, преданность, бесхитростную готовность пожертвовать друг для друга самыми большими сокровищами. Только тот, кто ничего не жалеет для другого и готов отдать все, чтобы подарить ему радость, и есть настоящий мудрец, мудрый не расчетом, а сердцем полным любви)


Рефлексия.

На доске Истинные и ложные ценности.

- Ребята, я прошу вас по одному подойти по очереди и распределить ценности, которые здесь вы предложили под той надписью, которой вы считаете нужной.

-Какую цель сегодня ставили перед собой?
- Глядя на то, как вы распределили ценности, я могу с уверенностью сказать, что цели вы достигли.

Конэрс (corners) - «углы» -

Перед вами высказывание и афоризмы, подойти к тому высказыванию, которое выразило идею новеллы. Ученики делятся мнением друг с другом (спрашиваю, как понял афоризм партнер по паре)


На слайде. «Вы ждёте сокровищ, которые, как манна небесная, упадут к вам в виде золотых долларов или хрустящих кредиток, а между тем у каждого из вас есть огромные сокровища, которые вы мало цените».

А я вам предлагаю встать, задвинуть стулья . На Рождество дарят подарки, но у нас не Рождество и подарки я вам хочу подарит необычные, а вы поделитесь ими друг с другом. А вы уже сами решайте, ценности ли это.

1.Я хочу подарить тебе капельку росы, чтобы в ней отражался весь мир всеми цветами радуги и ты мог любоваться им;
2.Улыбки близких, чтобы ты мог их видеть каждый день и никогда даже тень грусти не пробегала по твоему лицу;
3.Удачу, чтобы ты мог осуществить самые грандиозные планы;
огонек свечи, чтобы он согревал твою душу и будил самые приятные воспоминания;
4.Радугу, чтобы она раскрашивала своими цветами серые мысли и серое настроение;
5.Интересный веселый сон, чтобы ты мог утром рассказывать его друзьям, а они бы слушали тебя и смеялись;
6. Морозный рисунок на окне, чтобы он будил воображение, искрился и радовал тебя каждый день своей новизной;
7. Свежий ветерок, чтобы он ласкал твои волосы, а это так приятно;
8. Небо в мерцающих звездах, чтобы ты мог мечтать, глядя на них;
9. Песню, чтобы она поднимала тебе настроение;
10.Доброе слово, чтобы оно поддерживало тебя в трудную минуту и т.д.
11. Пение птичек, чтобы слушая их, только все самое хорошее вам вспомнилось

12. Дыхание весны, чтобы вас, как пуховым платком, окутала любовь.
Спасибо за урок!

Приложение

Группа №1

1.Выпишите художественные детали, которые характеризуют, создают образ Деллы.

2. Изобразите/ нарисуйте центральный образ

3. Оформите работу на листе А3 в виде кластера с нарисованным центральным образом

4. Презентуйте свою работу.

Группа №2

1.Выпишите художественные детали, которые характеризуют, создают образ Джима.

2. Изобразите/ нарисуйте центральный образ

3. Оформите работу на листе А3 в виде кластера с нарисованным центральным образом

4. Презентуйте свою работу.

Группа №3

1.Выпишите художественные детали в интерьере, которые важны для создания образов героев.

2. Изобразите/ нарисуйте центральный образ

3. Оформите работу на листе А3 в виде кластера с нарисованным центральным образом

4. Презентуйте свою работу.

Группа №4

1.Выпишите слова/словосочетания, которые описывают сокровище Джима и Делли.

2. Изобразите/ нарисуйте центральный образ

3. Оформите работу на листе А3 в виде кластера с нарисованным центральным образом

4. Презентуйте свою работу.



Урока русского языка в 7 классе.

Тема: «Образование действительных причастий прошедшего времени».

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели:

Деятельностные:

-развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся;

- развивать умение работать в парах, группах

Содержательные:

Закрепить понятие о действительных причастиях прошедшего времени

Научить различать действительные причастия настоящего и прошедшего времени.

Уметь конструировать тексты, используя действительные причастия настоящего и прошедшего времени

Планируемые результаты

Предметные: знать:

- правило действительных причастие прошедшего времени;

- отличительные признаки.

Метапредметные: уметь:

- определять действительное причастие прошедшего и настоящего времени;

- находить их в тексте.

Личностные:

- уважительное отношение к партнерам


Технологии: сингапурские практики, РКМЧП


Оборудование: экран, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, кубик


Ход урока

I. 1.Учащиеся входят по входным билетам и распределяются по группам.

- Ребята, чтобы зайти сегодня в класс, вы должны взять входные билеты.

На каждом столе таблички с надписями:

Действительные причастия настоящего времени

Действительные причастия настоящего времени

Действительные причастия прошедшего времени

Страдательные причастия настоящего времени

Страдательные причастия прошедшего времени

Читающий

Читавший

Заполняемый

Разбитый

Дрожащий

Несший

Сравниваемый

Прочитанный

Носящий

Бросивший

Хранимый

Унесенный

Плавающий

Сделавший

Читаемый

Прогнутый

Действительные причастия прошедшего времени

Страдательные причастия настоящего времени

Страдательные причастия прошедшего времени.

На входных билетиках причастия. (См. таблицу)

- Подумайте, за какой стол вы сядете.



МЭНЭДЖ МЭТ (Manage Mat) табличка для управления группой.

I.- Здравствуйте, Я рада приветствовать сегодня девчонок, мальчишек и мудрых гостей в нашем классе. Давайте поприветствуем партнера по плечу, партнера по лицу. Улыбнемся друг другу и подарим свои улыбки нашим гостям.


1.Мотивирование на учебную деятельность

- Я желаю, чтобы сегодня на уроке вы помогали друг другу

- Я желаю, чтобы вы всегда решали возникающие проблемы вместе

- Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке открыли что-то новое и интересное

- Я желаю, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало на уроке.

- Ребята, вы зашли в кабинет по входным билетам. Как у вас получилось объединиться в группу. По какому признаку вы объединились?

(По морфемному)

-Первая команда прочитайте по часовой стрелке свои слова, выделяя опознавательную морфему действительных причастий настоящего времени и т.д (читают все группы)


-У вас на столах лежат листы карты-самооценки. Подпишите, в течение урока вы сами себя оцениваете по пятибалльной системе.


II. КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (Quiz-Quiz-Trade) 

1.А сейчас я предлагаю поработать в парах по плечу. У каждой пары карточки - вопросы: Один задает вопрос, второй отвечает, тот, кто вопрос задал, проверяет по эталону и наоборот. На все отводится всего 2 мин. По моему хлопку команды заканчивают проверку. Не забудьте поблагодарить партнера.

Карточка №1.

Вопрос: Что такое причастие?

Ответ: Причастие - особая форма глагола, в которой объединяются грамматические значения глагола и прилагательного.

Ответ: могут быть возвратными и невозвратными; имеют вид-совершенный и несовершенный, обозначают время: настоящее и прошедшее

Вопрос: Какие признаки глагола есть у причастия?

Карточка №2.

Вопрос: Какие признаки прилагательного есть у причастия?

Ответ: Склоняются, т.е изменяются по числам, родам и падежам

Ответ: Действие выполняет сам предмет

Вопрос: Какие причастия называются действительными?

Карточка №3.

Вопрос: Какие причастия называются страдательными?

Ответ: предмет испытывает действие на себе со стороны

Ответ: Причастие с зависимыми от него словами.

Вопрос: Что такое причастный оборот?

Карточка №4.

Вопрос: Каким членом предложения обозначается причастный оборот?

Ответ: распространенным определением

Ответ: Страдательные причастия

Вопрос: какие причастия имеют полную и краткую форму?

- Встаньте те, кто не допустил ни одной ошибки. Оцените свою работу.


2.- Откройте тетради, запишите число и классная работа.

- Определите, от какого глагола в скобках образованы данные действительные причастия. Объясните.

1.Кричащие (крикнуть - кричать)

2.Везущие (везти – отвезти)

(Основу глагола настоящего времени +суффикс)

- Запишите формулу образования действительных причастий настоящего времени

Основа глагола наст. вр. несов. в перех., неперех. + -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-

- Запишите в своих тетрадях пошаговый алгоритм образования ДПНВ.


III. Актуализация знаний.

Teambuilding. Ученик под №1 возьмите чистый лист

1) ученик под №1 складывают чистый лист бумаги так, что образуются три треугольника в верхней части (как будто вы начинаете делать самолетик) и два длинных узких прямоугольника в нижней.

2) ученик под №2 На двух крайних треугольниках и одном нижнем прямоугольнике проставляются цифры 1, 2, 3. Центральный треугольник подписывается ― «ВСЕ» (15–30 с)

3) Каждый участник называет первый шаг, остальные участники группы слушают и знаком (большой палец вверх /вниз) показывают, есть ли у него этот шаг или нет. Если все участники команды поднимают большой палец вверх, то предложение записывается в центральный треугольник (все).

Если этот шаг есть только у троих, то его записывайте в прямоугольник под номером 3, если у двоих — во второй треугольник и т. д. И так по кругу, пока не истечет заданное время (2 мин).

4.- В какой команде есть шаг в первом (втором, центральном) треугольнике

-Участники под №2 сообщить всему классу: „Один (двое, трое) из нас… назвал (проговаривает, какой именно шаг он написал).

- Верно ли все написали алгоритм образования ДПНВ?

- Проверьте и оцените себя.

IV. Целеполагание

- Посмотрите на слайд. На основе того, что вы сейчас увидели, предположите какая тема нашего урока и запишите на «самолетике» в незаполненное последнее поле. Строить-строил-строивший

- Группы озвучьте свои предположения. Начинает группа №3.

- Сформулируйте цель нашего урока, исходя из темы.


Цель - знакомство со способами образования действительных причастий прошедшего времени


-Какая задача стоит сегодня перед нами?

(научиться образовывать ДППВ)

- Запишите тему урока в тетрадь.

-Назовите суффиксы действительных причастий прошедшего времени

(-ВШ-, -Ш-)

Вид

Переходные/

непереходные

Возвратные/

невозвратные

От какой основы образуется


Суффиксы

Причастие

Строить

Перех.

Невозвратн.

Основы инфинитива

-вш-

-ш-

Строивший

Смеяться

Неперех.

Возвратн.

Основы прошедшего времени

-вш-

-ш-

Смеявшийся


-Проанализируйте данную запись и попробуйте вывести формулу образования действительных причастий прошедшего времени. Запись всех вариантов на доске. Обсудите в группе и выберите свой вариант. От группы участники под №3 записывают свой вариант на доске.


V. Первичное закрепление.

« ЭЙ АР ГАЙД (A/R Guide)» (До и после)

1.У каждого из вас на столах листы

В правом столбике даны вопросы, во втором столбике вы отвечаете на них. После прочтения 7 параграфа на стр.40 вы ставите в 3 столбце плюс, если ваше мнение совпали, а минус – если нет.


Вопрос

Ответ

«+» или «-»

От каких глаголов возможно образование действительных причастий прошедшего времени?



От какой глагольной основы образуются действительные причастия прошедшего времени?



Какие суффиксы используются для образования действительных причастий прошедшего времени от глаголов с разными основами




- Поделитесь со своим партнером по плечу своими суждениями.

- У кого в третьем столбике три плюса? И т.д

- Поставьте оценку за эту работу в оценочный лист.


Физкультминутка. «ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН» «Встать-сесть»

Если ответ неверный - все сидят, если верный – встают.

«Причастие – служебная часть речи.

Причастия склоняются, как прилагательные

Могут быть действительные и качественные.

Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов совершенного вида I и II спряжения при помощи суффиксов -ащ- (-ящ-), -ущ- (-ющ-).


- А теперь возвращаемся к формулам, которые вы записали на доске. Какая верная, что можно добавить?

Осн. ифинитива//гл прош. вр. несов. и сов. в перех., неперех. + -вш-, -ш-

-Объясните образование действительных причастий прошедшего времени по формуле.

Проверивший - проверил - проверить

Совершенный вид, переходный , невозвратный.


2. «ТАЙМД–ПЭА-ШЭА»

- А как же образовать причастия ДППВ, что нужно сделать?

-Я предлагаю записать пошаговый алгоритм образования ДППВ. В течение 2-3 минут каждый участник составляет свой алгоритм. Затем по моему сигналу вы высказываете свой алгоритм команде,1 хлопок – участники под номером один проговаривает свой алгоритм, через 10 секунд я делаю 2 хлопка, значит участник под номером 2 высказывает свой алгоритм, и т.д

Выберете в группе наиболее понравившийся, дополните своими предложениями. Защитите свой алгоритм у доски, используя причастия, (см на слайд) . (Выходит участник №4 от команды и проговаривает, остальные записывают в тетрадь.)

Алгоритм образования ДППВ

1.Выделить основу прошедшего времени или инфинитива

2. Добавить суффикс причастия.

3. Присоединить нужное окончание

Объясните на примере входить, ходил (невозр., неперех.)


IV. Самостоятельная работа. Прием «Вертушка»

Самостоятельно выполните каждый свою карточку.

В карточку вписываете Ф.И. ученика (своим цветом). Каждый член группы выполняет только свое задание (первый номер –1, второй номер –2 и т.д.) своим цветом и передаете карточку соседу по часовой стрелке. Затем передает карточку снова до тех пор, пока к вам не вернется своя карточка. Вы должны образовать ДППВ

1) строить

2) услышал


3) входить


4) нести

Ф.И.____________________

(Слова для карточек) Испечь, залаять, превращаться, обувался, проверил, видел, сделать, читать, лечиться, испытывать, просыхал, оттаять.



V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Предлагаю каждой группе задать вопрос, но в вопросе обязательно должны быть слова, которые написаны на кубике. Все вопросы должны быть связаны с темой урока. Группа №1 бросайте кубик и готовьте свой вопрос для группы №2.(Дается немного времени на обсуждение)

-возможно образование

- от какой

- какие суффиксы

- могут быть

- к какой основе

- у какого причастия сохраняется (Слова, написанные на сторонах кубика)

- Какую цель вы ставили сегодня на уроке?

- Достигли ли вы поставленной цели?


Домашнее задание:

1.Составить синквейн со словом причастие (на выбор)

2.Выучить правила. Параграф 7

3.Упр.79


Урока русского языка в 10 классе.


Тема: «Фразеологизмы».

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков

Цель:формирование представления о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в языке;

Задачи:

Закрепить понятие о фразеологизмах и их признаках

Уметь использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.


Технологии: сингапурские практики, РКМЧП


Планируемые результаты обучения / формируемые УУД:

- учиться находить фразеологизмы и их правильно употреблять

- делать обобщающие выводы на основе теоретического блока и упражнений

Оборудование: презентация, карточки для групп

Ход урока.


1. Организационный момент. Поприветствуем гостей , партнеров по плечу и партеров по лицу.

- Поднимите руку учащиеся под №1 и т.д.

I. Проверка д/з

1 группа: На столах у вас листочки ваша задача по кругу записать синонимы к слову интересный.

2 группа: Найти контекстные синонимы

3 группа: Найти контекстные антонимы

4 группа: Работа в парах. Проверка по эталону.

Карточка 1 ученика. Подобрать синонимы к слову

Карточка 2 ученика. Подобрать синонимы к слову


II. Формулирование темы урока. Ученическое целеполагание.

Просмотр видео.

О какой лексической единице мы сегодня будем говорить? Сформулируйте тему урока. (Ученики формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь. (Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи)

- Я надеюсь, что сегодня вы будете работать, засучив рукава и не бить баклуши.

- Вспомните, что вы знаете о фразеологизмах .


III. Н.М (работа в группах). ТАЙМД ПЭА ШЭА (Timed-Pair-Share)

1.В течение 3 минут группа знакомится с новым материалом.

2. Затем все учащиеся под №1 пересаживаются за 1 стол, учащиеся под №2 за второй стол и т.д., и представитель каждой команды знакомит группу со «своим» материалом. (Приложение)


IV. Первичное закрепление

ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН (Take off - Touch down) - «встать - сесть» -

Если ответ неверный - все сидят, если верный – встают.

1. Фразеологические обороты имеют образное, переносное значение (Да)

2. Фразеологические обороты перешли в литературный язык только из речи музыкантов? (Нет. из речи представителей различных профессий

3. В основе некоторых фразеологических оборотов лежат:

факты русской истории,? (ДА)

4. Фразеологизм вавилонское столпотворение перешел из античной истории? (Нет. Из Библии)

5. Кричать (орать) во всю ивановскую (кричать очень громко) основе в основе этого фразеологизма лежит факт русской истории (Да)(Происходит от названия Ивановской площади в московском Кремле, на которой дьяки оглашали для всеобщего сведения царские указы. Им приходилось читать громко, чтобы было слышно всем. )

6. К фразеологии относятся и народные пословицы, поговорки, яркие и меткие (крылатые) выражения писателей, учёных, общественных деятелей? (Да)

7. Значительная часть фразеологизмов относится к официально – деловому стилю? (Нет.)


V. Сформулируйте и запишите признаки фразеологизмов, выполнив задания

1 группа. Попробуйте восстановить искажённые фразеологизмы  и запишите их в исправленном виде, дайте толкование.

Делать из комара слона, два валенка пара, заблудиться в трёх осинах, кошку съел, восемь четвергов на неделе, пишет как индюшка лапой, после снегопадика в четверг, он привык из кильки делать слона

Сделайте вывод – можно ли заменять слова или менять их местами в фразеологизме?

(Устойчивое, неделимое цельное словосочетание. Слова нельзя заменять или переставлять.) Речевая ошибка


2-я группа. Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами. Назовите признаки фразеологизмов.

Работали все; он вдруг замолчал; он нередко переусердствовал; на улице темно; он сильно покраснел; он любил задаваться.

Для справок: от мала до велика; набивать себе цену; до корней волос; перегибал палку; проглотил язык; ни зги не видно.

(Соотносятся с определенным понятием, лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом)


3-я группа. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.

Душа в пятки… . Семи пядей во … И в ус не … Как сыр в масле … За тридевять… Как зеницу … Как собаке пятая … Гусь свинье не … 

(устойчивость и воспроизводимость (не создаются в речи, а используются готовыми, требуют запоминания)


4 группа. Найдите в предложениях фразеологизмы и определите их значение и синтаксическую роль.

Сторона мне знакомая, слава богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперёк.

Я чаю, небо с овчинку показалось.

Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдёт.

Поглядеть, так в чём душа держится.

(В предложении является одним членом предложения. Чаще всего сказуемым и обстоятельством)

На основе теоретического блока и упражнения делается вывод о признаках фразеологического оборота, которые записываются в тетрадях: 1) устойчивость (в их составе нельзя заменять слова по своему желанию), 2) воспроизводимость (не создаются в речи, а используются готовыми, требуют запоминания), 3) целостность значения (лексическое значение имеет фразеологизм в целом). 4) синтаксическая роль –является одним членом предложения


Итог Работа в группах. Каждая группа выбирает задание ( в конвертах)

«Корректор»

Исправьте ошибки, допущенные в употреблении фразеологических оборотов. Объясните суть каждой ошибки.


Наш класс успешно закончил полугодие, проделав сизифов труд. (Сизифов труд — это труд бесполезный, поэтому фразеологизм нельзя применять в случаях, когда речь идет об успехах.)

Мы идем в ногу со своим временем. (Нарушение целостности фразеологизма: вставка во фразеологизм «в ногу со временем» слова «свой».)

 Решение задачи привело в тупик. (Нарушение воспроизводимости фразеологического оборота «зашло в тупик».)

Нам не удалось одержать реванш над командой из другой школы. (Смешение двух фразеологизмов: одержать победу и взять реванш.)

Он работал, опустив рукава. (Нарушение целостности фразеологического оборота «работать спустя рукава».)

Идти в одну ногу со временем Нарушение состава (включение лишних слов На выпускном вечере мы спели свою лебединую песню. (последнее проявление таланта, последнее значительное произведение)

или исключение необходимых) Искажение смысла

2.Соотнеси фразеологизм с его значением.

дамоклов меч — нависшая, угрожающая опасность;
танталовы муки — нестерпимые муки вследствие невозможности достигнуть желанной цели, несмотря на её близость;
эзопов язык — язык иносказательный, полный умолчаний, намёков, аллегорий;
ариаднина нить — путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из затруднительного положения, решить трудный вопрос;
ахиллесова пята — слабое, уязвимое место у кого-либо;
сизифов труд — тяжёлая, бесконечная и бесплодная работа;
сиамские близнецы — неразлучные друзья, единомышленники;
гордиев узел — запутанное сплетение обстоятельств


3 . Подбери к картинке соответствующий фразеологизм

4. К выделенным фразеологизмам подберите синонимы.

Повернуться негде, яблоку негде упасть, как сельдей в бочке

Во всю прыть, мчаться на всех парусах, со всех ног, что есть сил, сломя голову, во все лопатки, только пятки засверкали, что есть духу (быстро бежать)
Никуда не годится, из рук вон, ниже всякой критики,

От начала до конца, от доски до доски, от корки до корки (полностью прочитать)

- Вспомните цели нашего урока. Добились ли мы целей, поставленных в начале урока?

- Что мы сегодня вспомнили о фразеологизмах?    

 -Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов?

-С какой целью фразеологизмы используются в художественной литературе?

-Какова их роль в речи

Рефлексия

1 группа при проверке домашнего задания подбирала синонимы к слову Интересный (Озвучиваю и вывешиваю на доске) какими тестовыми синонимами вы можете дополнить оценку сегодняшнему уроку.


Структура КОНЭРС /«Corners» / «Углы»

Выберите фразеологизм и подойдите к нему. Ваша работа на уроке сегодня

Домашнее задание.

1.Работа в группах. Укажите значение фразеологических оборотов, которые в 25 задание на ЕГЭ

2.Упр 43

3.Словарь паронимов

Приложение

Задание для групп:

1

1 группа

Фразеологизмами, или фразеологическими оборотами, называются устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением, например: работать засучив рукава (работать усердно), броситься очертя голову (не раздумывая), белые мухи (снег), как снег на голову (неожиданно), прийти в замешательство (смутиться).

В одних фразеологических оборотах входящие в них слова потеряли первоначальный смысл, и общее (целостное) значение такого оборота не вытекает из значений составляющих его элементов, например: заморить червячка (общее значение оборота «перекусить» не вытекает из значений слова заморить — голодом довести до смерти и слова червячок — маленький червяк).

Ср. также: приказать долго жить (умереть), собаку съесть в чём-либо (быть большим знатоком, умельцем), попасть впросак (оказаться в неприятном положении), притча во языцех (предмет общих пересудов). В последних двух примерах в состав фразеологического оборота входит не употребляемое в на-стоящее время слово просак (старинный канатный станок) и прежняя форма предложного падежа множественного числа слова язык (в устаревшем значении «народ, народность»).

2 группа

Вторую группу фразеологических оборотов составляют фразеологизмы, в которых входящие в них слова имеют образное, переносное значение, мотивирующее общий, целостный смысл оборота, например: уйти в свою скорлупу — уединиться (здесь отчётливо видно переносное значение этого сочетания, в основе которого лежит образ улитки, уходящей в свою скорлупу); подливать масло в огонь (усиливать, разжигать чьи-либо чувства, переживания; образное значение здесь ясно ощущается: если в огонь лить масло, то он будет ещё сильнее).

Третью группу составляют фразеологические обороты, в которых одно из слов ограничено в своём употреблении, например: закадычный друг (слово закадычный употребляется только со словами друг, приятель), расквасить нос (слово расквасить употребляется со словами нос, лицо, губа), плакать навзрыд (слово навзрыд употребляется со словом плакать).

3 группа

Фразеологические обороты различны и по своему происхождению.

В частности, много фразеологических оборотов перешло в литературный язык из речи представителей различных профессий. Например, фразеологические обороты попасть в тон (сказать или сделать что-либо подходящее к уже сказанному, сделанному), играть первую скрипку (быть руководителем чего-либо) пришли из речи музыкантов; разделать под орех (сильно бранить кого-либо, одержать полную победу), без сучка, без задоринки (без помех, очень гладко) — из речи столяров; овчинка выделки не стоит — из речи скорняков.

В основе некоторых фразеологических оборотов лежат:

факты русской истории, например: отложить дело в долгий ящик (отложить исполнение какого-либо дела на долгое время) , кричать (орать) во всю ивановскую (кричать очень громко) и т. д.;

легенды и факты античной истории, например: со щитом или на щите (победить или умереть), прокрустово ложе (стеснённые условия для чего-либо), вычистить авгиевы конюшни (навести порядок в каком-нибудь очень запутанном деле) , лебединая песня (последнее проявление таланта) и др.

Часть фразеологических оборотов пришла к нам из Библии, например: беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо охранять), вавилонское столпотворение (беспорядок, суматоха) и др.

4 группа

К фразеологии относятся и народные пословицы, поговорки, яркие и меткие (крылатые) выражения писателей, учёных, общественных деятелей, например: Без труда не вынуть и рыбку из пруда. (Посл.); Не в коня корм. (Пог.); А ларчик просто открывался.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.