12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Герасименко Елена Васильевна33
Заслуженный учитель Кубани, финалист конкурса "Учитель года Кубани 2017"
Россия, Краснодарский край, Ленинградская
6

Методическая разработка «Создание эффективных методов и приемов обучения, развивающих аналитическое мышление и формирующих предметные компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы»

УДК 8 Е.В.Герасименко

Заслуженный учитель Кубани,

учитель высш. категории

МБОУ СОШ №7

Ленинградского района

Краснодарского края

Е-mail: elenavasgerasimenko1@rambler.ru 


Создание эффективных методов и приемов обучения, развивающих аналитическое мышление и формирующих предметные компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы.

Аннотация.

Современное образование побуждает педагогов к поиску новых и эффективных методов и приемов преподавания, чтобы достичь более высоких результатов в своей работе. Какие же методы и приемы работы с учащимися должен реализовывать педагог, чтобы у учащихся современной школы сформировать готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, уметь анализировать, «проводить параллели» между изучаемыми явлениями?  На этот вопрос нет и не может быть однозначного ответа, т.к каждый учитель от урока к уроку, совершенствуя его, делая более интересным и понятным для учащихся, формирует новую эффективную систему работы, формируя образовательные компетенции учащихся.

Актуальность данной работы обусловлена рядом проблем, возникающих перед учителем-словесником:

-трепетное и осторожное отношение к слову перестало быть значимым, первостепенным для ученика;

-отсутствие у школьников читательского интереса (мотивации к чтению);

-низкое качество чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст;

-скудный словарный запас;

- неспособность аргументировать свою точку зрения;

- слабо развитое аналитическое мышление;

- отсутствие способности видеть «детали» при работе с текстами

и, как следствие, ученик испытывает трудности при написании части ОГЭ и ЕГЭ, требующей развернутого ответа на вопрос (или утверждение).

Цель: через интегративную модель урока и реализацию текстообразующей задачи создать эффективную систему обучения, развивающую аналитическое мышление и формирующую предметные компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы.

Задачи: разработать эффективные приемы обучения, способствующих формированию предметных компетенций на уроках русского языка и литературы.

Ключевые слова: методы обучения, приемы, интегративная модель, компетенции, коммуникация, слово, текст, эвристика.

      Реформирование системы образования, введение образовательных стандартов ФГОС НОО и ФГОС ООО направлено на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач. Современные образовательные учреждения, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставят умения применять полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения.

Традиционные формы и методы обучения не в полной мере раскрывают потенциал учащихся, не дают возможность полностью осознать, для чего ему необходимы те или иные знания и умения. Поиск решений данной проблемы заставляет пересмотреть некоторые содержательные и методические аспекты преподавания. Для решения поставленных задач, требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения, так как традиционное репродуктивное обучение отводит пассивную роль ребенку и не позволяет достичь поставленных целей. Основная деятельность педагога заключается в развитии, воспитании и обучении обучающихся и осуществляется с помощью методов и приёмов обучения. Методы обучения  это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. Понятие «метод» происходит от греческого «methodos»- путь исследования. Метод обучения является важнейшим компонентом учебного занятия, ключом, как говорил Ю.А.Конаржевский, «к достижению триединой цели урока,…самый подвижный и динамичный компонент учебного процесса, тесно связанный со всеми его сторонами». Методы обучения – способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. В современной педагогической практике используется большое количе­ство методов обучения. Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, отдельные стороны процесса обучения: по уровню активности учащихся (Голант Е.Я.), по источнику получения знаний (Верзилин Н.М., Перовский Е.И., Лордкипанидзе Д.О.), по дидактической цели (Данилов М.А., Есипов Б.П.), по характеру познавательной деятельности учащихся (Лернер И. Я., Скаткин М. Н.), на основе целостного подхода к процессу обучения (Бабанский Ю. К.) и т.д. Анализ роли обучающегося в процессе обучения, обусловил появление таких групп методов, как

- пассивные методы,

- активные методы ,

- интерактивные методы.

    Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся не пассивные слушатели, а активные участники урока. Здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивный метод предполагает авторитарный стиль взаимодействия, то активные методы обучения предполагают демократический стиль. Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. А главная задача каждого преподавателя - не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться.

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия, но именно эти две группы методов можно рассматривать как наиболее современную форму обучения. БЮезусловно, каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.

Т а б л и ц а 1 – Методы и приемы обучения


Пассивные

Активные

Интерактивные

Чтение

Опрос

Пересказ

Наблюдение

Лекция

Практикум …

Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках.

Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. Учитель ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся.

Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы.

Баскет-метод — основан на имитации ситуации. (Дети- экскурсоводы, пилоты и т.п.)

Творческие задания

Работа в малых группах

Работа в парах

Обучающие игры(ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры)

Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии)

Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки)

Разминки

Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов)

Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», ПОПС-формула, проективные техники, «Один — вдвоем — все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум)

Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация», «Лестницы и змейки»)

Кейс-метод

Презентации

Многоголосье. Это возможность каждого высказать свою индивидуальную точку зрения.

Диалог.

Свобода выбора.

Создание ситуации успеха. Ведущие условия для создания ситуации успеха — позитивное и оптимистичное оценивание учащихся.

Рефлексия. Это самоанализ, самооценка своей деятельности, взаимодействия.


Мыследеятельность. Она заключается в организации активной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности.


Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу - научить ребенка учиться, развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения. И вот последний пункт в таблице интерактивных методов обучения («мыследеятельность») позволит не только изменить роль ученика (из послушного «запоминающего устройства» он превращается в активного участника образовательного процесса), но и позволит на деле сформировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека. Позволит оптимизировать работу учителя при подготовке к ГИА.

В своей практической деятельности я основываюсь на необходимости включения учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Развитие аналитического мышления, на мой взгляд, первостепенная педагогическая задача. Американский ученый Дьюи Джон сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить имеющиеся знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести. “Решить проблему” - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.

Принцип моей модели организации учебного процесса - «Через слово к познанию мира» или  "ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ". В основе – развитие аналитического мышления по средствам эффективных приемов на уроках русского языка и литературы. Современный урок должен базироваться на текстообразующем аспект. От текста – к слову – от слова к новому познанию – это маршрут, которым должны вести ученика мы, современные учителя. Предложенные приемы работы с текстом и словом могут быть фрагментами урока, а могут быть использованы в рамках внеклассных и внеурочных мероприятий.



Система работы:

1 интегративная модель (межпредметная или метапредметная)

2. текстообразующая основа урока

2 обучение через общение (или аналитическое чтение)

t1579200098aa.png Этапы (преобразованы в куб, который создан по аналогии с кубиком Блума):

1.Слово (текст)

2.Коммуникация

3. Создание проблемной ситуации, мотивация

4. Аргументация своей точки зрения

5. Эвристика

6. Ориентир на развитие познания

Каждый из предложенных этапов организации учебной деятельности способствует не только развитию аналитического мышления, но и, без сомнения, формирует предметные компетенции: 1 - коммуникативную, личностную; 2 – информационную, коммуникативную; 3 - социальную, личностную; 4 - культурологическую, познавательную, коммуникативную; 5 - личностную, социальную; 6 – познавательную, информационную, личностную.

Разработанный мной прием работы с текстом и словом может быть реализован любым учителем-предметником в рамках его профессиональной деятельности.

Т а б л и ц а 2 – От текста к слову

Интегративная модель: география – литература-биология-русский язык-искусство- кубановедение (регионоведение)

Текст из учебника по географии (6 класс).

Дожди – атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель жидкости со средним диаметром от 0, 5 до 6-7 мм. Существуют виды дождей: моросящий, обложной, ливневый.

1 этап - Выделите ключевой слово ( ДОЖДИ)

2 этап

Коммуникация

-что такое дождь? (найдите в контексте)

-как вы понимаете слово «осадки»?

-какое понятие шире?

-значит это не одно и тоже?

-а в контексте нашем они обозначают одно и тоже? (контекстуальные синонимы)

- сосулька – это вид осадков или результат каких-то природных явлений?

-каких?

- а что может стать результатом дождя?

- где в основном растут грибы?

- есть ли в нашем крае леса?

-нужны ли лесам дожди? Почему? (главной жизненной формой являются деревья)

3 этап

Создание проблемной ситуации, мотивация на деятельность

- о каких видах дождей вы узнали из микротекста?

- мы с детства слышим понятие «грибной дождь», а оно как вид не выделяется?

-почему оно возникло?

Аргументация своей точки зрения

Не стоит путать …..

Разговорная речь

Научная

Ситничек Грибной Косохлест

Сеногной Подстега

Дождь моросящий, обложной, ливневый


4 этап

Эвристика (открытие)

- за несколько минут мы вспомнили и кое-что узнали Обобщите. На каких школьных предметах вы приобрели или можете приобрести эти знания?

5 этап

Эвристика

- объяснение многим явлениям и фактам мы находим в литературе. Прочитайте текст К.Паустовского «Какие бывают дожди». Выделите в тексте ключевые слова, описывающие дождь.

К.Г. Паустовский    «Какие бывают дожди» (Отрывок из повести «Золотая роза»)  (…) Чем, например, отличается спорый дождь от грибного? Слово «спорый» означает — быстрый, скорый.

(…)   А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.   Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы — липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки. (…)

Сопоставьте те описание этого дождя с теми видами, которые представлены в тексте из учебника географии (МОРОСЯЩИЙ)

6 этап

Ориентир на познание

- Дождь всегда вызывает эмоции, особенноь у натур чувствительных: композиторов, художников, поэтов, скульпторов;

-t1579200098ab.png укажите названия картин предложенных вам художников, изобразивших дождь? (вариант домашнего задания)

t1579200098ac.png









Иван Иванович Шишкин Константин Егорович Маковский

«Дождь в дубовом лесу» «Дети, бегущие от грозы»

- Откройте для себя календарь необычных дат. 6 августа – День…(вариант домашнего задания)


Своим ученикам стараюсь донести мысль о том, что нет ничего прекраснее «информационного голода», потому что именно он является толчком к дальнейшему интеллектуальному обогащению человека. Но «употреблять в пищу» что попало нельзя, поэтому их выбор должен быть обусловлен тем, что проверено веками – классикой. Исходя из этого, в методике своей работе руководствуюсь подбором фрагментов текстов из художественных произведений русских классиков – это, по моему убеждению, исток любых профессиональных исканий. Думаю, что именно знание векового достояния русской культуры поможет моим ученикам избежать ошибок, выйти из неудач с наименьшими потерями. В старших классах преобразовываю шестиступенчатую модель в четырехуровневую. Это обусловлено необходимостью не только ориентировать учащихся на познание и совершенствование, но и умение обоснованно доказывать свою точку зрения. Прием работы с текстом и словом строится по принципу «читаю-мыслю-аргументирую».

Т а б л и ц а 3 – Читаю-мыслю-аргументирую (работа в старших классах)

коммуникация (преподнеси текст так, чтобы возник интерес)

Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в

болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку.

А.П.Чехов «Студент»


Укажите стиль и тип речи?

-Как называется изображение природы в текстах?

-С какой целью авторы вводят в текст пейзажи?

- Пейзаж-это категория одушевленная или нет?

-найдите в тексте слова, соотносимые с категорией одушевленности, а потом неодушевленности.

создание проблемной ситуации

-Почему автор сливает в одно словосочетание слова разной семантической соотнесенности («что-то» -неодуш., «живое» -одуш.)? -

мотивация на развитие

- Над чем заставляет задуматься этот прием?

-Как (с точки зрения средств изобразительности) называется этот прием?

-Аргументируйте свой ответ, приводя примеры из литературы.

поиск аргументированной базы

Л.Н. Толстой «Живой труп».

Вс.Вишневский «Оптимистическая трагедия»

Саша Черный «Мирная война»



Т а б л и ц а 4 - Читаю-мыслю-аргументирую: работа в рамках подготовки к ГИА

коммуникация (преподнеси текст так, чтобы возник интерес)

А.А.Реформатский (языковед): «Местоименные слова в языках независимо от их употребления – слова вторичные, слова-заместители. Это как бы бумажная валюта, функционирующая ради удобства благодаря наличию золотого фонда. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений обесценено, как и стоимость бумажных денег без обеспечивающего их стоимость золота».

Согласитесь, это высказывание, безусловно, верное, но все-таки как-то обидно за местоимения. Сформулируем проблему.

создание проблемной ситуации

Давайте попытаемся вступить с автором в диалог: сначала опровергнем, а затем вы попытаетесь подтвердить его слова.

мотивация на развитие

Найдите в тексте слова уничижительные для местоимений, ждущих от нас защиты (так мы работаем над комментарием в ЕГЭ)

поиск аргументированной базы

1.Любые поэтические и прозаические формы (местоимения держат текст). (Аргумент, основанный на литературных знаниях)

2. Наблюдение над использованием местоимений в других языках. (Аргумент, основанный на жизненном опыте, наблюдениях)

Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися. Представленные приемы работы основаны на проблемно-деятельностном характере обучения, на развитии самостоятельности и ответственности учащегося за результаты своей деятельности, на создании условий для приобретения опыта и достижения. Учитель умело должен управлять обучением и деятельностью учащегося, отбирать эффективной работы интересный, важный языковой материал, своевременно ориентироваться на социокультурные изменения, которые происходят в обществе и отражаются на современной личности и ее речевой культуре.

На мой взгляд, регулярная работа с текстами на уроках русского языка, необходимый акцент на «слове», как значимой единице речи, бесспорно, приведет не только к качественным результатам в ходе различных диагностических работ и итоговой аттестации, но и, безусловно, позволит свидетельствовать о сформированности приоритетных лингвистических компетенций, включающих в себя способность свободно и осознанно пользоваться языком как инструментом общения, аргументировано доказывать свои мысли, быть культурным и начитанным человеком, имеющим гражданскую позицию, сформированную на принципах гуманизма, толерантности, общечеловеческой культуры.

Литература.

© Герасименко Елена Васильевна, 2019


Литература.


1.Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с.

2.Долгокирова В. Г. Методы обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новых стандартов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 30. – С. 18–20. – URL: http://e- koncept.ru/2017/770956.htm .

3.Мухина С.А., Соловьева А.А., Современные инновационные технологии обучения.М, 2008 г.-360с.

4.Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб.- метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.А. Орлов.- М.: Академия, 2004. – 281с.

5. Педагогика. Под ред. Л. П. Крившенко и др.-М.,2005-427с.

6. Сидоров С.В. Модели пассивного, активного и интерактивного обучения [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si- sv.com/publ/1/modeli_passivnogo_aktivnogo_i_interaktivnogo/14-1-0-507 (дата обращения: 20.10.2019).



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.