Антиципация как один из приемов формирования навыка смыслового чтения

4
0
Материал опубликован 13 February 2020

АНТИЦИПАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ ФОРМИРОВАНИЯ

НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

Маркова А.Ю.

МОУ Иванковская СШ Фурмановского района

e-mail: ivshkola2007@yandex.ru


Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части присутствуют в структуре всех универсальных учебных действий. В личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Современное обучение ориентировано на универсальные учебные действия, которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных или практических задач. Важнейшую роль в обучении играют познавательные УУД, в том числе умение читать. Смысловое чтение - неотъемлемый компонент читательской компетентности.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Существует масса способов, методов и приемов обучения технологии смыслового чтения, одним из которых является антиципация.

В переводе с латинского «антиципация» (anticipatio) означает предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо.

Введение понятия «антиципация» в систему терминов методики обучения литературе произошло в последней четверти XX века. Непосредственно антиципацию необходимо рассматривать как предвосхищение, предугадывание содержания. Так, в 70-е годы 20 в. Н. Н. Светловская разработала методику формирования типа правильной читательской деятельности учащихся на уроках внеклассного чтения. Целью первого этапа работы над текстом в данной методике является формирование умения и привычки думать над книгой до чтения, прогнозировать тему, содержание книги, опираясь на внетекстовую информацию, систему заголовков.

В современной методической науке антиципация рассматривается как умение или способность предугадывать, предвосхищать элементы и содержание текста до или во время его зрительного восприятия по заглавию, иллюстрации, группе ключевых слов и признается важным моментом подготовительного этапа работы с произведением в технологии смыслового чтения.

Н.А.Ипполитова выделяет следующие разновидности антиципации: прогнозирование содержания текста по его названию, фамилии автора, эпиграфу; восстановление в тексте опущенных компонентов (словосочетаний, частей); составление предварительного плана текста до его чтения с учетом заголовка, характера текста (учебно-научный, художественный), предыдущего читательского опыта; угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор? Всё это способствует целенаправленному чтению художественного текста, заставляет осмыслить его содержание более глубоко, приучает начинать процесс осмысления еще до чтения.

При формировании навыка смыслового чтения предполагается использование антиципации на большинстве структурных этапов урока литературы: во время речевых разминок, для формулировки темы урока, на этапе подготовки к восприятию литературного произведения или его части, в ходе первичного восприятия текста.

Так на этапе формулирования темы и цели урока учащиеся с помощью специально разработанных приемов на основе глубокой и активной речемыслительной деятельности самостоятельно, с той или иной степенью точности, предвосхищают и определяют автора произведения, предназначенного для изучения, название произведения, а затем формулируют тему и цель урока.

Например, на уроке литературы в 7 классе по анализу рассказа О.Генри «Дары волхвов» данный этап был проведён следующим образом. Для  более полного  восприятия и понимания текста серьезное внимание было уделено заголовку и ключевым понятиям, поскольку именно заголовок концентрирует основную идею, тему произведения,  является ключом к его пониманию. Он позволяет осознать первоначальную перспективу, на которую нацеливается читательское понимание, и переосмыслить текст в соответствии с закодированной в нем идеей. Заголовок в высшей степени   предвосхищает, обобщает, концентрирует основное содержание текста, выражает его   суть,  является своеобразным кодом, дешифровка которого открывает возможности осмысленной работы читателя с произведением.

Работая с названием рассказа, семиклассники составили кластер «Дар», отразив в нём свои ассоциации с этим словом, затем дополнив ассоциативный ряд материалом из словарной статьи. Далее учащиеся дали определение слову «волхвы», вспомнили, в каком произведении они уже встречались с ними, с каким праздником связана библейская история о волхвах. Читая выразительно отрывок из Библии о рождении Христа, ответили на вопрос: «Какие дары и почему преподнесли волхвы новорождённому Иисусу?». Всё это помогло сделать предположения, о чем пойдет речь в рассказе, которые были зафиксированы на доске для дальнейшего обращения к ним в конце урока. Проверка правильности предположений детей тесно сливается с проверкой первичного восприятия, во время которой ученики не только высказывают впечатления о прослушанном произведении, коротко воспроизводят сюжет, но и проверяют свои прогнозы.

Формулировка темы урока исходила из того факта, что предположений достаточно много и неизвестно, какое же из них верно. Поэтому в тему была заложена интрига: «Тайна рассказа О.Генри «Дары волхвов».

Отталкиваясь от темы урока, ребята самостоятельно поставили пред собой цель: раскрыть тайну текста; понять истинный смысл рассказа и соотнести его с заглавием, извлечь нравственные уроки.

Участие ученика в формулировании темы и цели урока приводит к предопределению, пониманию и осознанию содержания и способов осуществления предстоящих действий, обеспечивает его «включенность» в учебную ситуацию, создает готовность к усвоению знаний, мобилизует умственную активность школьника. Самостоятельное целеполагание развивает и интеллектуальные качества: связную, логичную, доказательную речь, различные виды мышления, внимание, память, наблюдательность.

На данном этапе урока с помощью антиципации был выполнен и обязательный элемент подготовительной работы по восприятию текста –словарная работа. Учащиеся самостоятельно предопределили незнакомые слова из нового произведения без его предварительного прочтения, опираясь на имеющиеся представления, жизненный опыт, интуицию. Учителю была отведена лишь уточняющая, корректирующая функция. Такой подход к проведению словарной работы на уроке делает ее более продуктивной, оживляет учебный процесс, усиливает развивающую направленность урока, повышает интерес детей к изучаемому предмету.

Основной этап урока строился на одной из основных разновидностей антиципации - угадывании хода мысли автора при чтении с остановками. Непременное условие для использования антиципации - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового.

Рассказ «Дары волхвов» был разделён на четыре законченных по логике развития событий отрывка, к каждому из которых были сформулированы вопросы, предполагающие прогнозирование событий. Основополагающими вопросами были следующие: Верны ли были наши предположения, о чем пойдет речь? Кто же герои этого произведения? Как вы думаете, что же произойдет дальше? Как бы вы поступили на месте Деллы? Будет ли Джим рад такому подарку? Это значительно повысило степень участия школьников в организации и проведении урока, активизировало речемыслительную деятельность учащихся. Таким образом, первичное ознакомление с произведением и анализ текста получил целенаправленный характер.

Задавая вопросы по ходу чтения, учитель вовлекает детей в процесс «вчитывания» в текст, учит вниманию к слову, показывает, что представляет собой «диалог с автором» - постановка вопросов к тексту по ходу чтения и поиск ответов на них в тексте. Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый, а не фактуальный характер.

Антиципация была использована и при организации творческой работы. В заключительной части урока, чтобы углубить понимание идейного содержания прочитанного рассказа, была предложена творческая работа, выполняя которую, каждый смог попробовать себя в роли писателя. Три группы получили карточки с заданиями: закончить рассказ от лица героя или автора. Сделать это было можно, ответив на поставленные вопросы в виде связного текста. После того, как учащиеся озвучили свои версии окончания рассказа, они обратились к оригинальному авторскому тексту и ответили на вопросы: Ожидали вы такую развязку? А какую развязку ждали? Подтвердились ли ваши предположения, заявленные в начале урока? Как теперь вы объясните смысл названия рассказа? Как он соотносится с идеей рассказа? Данный этап предполагает достижение понимания основной мысли, подтекста, чтения «между строк».

Таким образом, антиципация учащимися содержания и видов своей читательской деятельности существенно повышает осознанность и активность детей при работе с новым произведением, заинтересовывает их чтением, сочетает этот процесс с интенсивным речевым развитием учащихся и с развитием важнейших интеллектуальных качеств ребенка - мышления, внимания, памяти, поднимает ученика на принципиально иную позицию – позицию субъекта учебной деятельности, активно и осознанно участвующего в планировании, организации и проведении урока смыслового чтения.


Литература

1.Граник Г. Г., Самсонова А. Н. Роль установки в процессе восприятия текста (на материале художественного текста) // Вопросы психологии. – 1983. – №2. – С. 72-79.

2.Ломов  Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980. – 280 с.

3.Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М.: «Баллас», Издательский дом РАО, 2003. – 368 с.

4. Постоловский И.З., Постоловский В.И. Предвосхищение при чтении: Упражнения для тренировок: [1-5 кл.]. - Одесса: Б.и. 1991. – 95 с.

5.Самсонова А. Н. Роль установки в процессе понимания текста (на материале художественного текста): Дис. …канд. психол. Наук.: 19.00.07. – М., 1994. – 233 с.

6. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения: Кн. для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.