Методическая разработка сценария конкурса чтецов «Родная природа в поэзии ХХ века»
Сценарий конкурса чтецов «Родная природа в поэзии ХХ века»
Цель: воспитание любви к Родине и родной природе
Задачи:
способствовать раскрытию творческого потенциала школьников, стимулированию их читательской деятельности через ознакомление с художественными произведениями патриотической тематики;
воспитывать квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
выявлять и поощрять талантливых исполнителей литературных произведений.
Возраст участников: обучающиеся 5-11 классов.
Россия! Твой гений – природа,
Разлив широты, доброты,
Источник отваги народа,
Премудрости и красоты.
В. Боков
Звучит музыкальная композиция «Осенние листья». Исполнитель – ученик 11Г класса.
Ведущий 1. Доброе утро! Мы приветствуем всех любителей русской поэзии на секции «Искусство звучащего слова».
Наш праздник поэзии открыл ученик 11Г класса, лауреат музыкальных конкурсов; в его исполнении прозвучала музыкальная композиция Жозефа Косма «Осенние листья».
Ведущий 2. У Константина Паустовского есть такие слова: «Если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что одной жизни мало, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей российской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране».
Ведущий 1.
Россия! Твой гений – природа,
Разлив широты, доброты,
Источник отваги народа,
Премудрости и красоты.
Ведущий 2.
Природа - неисчерпаемый источник поэтического вдохновения. В этом нас бесконечно убеждают художники слова ХХ века, которые в своих произведениях признаются ей в любви и создают яркие, запоминающиеся образы.
Ведущий 1.
Сегодняшний конкурс чтецов «Родная природа в поэзии ХХ века» в номинации «Исполнение поэзии» в трех возрастных категориях: 5-6 классы; 7-8 классы и 9-11 классы будет оценивать жюри в составе:
Ведущий 2:
Заведующая библиотекой лицея
Ведущий 1.
Педагог дополнительного образования, руководитель пресс-центра лицея.
Ведущий 2.
Ученица 10Б класса, неоднократный победитель городских и региональных конкурсов мастеров художественного слова.
Ведущий 1.
Только по-настоящему тонкий и чуткий человек способен любить природу, умеет восхищаться ею. Произведения о природе оставляют в нас ощущение волшебства, восторга и неповторимого очарования.
Наш конкурс открывает ученик 5В класса . Стихотворение В.Ф. Бокова «Поклон».
Ведущий 2.
Русская природа многих людей исцеляла своей мягкостью, добротой, красотой. Она умеет и околдовывать, и очаровывать, и пьянить, и дурманить. Именно она делает людей поэтами, философами, мечтателями…
Приглашаем следующего участника – ученика 6Б класса. Стихотворение Александра Яшина «Только на родине».
Ведущий 1.
Сергей Есенин – это один из самых знаменитых певцов русской природы. «Чувство Родины – основное в моем творчестве»,- говорил поэт. Этим светлым чувством проникнуто все его творчество. Рязанская земля, где «мужики косили, где сеяли свой хлеб», была страной его детства. Здесь он впервые увидел, как березы отражаются в пруду, как играет солнечный зайчик в бороде старого деда, как тоскуют тощие тополя…
Выступает ученица 5А класса . Сергей Есенин «Сосна и река» .
Ведущий 2.
Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру, отчетливо ощутить неразрывную связь с окружающим миром.
Выступает ученица 6В класса со стихотворением Игоря Северянина «Роза».
Ведущий 1.
Приглашаем следующего участника ученицу 5Бкласса. Иван Бунин Стихотворение «Змея».
Ведущий 2:
«Весна на поэтическом языке есть утро года,» – писал А. Н. Афанасьев. Вместе с весенним обновлением природы происходит обновление в душе человека, появляется надежда на счастье.
Выступает ученица 6В класса . Николай Заболоцкий «Поэма весны»
Ведущий 1.
Тема осени звучит в произведениях многих писателей, поэтов, художников, музыкантов. Пришвин, Левитан, Паустовский ждали осени как самого дорогого и мимолетного времени года. Осень – это удивительно прозрачный воздух, солнечный свет, иногда ярче летнего, но мягкий, ласкающий, не греющий; летающие блестящие нити паутины, листопад, краснеющие гроздья рябины, стаи птиц, улетающие к югу…
Наш конкурс продолжает ученик 6В класса, стихотворение Булата Окуджавы «Осень ранняя».
Ведущий 2:
Приглашаем следующего участника – ученицу 5Бкласса. Стихотворение Людмилы Осокиной «В сосновой кроне заблудился солнца луч...»
Ведущий 1:
Приглашаем следующего участника – ученика 6В класса. Николай Заболоцкий «Уступи мне, скворец, уголок»
Ведущий 2.
Завершает выступление учащихся 5-6 классов – ученица 6Вкласса со стихотворением
Ведущий 1.
Николай Рубцов - поэт всечеловеческой широкой лирической темы, и его поэзия, его высокое ощущение мира – это не только все краски русской природы, русской деревни, это мир неохватных радостей и печалей, огромных переживаний, и в нём кипит жажда настоящей смелости, дерзаний, русской вольности.
Выступает ученица 8Б класса. Николай Рубцов «По мокрым скверам проходит осень»
Ведущий 2.
Приглашаем следующего участника – ученицу 7А класса. Николай Рубцов «Березы».
Ведущий 1.
Продолжает конкурс ученица 8В класса. Стихотворение Ольги Фокиной «Северная Двина».
Ведущий 2.
Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природы - одна из особенностей есенинской лирики.
Выступает ученица 8А класса . Сергей Есенин «Пропавший месяц».
Ведущий 1:
Приглашаем следующего участника – ученицу 8Вкласса. Галина Курзаева «Танец снежинок».
Ведущий 2:
Весной душа подобна птице, свободно парящей в лазурном небе. Созерцание природы пробуждает в человеке стремление к высоким чувствам, к идеалу. Обновление и возрождение природы весной вызывает у него желание слиться с весенним днем, раствориться в нем.
Выступает Станулевич Даниил. 8Б класс Борис Пастернак «Весна».
Ведущий 1:
Продолжает конкурс ученица 8В класса . В ее исполнении прозвучит стихотворение северодвинского поэта Олега Евгеньевича Раменского «Вечер».
Ведущий 2:
Стихи о природе – это трепетный рассказ о собственной душе. Поэты видят русскую природу по-разному, каждый по-своему, испытывая порой сложные чувства, помогая нам понять, почему мир видится и именно таким.
Приглашаем следующего участника – ученицу10В класса. В.Ф. Боков «Поклон».
Ведущий 1:
Борис Пастернак – лирический живописец. В постоянном внимании поэта к земным пространствам, к временам года, к солнцу сокрыта главная
тема его поэтического творчества.
Известно, что почти четверть века он прожил в Переделкине на
писательской даче. Все ручьи, овраги, старые деревья этого чудесного места
вошли в его пейзажные зарисовки.
Выступает ученица 10А класса . Борис Пастернак «Липовая аллея».
Ведущий 2:
«Так знать и любить природу, как умеет Бунин, - мало кто умеет, - писал А. Блок. – Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты».
Продолжает конкурс ученица 9В класса . Иван Бунин «Три ночи»
Ведущий 1:
Приглашаем следующего участника – ученицу 10Бкласса. Стихотворение
Ведущий 2:
Продолжает наш конкурс ученик 9В класса . Стихотворение Николая Рубцова «Доволен я буквально всем…»
Ведущий 1:
Общение с природой пробуждает в человеке стремление к высоким чувствам, к идеалу; вызывает состояние радости, внутренней просветленности, ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром, ведет к глубокому осознанию бесконечности жизни.
Выступает ученица 10В класса. Б. Ахмадулина «Плохая весна».
Ведущий 2:
Учёный наблюдает природные явления и открывает всемирные законы; техник ставит их на службу людям. А поэт... поэт находит в природе созвучия своим переживаниям, воплощает их в неповторимые образы.
Ведущий 1:
О чем бы ни писали в своих стихах русские поэты: о временах года, о музыке и красках наших полей и лесов, о родных просторах – они всегда думали и помнили о главном. Это главное – любовь к родине, бережное отношение к русскому слову и вера в великое будущее русского народа.
Ведущий 2:
Наш праздник художественного слова подходит к концу. Мы выражаем благодарность всем участникам и педагогам, которые подготовили конкурсантов. Вели сегодняшний конкурс ученики 11Г класса.
Ведущий 1:
А пока жюри подводит итоги, для вас звучит музыкальная композиция Энио Морриконе «Одинокий пастух» в исполнении ученика 11Г класса .
Звучит музыкальная композиция «Одинокий пастух». Исполнитель – ученик 11Г класса .
Ведущий 2:
Слово предоставляется жюри.
Награждение победителей конкурса чтецов. Вручение дипломов призерам и победителям.
Сафонова Елена Валерьевна