Занятие по ОБЖ в 9 классе «Правильное питание и двигательная активность - залог долголетия»
Всероссийский дистанционный конкурс для учителей ОБЖ и физкультуры на лучшую методическую разработку «Технологическая карта урока по ФГОС» педагогического сообщества «УРОК.РФ»
Методическая разработка
«Технологическая карта урока ОБЖ по ФГОС»
Маланина Елена Алексеевна,
учитель химии
высшей квалификационной категории,
преподаватель-организатор ОБЖ
УМК.
Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая программа к линии УМК В. Н. Латчука. 5—9 классы: учебно-методическое пособие / авт.-сост. В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский, М. А. Ульянова. — 4-е изд., перераб. — М. : Дрофа, 2017.
Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс учебник для общеобразовательных учреждений/ Вангородский С. Н., Кузнецов М. И., Латчук В. Н., Марков В. В. – 12е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2019.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни.
Глава 1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Параграф 1.2. Здоровый образ жизни - путь к достижению высокого уровня здоровья.
Тема урока: Правильное питание и двигательная активность - залог долголетия
Класс: 9
Тип урока: комбинированный урок
Тема урока: Правильное питание и двигательная активность – залог долголетия
Цель: пропаганда здорового питания среди старшеклассников
Задачи урока:
Образовательные:
Систематизировать знания старших школьников о здоровье, его составляющих и факторах, влияющих на него, в частности, правильное питание.
Углубить знания подростков об основных и правилах здорового питания, направленные на сохранение здоровья.
Сформировать навыки составления здорового меню, в соответствии с правилами правильного питания.
Раскрыть информацию учащихся об индексе массы тела на основе данных измерения веса и роста.
Познакомить подростков цитатами известных людей, поговорками и пословицами о правильном питании.
Развивающие:
Расширить представления учащихся о важнейшей ценности для человека – здоровье.
Развить коммуникативные навыки, умение работать в группе, формулировать и отстаивать своё мнение; обсуждать.
Расширить кругозор и познавательный интерес старшеклассников в области правильного питания.
Воспитательные:
Формирование культуры здорового питания.
Воспитать сознательное отношение к укреплению своего здоровья.
Средства обучения:
Компьютер, монитор, проектор, планшеты (один на группу), презентация, карточки блюд для меню, покетмод (карманные книжечки) по количеству учащихся.
Методы и методические приемы:
Словесный: рассказ, беседа, обмен мнениями.
Частично-поисковый метод: работа интерактивным заданием, раздаточным материалом, с таблицами. Наглядный (видеоматериал, презентация), наблюдение, анализ, оценка.
Практические методы: составление здорового меню одного дня
Работа в группах
Средства обучения
Интерактивная головоломка: Филворд по теме «Здоровье человека», ссылка: https://learningapps.org/display?v=ppcta511t21
Видеоролик – 1 видеоролик составлен по материалам сайта www.youtube.com ссылка https://www.youtube.com/watch?v=-9yyNUVt8W0&t=79s (от 1.28 сек до конца)
Видеоролик – 2 ссылка https://youtu.be/R19Cj9X_4c4 (видеоролик составлен учителем по фотоматериалам школьной жизни класса)
Пример карточек блюд (один вариант), составлены по материалам сайта https://health-diet.ru/table_calorie/?utm_source=leftMenu&utm_medium=table_calorie
Продолжительность урока: 40 минут
Планируемые результаты урока
Личностные | Учащиеся должны: проявлять осознанный познавательный интерес в области здорового образа жизни, в частности, правильного питания; определять значение правильного питания как составной части здорового образа жизни; определять значение и необходимость соблюдения режима питания, как части здорового образа жизни; осознавать личную ответственность за своё здоровье. |
Метапредметные | Учащиеся должны: систематизировать и анализировать учебную информацию; соотносить новую информацию с знаниями полученные на предыдущих уроках и личным опытом; формировать собственное отношение и личную позицию в сохранении и укреплении здоровья; уметь отстаивать собственную точку зрения, уметь принимать правильное решение, решать личностные и социально значимые проблемы здорового питания. |
Предметные | Учащиеся должны: уметь правильно и рационально использовать учебную информацию для оценки собственного режима и образа питания; знать правила здорового питания; уметь анализировать и систематизировать рацион и режим питания с точки зрения правил и принципов здорового питания; умение составлять здоровое меню; знать правила расчёта индекса массы тела и характеризовать свои данные; знать пословицы, поговорки и цитаты известных людей по теме «Правильное питание» |
План урока
№ п.п. | Этапы урока | Временной период (мин.) |
Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности. | 1 | |
Закрепление знаний по усвоению изученного материала на прошлых уроках. Работа в группах, фронтальный опрос. | 10 | |
Мотивация, целеполагание. | 2 | |
Погружение в тему урока. | 20 | |
Систематизация, рефлексия | 3 | |
Подведение итогов. | 2 | |
Домашнее задание | 2 |
Ход урока
Этапы урока | Содержание урока. | Результаты образования по ФГОС | ||||||||||
Рекомендации/ действия учителя | Действия учащегося/ответы | |||||||||||
Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности. | Приветствие учащихся. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Учащиеся распределены по группам(3-5). | Приветствие учителя. Готовность к уроку | Личностные - развитие ответственности. Метапредметные - развитие навыков самоорганизации. | |||||||||
Закрепление знаний по усвоению изученного материала на прошлых уроках. Работа в группах, фронтальный опрос. | Учащимся предлагается обсудить вопрос «Что такое здоровье?» Следует выяснить, что подростки подразумевают под определением «здоровье» и какие составляющие здоровья выделяют. Каждой группе предоставлена головоломка – филворд по теме «Здоровье человека». Ссылка: https://learningapps.org/display?v=ppcta511t21 Задание: Найти слова на поле филворда. Здоровье Физическое Духовное Социальное Психическое Общественное Дать определения, каждой характеристики здоровья. Учитель обобщает. Вывод: здоровый человек — это человек, у которого не только здоровое тело, но и замечательное настроение и хорошие отношения с окружающими людьми. | Учащиеся выполняют интерактивное упражнение. О ходе выполнения сообщают учителю. Представители от каждой группы дают определения видов здоровья. Ответы представителей групп. Физическое здоровье — это функционирование организма, здоровье всех его систем и двигательная активность, правильное питание, соблюдение правил гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни. Духовное здоровье – система мышления человека, отношение к окружающему миру, природе, людям, знаниям. Социальное здоровье — осознание себя личностью, взаимодействие с окружающими, понимание и развитие навыков, помогающих в общении с людьми. Условия жизни, труда, отдыха, уровень культуры, воспитания и образования. Психическое здоровье — умение определять своё место в окружающем мире, понимание своих чувств и умение выражать их, умение прогнозировать различные ситуации, становление и развитие личности, самоопределение и самореализация. Общественное здоровье зависит от политических, социально-экономических и природных факторов. Здоровье – это состояние полного благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. | Личностные - формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни. Познавательные - умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать. Коммуникативные - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать индивидуально и в группе. | |||||||||
| Вопросы: Какие факторы влияют на здоровье человека? Если все факторы определить как 100%, какой фактор оказывает наибольшее влияние? | Ответы учащихся: Медицины Экологические фактора Наследственность Здоровый образ жизни Образ жизни | Предметные – характеристика важнейших факторов, влияющих на здоровье человека Познавательные – умение систематизировать, классифицировать. | |||||||||
Мотивация, целеполагание. | Предлагаю вам посмотреть видеоролик, который выполнен по материалам жизни класса. Прошу вас подумать и предложить тему нашего урока. Видеоролик Вы справились с заданием. Сегодня мы будем говорить о правильном питании. Как вы считаете: Зависит ли здоровье человека от того, как он питается? | Просмотр видеоролика Ответы учащихся О еде О питании О правильном питании Ответы учащихся: Да | Познавательные - умение определять понятия, создавать обобщения. | |||||||||
Погружение в тему урока. | Питание — это процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности. просмотр видеоматериала https://www.youtube.com/watch?v=-9yyNUVt8W0&t=79s | Просмотр видеоматериала | Коммуникативные - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. | |||||||||
Рекомендации в области питания исходят из потребности человека в пищевой энергии и пищевых веществах продукты разделены на группы. Пирамида питания (пищевая пирамида) очень наглядно поможет вам понять, что можно есть и в каком количестве, каким продуктам отдавать предпочтение и какие оставить в минимальном количестве. Суточная норма калорий для подростков в возрасте 14-17 лет составляет – 2700 ккал и 3100 ккал для девушек и юношей соответственно. Работа в группах. Практическое задание: составление Здорового меню одного дня, используя карточки блюд, определение потребляемой пищевой энергии.
| Изучают карточку «Пирамида питания» На основании полученной информации о правильном питании учащиеся составляют - Здоровое меню одного дня для школьника. Используют магнитные карточки блюд, с характеристиками о составе: белков, углеводов, жиров и калорийности. Представители групп представляют здоровое меню, информацию размещают на доске или стенде, характеризуют расчет калорий. | Познавательные - умение применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Личностные - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Регулятивные - умение планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | ||||||||||
| Важное в питание - это понимание, что пища является источником энергии. Человек будет чувствовать себя хорошо, если потребление пищи будет в балансе с двигательной (физической) активностью. Затраты энергии должны быть больше или равны потреблению энергии. Индекс массы тела — это показатель, рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения. Индекс массы тела позволяет определить, насколько безопасным для нашего здоровья является наш вес. Рассчитать индекс массы тела можно по формуле: I – индекса массы тела m – масса тела в килограммах h – рост в метрах
Главное! Если вес тела превышает рекомендуемый максимальный, не следует огорчаться и отказываться от еды, а нужно больше времени уделять подвижным играм и занятиям спортом. Важным является двигательная активность человека. Малоподвижный образ жизни и пребывание дома в течение длительного периода времени может серьезно осложнить поддержание физической активности. Предложите упражнения, которые можно выполнять дома, помогут сохранить спокойствие и положительно влиять на здоровье | Слушают учителя, получают информацию. Каждая группа демонстрирует вид одного упражнения. Примеры упражнений 1) ходьба 2) короткие разминочные упражнения 3) упражнения расслабления, дыхание и т.д. 4) наклоны туловища, рук т.д. 5) вращения | Регулятивные - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Коммуникативные - формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли. | |||||||||
Систематизация, рефлексия | Люди с давних времён всегда заботились о своём здоровье и знали практически всё о пользе правильного питания. Произошли изменения, однако, правила, принципы рационального питания соблюдаются людьми и в наше время. Найти принципы правильного питания можно в поговорках и пословицах, а также в народных сказках и легендах, в рассказах и притчах. Пословицы и поговорки можно назвать пособиями по правильному питанию. В них заложен смысл, как и чем, питаться, например «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу». Можно найти много высказываний выдающихся людей о правильном питании. Например, Пифагор говорил: «"Только живая свежая пища может сделать человека способным воспринимать и понимать истину". Предложите пословицы и поговорки о еде, правильном питании. | Примерные ответы учащихся Щи да каша пища наша. Когда я ем, то глух и нем. Овощи – кладовая здоровья Умеренная пища – отрада уму. Здоровье наше – овсяная каша. Аппетит приходит во время еды Кашу маслом не испортишь Война войной, а обед — по расписанию Хлеб всему голова Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу. | Регулятивные - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | |||||||||
Предлагаю каждому учащемуся сложить покетмод (карманная книжечка) по теме урока. | Учащиеся складывают покетмод. | Познавательные - умение применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. | ||||||||||
Подведение итогов. | В заключении урока, прошу вас сформулировать полностью тему нашего урока. Проанализируйте, какие факторы, которые влияют на наше здоровье мы сегодня обсуждали? Только ли о питании мы сегодня говорили. равильное питание, двигательная активность, позволит ли это прожить человеку больше лет? Тема урока «Правильное питание, двигательная активность – залог долголетия» | Примерные ответы учащихся Правильное питание Питание и двигательная активность. | Регулятивные - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | |||||||||
Домашнее задание | Параграф 1.2. Глава 1, Раздел 3 Изучить материал покетмода (карманной книжечки) и дополнить информацию. Принять участие в школьном конкурсе семейной фотографии «Здоровое питание». Условие конкурса: создать и воплотить сюжет, который соответствует пословице или поговорке, связанной со здоровым питанием. Выставление оценок по группам участия (активность, исполнительность, успешность на уроке) | Учащиеся записывают домашнее задание. | Личностные - развивать самостоятельность и личную ответственность. |
Используемые источники:
Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая программа к линии УМК В. Н. Латчука. 5—9 классы: учебно-методическое пособие / авт.-сост. В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский, М. А. Ульянова. — 4-е изд., перераб. — М. : Дрофа, 2017.
Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н., Марков В.В. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности -9 класс». М.: Дрофа, 2019.
Руководство по подготовке и проведению акции «Здоровое питание – активное долголетие» в рамках движения «Сделаем вместе», 2019 г. https://docplayer.ru/120489179-Rukovodstvo-po-podgotovke-i-provedeniyu-vserossiyskoy-akcii-zdorovoe-pitanie-aktivnoe-dolgoletie-v-ramkah-dvizheniya-sdelaem-vmeste.html
Интернет-ресурсы для создания покетмода (карманная книжечка): Фото и картинки поисковой системы Goodle https://www.google.ru/search?newwindow=1&hl=ru&tbm=isch&sxsrf=ALeKk00gfSUCTO1g8UKRck3Qx84DTv221A%3A1610217784030&source=hp&biw=1366&bih=600&ei=N_n5X8jCO8H9rgSt_byADg&q=%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5+%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&oq=%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5+%D0%BF%D0%B8%D1%82&gs_lcp=CgNpbWcQARgAMgQIIxAnMgQIIxAnMgUIABCxAzICCAAyAggAMgIIADICCAAyAggAMgIIADICCAA6BwgjEOoCECc6CAgAELEDEIMBUPUqWIg-YMdLaAFwAHgAgAFXiAH0BZIBAjE0mAEAoAEBqgELZ3dzLXdpei1pbWewAQo&sclient=img
Приложение:
Карточки для составления меню
Покетмод (карманная книжечка)
Правила сложения покетмода по схеме:
Карточки для составления меню
ZIP / 1.25 Мб
/data/files/o1610283140.zip (Карточки для составления меню)