12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Щелева Галина Яковлевна51
учитель истории и обществознания
Россия, Челябинская обл., с.Карсы, Троицкий район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карсинская средняя общеобразовательная школа»


Комсомольская юность моих земляков


Методическая разработка тематического устного журнала

для 8-11 классов


Щелева Галина Яковлевна,

Учитель истории и обществознания,

МБОУ «Карсинская СОШ»


село Карсы, Троицкий район, Челябинская область

2021 год


Цель:
Воспитание чувства патриотизма, долга, любви к Родине большой и малой, к школе, уважение к старшему поколению и землякам

Задачи:

знакомство с историей комсомола через изучение истории родного края и на примерах жизни земляков;

показать преемственность патриотизма и гражданской позиции на примере воспоминаний комсомольцев разных поколений;

прививать уважение к ветеранам и их памяти.


Практическая реализация:

данная разработка может быть использована руководителями музеев, педагогами-организаторами и классными руководителями в гражданско- патриотическом воспитании подростков.

Вступительное слово педагога:

В 2023 году исполнится 105 лет со дня образования ВЛКСМ. Многому в нашей сегодняшней жизни мы обязаны тем принципиальным и бескомпромиссным парням и девушкам с высокими стремлениями. Это они защищали Родину от фашистов. Это они восстанавливали города и села из руин, а в мирное время поднимали целину, боролись с бюрократами, тунеядцами и ворами. История комсомола – история людей. Увы, многие ее страницы уже утеряны вместе с ушедшими поколениями. Мы постараемся вспомнить и сохранить ту часть человеческих историй, которую еще хранят в памяти последние комсомольцы.

1 ведущий:

В советские времена организация работы с детьми была четкой. В первом классе детей принимали в октябрята, вручали значки – звездочки. У них появлялись первые обязанности, ответственность. Поручали выполнять пусть простые, но очень важные задания. Класс делился на «звездочки» по пять человек в каждой (по числу лучей октябрятского значка), избирался командир. Появлялся первый коллектив, который мог повлиять на каждого ребенка. Это объединяло ребят. Главной задачей октябрят было хорошо учиться и вступить в пионеры.

2 ведущий:

В третьем классе октябрят торжественно, под звуки горнов и барабанов принимали в пионеры. При этом они давали торжественную клятву. Появлялись новые атрибуты - алый галстук, пионерский значок, новые обязанности и новый уровень ответственности за свои поступки. Все пионерские дела проводились под девизом: “Пионер - всем ребятам пример!”

Пионера активно участвовали во всех общественных мероприятиях - сбор макулатуры, металлолома, тимуровское движение. Причем все дела проводились с воспитательной целью. Например, сбор металлолома проводился под девизом: «БАМу - пионерские рельсы!» Таким образом, пионерская организация приучала детей к великим делам страны. Вырабатывался патриотизм, любовь к Родине. Или тимуровское движение - помощь пожилым людям, инвалидам. Этим воспитывалось уважение к старшим. Занять отрядом первое место в проводимой в школе акции было делом чести. И мотивацией выступала не материальная награда, а стремление быть лучшим, быть впереди…

1 ведущий:

Вступление в ряды ВЛКСМ было знаменательным событием в жизни молодых людей. Начиналась по-настоящему взрослая жизнь с активной жизненной позицией и ответственностью не только за себя. Но и за всю страну.

От одного поколения к другому передавались его славные традиции – горячо откликаться на зов Родине, быть там, где трудно. В любом деле проявлять свою инициативу и почин, во всем быть верным, надежным помощником. Более 200 миллионов юношей и девушек в возрасте от 14 до 28 лет прошли в его рядах школу гражданского становления, мужества и героизма, школу жизни.

2 ведущий:

Комсомол был надеждой и гордостью советского народа.


По всем городам и тысячам сел.

Трубите, ветры осенние:

Слава тебе, родной комсомол,

В день твоего рождения!

1 ведущий:

Наш устный журнал откроет перед вами 5 страниц.

1 страница «Образование комсомола».

Грозный 1918 год. В стране шла гражданская война. В Красной Армии с белогвардейцами и интервентами сражались молодые рабочие и крестьяне. В это время во многих городах возникали организации рабочей молодежи. Для объединений их в одну организацию 29 октября в Москве открылся первый съезд рабочей и крестьянской молодежи (194 делегата). День открытия съезда считается днем рождения комсомола. Стал он называться РКСМ (Российский Коммунистический Союз Молодежи).

После Гражданской войны комсомольцы восстанавливали фабрики и заводы, шахты и рудники. Возрождалась промышленность и комсомол проявил инициативу в деле ударничества и социалистического соревнования, обеспечивших успешное выполнение первого пятилетнего плана развития хозяйства страны.

После смерти В.И. Ленина в 1924 году комсомолу было присвоено имя Ленина, и он стал называться ВЛКСМ (Всесоюзный Ленинский Комунистический Союз Молодежи)

Вступал в комсомол, юноши и девушки не искали никаких выгод и благ. Жизнь первых поколений комсомольцев была трудной, но романтичной. Стране не хватало угля, металла, машин – они строили шахты, фабрики, заводы. Не хватало электричества – и эшелоны комсомольцев отправлялись возводить Днепрогэс и Волхов – строй. Комсомольцы участвовали в создании колхозов, выводили на поля первые трактора. Стране нужны были грамотные, знающие люди, и комсомольцы учились и учили других.

В 30-е годы на территории села Карсы существовал колхоз «Опытник». Большой вклад в развитие сельского хозяйства вносили молодые колхозники, особенно комсомольцы. У них всегда было больше всех трудодней. Животновод Вера Кожаева, садовница Рая Пантелеева, счетовод Василий Ушаков не только отлично трудились, но и стремились стать квалифицированными работниками. Многие ребята мечтали быть кто агрономом, кто зоотехником, кто комбайнером. И все твердо верили в исполнение желаний.

Колхозные комсомольцы во всем показывали пример. Действующая в селе изба-читальня имела план массовой политической работы с молодежью. Был организован драматический кружок. Молодые люди сами подбирали и с успехом ставили спектакли. Учителями устраивались лектории по вопросам текущей политики. Колхозный ветфельдшер Воложанин, руководитель зоотехнического кружка, вел подготовку доярок, чабанов, телятниц, конюхов к сдаче технического экзамена. Член сельского Совета Безносов руководил кружком ворошиловских стрелков и всадников.

Для сельских детей зимой комсомольцы организовывали на речке каток и ледяную горку. К Новому году обязательно готовили Елку силами художественной самодеятельности.

В 1938 году в газете «Челябинский рабочий» № 268 от 22 ноября под названием «Счастливая колхозная жизнь» был напечатан цикл статей, посвященный культурному строительству на селе Карсы, успехам хозяйственной деятельности колхоза «Опытник» и его людям.

Несмотря на всю неоднозначность советской действительности, молодежь 30-х годов была уверена в том, что большие пути в нашей счастливой стране для нее всегда открыты.

Песня «Марш энтузиастов».

2 ведущий:

2 страница «Они защищали Родину»

Год 1941.

Идет война. Не жаворонки – пули звенят под июньским небом. Советские люди знали, за что воюют – за свою древнюю землю и свое молодое социалистическое государство, за право жить. Везде первыми были комсомольцы. Семь тысяч из них получили звание – Герой Советского союза.

Свыше 1,5 млн. комсомольцев воевали на фронтах войны.

Был ты парень горячий и бравый,

Не боялся не бомб, ни штыков,

Ты упал за лихой переправой

До победы за десять шагов.

Командир всем записку простую,

Сняв помятую каску прочел:

«Если в этом бою упаду я,

Запишите меня в комсомол!»

Навсегда останутся в сердцах людей имена молодых героев: Николая Гастелло, Зои Космодемьянской, Александра Матросова, Олега Кошевого, Лизы Чайкиной и многих других.

Наши молодые земляки-комсомольцы тоже внесли огромный вклад в победу над врагом.

Пантелеев Николай Егорович родился в селе Карсы в 1923г. В 1940г. окончил обучение по программе школы для малограмотных (ликбез) при Карсинской школе. В марте 1942г. был призван на фронт. Был командиром орудия в составе экипажа танка. Уже на фронте, проявив себя смелым и дисциплинированным солдатом, в 1943 вступил в члены ВЛКСМ и получил комсомольский билет №19088833.

В октябре1944г. Пантелеев Н. за отвагу и находчивость в бою был награжден орденом Славы III степени. Во время боя Николай без задержки заряжал орудие, а когда кончились снаряды, он открыл люк и гранатами забрасывал врага. В этом бою он уничтожил до 15 солдат и офицеров противника.

В январе 1945г. Пантелеев Николай вновь показал образцы мужества и отваги в борьбе с немецкими захватчиками. В боях под Клауспуссен-Ягуттен, несмотря на усиленное сопротивление фашистов, сильный артиллерийский и минометный огонь, Николай быстро и решительно переносил свой огонь по противнику и на пути продвижения уничтожил две пушки, шесть пулеметных гнезд, около тридцати гитлеровцев. Но вражеским огнем танк был подбит, командир танка и весь экипаж ранен. При выносе раненых с танка Николай, будучи сам ранен, вел огонь по противнику, а при втором попадании в танк был убит. Противник продвинулся вперед и вынести тело не удалось. Пантелеев Николай сгорел в танке.

В феврале 1945г. комсомолец Пантелеев Н. посмертно был удостоен орденом «Отечественной войны I степени».

Ушаков Василий Александрович родился 11.03.1920г. в селе Карсы. До войны молодому, активному, грамотному комсомольцу доверяли уважаемые должности. Работал Василий и председателем сельского Совета, и заведующим клубом.

25 августа 1940 года был призван на действительную службу в армию. Закончил офицерскую школу и был отправлен на фронт. Прошел всю войну. Участвовал в освобождении Кенигсберга, Польши и Германии. Награжден орденом Красной Звезды и многочисленными медалями.

Вернулся в родное село только в 1947 году. Всю оставшуюся жизнь честно трудился и был уважаем односельчанами.

ведущий:

3 страница «Целина»

Закончилась война, и комсомольцы вновь на переднем крае. Они восстанавливают из пепла города и сёла, фабрики и заводы. И в то же время начинают строить новые города, посёлки, заводы.

На восстановительных работах Сталинграда и Донбасса, Ленинграда и Минска, на новостройках новых пятилеток страны трудились комсомольцы и молодежь всего Советского Союза. На бескрайних просторах целины Казахстана и Алтая, не покладая рук, работали юноши и девушки.

При самом активном участии молодёжи построены и введены в действие около 1500 важных объектов, в том числе крупнейшие в мире – Братская ГЭС, Белоярская атомная станция, нефтепровод «Дружба».

В 1954 году пленум ЦК КПСС принял Решение об освоении целинных земель. Было намечено распахать в Казахстане, Сибири, Поволжье, на Урале и в других районах страны не менее 43 млн га. По стране прокатился призыв: «Комсомольцы! Молодежь! На целину!»

Главные целинные районы – в Казахстане, в основном в северной части, в Кустанайской области.

И началась знаменитая целинная эпопея, которая, собственно говоря, и сделала современную Костанайскую область и город Костанай такими, какими они есть. Первоцелинникам есть что вспомнить и чем гордиться!

Дудник Петр Максимович родился 19 ноября 1936 в селе Шантарино Троицкого района Челябинской области. В 1938 года после смерти мамы отец женится и переезжает в село Ново-Украинка Федоровского района Кустанайской области.

Очень рано познал Петр, что такое тяжелый физический труд. Закончил только 4 класса начальной школы. Отец взял Петю к себе в помощники на трактор, сам обучил его вождению. Во время уборки подросток работал сеяльщиком, прицепщиком, в зимнее время на скотном дворе колхоза.

В 1954 году был призван на службу в ряды вооруженных сил СССР. Служил в Краснодаре, в армии вступил в комсомол. В 1956 году вернулся в родное село.

Не остался в стороне и после службы в армии в 1956г. молодой комсомолец Дудник Петр вернулся в родную Ново-Украинку.

Окончил курсы трактористов и был зачислен трактористом в колхоз имени Свердлова. В 1958г. женился. Жена досталась добрая, трудолюбивая. Работала дояркой, позже окончила курсы штукатуров- маляров работала на стройке. В те годы много строили жилья для целинников. Зажили счастливо, родились дети: две дочки и сын. За добросовестный труд награжден серебряной медалью ВДНХ и медалью « За освоение целинных и залежных земель».

Вся жизнь Петра Максимовича Дудника была связана с трудом на земле целинников.

В 1996г. вышел на пенсию и вернулся на свою малую Родину в Троицкий район. С1996 года проживал в селе Карсы. Умер в 2012 году.

Петр Максимович рассказывал, что до начала распашки степей в селе не было электричества, были керосиновые лампы (читали и писали при них) колодцев (воду в любое время года брали из родника), радио, библиотек и других признаков цивилизации. Печи топили тальником, который заготавливали вручную, рубили топором на речных берегах Уя. Но был при этом какой-то подъем у людей, энтузиазм. Местные жители впервые увидели сельхозтехнику, тракторы и комбайны именно в это время. Сено для скотины заготавливали конными косилками и вручную, перевозили все гужевым транспортом... Но с освоением целины стали быстро электрифицировать эти богом забытые села, строить школы, библиотеки, магазины. Магазины снабжались очень добротно...

Во время целины он первый раз попробовал апельсины, мандарины, виноград. Именно в то время многие местные жители узнали, что такое колбаса или шоколадные конфеты, тушенка и сгущенка. В село пришло огородничество, приусадебные участки. Новоселы отваживались сажать даже бахчевые. Казахи научились варить украинские борщи и другие блюда, а приезжие - готовить бесбармак, курт и многое другое. И конечно же, первоцелинники в большинстве своем были энтузиастами, они действительно были счастливы, понимая что являются вершителями новой истории этих первозданных, обширнейших степей.

Песня «Мой адрес — Советский Союз».

2 ведущий:

4 страница «Строительство школы в селе Карсы в 50-х годах 20 века»

Шли годы, менялись поколения. И всё это время комсомольцы были на самых ответственных участках работы, в гуще самых интересных событий. Строятся Дома культуры и комсомольцы берут строительство и оборудование под свой контроль. Сами строят стадионы, и сами же потом на них организуют спартакиады и праздники.

Во второй половине 50-х годов необходимо было решать актуальную для страны задачу трудового обучения школьников. Итогом поиска решения этой проблемы стало строительство школьной мастерской своими силами, организации субботников, родительской общественности с привлечением сил и средств шефов. Активное участие в этом принимали комсомольские организации школы и колхоза в селе Карсы.

Колхоз взял на себя все транспортные расходы, Троицкая организация «Промстрой» и Троицкий швейный фабричный комбинат выделили все необходимые стройматериалы – лес, цемент, кирпич, шифер и прочее. Вся сметно-проектная документация уместилась на нескольких листках бумаги. Силами учащихся и учителей был заготовлен камень для фундамента и доставлен на место стройки. Теми же силами с привлечением родителей доставлялись на стройку все стройматериалы: щебень, песок, лес и прочее.

Летом 1956 года стройка началась. Все работы нулевого цикла и по сооружению шлаколитой коробки из бетона и камня завершены были в течение летних каникул.

t1681130885aa.gif

Здание мастерской

Двое выпускников Уфалейского профтехучилища по своим чертежам за две недели добротно собрали из строевого леса обвязку – перекрытие и довольные своим первым успехом, получили первую в своей жизни зарплату.

Последним аккордом, завершившим основной объем работы, стал октябрьский массовый субботник по монтажу обвязки – перекрытия, установки стропил, настилу потолка, обшивки фронтов и обрешетки. До наступления зимних холодов уложен шифер, сложены печи, остеклены и вставлены цветные оконные блоки, навешены двери и врезаны замки.

Проблема создания материально-технической базы для трудового обучения старшеклассников в основном решена к концу 50-х годов. Новую мастерскую укомплектовали наборами ручных инструментов, верстаками для столярных и слесарных работ, установили четыре токарных и деревообрабатывающих станков, циркулярные пилы. Школьники получили возможность приобретать трудовые навыки, определиться в дальнейшей жизни с профессией.

К этому времени в школе смонтировали свой любительский радиоузел, на переменах и после уроков транслировали музыку. Приобрели киноустановку и на уроках показывали учебное кино.

Однако время менялось и появлялись новые задачи. Повышался уровень материального благополучия колхозников и служащих, росло народонаселение, наполнялись классы детьми. В перспективе в ближайшие годы ожидался прием в первые классы 20-25 человек. Старая школа обеспечивала занятия только в две смены. Так возникала идея и план строительства новой школы.

Здание новой школы

Сложная международная обстановка того времени ускорила продвижение строительства школы в селе Карсы. В условиях «холодной войны» здание школы – это объект атомного бомбоубежища (размещения эвакуируемого населения в случае атомного нападения противника). Подвальная площадь планировалась под убежище с усиленным перекрытием. Но эта информация была доступна лишь узкому кругу лиц.

Решено было строить новое здание школы в три этажа. Два верхних – классные комнаты, цокольный этаж для спортзала и подсобных помещений. Руководителем, идейным вдохновителем стройки был директор школы Милюков Яков Петрович, коммунист, фронтовик, прошедший всю войну и встретивший Победу в Берлине.

Стройка началась в июне 1959г. и велась форсированными темпами. Перекрытие этажей осуществлялось методом организации субботников. Таким же способом производилась навеска дверей, оконных переплётов, побелка, покраска, зачистка и благоустройство. Молодежь села, комсомольцы с энтузиазмом участвовали в столь значимой для Карсов стройке.

Большую помощь строительству оказывал колхоз им. ХХII съезда КПСС (председатель Шевченко Фёдор Назарович, заместитель председателя Бородин Петр Афанасьевич). Все транспортные перевозки стройматериалов, распиловку леса выполнили шефы - Троицкая швейная фабрика (директор Малков А., парторг Половнев А.). Изготовить более 7000 шлакоблоков помогло учебное хозяйство в селе Ясные Поляны, находящийся там конный завод (главный инженер Абрамов). Тракторист–экскаваторщик за три дня выработал котлован под фундаменты и подвальный этаж, а это ни много ни мало более 2500 кубометров грунта. Кусинский леспромхоз по чертежам изготовил оконные и дверные блоки. Монтажники Троицкого промышленно-строительного комбината смонтировали систему водяного отопления и электрические отопительные котлы. Бригада студентов–практикантов Троицкого техникума электрификации и механизации сельского хозяйства спроектировала и выполнила все электромонтажные работы. Подстанция была подключена под нагрузку 1 апреля 1962 года и сразу же началось переселение в новую школу.

1 сентября 1962 года «День Знаний» школьники и педагогический коллектив отпраздновали в новой школе и в новом качестве как «Карсинская восьмилетняя школа».

Это был большой праздник для всех жителей села.

1 ведущий:

5 страница «Комсомольская юность моя»

В Карсинской восьмилетней школе активно действовали пионерская дружина имени Николая Томина и комсомольская ячейка. Коллектив художественной самодеятельности школьников и педагогов постоянно ежегодно сопровождал торжественные собрания граждан села праздничными концертами. Школа действительно обретала признаки центра культурно – массовой просветительной работы с общественностью. В плане эстетического воспитания постоянно занимались хоровой, музыкально-инструментальный, танцевальные кружки. В зональных и районных смотрах художественной самодеятельности, а они проводились ежегодно и очень празднично, учащиеся школы занимали призовые места. Успешно выступали и наши спортсмены за честь школы в районных спартакиадах.

Активно и увлеченно работал школьный кинотеатр и кружок «Киномеханик», организатором и бессменным руководителем которого был фронтовик, сельский киномеханик Амир Садриевич Кадыргулов. В кружке изучали киноаппаратуру, готовили кинодемонстраторов, проводили походы в кино, пропагандировали детские фильмы, оформляли аншлаги, обеспечивали порядок в фойе и в зале сельского клуба во время сеансов.

Сердцем и мускулами детского школьного коллектива была и оставалась пионерская дружина им. Томина, руководимая всегда юными и вечно молодыми пионервожатыми. Особенно активной и кипучей была жизнь дружины под руководством замечательных педагогов Малявкиной Елены Алексеевны и Ремезовой Прасковьи Михайловны.

Пионеры и октябрята изучали биографию и боевой путь героя гражданской войны земляка Николая Томина, историю пионерского движения, проводили сборы, туристические и культурные походы, занимались в кружках художественной самодеятельности, активно участвовали в озеленении и благоустройстве территории школы, любимого села, собирали металлолом, пахали огороды, пололи поля. Особенно в 50-е годы были активны тимуровские звенья, которые на полях после уборки собирали оставшиеся колоски.

Сами собой сложились и вошли в жизнь детства школьные традиции -праздники: праздник первого звонка, День знаний, День пионерии, День рождения комсомола, День рождения Ленина, Новый год, День Победы, а в день окончания учебного года походы на лесную поляну в Грачиный колок.

К концу 1985 года назрела необходимость иметь среднюю школу в селе. Решено было строить новое здание в два этажа по типовому проекту. Здание школы должно было расположиться в самом красивом месте села Карсы, в живописном уголке природы - березовой роще.

Осенью 1986г. был заложен фундамент новой школы. Огромную организаторскую роль в этом важном деле сыграла директор школы Елена Алексеевна Малявкина. Основные строительные работы велись строительно-монтажным управлением г.Троицка (директор А.Гутов). Большую помощь оказывал колхоз имени ХХII съезда КПСС (председатель Н.З.Пышкин). В 1988г. стройка была закончена, а 4 ноября 1988г. в эксплуатацию была введена Карсинская средняя общеобразовательная школа. Это было современное по тем временам здание, с большими окнами, просторными и светлыми кабинетами, с большим спортивным залом и очень красивым школьным двором. Также на территории школы был установлен памятник погибшим в Великой Отечественной войне односельчанам и теперь ежегодно 9 мая жители села собираются сюда на митинг.

2 ведущий:

В нашей школе работали и работают учителя, молодость которых связана с комсомолом. Это: Малявкина Е.А., Ремезова П.М., Спиридонов В.М., Лобач Н.П., Щелева Г.Я., Морозова Т.А., Лукьянова М.В., Солодовникова Н.П., Гасенко Г.А., Малявкина Л.А., Панарина Л.В.

Просим наших дорогих комсомольцев поделиться своими воспоминаниями.

Выступления педагогов

1 ведущий:

Комсомол! Слово, которое согревает сердца тысяч и тысяч людей в нашей стране. Потому что комсомол

это юность, прекрасная сама по себе; потому что комсомол

это друзья, верные и преданные; потому что комсомол

это желание сделать мир чище и радостней.

Счастья всем, удачи!

И пусть комсомольский задор не покидает вас никогда!

Песня «Не расстанусь с комсомолом»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.