Методическая разработка «Тренинг активизации внутренних ресурсов: Психотехнические приемы, направленные на создание положительного образа "Я"»
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования КОЛЛЕДЖ ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ, ТОРГОВЛИ И СФЕРЫ УСЛУГ | |
634062, г. Томск, ул.И.Черных, 97, тел. 8(3822) 67-58-63, ИНН 7020015463, ОГРН 1027000888749, e-mail: kiptsu@dpo.tomsk.gov.ru, http://college.tomsk.ru |
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора
ОГБПОУ «КИПТСУ»
_____________/Т.Ф. Ковалева /
«_____» ________ 2021 г.
Методическая разработка
«Тренинг активизации внутренних ресурсов: «Психотехнические приемы, направленные на создание положительного образа «Я»»
(Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся первого курса в период адаптации к обучению в ПОО)
Томск, 2021 г.
Автор: Сыренкова Ю.А., Методическая разработка «Тренинг активизации внутренних ресурсов: «Психотехнические приемы, направленные на создание положительного образа «Я»»
(Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся первого курса в период адаптации к обучению в ПОО)- Томск: ОГБПОУ «КИПТСУ», 2021 г.- 5 с.
Данная методическая разработка содействует благоприятной адаптации обучающихся первого курса колледжа, гармоничному развитию личности, мотивации, способствует успешному освоению основных и профессиональных компетенций в ПОО, а так же сохранности контингента нового набора.
Важное преимущество методической разработки состоит в возможности проведения комплексной профилактической психолого-педагогической работы в течение учебного года.
Представленная работа является частью методического обеспечения внеурочной психолого-педагогической работы педагога-психолога.
Она включает входное и повторное диагностические исследования (мониторинг), тренинговые занятия в течение учебного года, профилактические мероприятия, проводимые совместно с социальными партнерами колледжа.
Методическая разработка предназначена для обучающихся 15 – 18 лет.
Методическая разработка может быть использована для психолого-педагогического сопровождения обучающихся первого курса ПОО.
Цель: Создание условий для успешной адаптации, гармоничного развития личности обучающихся первого курса, мотивации на успешное освоение основных и профессиональных компетенций.
Задачи тренинга:
1.Анализ сильных и слабых сторон личности участника, направленный на формирование чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе.
2.Создание благоприятных условий для раскрытия внутреннего потенциала обучающихся и стимулирование их личностных изменений.
3.Формирование взаимопонимания внутри группы.
Продолжительность тренинга – 90 мин.
Материалы для тренинга: ручки, карандаши, чистые листы.
Оснащение рабочего места: оборудованный тренинговый зал.
Ход тренинга
1.Приветствие участников тренинга – 3 минуты.
2. Информация о цели тренинга – 2 минуты.
3. Принятие правил группы на тренинге – 5 минут.
4. Упражнение «Что возьмешь на пикник?»– 10 минут.
Цель: психологическое раскрепощение с целью создания благоприятного климата в группе.
Описание: Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер просит участников представить себе такую ситуацию: вся группа в ближайшие выходные отправляется в лес на пикник, и каждый должен взять с собой один предмет. Название этого предмета должно рифмоваться с его именем.
Первый участник представляется и говорит, что он берет с собой. Например: «Я Руслан, и я возьму чемодан».
Следующий участник повторяет то, что сказал предыдущий, и добавляет про себя. Например: «Это Руслан, он возьмет чемодан, а я Галина, и возьму малину».
Каждый последующий участник повторяет то, что было сказано до него, и добавляет про себя: «Это Руслан, он возьмет чемодан, это Галина, она возьмет малину, а я Миша, я возьму шишек» и т.д.
5.Упражнение «Если я…» – 20 минут.
Цели: овладение навыком принятия обратных связей и приобретение навыка сравнительного анализа.
Описание: Участникам раздается два листа формата А4. На первом листе участники пишут ассоциации о себе. Второй лист подписывается и пускается по кругу. В нем участники пишут свои ассоциации о том человеке, чей лист.
Если «Я»:
Дом
Музыка
Цвет
Погода
Геометрическая фигура
Животное
Время года
Ткань
Страна
Цветок
Игрушка
Время суток
И т.д., по количеству участников.
Далее участники тренинга получив свои листы сравнивают сколько совпадений.
Обсуждение:
С какими трудностями при выполнении упражнения вы столкнулись?
Много ли совпадений?
Как вы думаете, что означают совпадения?
Понравилось или нет вам, как вас охарактеризовали ваши одногруппники? и т.д.
6.Упражнение «Правда или ложь?» – 15 минут.
Цель: усилить групповую сплоченность и создать атмосферу открытости.
Описание: Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаш.
Предложите участникам написать три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна — нет. Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что– нет. При этом все мнения должны обосновываться. Посоветуйте авторам фраз не спешить со своими комментариями и внимательно выслушать догадки разных игроков. Ведь это прекрасная возможность понять, как человек воспринимается со стороны.
7.Упражнение «Рисунок по кругу» – 15 минут.
Цель: снятие психофизического напряжения, сплочение группы.
Описание: Возьмите по листу белой бумаги и выберете самый приятный для себя цвет карандаша. Как только услышите сигнал (хлопок в ладоши), начинайте рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем дальше по кругу до тех пор, пока лист не вернется назад к хозяину.
Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый?
Обсуждение:
Понравилось ли вам то, что получилось?
Поделитесь своими чувствами, настроением?
Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?
8.Упражнение «Рецепт счастья»– 10 минут.
Цель: способствовать осмысление главных ценностей в жизни.
Описание: Представьте, что счастье выдают людям по рецепту. Какой бы рецепт счастья вы им выписали? Составьте такой рецепт, указав основные компоненты счастья (в виде качеств, поступков, навыков и др.)
Затем «рецепты счастья» могут быть, по желанию участников, зачитаны и обсуждены в кругу.
9.Рефлексия– 10 минут.
Цель: актуализация знаний и навыков, полученных на занятии.
Описание: Рефлексия участников тренинга, какие эмоции, впечатления в целом от тренинга, что понравилось, а что не понравилось и т. д. Обратная связь психолога, подведение итогов тренинга, пожелания участникам.
Обсуждение:
Какое настроение было у вас во время занятия?
Какие упражнения и игры особенно понравились, и запомнились? Почему?
Чего, по вашему мнению, не хватало?
Что вы узнали нового или интересного?
Литература:
Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Людмила Анн. – СПб.: Питер, 2006.
Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками : учебн. пособие для вузов / . – М.: Академия, 2003.
Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения : учебн. пособие для вузов / сост., – М.: Ин-т психотерапии, 2005.
5