Тренинг по формированию толерантности обучающихся 5, 6 и 10 классов
ГБОУ средняя общеобразовательная школа №26
с углубленным изучением французского языка
Невского района Санкт-Петербурга
193231, Санкт-Петербург, Товарищеский пр., 28/2, тел/факс 417-54-58
Тренинг
по формированию толерантности
обучающихся 5-6-х и 10 классов
Составители:
Брускова Елена Владимировна
педагог – психолог,
педагог дополнительного образования
Комарова Ирина Леонидовна
методист
Санкт-Петербург
2023
Цель тренинга.
Формирование толерантной личности учащихся.
Задачи тренинга.
познакомить учащихся с понятиями «толерантность» и «толерантная личность», виды толерантности, показать значение толерантного поведения при взаимодействии друг с другом
путём практического включения детей в игровые ситуации учить их быть терпимыми по отношению друг к другу, строить свои отношения на основе сотрудничества, формирование навыков групповой работы
Общие рекомендации по проведению тренингаКоманда тренеров создается на добровольной основе из учащихся старшей школы. Педагоги проводят интенсивный курс подготовки тренеров включающий теорию и практику (3 занятия продолжительностью 60 мин.). Тренинг проводится во внеурочное время. Число участников в группе не должно превышать 15 человек. Тренинг с обучающимися 5-6–х классов рассчитан на 2 занятия продолжительностью по 60 минут. Содержание тренинга может корректироваться в процессе работы с учетом психологических особенностей учащихся 5-6 классов.
Структура тренингаТренинг включает в себя три этапа. Первый этап представляет собой интенсивный курс подготовки ведущих тренинга. Второй этап тренинга - непосредственное проведение игр. Заключительный этап – рефлексия.
1этап. Подготовка старшеклассников – ведущих тренинга.
Структура занятияЗанятие состоит из трех частей:
Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринуждённой доброжелательной атмосферы, повышению сплочённости.
Основная часть.
Рефлексия. Обсуждение полученных результатов, обмен мнениями. Работа «здесь и теперь» с непосредственными чувствами и ощущениями.
Содержание занятий
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
|
1. |
Толерантность. Основное понятие . |
1 час |
|
|
Разминка. Игра «Солнце светит для тех, кто ….» Основная часть. Дискуссия «Что такое толерантность» Рефлексия. Упражнение « на занятии я …» |
15 мин
30 мин
15 мин |
|
2. |
Виды толерантности. Формирование групповой сплочённости . |
1 час |
|
|
Презентация . Толерантность, виды толерантности. Разминка. Игра « Мы с тобой такие разные, потому, что….», «Мы с тобой такие похожие, потому, что….» Основная часть: Игра «Разговор через стекло» Игра «Вавилонская башня» Рефлексия |
10мин
10 мин
15мин 15мин 10 мин |
|
3. |
Толерантная личность. Освоение методики проведения психогимнастических упражнений. |
||
|
1. Анкета для самооценки толерантности. Черты толерантной личности 2. Работа в малых группах. Освоение методики проведения психогимнастических упражнений 3. Рефлексия. Круг обратной связи. |
10 мин
40 мин
10 мин |
1 час |
Всего: |
3 часа |
2 этап. Проведение тренинга с учениками 5-6 -х классов.
Структура занятия: Разминка, основная часть, рефлексия занятия.
Содержание занятий:
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
|
1. |
Толерантность. Групповая сплочённость. |
1 час |
|
|
1. Разминка. Игра «А ты кто?» 2. Основная часть. Игра «Солнце светит для тех, кто ….» Игра «Бег рук» 3. Рефлексия. Упражнение « на занятии я …» 4. Круг обратной связи |
10 мин
15мин
10мин
10 мин 15 мин |
|
2. |
Толерантность. Групповая сплочённость . |
1 час |
|
|
Разминка. Игра « Мы с тобой такие разные, потому, что….», «Мы с тобой такие похожие, потому, что….» Основная часть: Игра «Командное дело» Игра «Передача ритма» 3. Рефлексия 4. Круг обратной связи. 5. Ритуал прощания «Пожелания друг другу» |
10мин
10 мин 10 мин 10 мин 10 мин
10 мин |
|
Всего: |
2 часа |
Учебно-методическая разработка для проведения тренинга по формированию толерантности учащихся 5-6-х и 10-х классов.
1 этап. Подготовка старшеклассников- ведущих тренинга.
Занятие 1.
Разминка. 15 мин
Игра «Солнце светит для тех, кто …»Эта игра способствует развитию чувства сплочённости.
Группа усаживается в тесный кружок. Один из участников убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится на середину круга.
Цель стоящего в центре – снова получить стул, на который можно сесть
Человек в центре круга рассказывает что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он встает и меняется местами с говорившим
Речь каждого выступающего начинается одной и той же фразой : «Солнце светит для тех, кто ..». Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: «Солнце светит для каждого, кто носи голубые джинсы». Со временем игра может персонифицироваться, и тогда называются индивидуальные пристрастия и антипатии. ( Солнце светит для каждого, кто..любит проводить отпуск на море…).
Играйте до тех пор, пока члены группы сохраняют активность.
Подведите итоги. Пусть игроки ответят на следующие вопросы:
Что стало для меня неожиданностью?
Чувствую ли я, что нашёл достаточно «родственных душ»?
Радует ли меня, что между нами так много общего?
Дискуссия «Что такое толерантность» 30 мин
Цели: Сформировать у учащихся представление о толерантности ; развить критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
Задачи: Показать многоаспектовость понятия «толерантность»
Вспомогательный материал: определения толерантности написанные на больших листах ватмана;
Подготовительный этап:
Определение толерантности пишется на одной стороне ватмана «Толерантность – это ….», а на другой – сами определения. Перед началом занятия эти листы крепятся на доску первой стороной. После выступления подгрупп показывается другая сторона.
Определения толерантности:
Сотрудничество, дух партнёрства
Готовность мириться с чужим мнением
Уважение человеческого достоинства
Уважение прав других
Принятие другого таким, какой он есть
Способность поставить себя на место другого
Уважение права быть «иным»
Признание многообразия
Признание равенства других
Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению
Отказ от доминирования, причинение вреда и насилия.
Ход дискуссии:
Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. Определение должно быть кратким и ёмким. Попросите включить в это определение то, что по их мнению, является сущностью толерантности. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников.
После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана. Затем ведущий поворачивает заранее заготовленные определения лицом к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.
Обсуждение: Ведущий задаёт следующие вопросы:
Что отличает каждое определение?
Есть ли что-то , что объединяет какие-то из предложенных определений
Какое определение наиболее удачно
Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»
В процессе обсуждения обратите внимание на следующие моменты:
понятие «толерантность имеет множество сторон
каждое из определений выявило какую-то из граней толерантности.
3. Рефлексия занятия. 15 мин.
Упражнение « На занятии я…..». Каждый из подростков в кругу продолжает фразу, начатую ведущим и отражающую его точку зрения.
В конце каждого занятия можно задавать вопросы, концентрирующие внимание участников на их состоянии, например:
Что вы сейчас чувствуете?
Какими мыслями вы бы хотели поделиться с группой?
Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений?
Что показалось вам наиболее интересным, новым неожиданным?
Рефлексия помогает лучше понять себя, свой внутренний мир, свои поступки, развивается умение слышать и слушать.
Занятие 2. Тема: «Толерантность. Виды толерантности.»
1. Презентация «Толерантность, виды толерантности» 10 мин.
Цель: Знакомство с понятиями «толерантность, виды толерантности».
2.Разминка.
Игра: « Мы такие разные, такие похожие».
Время проведения 10 минут .Цель : осмысление качеств помогающих и мешающих сотрудничеству.
Инструкция: Задание выполняется в парах. Участникам предлагается по очереди говорить друг другу: «Мы с тобой такие разные, потому, что…», «Мы с тобой такие похожие, потому, что…»
3. Основная часть.
1. Игра «Разговор через стекло».
Время проведения 15 минут.
Цель: осмыслить трудности общения между людьми, непонимания друг друга.
Инструкция: нескольким парам учащихся предлагается поговорить невербальными средствами. Этим «стеклом» может быть принадлежность к различным слоям, народам, поколениям.
Варианты возможных ситуаций:
Иностранец в России хочет узнать у прохожего, как пройти к музею, русский не знает языка.
Бедный просит у нового русского пять рублей на хлеб, тот отвечает, что у него купюра 100 долларов.
старушка просит молодого человека перевести её через улицу, молодой человек спешит на свидание.
2. Игра «Вавилонская башня».
Время проведения 15 минут.
Цель: командообразование.
Материалы: цветные маркеры, флипчарт, заготовленные заранее индивидуальные задания.
Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» - листок с такой надписью вручается одному участнику, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» - это задание для следующего участника. « Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т. д.
Условия: участникам запрещается разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Для азарта включается секундомер.
4. Рефлексия
Время проведения 10 минут.
Занятие 3. Толерантная личность. Освоение методики проведения психогимнастических упражнений.
1. Анкета для самооценки толерантности. Черты толерантной личности.
Время проведения 10 минут.
Цель: дать возможность каждому участнику задуматься о том, как стать толерантным человеком, узнать и оценить свои потенциалы и меру толерантности.
№ п/п |
Черты толерантной личности |
A |
B |
|
Наиболее выражены у меня (+) |
Наименее выражены у меня (-) |
Наиболее выражены у толерантной личности |
||
1 |
Расположенность к другим |
|
|
|
2 |
Снисходительность |
|
|
|
3 |
Терпение |
|
|
|
4 |
Чувство юмора |
|
|
|
5 |
Чуткость |
|
|
|
6 |
Доверие |
|
|
|
7 |
Альтруизм |
|
|
|
8 |
Терпимость к различиям |
|
|
|
9 |
Умение владеть с собой |
|
|
|
10 |
Доброжелательность |
|
|
|
11 |
Умение не осуждать других |
|
|
|
12 |
Гуманизм |
|
|
|
13 |
Умение слушать |
|
|
|
14 |
Любознательность |
|
|
|
15 |
Способность к сопереживанию |
|
|
|
Предлагается самотестирование участников тренинга.
Варианты ответов: да (+ 1), нет (- 1), не задумывался (0). Баллы суммируются. Важно получить положительную суммарную оценку своего умения быть толерантным в общении. Учащимся, получившим отрицательный результат, предлагается обсудить проблему.
2. Работа в малых группах .
Время проведения 40 минут.
Цель: освоение методики проведения психогимнастических упражнений.
По выбору группа участников тренинга делится пополам. Каждому участнику даётся карточка с описанием методики упражнения. Проводится коллективное усвоение условий проведения упражнения. В малой группе определяется желающий провести упражнение с остальными участниками. Таким же образом производится реализация упражнения другой малой группы.
3. Рефлексия . Круг обратной связи. 10 минут
2 этап. Тренинг учащихся 5-6-х классов.
Занятие 1. Формирование толерантности, групповая сплочённость
1. Разминка.
Игра «А ты кто?»Время проведения 10 минут.
Цель: знакомство, установление дружеских взаимоотношений, активизация участников тренинга.
Инструкция:
Попросите участников собраться в круг.
Найдите добровольца, который возьмёт на себя роль «тренера памяти».
Один из участников представляется следующим образом: к имени прибавляется прилагательное, начинающееся с той же буквы. Например «Привет, я – замечательная Зина». Желательно, чтобы прилагательное по возможности характеризовало говорящего. Потом игрок спрашивает любого члена группы( кроме непосредственных соседей справа и слева): «А ты кто?».
Тот отвечает: « Привет замечательная Зина, я – обиженный Олег», обращается к следующему и спрашивает: «А ты кто?»
Третий участник говорит: « Привет, обиженный Олег, я – ласковая Лидия». И так продолжается дальше.
В игру включается «тренер памяти». Прежде, чем говорящий задаст вопрос «А ты кто?», «тренер» может указать на одного из ранее представленных игроков и спросить: «А это кто?». В этом случае вся группа должна ответить подобно греческому хору, провозгласив, например: « Это замечательная Зина».
Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не будет представлен и по меньшей мере один раз назван всей группой в общем хоре.
2. Основная часть.
Время проведения 25 минут.
1. Игра «Солнце светит для тех, кто …» Время проведения 15 минут.Эта игра способствует развитию чувства сплочённости.
Группа усаживается в тесный кружок. Один из участников убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится на середину круга.
Цель стоящего в центре – снова получить стул, на который можно сесть
Человек в центре круга рассказывает что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он встает и меняется местами с говорившим
Речь каждого выступающего начинается одной и той же фразой : «Солнце светит для тех, кто ..». Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: «Солнце светит для каждого, кто носи голубые джинсы». Со временем игра может персонифицироваться, и тогда называются индивидуальные пристрастия и антипатии. ( Солнце светит для каждого, кто..любит проводить отпуск на море…).
Играйте до тех пор, пока члены группы сохраняют активность.
Подведите итоги. Пусть игроки ответят на следующие вопросы:
Что стало для меня неожиданностью?
Чувствую ли я, что нашёл достаточно «родственных душ»?
Радует ли меня, что между нами так много общего?
2. Игра «Бег рук».
Цель: формирование группового взаимодействия.
Время проведения: 10 минутИнструкция:
Участники разбиваются на команды по шесть человек.
Каждая команда образует круг. Все игроки вытягивают правые руки к центру и кладут ладони одна на другую.
Теперь участники перекладывают ладони: самая нижняя рука начинает путешествие на верх, за ней следует рука второго игрока, которая теперь оказалась снизу, и. д. Руки должны перемещаться строго по очереди, причем в один и тот же момент двигать рукой может только один игрок.
После того как члены команд начнут работать быстро и слаженно, начинается соревнование между командами: кто быстрее изменит расположение рук. Как только команда успешно завершит перегруппировку, все её игроки должны будут закричать в один голос: «Готово!»
Сыграйте в эту игру два или три раза и в заключение спросите, изменилось ли у играющих ощущения от рук партнёров.
Замечания:
В пылу соревнования часто бывает трудно определить момент окончания состязания, поэтому для удобства можно пометить руку первого игрока, например, крестиком.
Если у вас достаточно времени, проведите соревнования с левыми руками и, что довольно трудно с обеими. В последнем случае руки одного и того же игрока не должны лежать одна на другой.
3. Рефлексия. 10 минут
Упражнение «на занятии я …»
4. Обратная связь тренеров тренинга. 15 минут
Занятие 2. Формирование толерантности и групповой сплочённости.
1. Разминка.
Игра: « Мы такие разные, такие похожие».
Время проведения 10 минут .Цель : осмысление качеств помогающих и мешающих сотрудничеству.
Инструкция: Задание выполняется в парах. Участникам предлагается по очереди говорить друг другу: «Мы с тобой такие разные, потому, что…», «Мы с тобой такие похожие, потому, что…»
2. Основная часть.
1. Игра «Передача ритма»
Время проведения: 10 минут.
Инструкция:
Группа встаёт в тесный кружок.
Участники легко держат друг друга за руки.
Каждый один раз сжимает руку своего соседа справа.
Теперь скажите игрокам примерно следующее: «Сжатые руки - сигнал, который мы будем использовать в игре. Игра начинается, когда я пожму руку своего соседа справа. Когда он почувствует пожатие, то должен передать его направо своему соседу. Так рукопожатие проходит слева направо по кругу, пока не вернётся ко мне. В первый раз мы можем работать совсем медленно и спокойно. Вы можете не торопиться передавать рукопожатие дальше
Когда первый раунд завершён, Вы, можете предложить участникам закрыть глаза и играть так дальше. От раунда к раунду предлагайте слегка ускорить тем игры.
В заключении участники должны сильно сжать руки обоим своим соседям и потом открыть глаза.
Варианты:
«Многократные импульсы»: после того как вы отправили рукопожатие, пошлите вслед за ним второе. Это побудит группу ещё больше сконцентрироваться.
В группе из двенадцати человек Вы можете успеть отправить порядка пяти «импульсов», пока первое рукопожатие не вернётся. В более многочисленной группе одновременно можно пускать ещё больше импульсов. Проверьте, сколько импульсов к Вам на самом деле возвращается. Попробуйте одновременно отправить по импульсу в оба направления.
2. Игра «Командное дело».
Время проведения 10 минут.
Цель: через совместную деятельность сблизить детей, научить сотрудничать .
Нарисовать картину, но всем вместе. В анализе игры подчёркивается, что только терпимость к мнению и желанию товарища может привести к позитивному результату.
3. Рефлексия. Подведение итогов тренинга. 10 мин.
4. Завершающий этап. 20 минут
Круг обратной связи. Ритуал прощания. «Пожелания друг другу».
Литература
« Толерантность: введение в понятие». Авторский коллектив: Р.Н.Акифьева и др., СПб: изд-во Ютас, 2007.
« К толерантности: шаг за шагом». Авторский коллектив под руководством Н.И.Элиасберг, СПб: изд-во Ютас, 2007.
«Толерантность: путь к развитию». Автор-составитель Е.И.Казакова, СПб: изд-во Ютас, 2007.
Воспитание толерантности: приёмы для индивидуальной и групповой работы. Классный час « Что такое толерантность?», « Толерантность», «Все мы разные»; «Толерантная личность». //Классный руководитель.-2006.-№4,-с.77-101.
А.Гурьянов Воспитание толерантной личности// Воспитание школьников. – 2008. -№2-с. 25-28.
Н.И.Дереклеева Модульный курс коммуникативной мотивации учащихся или учимся жить вместе: Классные часы. Беседы. Тренинги. Круглые столы. Деловые игры. – М.: ВАКО, 2004.-122с.-(Педагогика. Психология. Управление).
И.Егорова Школа толерантности, школа дружбы.// Воспитание школьников.- 2008.-39.-с.8.
А.Г.Козлова, Н.Б.Лисовская, М.С.Игнатенко. Обучающий тренинг по формированию толерантности. СПб. Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.
В.Н.Романюта Ты и твои друзья. Учим детей общаться: Методическое пособие для учителей начальной школы, психологов, воспитателей и родителей.-М.: АРКТИ, 2004.-64с.-( Методическая библилтека).
П.Степанов Как воспитать толерантность?//Народное образование.-2001.-№9.-с.91-97.-№10.
Л.Г.Федоренко « Толерантность в общеобразовательной школе» . СПб.:КАРО, 2006.
К. Фопель «Сплочённость и толерантность в группе» . М.: Изд «Генезис», 2003
Т.В.Хабибулина. Толерантность – путь к миру и личности: Материалы к проведению единого урока толерантности. - Лесной. ИМЦУО, 2009.
13