Сценарий учебного занятия по дисциплине ОУД. 03 Математикадля профессии 35.01.01 Мастер по лесному хозяйству на тему «Решение квадратных уравнений с помощью комплексных чисел»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Краевое государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение «Уральский промышленный техникум»
г. Красновишерска Пермского края
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
учебного занятия по дисциплине
ОУД. 03 Математика: алгебра, начала анализа, геометрия
для профессии 35.01.01 Мастер по лесному хозяйству
на тему:
Решение квадратных уравнений с помощью комплексных чисел
Разработала: Ломова Людмила Александровна,
преподаватель
Красновишерск, 2017
Цели:
Образовательные: расширить понятие числа, ввести понятие комплексного числа, действия над комплексными числами, заданными в алгебраической форме.
Воспитательные: прививать интерес к математике, ознакомить обучающихся с историей развития комплексных чисел.
Развивающие: развивать творческое мышление, пространственное мышление, научить применять теоретические знания при решении практических задач, формировать активность и самостоятельность.
Используемые технологии и методы:
- проблемный диалог;
- информационно- коммуникационные технологии.
Тип занятия: комбинированный.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение материала предыдущего занятия.
- Изучение нового материала.
- Закрепление нового материала.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
1.Организационный момент (2 мин).
2. Повторение материала предыдущего занятия (10 мин).
- Множество действительных чисел;
- Множество комплексных чисел;
- Определение и форма записи комплексного числа;
- Изображение комплексного числа на комплексной оси;
- Степени мнимой единицы;
3. Изучение нового материала.
Вопрос группе:
-Как называется картинка, которую вы видите на экране? (Мем).
-Что мы знаем об извлечении корня из отрицательных чисел? (что корень из отрицательных чисел не извлекается).
-А что, если я докажу вам сегодня на уроке, что не так уж этот корень и нереален? А помогут мне в этом числа, с которыми мы познакомились на предыдущем занятии - комплексные числа!
Верно, что во множестве действительных чисел корней из отрицательных чисел быть не может. Об этом нам всем говорили в школе. НО, введение понятия «комплексное число» продвинуло вперед современную математику, а с ней и другие естественные науки.
Так вот, в множестве комплексных чисел корень из -1 извлекается и очень хорошо! Вспомним знакомую нам формулу . Корень из -1= i,
Исследование алгебраических уравнений является одним из важнейших вопросов в математике. Например, действительных корней не имеет квадратное уравнение с отрицательным дискриминантом. Простейшим таким уравнением является уравнение
.
Для того чтобы это уравнение имело решение, необходимо расширить множество действительных чисел путем присоединения к нему корня уравнения
.
Обозначим этот корень через . Таким образом, по определению
, или
,
следовательно,
.
Таким образом, действительных чисел явно недостаточно, чтобы построить такую теорию квадратных уравнений, в рамках которой каждое квадратное уравнение было бы разрешимо. Это приводит к необходимости расширять множество действительных чисел до множества, в котором было бы разрешимо любое квадратное уравнение. Такое множество называется множеством комплексных чисел и обозначается С.
Рассматривать будем на таком примере:
Если говорить о действительных числах, то, вы знаете, что корень из отрицательного числа нельзя извлекать. Однако в комплексных числах можно. Если конкретнее, 2 корня:
Выполним проверку того, что эти корни и права оказываются решением уравнения:
Что и требовалось доказать.
Зачастую используют сокращенную запись, корни записывают в одну строчку в таком виде: .
Такие корни являются сопряженными комплексными корнями.
Теперь вы знаете как можно извлечь квадратный корень из отрицательного числа. Приведем еще несколько примеров:
, ,
,
,
Решим квадратное уравнение .
Первым шагом определим дискриминант уравнения:
В нашем случае дискриминант оказался отрицательным, и в случае с действительными числами у уравнения нет решений, но у нас вариант с комплексными числами, поэтому можем продолжать решение:
Как известно из формул дискриминанта у нас образуется 2 корня:
– сопряженные комплексные корни
Т.о., у уравнения есть 2 сопряженных комплексных корня:
,
Найти корни квадратного уравнения
Решение: на первом месте расположена мнимая единица, и, в принципе, от неё можно избавиться (умножая обе части на ), однако, в этом нет особой надобности.
Для удобства выпишем коэффициенты:
Не теряем «минус» у свободного члена. Уравнение в стандартном виде :
Вычислим дискриминант:
А вот и главное препятствие:
Применение общей формулы извлечения корня осложняется серьёзными затруднениями, связанными с аргументом подкоренного комплексного числа (убедитесь сами). Но существует и другой, «алгебраический» путь! Корень будем искать в виде:
Возведём обе части в квадрат:
Два комплексных числа равны, если равны их действительные и их мнимые части. Таким образом, получаем следующую систему:
Систему проще решить подбором (более основательный путь – выразить из 2-го уравнения – подставить в 1-е, получить и решить биквадратное уравнение). Из 1-го уравнения следуют, что «икс» по модулю больше, чем «игрек». Кроме того, положительное произведение сообщает нам, что неизвестные одного знака. Исходя из вышесказанного, и ориентируясь на 2-е уравнение, запишем все подходящие ему пары:
Очевидно, что 1-му уравнению системы удовлетворяют две последние пары, таким образом:
Не помешает промежуточная проверка:
что и требовалось проверить.
В качестве «рабочего» корня можно выбрать любое значение. Понятно, что лучше взять версию без «минусов»:
Находим корни, не забывая, кстати, что :
Ответ:
Проверим, удовлетворяют ли найденные корни уравнению :
1) Подставим :
верное равенство.
2)Подставим
:
верное равенство.
Таким образом, решение найдено правильно.
4. Закрепление нового материала
Решить уравнения:
1. х2 + (5 – 2i) x + 5(1– i) = 0;
2. х2 + (1 – 2i) х – 2i = 0;
3.
5. Рефлексия
- Мне больше всего удалось…
- Для меня было открытием то, что …
- Что на ваш взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
6. Домашнее задание
- Составить конспект на тему «Тригонометрическая форма записи комплексного числа»;
- Решить уравнения:
z^2-2z+5=0
z^2+3z+6=0
z^2-4z+25=0
3z^2-3z+3=0