Сценарий учебного занятия по дисциплине ОУД. 03 Математика для профессии 35.01.01 Мастер по лесному хозяйству на тему: Решение показательных уравнений
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Краевое государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение «Уральский промышленный техникум»
г. Красновишерска Пермского края
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
учебного занятия по дисциплине
ОУД. 03 Математика: алгебра, начала анализа, геометрия
для профессии 35.01.01 Мастер по лесному хозяйству
на тему:
Решение показательных уравнений
Разработала: Ломова Людмила Александровна,
преподаватель
Красновишерск, 2018
СОДЕРЖАние
1. Пояснительная записка…………………….………………….………………..3
2. План проведения занятия………………………………………….. …………5
3. Конспект занятия ……………………………………………………………….9
4.Литература ……………………..…..…………………………………………27
Приложение А…………………………………………………………………...28
Приложение Б …………………………………………………………………...32
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятие на тему «Решение показательных уравнений» предусмотрено рабочей программой учебной дисциплины ОУД.03 «Математика: алгебра, начала анализа, геометрия» по профессии 35.01.01 «Мастер по лесному хозяйству» и является логическим продолжением изучения темы «Корни, степени и логарифмы». Параллельно урок позволяет закрепить полученные знания на предыдущих занятиях темы «Показательная функция: ее свойства и график». При подготовке занятия учитывается небольшая численность группы – 15 человек, возрастные особенностями обучающихся и уровень подготовки.
Целью создания методической разработки является презентация опыта работы преподавателя по обеспечению условий для полноценной деятельности обучающихся на уроке (мотивации, созданию учебных ситуаций, рефлексии) в рамках изучения учебной дисциплины и оказании методической поддержки педагогам в проектировании компетентностно-ориентированного урока теоретического обучения.
Структура урока построена так, что преподаватель может охватить всех обучающихся, проконтролировать степень усвоения: устные упражнения, фронтальный опрос, работа у доски, работа с раздаточным материалом, работа с индивидуальными заданиями. Учебные цели урока развивают навыки по самостоятельной работе с материалами урока, формируют навыки ответственности за проделанную работу, умение работать в команде.
Разработка урока содержит педагогический, методический и психологический аспекты учебного занятия. В педагогической структуре определен тип занятия, поставлены цели обучения, воспитания, развития обучающихся, формируемые компетенции, приведены используемые средства обучения, сформулированы требования к результатам освоения программы учебной дисциплины. Методическая структура занятия включает ход учебного занятия, организационный, целевой, содержательный компоненты (деятельность педагога и деятельность обучающихся), а также процессуальный компонент, содержащий методы, средства и формы обучения на занятии. В ней регламентированы организационно - мотивационный этап, этап самостоятельной работы по получению информации и нового опыта деятельности, рефлексивно-оценочной этап.
В приложении представлены материалы, способствующие реализации поставленных целей и задач урока: раздаточный материал для работы в подгруппах, тестовые задания для закрепления знаний и умений.
Полученные знания и умения на данном уроке обучающиеся в дальнейшем смогут применить при изучении таких дисциплин как физика, химия и биология.
Методическая разработка предназначается в качестве дидактического материала для преподавателей общеобразовательных дисциплин при проведении урока в учебных группах. Разработка поможет преподавателям более эффективно организовать самооценку, групповую и индивидуальную работу обучающихся.
План проведения занятия
Тема «Корни, степени и логарифмы»
Дисциплина: Математика
Группа: 10- мастер по лесному хозяйству
Цели занятия:
- Образовательные: познакомить студентов с определением показательного уравнения и основными методами решения простейших показательных уравнений; формировать умения и навыки правильно определять и применять эти методы при решении конкретных показательных уравнений.
- Развивающие: применять сформированные знания, умения и навыки в конкретных ситуациях; развивать логическое мышление, математическую речь, самостоятельную деятельность студентов, умения анализировать, обобщать, делать выводы, умозаключения.
- Воспитательные: формировать познавательный интерес к дисциплине; воспитывать культуру общения, умение работать в коллективе, взаимопомощи, воспитывать навыки самостоятельности и саморазвития, взаимоконтроля.
Задачи урока:
- Получить знания о типах показательных уравнений;
- Получить знания о методах решения показательных уравнений;
- Продолжать отрабатывать навыки работы в группах.
Формируемые компетенции:
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Вид занятия: комбинированный.
Тип занятия: урок освоения новых знаний и умений.
Время занятия: 45 минут.
Методы обучения: словесный; наглядный (мультимедийная презентация); проблемная задача; частично-поисковый (эврестический).
Способ организационной деятельности: фронтальная, индивидуальная и групповая работа.
Материально-техническое и методическое оснащение урока: мультимедийная система, презентация, теоретический раздаточный материал для подгрупп.
Внутримпредметные связи: «Уравнения и неравенства», «Функции и их графики».
Межпредметные связи: физика, химия, биология.
Изучив тему, обучающиеся должны:
Знать:
- определение показательного уравнения;
- методы решения показательных уравнений;
- классификацию типов показательных уравнений по методу решения.
Уметь:
- решать показательные уравнения различными способами;
- организовать свою работу внутри группы;
- анализировать полученную информацию;
- уметь проводить взаимоконтроль и самоконтроль учебной деятельности.
1. Организационный момент ( 1 мин.)
взаимные приветствия преподавателя и студентов; фиксация отсутствующих в учебном журнале; проверка подготовленности студентов к занятию, эмоциональный настрой студентов на работу.
2. Актуализация знаний ( 6 мин.)
Дидактическая задача – воспроизведение опорных знаний предыдущего урока.
Метод и форма проведения: фронтальный опрос. По завершении опроса краткое рецензирование их ответов.
3. Мотивация к учебной деятельности. Определение темы, постановка целей и задач занятия совместно с обучающимися. ( 5 мин.)
Дидактическая задача-возбуждение интереса к материалу, пробуждение творческой мысли, осознанное принятие учащимися цели познавательной деятельности.
Дидактическая задача – воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания.
Метод и форма проведения: фронтальный опрос.
4. Изучение нового материала ( 10 мин. )
Дидактическая задача - изучение оптимального объема материала, формирование умения пользоваться приобретенными знаниями на практике.
Метод и форма проведения: самостоятельная работа студентов с раздаточным материалом (самостоятельное изучение нового материала), словесное изложение, изложение с максимальной наглядностью.
5. Первичная проверка и закрепление изученного материала ( 5 мин. )
Дидактическая задача - установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.
Метод устных упражнений, решение уравнений у доски.
6. Закрепление изученного материала ( 15 мин.)
Дидактическая задача - анализ и оценка успешности достижения цели.
Метод: индивидуальное решение тестовых заданий по вариантам.
7. Рефлексия ( 2 мин.)
Дидактическая задача - результативность занятия.
Метод: Написание синквейна.
8.Задание на дом, инструктаж по его выполнению ( 1 мин.)
Составить 3 показательных (решаемые любым методом) и решить их.
9.Литература необходимая для подготовки к занятию.
Справочный материал, конспект урока.
Учебники:
1. Учебник М. И . Башмаков «Алгебра» для СПО;
2. «Алгебра и начала анализа» учебник А.Н. Колмогорова;
3. Тесты по алгебре и началам анализа для 10-11 классов СМИО ПРЕСС.
Интернет-ресурсы:
1. решу егэ.ру
Конспект занятия
Этап урока |
Время |
Ход урока |
|||||||||||||||||||||||||
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||
1. Оргмомент
.Актуализация знаний
3. Мотивация к учебной деятельности
определение темы
постановка цели
составление плана работы |
1 мин.
6 мин.
5 мин.
|
П: Добрый день, уважаемые студенты! Я очень рада видеть вас сегодня на уроке математики. Сейчас вам предстоит напряженная интеллектуальная творческая деятельность. Сегодня на занятии у нас присутствуют гости – преподаватели, которые вместе с вами попробуют проверить свои знания в области математики и вместе с вами оценить их.
П: Прежде чем приступить к изучению нового материала давайте проверим вашу готовность к уроку, ответив на вопросы по пройденному материалу. Устный фронтальный опрос по теме: «Показательная функция и ее свойства».
2.Какие из перечисленных ниже функций являются показательными?
3.Назовите основные свойства показательной функции? (Область определения- множество действительных чисел; область значений- множество положительных чисел; при а>1 функция возрастает, при 0<а<1 функция убывает.) 4.Выберите возрастающие функции: 1)у=4х 6) у=(2) -Х 2)у=(12)Х 7)у=(23)Х 3)у=3Х 8)у= 0,9Х 4)у=(0,1)Х 9) у=(5)Х 5)у=(47) - Х 10) у=(13)Х (1,3,5,9)
6. Укажите вид графика для функции у =πх и у =0,48х
(у=πх – график слева, у=0,48х- график справа.)
П: А теперь посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь изображены равенства:
Как называются эти равенства? (Уравнения) Что значит решить уравнение? (Решить уравнение - означает найти все его корни или установить, что их нет.) Разбейте эти уравнения на две группы. По каким критериям вы разбили данные равенства на группы? Как вы думаете, как будут называться уравнения, у которых в показателе степени переменная? (показательные) Как вы думаете, как будет звучать тема нашего сегодняшнего занятия? (Показательные уравнения) Исходя из темы нашего урока, сформулируйте цель, которую вы должны достигнуть в конце нашего занятия |
Настраиваются на работу
Повторяют пройденный материал, используют конспекты
Отвечают на вопросы
Просматривают равенства и на основании выдвинутой характеристики разбивают их на группы.
Записывают в тетради тему урока |
||||||||||||||||||||||||
|
Определяют цель работы |
||||||||||||||||||||||||||
|
Для того, чтобы достичь цели, необходимо составить план работы: 1.Определение показательных уравнений 2. Методы решений показательных уравнений 3.Решение показательных уравнений 4. Выполнение проверочной работы |
Высказывают предложения |
|||||||||||||||||||||||||
4. Изучение нового материала
объяснение определения показательного уравнения
краткий комментарий по работе с раздаточным материалом
работа в подгруппах
5. Первичное закрепление знаний и умений
6. Закрепление изученного материала
|
10 мин.
5 мин.
15 мин.
|
В презентации в столбик записаны слова: хочу, могу, умею, делаю. П: Перед тем, как мы приступим к изучению нового материала, посмотрите на слайд. Пусть девизом вашей работы на уроке сегодня станут эти слова. ХОЧУ: я хочу пожелать вам, ребята, увеличить объём своих знаний в 2 раза; хочу пожелать вам «Ни пуха, ни пера!». МОГУ: сообщаю, что на уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться. УМЕЮ: мы умеем применять с вами разные методы для решения показательных уравнений. ДЕЛАЮ: делаем каждый себе установку «Понять и быть тем первым, который увидит ход решения».
Уравнение, где переменная содержится в показатели степени, называется показательным.
Например, Решение показательных уравнений в основном сводится к решению уравнения , где Известно, что показательная функция при и либо возрастает, либо убывает. Поэтому каждое свое значение у она принимает только при одном значении аргумента х. Следовательно, из равенства , где и - некоторые функции, следует равенство Этим утверждением и руководствуются при решении показательных уравнений.
2. Способы решения показательных уравнений Сейчас мы распределимся по подгруппам и я дам каждому члену подгруппы опорный конспект, по которому вы изучите один из методов решения показательного уравнения. Изучив метод решения уравнения теоретически приступаете к практическому применению, разбираете решенные примеры в опорном конспекте. Если возникают вопросы, обращаетесь к учителю. Задача каждой подгруппы, за определенное количество времени, разобрать решение одного из видов показательных уравнений и объяснить его решение у доски студентам других подгрупп. (см. приложение А).
Оцените работу каждого из вашей подгруппы и прокомментируйте его деятельность. Кого вы хотели бы отметить? И за что?
Я хочу начать с притчи “Однажды молодой человек пришел к мудрецу. Каждый день по пять раз я произношу фразу: “Я принимаю радость в мою жизнь” Но радости в моей жизни нет. Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил “Назови, что ты выбираешь из них”. “Ложку”, – ответил юноша. Произнеси это 5 раз”. “Я выбираю ложку”, послушно произнес юноша 5 раз. “Вот видишь, – сказал мудрец, повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо…”Что же надо? Надо протянуть руку и взять ложку. Вот и вам сейчас надо взять свои знания и применить их на практике. Определить метод решения показательных уравнений и решить их на доске. К доске выходят студенты решать эти уравнения.
2) Внимательно проанализируйте ход решения уравнения и найдите ошибки. 1. 64х – 8х – 56 = 0 (82)х– 8х – 56 = 0; 8х = у; у2 – у – 56 = 0; D = 1 - 4·(-56) = 1 + 224 = 225 = 152. у1,2 = 1±152; у1 = -7; у2 = 8 8х = -7; 8х = 81; х = -78 х= 1 Ответ: х = -78 , х= 1.
х-3 = -1 х=3-1 х=2 Ответ: х=2 3) Заполните пропуски при решении данного уравнения (на доске). 52-4х=25х+3 Решение: 5⋯=⋯2х+3 ⋯3-4х=52х+6 3 – 4х = ⋯-2х=6-⋯ -6х = х = 3: х = Ответ: - 0,5. 6,01х2+2х=1 Решение: 6,01х2+2х=6,01⋯; ⋯=0; ⋯∙х+⋯=0; х = 0 или ⋯=0 ; х = - 2; Ответ: 0 и -2.
П: как говорил известный американский математик А. Ниве: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед», поэтому сейчас мы будем работать индивидуально. Каждый из вас получит небольшой тест, который содержит задания на все методы решения показательных уравнений. На обратной стороне имеется картинка, на которой вы отмечаете верные ответы. По горизонтали - номера вопросов, а по вертикали - ответы. Отметьте верные ответы и соедините все точки, начиная с 1 и до последней. Правильно решив тест, вы получите эмоцию, которая, я надеюсь, отражает ваше отношение к сегодняшнему уроку. Тест (см. приложение Б) 1 вариант 1.Найдите корень уравнения: 27х = -27 а) нет корней б) – 1 в) 0 2. Найдите корень уравнения: 9 -9+х=729 а) -6 б) 12 в) -12 3. Найдите корень уравнения: (14)х-3 = 64 а) 6 б) 9 в) 0 4. Найти сумму корней уравнения а) 1 б) -1 в) 9 5. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения 43х+2= (12)2х а) -0,5;1 б) (5; 7) в) 2; 3
2 вариант
1. Найдите корень уравнения: 125х = -125 а) нет корней б) 3 в) 5 2. Найдите корень уравнения: 5 3 - х=125 а) -3 б) 0 в) -1 3. Найдите корень уравнения: (17)х-3 = 49 а) - 3 б) 5 в) 1 4. Найдите сумму корней уравнения 5х2-3х+2=1 а) – 2 б) 3 в) - 3 5. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения 9х= (13)3х-5 а) 1;3 б) (0; 1) в) 2; 3
|
Записывают в тетради определение показательного уравнения
Студенты внимательно изучают раздаточный материал и приступают к проведению исследования представленного материала.
Проходит защита заданий каждой подгруппой. Участники остальных подгрупп внимательно слушают объяснения, записывают примеры решения уравнений и задают вопросы если что-то не понятно.
Один студент из подгруппы у доски решает уравнения, все остальные студенты решение уравнений записывают в тетрадь. Выполняют задание в подгруппе, ответ дает один из подгруппы.
Решают тест по вариантам. Сверяют ответы со слайдом.
|
||||||||||||||||||||||||
7. Рефлексия
8. Домашнее задание
|
2 мин.
1 мин.
|
П: Наш урок подходит к концу. Сегодня вы очень плодотворно потрудились, ваша работа, конечно же, будет оценена. А сейчас я предлагаю проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемой теме – написать синквейн.
Правила написания синквейнов: Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях (cinq (фр.) – пять, veine (фр.) – поэтическое настроение).
После выполнения задания подгруппа зачитывает получившиеся синквейны.
П: Дома я предлагаю вам составить 3 показательных (решаемые любым методом) и решить их.
|
Правила написания синквейнов проецируются на экран.
Пишут синквейн в подгруппе.
Записывают домашнее задание.
|
Используемая литература:
Основная:
1. Алгебра и начала анализа, учебник и задачник, А.Г.Мордкович , Мнемозина, Москва 2012 год
2. Алгебра и начала анализа,Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.Н. Колмогоров. Просвещение, 2014 г.
Дополнительная:
1.Богомолов Н.В. Сборник задач по математике.- М.: Дрофа, 2003
2. Тесты по алгебре и началам анализа для 10-11 классов, Санкт-Петербург, СМИО ПРЕСС, 2011г.
3. Учебник «Алгебра и начала математического анализа» для 10-11 классов, Москва, «Просвещение», 2013г., авторы: Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин и др.
Интернет-ресурсы:
1. решу егэ.ру
2. www.urokimatematiki.ru
Приложение А
1. ПРИВЕДЕНИЕ К ОДНОМУ ОСНОВАНИЮ ( 1 подгруппа)
- Уравнения вида
Уравнение равносильно уравнению .
Пример 1. Решите уравнение .
Решение. ;
;
;
;
.
О т в е т: 3.
- Уравнения вида
Воспользуемся определением нулевой степени: . Исходное уравнение равносильно уравнению . Из этого уравнения следует равенство .
Пример 1. Решите уравнение 29х-4=1
Решение. 29х-4=1;
29х-4=20;
9х-4=0;
9х=4;
х=.
О т в е т: .
- Уравнения вида
В уравнении разные основания, нужно привести к одному основанию. Уравнение равносильно уравнению .
Пример 1. Решите уравнение 62х-8=216х.
Решение. 62х-8=216х ;
62х-8=(63)х
62х-8=63х
2х-8=3х
2х-3х=8
-х=8
х=-8
О т в е т: -8.
2. ЗАМЕНА ПЕРЕМЕННОЙ ( 2 подгруппа)
Решение этого вида уравнений сводится к квадратным.
Пример 1. Решите уравнение: 22x – 6*2x + 8 = 0.
Определить возможность переписать данное уравнение в новом виде, позволяющем ввести новую переменную.
Заметим, что 22х =(2x)2,
тогда введем новую переменную y = 2x,
получим квадратное уравнение y2 – 6y + 8 = 0,
решим это уравнение относительно переменной y.
D= 4, следовательно квадратное уравнение имеет два различных корня
y1= 4,y2 = 2.
Решаем полученные показательные уравнения
2x = 4 , 2x = 2.
2x = 4, 2x = 22 , x = 2.
2x = 2, 2x = 21 , x = 1.
Ответ: x1 = 2, x2 = 1.
Пример 2. 9х - 4∙3х-45=0
Т.к 9х =(32)х, тогда получим уравнение вида:
(32)х - 4∙3х - 45=0
Замена: 3х=у, у>0
у2 – 4у – 45 =0
D=196
у1 = -5(не удовл. условию у>0)
у2 = 9
3х = 9
3х = 32
х=2
Ответ: х=2
3. ВЫНЕСЕНИЕ ОБЩЕГО МНОЖИТЕЛЯ ЗА СКОБКИ (3 подгруппа)
За скобки выносят член с наименьшим показателем степени. Чтобы найти многочлен, заключенный в скобки, надо каждый член многочлена, стоящего в левой части уравнения, разделить на вынесенный множитель. Деление осуществляется по правилам деления степеней с одинаковыми показателями. Выносить за скобки можно степень с любым показателем, но удобнее всего в качестве общего множителя вынести степень с наименьшим показателем если основание a>1, с наибольшим — при a<1.
3х+1 - 2∙3х=9
3х∙3 - 2∙3х=9
Вынесем за скобки общий множитель с наименьшим показателем 3х
3х( 3-2)=9
3х∙1=9
3х = 9
3х = 32
х=2
Ответ: х=2.
Приложение Б
1 вариант
- Найдите корень уравнения: 27х = -27
а) нет корней б) – 1 в) 0
- Найдите корень уравнения: 9 -9+х=729
а) -6 б) 12 в) -12
3. Найдите корень уравнения: (14)х-3 = 64
а) 6 б) 9 в) 0
4. Найти сумму корней уравнения
а) 1 б) -1 в) 9
5. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения
43х+2= (12)2х
а) -0,5;1 б) (5; 7) в) 2; 3
2 вариант
- Найдите корень уравнения: 125х = -125
а) нет корней б) 3 в) 5
- Найдите корень уравнения: 5 3 - х=125
а) -3 б) 0 в) -1
3. Найдите корень уравнения: (17)х-3 = 49
а) - 3 б) 5 в) 1
4. Найдите сумму корней уравнения 5х2-3х+2=1
а) – 2 б) 3 в) - 3
5. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения
9х= (13)3х-5
а) 1;3 б) (0; 1) в) 2; 3
ответы к тесту:
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
В-1 |
а |
б |
в |
б |
а |
В-2 |
а |
б |
в |
б |
а |
На обратной стороне имеется картинка, на которой вы отмечаете верные ответы. По горизонтали - номера вопросов, а по вертикали - ответы. Отметьте верные ответы и соедините все точки, начиная с 1 и до последней.
Получается улыбка, как показано на рисунке.