12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
светлана957
учитель-дефектолог. логопед. люблю путешествовать по России, в свободное время-выращиваю овощи. хобби- исторические книги.
Россия, Хабаровский край, г. Бикин

«Ум ребенка находится на кончике его пальцев»

В.А.Сухомлинский






Учебно-игровое коррекционное пособие

«Дерево»


Цель:

 - Совершенствование практических умений и навыков обучающихся с ОВЗ в работе с нестандартными материалами

-Развитие воображения, мышления, внимания, мелкой моторики рук, стремление к самостоятельности, аккуратности.

Задачи:

Образовательные: расширение кругозора, стимулирование познавательной активности; развитие стремления к поисково-познавательной деятельности, применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;

Коррекционно-развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять; воображения, фантазии, творческих способностей; совершенствование артикуляционной и мелкой моторики; развитие тактильной чувствительности рук.

Воспитательные:  формирование позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание коллективизма; умения доводить начатое дело до конца.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества;




составитель: учитель-дефектолог КГКОУ ШИ № 10

Бабий Светлана Ивановна





г.Бикин

Хабаровского края




Пояснительная записка


В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в умственном, психомоторном и речевом развитии. Мелкая моторика –это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом.

Выдающиеся ученые так говорили о взаимосвязи мелкой моторики и мозга:«Речевые области мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка.» М. М. Кольцова              

Соответственно, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности  движений пальцев рук. Поэтому важно создать условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Совершенствование мелкой моторики –это совершенствование речи.

Категория умственно отсталых детей представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой являются психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения, а также, в разной степени тяжести, нарушения всех сторон психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления. Особенно затруднены у умственно отсталых детей тонкие дифференцированные движения рук и пальцев: дети с трудом научаются шнуровать ботинки и завязывать шнурки, застегивать пуговицы, они часто не соизмеряют усилий при действиях с предметами: либо их роняют, либо слишком сжимают, дергают. Исследованием выявлены значительные нарушения моторики пальцев рук. Изучение кинестетического и динамического праксиса пальцев рук показало, что у всех учащихся отмечается снижение двигательной памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую. Часто у обучающихся специальных ( коррекционных ) школ встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса, что выражается в повышении или снижении тонических рефлексов. Это, в свою очередь, ведет к застыванию умственно - отсталых детей в неудобной позе или невозможности удержать руки в определенном положении.

Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.

Эффективным средством включения обучающихся с ОВЗ в процесс деятельности является игровая деятельность, которую можно систематически применять на уроках, на разных его этапах. Известный психолог Д. Б. Эльконин подчёркивал, что ни один другой вид деятельности не образует вокруг себя такого мощного "педагогического поля". Увлечённые игрой, дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания и умения. Игры способны сделать урок более содержательным и интересным.

Я работаю в государственном казенном образовательном учреждении, реализующим адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 10» в должности учителя- дефектолога.

Как правило, ребенок приходит на коррекционные занятия после уроков, отсидев за школьной партой целый день. Поэтому я не стремлюсь к тому, чтобы обстановка на занятиях была приближена к обычным урокам, а стараюсь максимально использовать игровые приемы, коллективные формы работы. Огромное значение на своих занятиях я уделяю дидактическим играм.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Их применение направлено на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников с ОВЗ определяется рядом причин:

игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С.Выготский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;

освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;

имеются особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, значительные недостатки представлений, ограниченность воображения; непоследовательность мыслительных операций. Т.е дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;

недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу.


Игра должна быть не самоцелью, а средством развития интереса к учебе. При организации игр необходимо придерживаться следующих принципов:

правила игры должны быть простыми и точно сформулированными, а материал игры посилен для всех детей;

дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию;

в игре должен принимать активное участие каждый ребенок, т.е. игра создает оптимальные условия для достижения зоны ближайшего развития ;

выделение достижений каждого ребенка во время игры, подчеркнув успехи отстающих детей.

главный же принцип в работе с такими детьми – её практическая направленность. И обучение, и воспитание должны всемерно содействовать выявлению возможностей, позволяющих подготовить детей к доступным для них видам труда, а также социальной адаптации среди людей.

Вашему вниманию предлагаю дидактическую игру с обобщенным названием «Дерево», которая помогает детям с ОВЗ исследовать предметы окружающего мира с помощью пуговиц.

ЦЕЛЬ:

 - Совершенствование практических умений и навыков обучающихся с ОВЗ в работе с нестандартными материалами и оборудование.

-Развитие у детей воображения, памяти, мышления, внимания, мелкой моторики рук, стремление к самостоятельности, аккуратности.

Данная игра решает многоплановые задачи:

1.Образовательные: расширение кругозора, стимулирование познавательной активности; развитие стремления к поисково-познавательной деятельности, применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;

2.Коррекционно-развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять; воображения, фантазии, творческих способностей; совершенствование артикуляционной и мелкой моторики; развитие тактильной чувствительности рук.

3.Воспитательные:  формирование позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание коллективизма; умения доводить начатое дело до конца.

4.Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества;







Ожидаемые результаты:

- формирование положительной учебной мотивации;

-положительная динамика уровня учебно-познавательной деятельности;

- снижение уровня эмоционального напряжения;

-развитие познавательных процессов (памяти, внимания, воображение, мышления)



Рекомендованный возраст: начальные классы школы 8 вида

Тип занятий-индивидуальное, подгрупповое коррекционно-развивающее занятие логопеда/дефектолога/

Длительность игры зависит от индивидуальных особенностей ребенка, мотивационного компонента, темпа его развития, зоны ближайшего развития, настроения. Длительность игры обучающихся с ОВЗ начальной школы-не более 15- 20 минут.

В игру входит: полотно белого цвета(картон обшитый белым материалом) с пришитыми пуговицами разного диаметра, цвета, фактуры; фигурки из разноцветного фетра с вырезанными отверстиями под пуговицы- дерево, ежик, мышь, медведь,2 птички,солнце, тучки, трава.

В игру можно играть индивидуально с одним ребенком, с двумя детьми. Игра может быть использована как самостоятельное занятие, так и дополнение при изучении лексических тем; в качестве сюрпризного момента или коррекционной минутки.

Варианты игры:

Дидактическая игра «Полёт птички» «Где лежит яблоко(груша)?»

Цель: создать условия для формирования умения свободно ориентироваться на плоскости; применять в активной речи пространственные предлоги.

Задачи:

закрепление пространственного и семантического значения предлогов «в», «из», «на», «по», «между», «над», «под»

развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции

Игровые правила: правильно определить местоположение птички, фрукта

Ход игры:

Вариант 1.Ведущий называет действия птички: «птичка села на ветки дерева справа», «птичка села на траву слева от дерева» «яблоко упало справа от дерева». Посади птичку на левой/правой/ стороне дерева.Закрепи солнышко в левом/правом/ верхнем углу картины.

Игрок это действие выполняет.

Вариант 2.Ведущий сам определяет местоположение птички (фрукта), а игрок называет это местоположение. Например: « птичка летает справа от дерева», «груша лежит между деревом и медведем»

Планируемые результаты: обучающийся научится свободно ориентироваться на плоскости, употреблять в речи пространственные предлоги.

t1612761827aa.jpgt1612761827ab.jpg

2. Дидактическая игра «Найди одинаковые пуговицы»

Цель: создать условия для формирования умения свободно ориентироваться на плоскости, применять в активной речи качественные прилагательные, пространственные предлоги.

Задачи:   

-закреплять знание цвета, формы и размера пуговиц,

- развивать мелкую моторику рук, воображение.

- совершенствование пространственных отношений: за, перед, между, вверху, внизу

Игровые правила: правильно определить местоположение заданной пуговицы

Ход игры:

Ведущий задает вопрос:

-«Найди 3 (2) одинаковые по цвету пуговицы. Назови их цвет и определи размер»

-«Найди все маленькие пуговицы. Назови их цвет»

-«Назови пуговицу, расположенную справа от…, слева от…, под…, над…, перед…, после…, в правом верхнем углу, между …,  в центре»

Игрок отвечает на вопрос, используя предлоги пространственного значения

Планируемые результаты: обучающийся научится свободно ориентироваться на плоскости, употреблять в речи пространственные предлоги, качественные прилагательные.

t1612761827ac.jpgt1612761827ad.jpg

3.Дидактическая игра «Чей,чья,чьи?»

Цель: создать условия для активации словаря обучающегося по теме «Дикие животные», формирования умения применять в активной речи притяжательные прилагательные.

Задачи:

закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные»

создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам

закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные

развивать способность разбивать обьект на составные части, выделять детали, которые раньше полностью игнорировались

развитие мелкой моторики рук.

Игровые правила: правильно образовывать притяжательные прилагательные

Ход игры:

Вариант 1.Ведущий называет местоположение животного. Ребенок прикрепляет персонаж на картине. Ведущий задает вопрос «Чьи коричневые глазки?» «Чей серый хвостик?» «чей черный носик?» «чьи коричневые лапки?» игрок должен ответить, используя в активной речи притяжательное прилагательное «Это медвежьи лапы», «Это мышиный хвост»

Вариант 2.Ведущий сам определяет местоположение птички (фрукта), а игрок называет это местоположение. Например: « птичка летает справа от дерева», «груша лежит между деревом и мишкой»

Планируемые результаты: обучающийся научится отвечать на вопрос распространенным предложением, употреблять в речи притяжательные прилагательные.



t1612761827ae.gif
t1612761827af.jpg

4 игра-инсценировка «Сказка о дружбе»

Цель: создать условия для развития эмоциональности, формирования умения фантазирования, сочинительства. Дать представление о добрых и злых поступках, принятых в нашем обществе.

Задачи:

-совершенствование коммуникативных способностей, артистизма, умения составлять рассказ, участвовать в диалоге,

-развитие творческого воображения,фантазирования ребенка с ОВЗ.

- создать условия для формирования умение инсценировки по заданной сюжетной линии

-разьяснение переносного смысла пословиц, развитие морально-нравственных ценностей.

Игровые правила:

Жило-было дерево. Оно одно росло на полянке среди травы. Ему светило солнышко, овевал ветер, умывал дождик.

У дерева не было друзей, не с кем было поговорить, поделиться радостными новостями и своими проблемами.

Однажды, когда на небе ярко светило солнышко, мимо бежал ежик, устало неся яблоко на спине.

-Дерево,укрой меня листочками от палящего солнца, дай отдохнуть в тени!

-Пожалуйста, отдыхай!

Передохнул еж, набрался сил, и побежал домой.

Тут мимо дерева бежала мышка-норушка. Устала сильно.

-Дерево, можно я отдохну под твоими листьями?

-Отдыхай мышка, чувствуй себя как дома.

Вдруг ветер нагнал тучки и пошел сильный дождь. К дереву прилетели две мокрых насквозь птички.

-Дерево, можно мы спрячемся от дождя в твоей кроне, высушим свои перышки?

-отдыхайте, пожалуйста, птички,- ответило дерево.

Из лесной чащи, стоящей на опушке к дереву подошел косолапый медведь.

-Дерево, а я тебя сейчас сломаю ,- пригрозил мишка.

Заплакало дерево.

Вдруг, откуда ни возьмись появились птички; они стали кружить над медведем и отвлекать его. Прибежала мышка и принялась громко пищать на медведя. Прикатился ежик и своими иголками начал больно колоть медведя в лапы.

Мишка испугался и убежал. Дерево было спасено. Оно радостно зашелестело листочками и поблагодарило:

-Спасибо,друзья,Вы спасли меня. Друг познается в беде. Истинное отношение друзей к тебе можно узнать только в сложных для тебя ситуациях.

Так дерево обрело настоящих друзей.

t1612761827ag.jpg

t1612761827ah.jpg

Планируемые результаты:

- снижение уровня эмоционального напряжения;

- совершенствование морально-нравственных качеств, умения приходить на помощь в трудных жизненных ситуациях;

- развитие познавательных процессов (памяти, внимания, воображение, мышления)

- создание положительного эмоционального отклика в ответ на проблемы окружающих;

- развитие мелкой моторики пальцев рук


Подводя итог, можно сказать, что игры с пуговицами способствуют развитию воображения, внимания, усидчивости, зрительно-моторной координации, тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

Анализ деятельности работы по игре «дерево» позволяет сформировать следующий вывод: Данный работа была проведена для того, чтобы обогатить арсенал средств для полноценного коррекционного воздействия на ребенка, обратить внимание специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, на возможность использования в коррекционно-образовательной работе не только готовых, но и самодельных игр. Наблюдения подтвердили эффективность их включения в работу с детьми. Эти игры, делают занятия увлекательными, веселыми и высокоэффективными.

развитие мелкой моторики

Список литературы:

1.Гальперин П.Я. Теория поэтапного формирования умственных действий формирования умственных действий –М.,1988.

2.Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. Коррекционно – развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике// Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии. – 2002. - №1. -24с.

3.Галкина Г.Г., Дубынина Т.И. Пальцы помогают говорить: коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М.:


4. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе:/ А. Б. Плешакова// Современные проблемы философского знания. Пенза,  2002. Т. вып. 3


5. О.А. Степанова Профилактика школьных трудностей у детей: Метод. Пособие. – М.: Сфера, 2003



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.