Учебно-игровое коррекционное пособие «Солнышко»
«Игра-пространство «внутренней социализации» ребенка, средство
усвоения социальных установок»
Л.С.Выготский
Учебно-игровое коррекционное пособие
«Солнышко»
Цель:
- Совершенствование лексико-грамматического строя речи обучающихся с ментальной инвалидностью
-Развитие воображения, мышления, внимания, мелкой моторики рук, стремление к самостоятельности, аккуратности.
-Формирование навыков определения времени по часам
Задачи:
Образовательные: расширение кругозора, стимулирование познавательной активности; развитие стремления к поисково-познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
Коррекционно-развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять; воображения, фантазии, творческих способностей; совершенствование артикуляционной и мелкой моторики;
Воспитательные: формирование позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание коллективизма; умения доводить начатое дело до конца.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества;
составитель: учитель-дефектолог КГКОУ ШИ № 10
Бабий Светлана Ивановна
г.Бикин
Хабаровского края
Пояснительная записка
Усвоение программного материала обучающихся с ментальной инвалидностью зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Как правило, эти дети инертны, неэмоциональны. У умственно отсталых обучающихся выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации семантических полей.
Наиболее важными причинами бедности словарного запаса у этих детей является низкий уровень их умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в речевых и социальных контактах, а также слабость вербальной памяти.
Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.
Эффективным средством включения обучающихся с ОВЗ в процесс деятельности является игровая деятельность, которую можно систематически применять на уроках, на разных его этапах. Известный психолог Д. Б. Эльконин подчёркивал, что ни один другой вид деятельности не образует вокруг себя такого мощного "педагогического поля". Увлечённые игрой, дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания и умения. Игры способны сделать урок более содержательным и интересным.
Я работаю в государственном казенном образовательном учреждении, реализующим адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 10» в должности учителя- дефектолога.
Как правило, ребенок приходит на коррекционные занятия после уроков, отсидев за школьной партой целый день. Поэтому я не стремлюсь к тому, чтобы обстановка на занятиях была приближена к обычным урокам, а стараюсь максимально использовать игровые приемы, коллективные формы работы. Огромное значение на своих занятиях я уделяю дидактическим играм.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Их применение направлено на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников с ОВЗ определяется рядом причин:
игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С.Выготский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;
имеются особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, значительные недостатки представлений, ограниченность воображения; непоследовательность мыслительных операций. Т.е дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;
недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу.
Игра должна быть не самоцелью, а средством развития интереса к учебе. При организации игр необходимо придерживаться следующих принципов:
правила игры должны быть простыми и точно сформулированными, а материал игры посилен для всех детей;
дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию;
в игре должен принимать активное участие каждый ребенок, т.е. игра создает оптимальные условия для достижения зоны ближайшего развития ;
выделение достижений каждого ребенка во время игры, подчеркнув успехи отстающих детей.
главный же принцип в работе с такими детьми – её практическая направленность. И обучение, и воспитание должны всемерно содействовать выявлению возможностей, позволяющих подготовить детей к доступным для них видам труда, а также социальной адаптации среди людей.
Вашему вниманию предлагаю дидактическую игру с обобщенным названием «Солнышко», которая помогает детям с ОВЗ активизировать словарь с помощью игр.
Цель:
- Совершенствование лексико-грамматического строя речи обучающихся с ментальной инвалидностью
-Развитие воображения, мышления, внимания, мелкой моторики рук, стремление к самостоятельности, аккуратности.
-совершенствование навыков определения времени по часам
Данная игра решает многоплановые задачи:
1. Образовательные: расширение кругозора, стимулирование познавательной активности; развитие стремления к поисково-познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
2. Коррекционно-развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять; воображения, фантазии, творческих способностей; совершенствование артикуляционной и мелкой моторики;
3. Воспитательные: формирование позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание коллективизма; умения доводить начатое дело до конца.
4. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества;
Ожидаемые результаты:
-обогащение словарного запаса, посредством накопления новых слов посредством расширения представлений обучающихся об окружающем, совершенствование умения пользоваться способами словоизменения и словообразования;
-совершенствование умения грамматически правильно оформлять свое речевое высказывание;
-положительная динамика уровня учебно-познавательной деятельности;
- снижение уровня эмоционального напряжения;
-развитие познавательных процессов (памяти, внимания, воображение, мышления)
Рекомендованный возраст: начальные классы школы 8 вида
Тип занятий-индивидуальное, подгрупповое коррекционно-развивающее занятие логопеда/дефектолога/
Длительность игры зависит от индивидуальных особенностей ребенка, мотивационного компонента, темпа его развития, зоны ближайшего развития, настроения. Длительность игры обучающихся с ОВЗ начальной школы-не более 15- 20 минут.
В игру входит: полотно белого цвета(картинка с солнцем, наклеенная на картон) кармашки 6×10-12 штук; 4 кармана 8×12-4 штуки, стрелки разной длины и цвета-2 штуки.
В игру можно играть индивидуально с одним ребенком, с двумя детьми. Игра может быть использована как самостоятельное занятие, так и дополнение при изучении лексических тем; в качестве сюрпризного момента или коррекционной минутки.
Варианты игры:
Игры на словоизменение:
1. Игра «Гусеница».
Грамматическая категория: Дательный падеж имен сущ. ед. числа (Кому? Чему?) Указывает на лицо, которому что-либо дают, или направление.
Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в дательном падеже.
Описание игры: в кармашки положить картинки с изображением овощей
Инструкция: «Гусеница попала в огород. К какому овощу она ползет?» Ребенок отвечает.
Игра «Без чего».
Грамматическая категория: Родительный падеж имен существительных единственного числа (Кого? Чего?).
Цель: научить ребенка правильно употреблять форму множественного числа существительных в родительном падеже .
Описание игры: в кармашках лежат картинки с овощами. Инструкция:
1 вариант:«Хозяйка пошла на рынок и купила овощи. По дороге уронила корзинку и вернулась домой без чего?
2 вариант: Запомни овощи и закрой глаза. А теперь открой и скажи, чего не стало?
Игра «О чем говорила Маша?».
Грамматическая категория: Предложный падеж имен сущ. ед. числа (О ком? О чем?) Указывает на лицо, о котором ведут речь
Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в предложном падеже.
Описание игры: на столе в кармашки раскладываются картинки с изображением зверей(лексическая тема –дикие животные).
Инструкция: Маша разговаривала с другом. «Маша говорила о ком? О чем? Ребенок отвечает
Игры на формирование навыка словообразования:
Игра «Из чего приготовлено?».
Грамматическая категория: относительные прилагательные
Цель: научить ребенка правильно образовывать относительные прилагательные
Описание игры: на столе раскладываются картинки. В середине картинки Солнышка в кармашках находятся картинки ВАРЕНЬЕ, БУТЕРБРОД,САЛАТНИЦА, СКОВОРОДА, Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает какой-либо предмет.
Инструкция: «Из чего можно сделать салат? Посмотри на картинки и ответь Салат из моркови- морковный, салат из сыра-……,салат из помидоров-…..
Варенье из смородины-…., варенье из груш-….
Бутерброд из сыра-……бутерброд из икры….
.Игра «Скажи какой? Какая? Какое? Какие?»
Грамматическая категория: образование относительных прилагательных,
Цель: закреплять у детей образования относительных прилагательных и согласования их с существительными; закреплять умение подбирать к предмету несколько признаков
Описание игры: на столе в кармашки раскладываются картинки с изображением одежды (лексическая тема- одежда)
Инструкция:скажи , какая рубашка? Белая, новая, маленькая, летняя….
Какой свитер? Какие брюки?
Игры направленные на развитие пространственных отношений
Игра “ Скажи наоборот”
Цель:закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения :В - ИЗ, НА - С, К - ОТ).
описание игры: на лучиках солнышка картинки Дефектолог называет предложение и просит обучающегося сказать наоборот.
- “Мальчик положил мяч в ящик” - “Мальчик вынул мяч из ящика”.
- “Девочка налила воду в графин”. - ... .
- “Мама положила яблоки на стол”. - ... .
- “Брат поставил лампу на тумбочку”. - ... .
- “Машина подъехала к дому”. - ... .
- “Дедушка подошел к забору”. - ..
Игры на развитие умения обобщать и классифицировать:
Игра «Назови одним словом»
Цель: Развитие внимания, мышления, сообразительности. Формирование умения классифицировать предметы.
Описание игры: на лучики Солнышка раскладываются картинки одной лексической темы (например -Птицы).
Инструкция: кто изображен на картинке? На следующей? Как одним словом можно их назвать?
Игры на определение времени по часам
Дидактическая игра «Часы и время»
Цель:- Совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате.
- Развивать у детей внимание, логическое мышление и речь.
- Уточнять и развивать у детей временные представления.
Описание игры: на лучиках солнышка цифры от 1 до 12, часовая и минутная стрелки разного цвета и размера
инструкция:
«Что мы делаем сейчас?». Посмотри на картинки и назови то время, в которое ты делаешь это действие. Поставь стрелки на часах, обозначив нужное время.
Поставь стрелки на часах, обозначив нужное время.
«Я обедаю в 2 часа дня»
«Я прихожу домой в 6 часов вечера»
«я ложусь спать в 10 часов вечера»…..
Планируемые результаты:
- снижение уровня эмоционального напряжения;
- совершенствование морально-нравственных качеств, умения приходить на помощь в трудных жизненных ситуациях;
- развитие познавательных процессов (памяти, внимания, воображение, мышления)
- создание положительного эмоционального отклика в ответ на проблемы окружающих;
- развитие мелкой моторики пальцев рук
Работая в классе, где учатся дети с ментальной инвалидностью, использовать игру нужно всегда, на всех уроках и занятиях. Играя, дети сами не понимают, как запоминают тот или иной материал.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у обучающихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Анализ деятельности работы по игре «Солнышко» позволяет сформировать следующий вывод: Данный работа была проведена для того, чтобы обогатить арсенал средств для полноценного коррекционного воздействия на ребенка, обратить внимание специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, на возможность использования в коррекционно-образовательной работе не только готовых, но и самодельных игр. Наблюдения подтвердили эффективность их включения в работу с детьми. Эти игры, делают занятия увлекательными, веселыми и высокоэффективными.
развитие мелкой
мотор
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка-М.,2004г
2.Гальперин П.Я. Теория поэтапного формирования умственных действий –М.,1988.
3.Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. Коррекционно – развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике// Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии. – 2002. - №1. -24с.
4. https://multiurok.ru/files/rechevye-igry-v-razvitii-rechi-detei-s-ovz.html
5. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М., 1981.
6. Соколова Н.В. Обучение детей с ФФН и ОНР навыку употребления предложно-падежных форм. //ж.”Дефектология №1, !999
7.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/03/12/didakticheskie-igry-dlya-detey-s-ovz-1-klass
8. О.А. Степанова Профилактика школьных трудностей у детей: Метод. Пособие. – М.: Сфера, 2003
Смирнова Анжела Викторовна
светлана
Мустакаева Гульнур Рашидовна
светлана
Кияйкина Наталья Федоровна
светлана