Учебно-игровое коррекционное пособие «Живая картина – Цветочная поляна»
Пояснительная записка
к учебно-игровому коррекционному пособию
«Живая картина – Цветочная поляна»
(на конкурс)
Рекомендуемый класс/ возраст: старший дошкольный возраст (5,5 – 6 лет), а также 1 – 2 класс (6-8 лет); при нарушениях развития – 1 – 3 класс (6 -10 лет).
Рекомендуемый тип занятия: индивидуальное / подгрупповое занятие закрепления знаний и умений.
Требуемые для работы с пособием знания и умения ребенка: ребенок должен уметь принимать и выполнять инструкции, различать основные цвета, величину предметов и их символических изображений (большой, средний, маленький), владеть начальными навыками ориентировки в схеме собственного тела, в окружающем пространстве, а также иметь начальные представления в ориентировке на плоскости
Ожидаемые результаты:
Развитие и закрепление пространственных представлений;
Развитие зрительного восприятия (различение цвета, величины);
Развитие мелкой моторики;
Расширение словарного запаса;
Развитие грамматического строя речи (предложно-падежных конструкций).
Развитие фразовой речи.
Развитие воображения и связной речи.
Инструкция
по использованию учебно-игрового коррекционного пособия
«Живая картина – Цветочная поляна»
Данное пособие представляет из себя зеленый коврик из плотного материала (это поляна – основа для создания картины по инструкции), набор картонных схематичных изображений цветков трех размеров каждый (ромашки, одуванчики, маки, васильки), бабочка, а также набор пальчиковых игрушек из фетра для более поздних этапов работы.
Количество времени, отведенное на работу с пособием: 5 – 10 минут, в зависимости от поставленных задач и уровня развития и работоспособности ребенка.
Правила работы с пособием: Поскольку пальчиковые игрушки содержат мелкие детали, использовать их строго под присмотром взрослых.
Работа начинается с эмоционального настроя на позитивный созидающий лад. « Сегодня мы с тобой создадим своими руками картину. Но она будет необычная – «живая». Герои могут двигаться на ней…»
Варианты использования пособия:
Ребенок по пошаговым инструкциям взрослого создает картину на коврике. Инструкции содержат указания на пространственное расположение конкретных фигурок определенного размера на плоскости и направления их перемещений. Если ребенок не знаком с названием цветов, взрослый помогает, несколько раз повторив названия, закрепив запоминание привязкой к определенному цвету. Также перед созданием картины следует вспомнить, повторить, где на плоскости (коврике- «полянке») верх, низ, правая, левая стороны.
Сначала ребенок из цветков составляет композицию на полянке. Затем вводится мобильный персонаж. На первых порах достаточно одной бабочки, которая «летает» от цветка к цветку. Взрослый дает инструкции, ребенок перемещает персонажа в заданном направлении.
В усложненном варианте обучающийся сам выполняет действия и комментирует их с использованием предложно-падежных конструкций и обозначением перемещений в плоскостном пространстве.
Далее можно в игре использовать 2 –3 мобильных персонажа (звери, бабочка) и разыгрывать целые сюжетные истории, закрепляя умение правильно строить фразу, развивая воображение и связную речь.
3