Учебно-игровое коррекционное пособие «Лэпбук»
Пояснительная записка
Лэпбук- это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса,отвечающее требованиям ФГОС к пространственной предметно- развивающей среде:
- информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;
-вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступны детям дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей.
Данное пособие предназначено для работы с детьми по развитию компонентов голоса (тембр, длительность, сила, высота), интонационной выразительности, темпо-ритмической организации речи. Будет полезен и эффективен в работе с детьми при ФФН, ОНР, заикании, тахилалии, брадилалии, дизартрии. В него собраны самые основные действенные упражнения и игры. Можно объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс и не искать информацию по данной теме из других источников. Учимся играя.
Помимо этого, вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания. Можно петь, играть на самодельных музыкальных инструментах, рассказывать стихи, сказки, истории, воспроизводить звуки, слова, фразы, предложения за логопедом, самостоятельно или совместно.Занятия построены последовательно и постепенно, от простого к сложному, а благодаря наглядной привлекательности, обучение проходит непроизвольно.
При правильной организации работы будут заметны следующие результаты:
- Голос у детей стал звонче и громче, приобрел модулированность, достаточную громкость, звонкость. Он стал легче, сильнее в процессе повседневного речевого общения. Дети способны свободно управлять своими голосовыми возможностями без напряжения.
- Активизировалась деятельность артикуляционного аппарата, движения ловкие и точные. Легче ставятся и автоматизируются дефектные звуки.
- Развитие эмоциональной сферы и улучшение настроения. Дети более активные, бодрые, чувствуют себя полноправными членами детского коллектива. Появилась вера в свои силы и желание продолжать работу над коррекцией звукопроизношения.
- Нормализовалось речевое диафрагмальное дыхание.
- Сокращается длительность логопедической работы.
Инструкция по использованию
учебно-игрового коррекционного пособия «Лэпбук»
Папка №1 «Артикуляционная гимнастика»- упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Каждое упражнение подкреплено картинкой, имеет свое название и образ.
Папка №2 и №3 «Дыхательная гимнастика»-содержит в себе тренажеры (свистки, шарики), которые укрепляют дыхательную мускулатуру, вырабатывают делать вдохи и выдохи правильно и ритмично. Ярко, красочно, интересно!
Папка №4 «Мимическая гимнастика»- в видецветных карточек. Способствует нормализации тонуса лицевых мышц, делает мимику более выразительной, а речь четче и понятнее, развитию эмоционального интеллекта ребенка, способности распознавать чувства и эмоции.
Папка №5 «Развитие темпа»- отрабатываются два темпа движений- медленный и быстрый, затем вводятся понятия «ускорение» и «замедление». Ребенок воспроизводит ритмический рисунок сначала хлопками, в дальнейшем, можно использовать музыкальные инструменты, подключая голос. Работает принцип: «Вижу, слышу, говорю».
Игра «Задай темп»
Логопед читает в среднем темпе три стихотворения, а ребенок должен определить, в каком темпе их нужно прочесть:
1) «Ходит кот по лавке-
Мягонькие лапки,
Ушки пушисты,
Глазки золотисты»
2) «Очень медленны движенья,
И «походка» как скольженье,
В дом свой прячется от страха,
Хвост поджавши, черепаха.»
3) «С горки мчится паровоз
Без трубы и без колес.
С паровозом- три вагона:
Михаил и два Антона».
Игра «Дождь»
Звукоподражание в различном темпе:
«Барабанит дождь по крыше:
То погромче, то потише…
Капля раз. Капля- два,
Медленно сперва…
Стали капли поспешать,
Капля каплю догонять:
Кап-кап-кап-кап-кап».
Игра «Барабанщик»
Воспроизведение на музыкальном инструменте с проговариванием стихотворения:
«Левой. Правой!
Левой. Правой!
На парад идет отряд.
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый».
Игра «Какой текст?»
Узнать ритмический рисунок двух стихотворных текстов, контрастных по интонационному рисунку, проговаривая без слов с помощью «та- та-та»:
- «Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог-
Весь до ниточки промок».
- Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу:
«Ах, доска кончается,
Сейчас я упаду».
Папка №6 «Развитие ритма»-собраны игровые упражнения, позволяющие развивать слуховое и зрительное внимание, волевые качества, работать над эмоциями, воспитывать творческие способности и воображение.
Игра: «Воспроизведи ритм»
* Прослушать изолированные удары (II, III, III). Определить количество ударов, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.
* Прослушать серии простых ударов (IIIIIIII, IIIIII, IIIIIIII). Определить количество ударов, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.
* Прослушать серии акцентированных ударов (UUI, II, IIUUII). Определить, сколько и какие удары были представлены, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими структурами.
* Отстучать на музыкальном инструменте, подражая и исключив зрительное восприятие, предъявленные изолированные удары.
* Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, предъявленные серии простых ударов.
* Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, серии акцентированных ударов.
Игра «Создай музыку»
Логопед произносит с равной силой голоса слоги. Произвольно делая акцент, например: «Та-та-та-та-та-Та-та-та-Тата-та-та-та-Та-та-Та». Ребенок, выделив акцентированный слог, должен один раз подуть в свисток, прозвенеть в колокольчик и т. п.
Игра «Угадай, что делать?»
Логопед отстукивает ритм на барабане. Если громко- ребенок поднимает вверх правую руку. Если тихо- левую.
Игра «Капли»
Демонстрируются карточки с рисунком капель разного размера. Большие капли- громко ударить по барабану со словами «КАП-КАП», маленькие капли- тихо и быстро, используя маракас или тамбурин, говоря «кап-кап».
Папка №7 «Развитие тембра голоса»- игровые упражнения на развитие звонкости, снятия напряжения мышц шеи и гортани, зажатости челюсти. Они придают речи ровность, гибкость и выносливость голоса. То есть способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя качества звучания:
- Плавно соединить руки округло перед собой (или над головой) и произнести протяжно «О». Резко опустить соединенные руки вниз и произнести коротко «О». То же со слогами, словами.
- Стоя, развести руки в стороны. Покачивая ими («самолет летит»), произнести протяжно «В». Резко опустить руки вниз, присесть и произнести коротко «В» («самолет сел»).
- Шагать на месте под звучание бубна или барабана: громкие удары, шагать, поднимая высоко ноги и громко произнося: «топ- топ-топ», удары потише- шагать обычно, произнося: «топ-топ-топ» голосом разговорной громкости, тихие удары- слегка поднимать ноги и произносить звукосочетания тихо.
Папка № 8 «Развитие силы голоса»- учим ребенка говорить громко, но не «крикливо». Четко, постепенно изменяя силу голоса- от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот.
- Стоя разводить опущенные руки в стороны и тихо произносить «А». Разводить руки в стороны от груди, чуть громче «А». Руки над головой, громко «А». Так же с другими гласными.
- Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно «А». Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести «У». Резко развести руки и коротко произнести «А», соединить- «У».
- Считать до пяти с постепенным понижением голоса (от громкого до тихого), представляя, что спускаешься с верхнего этажа в подвал (и наоборот). Усложнить задание. Отработать упражнение в распевке: «Я шагаю вверх, я спускаюсь вниз» с использованием музыкального инструмента ксилофон.
- Чтение стихотворения с изменением голоса, подключая игру на барабане:
«Была тишина, тишина, тишина… (почти без голоса)
Вдруг грохотом грома сменилась она. (шепотом)
И вот уже дождик тихонько- ты слышишь? (голосом разговорной громкости)
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит. Уже барабанит!» (громко)
Папка №9 «Развитие диапазона высоты голоса» - предлагаются упражнения на изменение высотной модуляции, которые способствуют развитию интонации, гибкости и постепенного расширения объема голоса:
- Стоя разводить опущенные руки в стороны и произносить низким голосом «О». Руки у груди, средним, нормальным голосом- «О» .
Также повторить с другими гласными и в сочетаниях с согласными, например, «Та-то-ту».
- Стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося «У…ту…» и т. д. вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается. Также и с другими согласными.
- Чтение стихотворного материала, связанного с изменением высоты голоса:
«Летит поезд во весь дух: - Ух! Ух! Ух! (Высоким голосом, делая круговые движения согнутыми в локтях руками).
Загудел тепловоз: «У- у-у-у». (Низким голосом).
Домой деток повез: «Ду-ду-ду» (Присесть).
«Ой! - воскликнул окунек, -
Я попался на крючок». (Высоким голосом).
Сом сердито проворчал:
«Из-за шалости пропал!» (Низким голосом).
Игра «Самолет»
Самолет идет на взлет. (Низким голосом, руки опущены: «У»).
Самолет летит, в нем мотор гудит. (Высоким голосом, руки в стороны: «У»).
Самолет садится. (Низким голосом, руки опущены, присесть: «У»).
Папка №10 «Развитие интонационно-выразительной стороны речи» - предлагаются инсценировки русских народных сказок, стихов с подражанием героев, диалогов с различными интонациями. Придаем речи ребенка эмоциональную окраску, организуем смысловую сторону речи при помощи логической интонации.
- Подражания различным эмоциональным состояниям, сопровождающиеся движением тела, мимикой.
Боль: «А-а-а-а, у меня болит голова» - руки у головы, брови нахмурены, лицо изображает страдание.
Радость: «А-а-а-а! Ура! Не болит голова, мама пришла» - руки вверх, глаза широко открыты, рот в улыбке.
Вопрос: «А? Где? Кто там? Мама?» - руки в стороны, согнуты в локтях, брови подняты, рот приоткрыт.
Просьба: «А, аа-а, дай, помоги мне, иди ко мне, мама» - руки вперед, брови немного сдвинуты.
Усталость: «О, а, ох, ах, устал я» - руки опущены вниз, мышцы лица расслаблены.
- Упражнение для развития выразительности мимики движений, голоса «Скажи и покажи». По картинках предлагается назвать слова- антонимы, сопровождая речь выразительными жестами и мимикой: веселый- грустный, злой- добрый, удивленный- равнодушный.
- Обыгрывание повадок различных животных, характерных черт людей (изображение злой большой собаки. ласковой хитрой кошки, удивленной мамы и т. п.)
- Выразительное чтение стихотворений. Считалок, насыщенных интонационно- окрашенным материалом:
Те, кого охватит страх, произносят слово «Ах!».
Кто встречается с бедой, произносят слово «Ой!».
Кто отстанет от друзей, произносят слово «Эй!».
У кого захватит дух, произносят слово «Ух!»
- Инсценировка доступных детям сказок: «Репка», «Теремок», «Три медведя» и т. д.
Игра «Сколько восклицательных знаков?»
Выложить столько фишек, сколько восклицательных предложений встретится в речевом материале:
Самый важный
«Я самый важный! Я всех бужу», - говорил будильник. «Я важнее! Всех вожу!» - говорил автобус. «А я важнее вас! Я построил этот дом», - говорил подъемный кран. Высоко сияло солнце. Услышало оно этот спор и сказало: «Мне сверху все видно. Послушайте, что я скажу: важнее всех человек!»
Игра «Выдели слово»
Раз, два, три, четыре, пять,
По порядку надо посчитать,
Сколько слов в предложении.
А потом узнать,
Что получится при их разном произнесении.
Определить какое слово выделено:
1) В воскресенье дети ходили в парк. Дети ходили в парк в воскресенье. В парк дети ходили в воскресенье. В воскресенье в парк ходили дети.
2) Мальчик ловил рыбу в пруду. Мальчик ловил рыбу в пруду. Мальчик ловил рыбу в пруду.
3) В траве стрекочут кузнечики. В траве стрекочут кузнечики.В траве стрекочут кузнечики.
Игра «Поставим точку»
Сколько повествовательных предложений встретится в тексте?
Саша нарисовал синюю собаку и красного зайца. Папа посмотрел и удивился: «Разве бывают синие собаки и красные зайцы?» Но у Саши было только два карандаша. Он подумал и нарисовал красный мак и синюю сумку.
Игра «Сколько вопросительных знаков?»
Выложить столько вопросительных знаков, сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале.
Хомяк
Повезло хомяку. Попалось на глаза гнездо, а в гнезде яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щеку затолкать? Не поместятся. Что же делать? Значит, не по зубам? Задумался хомяк. Как же быть? И придумал: стал яйца носом к себе в нору перекатывать.
Игра «Передай эмоцию»
Используем междометия: ой, ах, ух, ура.
-Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!)
-Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах!)
-Мальчик весело скатился с горы. Что он прокричал? (Ух!)
- Ребята играют в войну. Что они кричат? (Ура!)
Игра «Актерское мастерство»
Произнести предложение, сказанное каждым персонажем стихотворения, выражая голосом разное отношение к футболу: тетя- с пренебрежением, мама- с раздражением, сестра- с безразличием, мальчик- с восхищением.
Сказала тетя:
- Фи, футбол!
Сказала мама:
-Фу, футбол!
Сестра сказала:
-Ну, футбол!
А я ответил:
-Во, футбол!
Игра «Конкурс пародистов»
Подражать персонажам различных мультфильмов:
1) Баба Яга: «Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем пришел, добрый молодец?» (Хриплый, низкий, старческий)
2) Кот Матроскин: «Корову заведем, молоко пить будем!» (Ласковый, нежный, мяукающий)
3)Галчонок Хватайка: «Кто там? Это я- почтальон Печкин» (Резкий, отрывистый, механический)
4) Волк: «Ну, заяц, погоди!» (Низкий, сиплый, угрожающий, злой)
5) Черепаха: «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу, все лежу и лежу и на солнышко гляжу…» (Низкий, важный, медлительный)
6) Львенок: «Я на солнышке сижу, я на солнышко гляжу…» ( Звонкий, задорный, радостный.
Папка № 11 «Длительность и устойчивость звучания основного тона голоса» - упражнения, развивающие объем голоса и продолжительность дыхания:
- Стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке над головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперед, медленно выдохнуть:
А- руки вверх;
О- руки кольцом перед собой;
У- руки рупором;
Ы- руки овалом впереди;
Э- руки овалом сзади.
- Произносить на выдохе нараспев слова, пословицы, поговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта:
«Мы в лес пойдем (руки в стороны и вверх)
Детей позовем: «Ау!» «Ау!» (руки рупором)
Взял я лук и крикнул:
Эх! Удивлю сейчас я всех!».
Натянул потуже лук,
Да стрела застряла вдруг!
И вокруг сказали все:
«Э-э-э-э».
- Сделать короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом, произносить с вопросительной интонацией «М» или «Н», добиваясь при этом ощущения легкой вибрации в области носа и верхней губы.
- Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов:
«Мо-моо, му-муу».
Рано-рано поутру
Пастушок: «Туру-ру-ру!»
А коровы вслед ему
Замычали : «Му-мууу».