12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дьякова Светлана Александровна75
Работаю учителем начальных классов уже 31 год. Свою профессию люблю.Вместе с детьми открываю каждый день новое.
Россия, Саратовская обл., г. Ртищево

Тема: Изготавливаем и одеваем куклу. Барышня. /урок 1/ (проектирование, конструирование, технологии обработки). Групповой проект.

Цель: Создать условия для овладения обучающимися приемов разметки по масштабной сетке, приемов соединения деталей, осваивание строчки петельного и крестообразного стежков, различных приёмов пришивания пуговиц, приемов работы по увеличению и уменьшению размеров выкройки.

Задачи:

1.формируем умения изготавливать несложную конструкцию изделия (куклы) по рисунку, планировать и выполнять технологические операции (проектирование, конструирование, операции по технологии обработки) с опорой на инструкционную карту.

2. воспитываем ответственность за результаты учебного труда, формируем умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

3. развиваем художественные и конструкторско-технологические способности.

Тип урока: урок-практикум

Оборудование: учебник «Технология» для 4 класса / О.А.Куревина, Е.А.Лутцева. Технология «Прекрасное рядом с тобой». Учебник для 4-го класса. - М.: Баласс,2010. /, рабочее место для работы с текстилем, лист клетчатой бумаги, вата, ножницы, иголки, нитки, инструкционная карта - Планирование: основа куклы, смайлики настроения.

Класс: 4 класс

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Самоопределение к деятельности

Беседа.

- Здравствуйте, ребята. Я предлагаю Вам на этот урок сесть за столы по несколько человек.

-Кто догадался, почему?

-Какую пословицу вы можете подобрать к групповой форме работы?

-Как вы понимаете её смысл?

Мы будем выполнять групповую работу.

Один за всех-все за одного.

Все должны помогать друг другу, работая над выполнением поставленной цели.

Личностные УУД

Формируем способность оценивать жизненные ситуации, когда друзья приходят на помощь

Коммуникативные УУД

Формируем умение оформлять свои мысли, формирование умения сотрудничества в коллективе

Актуализация знаний и фиксация затруднения.

Познавательно-аналитическая беседа.

Посмотрите на слайды.

-Что на них изображено? Какие это куклы?

- Они вам понравились? Чем?

- Куклы красиво одеты? Как вы думаете, современные дети захотели бы поиграть с ними? А вы? А ребятишки, жившие в IXX веке? На что они похожи?

- Почему все стали бы играть с такими куклами?

-Ребята, а вы хотели бы сами сделать такую куклу?

-Я предлагаю вам рассмотреть ещё несколько удивительных кукол в учебнике, найдите их на странице 4, 12.

- Как называются композиции? В чём их особенности?

- В чём у Вас возникает затруднение?

Просматривают слайды.

Это куклы, тряпичные куклы.

Да. Они сделаны своими руками, в единственном экземпляре.

Да. Все играли бы с удовольствием.

Они необычные, стильные, красивые, милые. По нашему мнению, все детали и одежда кукол сшиты руками человека, а не на машинке. Они очень похожи на обереги. От них исходит тепло, добро.

Да, очень.

«Девочка в переднике», «Барышня»

У первой каркас сделан из проволоки, а вторая из ткани, ваты.

Мы не знаем, как сделать её, как соединить части, сшить красивое платье, которое было бы по размеру.

Познавательные УУД

Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

Формируем умение

представлять информацию в виде схемы.

Формируем умение выявлять сущность особенности объектов.

Постановка учебной задачи

- Как вы думаете, что предстоит нам сегодня делать?

- Давайте проверим ваши предположения на страницах 13-17 учебника.

Давайте проанализируем изделие.

- Из каких материалов она сделана?

Что использовалось для изготовления волос? Как сделали глазки?

- Какие ещё вопросы вы задали бы?

- Есть ли среди Вас тот, кто догадался, что нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы? Посовещайтесь в группах.

Мы будем шить игрушку «Барышня» по группам.

Наши предположения подтвердились.

Тело, голова, руки набиты ватой.

Это были нитки.

Глаза - красивые чёрные пуговицы из стекла.

- Как соединены части куклы? Какие строчки можно использовать для соединения деталей, отделки изделий? Как прикреплены глаза? Как пришивать глазки- пуговицы? Как увеличить или уменьшить размеры деталей? Как выкроить детали одежды куклы и с помощью чего?

Совещаются в группах.

Регулятивные УУД

Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Построение проекта выхода из затруднения

1.Открытие практического умения

1.Чья группа нашла выход, как ответить на интересующие Вас вопросы и сшить вместе поделку?

2. Тренировочное упражнение.

- Рассмотрите схемы выполнения строчек на с. 13 учебника. Потренируйтесь на лоскуте / сначала показ учителя /

-Какую строчку можно использовать в качестве соединительной, а какие – в качестве декоративных?

- Подумайте, какой размер будет у вашей куклы, рассмотреть вариант оформления головы (с. 14 учебника).

3. Планирование предстоящей практической работы (выстраивание последовательности изготовления изделия)

- Представьте, как будет выглядеть ваша кукла.

- Можно ли самостоятельно составить эскиз?

- Перед вами алгоритм пошагового изготовления основы куклы, в нём есть ошибки.

- Пронумеруйте последовательность изготовления основы куклы в инструкционных картах.

Оформить лицо куклы.

Подготовить сетчатую основу.

Разметить её по сетке.

Вырезать лекало.

Разметить детали на ткани по лекалу.

Разметить её по сетке.

Вырезать детали из ткани.

Изготовить волосы куклы.

Разметить её по сетке.

Сшить и набить основу куклы.

- Проверим ваши работы по заранее подготовленному шаблону-эталону на слайде.

1. Подготовить сетчатую основу.

2. Разметить её по сетке.

3. Вырезать лекало.

4. Разметить детали на ткани по лекалу.

5. Вырезать детали из ткани.

6. Сшить и набить основу куклы.

7. Изготовить волосы куклы.

8. Оформить лицо куклы.

Посовещавшись, мы решили, что уже умеем использовать при соединении деталей шов «вперед иголка», но рассматривая соединение деталей с помощью сметки и отделки одежды, мы поняли, что необходимо научиться ещё новым приёмам. Для этого нужно потренироваться.

Тренируются.

«Вперёд иголка» для соединения деталей; для смётки – петельную строчку.

Рассматривают.

Представляют.

Можно самим придумать.

Работают сообща с инструкционными картами.

Сравнивают, проверяют.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД

Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Регулятивные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Первичное закрепление во внешней речи

- Проговорим наш план действий хором.

- Итак, план действий есть, теперь вы его реализуете.

4.Самостоятельно-практическая работа (основа куклы)

Организация рабочего места.

-При работе, с каким инструментом нужно быть внимательным?

- Как правильно разместить инструменты и материала на рабочем столе, чтобы они не мешали вам и вашим товарищам?

- Не забывайте, что вы работаете в группах, поэтому распределите работу так, чтобы все члены вашей группы были задействованы.

– Для чего детали кроя скалывают булавками и смётывают перед сшиванием?

– Можно ли изготовить основу куклы так, чтобы можно было менять положение рук и ног?

5. Уборка рабочих мест.

6.Обобщение.

- Ребята, какое изделие вы изготовили?

- Что нового узнали на уроке, чему научились?

-Что сделали бы сейчас по-другому?

- Что сделаем теперь?

Проговаривают хором все группы.

Нужно аккуратно работать ножницами, иголками, так как можно пораниться.

Распределяют и показывают.

Ученики организуют свои рабочие места, распределяют «роли» в группе: кто обводит детали на сетке по лекалу на ткани, кто вырезает детали из ткани, кто сшивает и набивает основу, кто изготавливает волосы куклы, кто оформляет лицо куклы.

Для того, чтобы детали соединялись точно и не распадались.

Да, нужно вставить проволочный каркас.

Мусор выбрасывается, инструменты, все принадлежности складываются по местам.

Мы сделали основу куклы.

Мы узнали, как изготовить основу для куклы. Научились соединять детали, выполнять петельную строчку.

Можно роли в группе распределить по-другому. Работать в группе сообща, помогая друг другу. Нужно спланировать, что каждый принесёт для оформления костюма куклы на второй урок.

Оформляем выставку работ.

Коммуникативные УУД

Формируем готовность к сотрудничеству, умение договариваться

Личностные УУД

Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Рефлексия

Оценка практической деятельности

-Ребята, давайте обсудим и оценим готовые изделия по следующим критериям: качество, оригинальность, самостоятельность.

-Оцените работу друг друга в группе.

- В доброжелательной форме посоветуйте, на что обратить внимание товарищу, на следующем уроке, работая в группе.

- Какую цель мы ставили в начале урока?

-Удалось её решить? Каким способом?

-Кому вы можете подарить свою куклу?

-Вам понравилось работать в группе?

– Как бы оценили своё настроение после урока? Покажите соответствующий смайлик.

Оценивают работы групп, работу товарищей в группе.

Сшить игрушку «Барышня» - основу. Это нам удалось. Мы работали по инструкционной карте, сообща.

Подарить близким, детям.

Работать в группе понравилось.

Показывают смайлик.

Личностные УУД

Формируем умение описывать свои чувства, оценивать работы

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.