Методическая разработка урока окружающего мира для 4 класса (умеренная умственная отсталость) «Весна. Характерные признаки»

1
0
Материал опубликован 15 January

 

Методическая разработка урока для 4 класса

(умеренная умственная отсталость)

«Окружающий природный мир»

«Весна. Характерные признаки»

 

Усманова Наталья Владимировна

учитель ГБОУ школа № 502

Кировского района г. Санкт-Петербурга

 

Главная задача учителя на этом уроке – создать такие условия, при которых все дети могли бы работать в меру своих возможностей

Тема урока: ««Весна. Характерные признаки»».

Тип урока - комбинированный.

Цель: Расширить и закрепить представления детей о характерных признаках весны. Систематизация знаний детей по теме ранняя весна, весенние месяцы. Развитие интереса и познавательной мотивации к особенностям весенних природных явлений.

Задачи:

I Образовательные:

Обобщение знаний детей о весенних явлениях в неживой природе;

Обобщение знаний детей о весенних явлениях в живой природе;

Изучение изменений в жизни перелетных птиц зимой;

Изучение признаков ранней весны;

Активизация словаря по теме: «Весна».

II Коррекционно-развивающие:

Развивать пространственные представления и ориентировку, мыслительные операции;

Расширять представления об окружающем мире, пополнять словарный запас;

Коррекция и развитие зрительного восприятия, слухового и зрительного внимания;

Развивать слуховое восприятие, внимание, артикуляционный аппарат;

Обогащение словарного запаса;

Развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук;

Развивать коммуникативные навыки.

III Воспитательные:

Воспитывать интерес к учебе, предмету.

Воспитывать навык самоконтроля

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброжелательное отношение к животным, чувство ответственности за братьев наших меньших.

Метапредметные цели:

Личностные УУД:

Проявление инициативы в оказании помощи одноклассникам;

Умение прийти на помощь друг другу в практической деятельности;

Умение оценить свою работу, свои достижения, оценить работу других детей;

Умение выполнять творческие задания, проявлять интерес к процессу познания, к изучению нового материала.

Коммуникативные УУД:

Развитие умения работать в паре.

Развитие умения сообща принимать решение.

Развитие умения взаимодействовать в ходе дидактической игры.

Познавательные УУД:

Умение узнавать, называть или показывать, определять буквы «а», «у»; звуки [а], [у];

Выполнять действия по определенному порядку.

Умение классифицировать, анализировать, сравнивать, синтезировать.

Регулятивные УУД:

Контролирование своей деятельности через результат выполнения задания;

Поиск нужного материала

Формирование умения оценивать свои действия.

Предметные цели:

Закреплять умение узнавать время года по характерным признакам;

Закреплять знание названий весенних месяцев, их последовательность;

Формировать навыки глобального чтения;

Формировать навыки «писать» по пунктиру (обводке) и точкам.

Находить в ближайшем окружении предметы по словесному заданию.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный, репродуктивный.

Формы работы на уроке: фронтальная, работа в парах, самостоятельная работа.

Оборудование урока: Зима и Весна, предметные картинки, разрезные картинки, презентация «Весенние приметы», аудиозапись «Голоса птиц», рабочие тетради, теневое лото, цветные карандаши, индивидуальные задания на карточках, магнитная доска.

Прозвенел звонок для нас!

 

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ожидаемый результат

1.

Организационный момент

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали рядышком красиво, Поздоровались учтиво.

Молодцы.

А сейчас подойдем к нашему визуальному расписанию. Перемена закончена. Сейчас у нас начинается урок «Окружающий природный мир».

Наш урок начинается в 10 часов 40 минут. Переставим стрелки часов.

Что мы будем делать на уроке?

На уроке мы будем сидеть за партой

правильно.

Слушать учителя, смотреть на доску, отвечать у доски. Давайте перейдем к календарю природы.

Какое сейчас время года?

А месяц?

День недели?

Дата?

Посмотрим за окно. Какая погода?

 

Вы правильно ответили на все вопросы. Садимся на свои места.

Уже давно звенел звонок.

И начался у нас урок.

Ушки на макушке

Глазки широко открыты

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Дети заходят в класс, здороваются с гостями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети переставляют стрелки на макете часов.

 

 

 

 

Отвечая на вопрос, дети прикрепляют карточки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Весна

 

Март

Понедельник

11 марта

Дети прикрепляют картинки с условными обозначениями погодных явлений.

 

Дети садятся за парты

Мотивация учащихся.

2.

Сюрпризный момент

Сегодня утром почтальон принес нам письмо от волшебницы-зимы. Прочитаем, что нам пишет Зима: «Здравствуйте ребята. Мне очень понравилось в ваших краях и хоть наступило время весны, я не тороплюсь уходить и поэтому заколдовала Весну. А расколдовать ее вы сможете, если хорошо будете заниматься на уроке, выполнять все задания. За каждое выполненное задание вам будет выдаваться карточка. Сможете собрать картинку, Весна обязательно наступит. С уважением Зима».

Да, ребята, хоть по календарю уже наступила весна, зима не хочет отступать.

Но мы должны помочь весне.

Слушают, смотрят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Готовы

Дети настраиваются на занятие, вспоминают ранее изученный материал.

3.

Сообщение темы урока

Сегодня мы с вами на уроке мы будем говорить о признаках, по которым мы с вами узнаем о том, что пришло время года, которое называется Весна.

 

 

4.

Пальчиковая гимнастика

Для начала подготовим к работе руки. Делаем как я:

Шаловливые сосульки:

Шаловливые сосульки

 

 

Сели на карниз

 

 

Шаловливые сосульки

Посмотрели вниз

 

 

 

Стали думать, чем заняться?

 

Будем каплями кидаться!

 

Целый день идет трезвон:

Дили-дили, дили-дон!

Отлично! Зиме понравилась наша разминка и мы получаем первую карточку.

 

 

 

 

Дети (поднимают руки вверх, пальцы складывают щепоткой, острием вниз)

(левая рука на правой, как за партой)

(складываем кисти рук)

(руки одна на другой, смотрят вниз)

(Чешут голову то левой, то правой рукой)

(Взмахи кистями рук одновременно)

(Кистями рук рисуют круг)

(Взмахи кистями рук по очереди).

Выполнение действий по подражанию учителю.

5.

Изучение нового материала

Мы с вами уже знаем, что после зимы наступает весна. Давайте поможем весне вступить в свои права.

Итак, задание:

Вспомнить зимние признаки: Я показываю пиктограмму, вы выбираете картинку с этим признаком.

- На улице морозно;

- Замерзают водоемы;

- Идет снег

- Образуются сугробы

- Дети катаются на санках, коньках, лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки;

- Некоторые звери впадают в спячку, другие меняют окрас шерсти.

- Зимующие птицы нуждаются в корме. Молодцы, вы справились с этим заданием. И получаете вторую карточку.

- Люди надевают теплую одежду и обувь.

Давайте мы с вами оденем наших кукол на зимнюю прогулку.

Молодцы, вы справились с заданием, и получаете третью карточку.

Следующее

задание: Посмотрите на верхнюю картинку. Какое время года изображено на картинке.

Посмотрите на вторую часть картинки. Что здесь изображено?

Из этих предметов нужно выбрать только те, что мы надеваем зимой и обвести их. Хорошо. А теперь давайте раскрасим варежки. Молодцы, вы справились и с этим заданием. Получаете четвертую карточку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети прикрепляют карточки с зимними признаками, которые соответствуют пиктограммам вокруг картинки, на которой изображена зима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети одевают бумажных кукол

 

 

 

На картинке –зима

Предметы одежды.

Дети выбирают предметы зимней одежды и соединяют их линиями с картинкой зимы.

Развитие умения показывать, сопоставлять, из перечня картинок выбирать нужное изображение Выполнение действий по соотнесению картинки и пиктограммы. Подбирать одежду на мальчика и девочку.

Умение отвечать на вопрос словом или простым предложением.

6.

Пятое задание: Выполнить весеннюю физкультминутку. Физкультминутка: «Весна пришла»

Солнце, солнце высоко (На цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло (Легкие поглаживания руками по лицу)

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей, (Бег по кругу).

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните. (Ходьба по кругу).

Молодцы! Вы получаете пятую карточку.

 7.

Изучение нового материала

 А теперь давайте узнаем, какие признаки, явления в природе, говорят нам о том, что наступила весна. Самая главная примета:

- Солнце поднимается выше, чаще светит и обогревает нашу землю.

- Снег тает, появляются проталины.

- Реки освобождаются ото льда

- С крыш свисают сосульки

- Идёт дождь

- Птицы вьют гнезда и выводят птенцов.

- Звери просыпаются от спячки.

- Распускаются первые цветы

- Дети: вешают скворечники, пускают кораблики, катаются на велосипеде.

Молодцы, и с этим заданием вы справились. Получаете шестую карточку.

- Люди одевают весеннюю одежду.

Оденем наших кукол на весеннюю прогулку.

Молодцы, и с этим заданием вы справились успешно. За это задание мы получаем седьмую карточку.

 Дети прикрепляют карточки с весенними признаками, которые соответствуют пиктограммам вокруг картинки, на которой изображена весна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети одевают кукол

 Развитие умения показывать, сопоставлять, собирать целое из частей, находить нужный предмет. Узнавать, предметы по контуру, по тени. Узнавать и называть животных. Из перечня картинок выбирать нужное изображение.

Развитие умения подбирать сезонную одежду.

Раскрашивать внутри контура.

8.

Физкультминутка для глаз

9.

Закрепление материала.

А чтобы закрепить наши знания, выполним еще одно задание.

Посмотрите на верхнюю картинку. Какое время года изображено на картинке?

Как вы поняли, что это весна?

 

Посмотрите на вторую часть картинки. Что здесь изображено?

 

А что это за капельки?

Какое задание надо выполнить?

Берем карандаш и приступаем к работе.

И с этим заданием вы справились. И получаете еще одну карточку. (6)

Теперь давайте из наших карточек соберем картинку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Весна.

 

Светит солнце, капает капель.

 

 

 

 

Солнце и капельки воды.

Капель.

 

Раскрасить солнце и капельки

Дети собирают картинку «Весна-красна»

Умение учащихся ориентироваться в пройденном материале.

10.

Рефлексия

Вы большие молодцы. Хорошо работали на уроке, старались, выполнили все задания волшебницы зимы и теперь весна может смело вступать в свои права.

Дети хвалят себя и друг - друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации