Урок литературного чтения «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой и» (1 класс)
Методическая разработка урока литературного чтения (обучение грамоте)
Тема: Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой и.
УМК: Планета Знаний.
Класс: 1
Цель: создание условий для осознания и осмысления новой учебной задачи, применения знаний в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную форму работы.
Задачи. 1. Познакомить учащихся с новой буквой русского алфавита И, и , со звуком [и]; научить характеризовать звук; называть признаки, устананавливающие различие в произношении гласных и согласных звуков; познакомить с использованием буквы и для обозначения мягкости согласных звуков; использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа; овладение техникой чтения.
2. Развитие фонематическорго слуха; обогащение лексического запаса учащихся; расширение кругозора; развитие навыков контроля и самоконтроля; развитие наблюдательности, мышления, воображения.
3. Воспитание эмоционально – положительного отношения к предмету, окружающему миру, одноклассникам.
Планируемые результаты: Предметные: знать букву И, и; умеют выявлять общий признак у предметов; читают слова с мягкими согласными звуками. Личностные: формирование внутренней позициии школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно – познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на уровне критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные. Познавательные: осознают и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; сравнивают схемы слов; классифицируют предметы по признаку. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; планируют свое действие; ориентируются в учебнике; Коммуникативные: соблюдение норм речевого этикета и правил устного общения; решение разных коммунркатиных задач; использование имеющихся языковых средств.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, тетради – половинки, карточки для индивидуальной работы, макет дерева, листочки, цветные фишки для звуковой модели слов.
Литература: 1. Андрианова, Т. М. Букварь. 1 класс: учебник / Т. М. Андрианова. – 2 – е изд., стереотип. – М: Дрофа; Астрель, 2017.
2. Бакулина, Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников еа уроках обучения грамоте:пособие для учителя/Г. А. Бакулина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 239 с.
3. Руский язык: обучение грамоте (обучение чтению). 1 класс: система уроков по учебнику «Букварь» Т. А. Андриановой / авт.- сост. Л. Ю. Терещук. - Волгоград: Учитель, 2012. – 343 с.
Ход урока
1. Оргмомент.
Вот звонок нам дал сигнал,
Он учиться нас позвал.
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Учитель проверяет готвоность к уроку. (сл. 2)
2. Мотивационный этап.
Учитель: Я очень рада вас видеть на нашем уроке. А какой у нас сейчас урок?
Ученики: Урок чтения.
Учитель: Что мы узнаем на уроке чтения?
Ученики: Узнаем новые буквы и звуки. Открываем новые знания. Учимся читать.
3. Актуализация знаний.
Учитель: Мы с вами продолжаем путешествие по городу Алфавитинску (сл. 3) и раскрываем новые секреты букв и звуков. Но для того, чтобы путешествие было интересным, нам понадобятся наши знания и умения.
Поиграем в игру «Доскажи словечко».
- Звуки бывают ….. (гласные и согласные);
- При произнесении гласного звука … (воздух во рту не встречает преград);
- При произнесении согласного звука (воздух во рту встречает преграду);
- Согласные звуки бывают ……….. (звонкие и глухие, твердые и мягкие);
- Гласные звуки бывают.................(ударные и безударные);
- Буквы бывают ………….(строчные и заглавные);
- Буква ы никогда не… (пишется в начале слова и не бывает заглавной).
Учитель: молодцы! Мы готовы продолжить путешествие.
4. Целеполагание.
Учитель: Посмотрите на экран. (сл. 4) Перед вами изображения предметов. Назовите эти предметы.
Ученики: Кубик, сани, пирамида.
Учитель: Найдите общие признаки у этих предметов.
Ученики: Это игрушки.
Учитель: Сформулируйте тему урока, используя признаки этих слов.
Ученики: В названии каждой игрушки есть звук [и]. В слове игрушки есть звук [и]. Значит тема урока звук [и] и буква, которая обозначает этот звук.
Учитель: Молодцы! С чем мы сегодня познакомимся?
Ученики: Со звуком [и] и буквой, которая его обозначает.
Учитель: Продолжите. Мы научимся отличать….
Ученики: Звук [и] от других звуков.
Учитель: Мы научимся читать….
Ученики: Слоги, слова и предложения с новым звуком.
Учитель: Молодцы!
5. Знакомство с новым звуком.
Учитель: Возвращаемся к нашим игрушкам. У вас на столах цветные фишки. Составим в паре звуковые схемы этих слов с помощью цветных фишек. Первый ряд работает над словом кубик, второй ряд над словом сани, третий – пирамида.
Ученики выполняют.
Проверяют выполненную работу, опираясь на изображение на экране.
Учитель: Найдите среди этих слов слово, в котором 2 слога и 5 звуков.
Ученики: Кубик.
Учитель: Назовите второй слог в этом слове.
Ученики: [бик]
Учитель: Назовите второй звук в этом слове.
Ученики: [и].
Учитель: Дайте ему характеристику.
Ученики: Он гласный, так как поток воздуха при его произнесении проходит свободно.
Учитель: Какой бывает гласный звук?
Ученики: Ударный или безударный.
Учитель: Как мы изображаем этот звук на звуковой модели слова?
Ученики: Красным цветом.
Учитель: Какие еще игрушки, кроме тех, что на экране, мы можем взять с собой в путешествие?
Ученики: Мячик, мишка, слоник, санки.
Учитель: А кого мы можем пригласить вместе в путешествие вместе с нами?
Ученики: Ира, Борис, Мальвина, Буратино, Иван, София, Кирилл, Арина, Илона.
Учитель: Молодцы! Подведем итог. Почему вы называли менно эти слова.
Ученики: В них есть звук [и].
Учитель: Дайте этому звуку характеристику.
Ученики: Он гласный, может быть ударный или безударный.
6. Физминутка.
Учитель: Предлагаю вам поиграть в игру «Собери игрушки». (сл.5) Я называю вам детскую игрушку. Если в названии предмета есть звук [и], то хлопаем и забираем игрушку, если звука [и] нет, то топаем и руки ставим на талию.
Юла, жираф, кукла, мишка, плющевой щенок, котик, клоун, ослик, мячик, Лунтик.
Ученики выполняют действия.
7. Знакомство с новой буквой.
Учитель: Пришло время познакомиться с буквой, которая обозначает звук [и]. (сл. 6) Почему звук один, а буквы две?
Ученики: Буква и может быть строчной и заглавной.
Учитель: Когда буква и может быть заглавной?
Ученики: В именах, названиях городов, в начале предложения.
Учитель: На что похожа буква и?
Ученики предлагаю варианты ответов.
Учитель: Изобразим с помощью карандашей букву И.
Ученики выполняют.
Учитель: На индивидуальных листочках у вас коврик с буквами. Найдите и обведите букву и, обозначающую звук [и]. (Приложение 1)
Ученики выполняют.
Учитель: Найдем на «ленте букв» букву и. Определите ее местоположение?
Ученики находят.
Учитель: В тетради – половинке к букварю напечатаем букву и заглавную и строчную. (Показ учителя на доске)
Ученики выполняют.
8. Использованием буквы и для обозначения мягкости согласных звуков.
Учитель: Отгадайте загадку. Острый нос, стальное ушко. В ушке ниточка – подружка.
Ученики: Иголка.
Учитель: В букваре на с. 41 рассмотрите схемы слов. Чем они отличаются?
Ученики: В слове иголки в последнем слоге мягкий согласный [к´].
Учитель: Почему согласный [к´] мягкий?
Ученики: После него стоит гласный [и].
Учитель: Сформулируем вывод.
Ученики: Если после согласного стоит гласный [и], то этот согласный мягкий.
Учитель: Рассмотрите рисунки. Какие значения у слова иголки?
Ученики: Иголки бывают швейные, вязальные, штопальные. Иголки есть у ежа и дикобраза. У сосны, ели, пихты, кедра, лиственицы иголки – это листья.
9. Чтение слогов и слов с изученной буквой.
Учитель: На с. 41 читаем первый и второй столбик. Прочитаем слоги с твердыми согласными. Прочитаем слоги с мягкими согласными.
Ученики выполняю действия.
Учитель: Читаем слова третьего столбика. Найдите среди слов в этом столбике слоги с мягкими согласными звуками.
Ученики выполняют.
Учитель: Читаем четвертый столбик.
Ученики выполняют.
Учитель: В каком слове все согласные мягкие?
Ученики: Лилии.
Учитель: Какой общий слог у всех этих слов?
Ученики: [ли].
Учитель: Читаем слова пятого столбика.
Ученики выполняют.
Учитель: Какой общий звук в словах этого столбика?
Ученики: Звук [и].
Учитель: Докажите.
Ученики доказывают.
Учитель: Что обозначает и показывает буква и?
Ученики: Буква и обозначет звук [и] и показывает мякгость предшествующего согласного.
10. Класификация предметов.
Учитель: В букваре на с. 41 рассмотрите рисунки и обсудите в паре – как можно распределить эти предметы. Назовите пары предметов, используя слово и.
Ученики выполняют работу в паре.
Эти предметы можно разделить на две группы: игрушки и школьные принадлежности.
Пары предметов: кубики и пирамида, книга и треугольник.
Учитель: Что вы заметили, когда использовали слово и?
Ученики: Буква и может быть как частью слова, так и отдельным словом.
11. Работа над текстом.
Учитель: На с. 41 букваря написаны предложения. Сколько здесь предложений?
Ученики: Два.
Учитель: Читаем первое предложение. Сколько в нем слов?
Ученики читают. Шесть слов.
Учитель: Читаем второе предложение. Какое слово зашифровано в этом предложении.
Ученики: Книги.
Учитель: Сколько звуков в этом слове?
Ученики: Пять.
Учитель: Сколько здесь слогов?
Ученики: Два слога.
Учитель: Назовите мягкие согласные звуки.
Ученики: [н´], [г´].
Учитель: Почему эти звуки мягкие.
Ученики: После них находится звук [и]. Он придает мягкость согласному звуку.
Учитель: Прочитаем это предложение. Каждый раз, когла услышим звук [и], хлопаем в ладоши.
Ученики выполняют.
12. Закрепление.
Учитель: Назовите свою любимую книгу и ее автора..
Ученики называют.
Учитель: В тетради – половинке составим схему этого предложения.
Ученики выполняют. .
Учитель: Составьте устно предложение со словом и.
Ученики составляют.
Учитель: На листочках у вас (Приложение 2) рисунки со схемами. Необходимо вписать в схемы слов изученные буквы.
Ученики выполняют. Проверяют. (сл. 7)
13. Подведение итогов.
Учитель: С каким звуком мы с вами познакомились?
Ученики: Со звуком [и].
Учитель: Какой этот звук? Что обозначает? Какой буквой обозначается этот звук?
Ученики: Звук [и] гласный. Может быть ударным и безударным. Обозначает мягкость предшествующего согласного. Обозначается буквой и.
Учитель: Чем интересна буква и?
Ученики: Может быть частью слова, а может быть отдельным словом.
14. Рефлексия.
Учитель: Перед вами на доске дерево. Прочитайте его название по первым буквам названия предметов. (сл. 8 - изюм, велосипед, арбуз)
Ученики: Ива.
Учитель: Как вы думаете, почему именно ива?
Ученики: В названии дерева есть буква и.
Учитель: У вас на столах листочки. Если вы сегодня хорошо работали на уроке, вам было интересно и понятно, то напечатайте на листочке букву и красным карандашом. Если было трудно, не совсем понятно, то напечатайте букву и желтым цветом. Прикрепите листочек с буквой и на веточку дерева
Ученики выполняют.
Учитель: Наше путешествие по Алфавитинску сегодня завершилось. Еще один секрет раскрыт. А завтра снова в путь.
Спасибо за урок!
Презентация к уроку
PPT / 2.39 Мб
Приложение 1 (коврики с буквами)
DOCX / 11.58 Кб
Приложение 2 (допиши буквы)
DOCX / 105.64 Кб