12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Погодина Наталия Леонидовна3093
Учитель - это не профессия. Это образ жизни. Быть учителем невероятно интересно, почётно и ответственно. Являюсь учитель начальных классов высшей категории. Стаж работы 15 лет.
Россия, Карелия респ., Петрозаводск
7

Урок литературного чтения (обучение грамоте) на тему «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой и»

Методическая разработка урока литературного чтения (обучение грамоте)

 

Тема: Звук [и]. Буквы  И, и. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой и.

УМК: Планета Знаний.

Класс: 1

Цель: создание условий для осознания и осмысления новой учебной задачи, применения знаний в знакомой и  новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную форму работы.

Задачи. 1. Познакомить учащихся с новой буквой русского алфавита И, и , со звуком [и]; научить характеризовать звук;  называть признаки, устананавливающие различие в произношении гласных и согласных звуков;  познакомить с использованием буквы и для обозначения мягкости  согласных звуков; использовать схемы и модели звукового состава слова  для выполнения звукового анализа; овладение техникой чтения.

2. Развитие фонематическорго слуха;  обогащение лексического запаса учащихся; расширение кругозора; развитие навыков контроля и самоконтроля; развитие наблюдательности, мышления, воображения.

3. Воспитание эмоционально – положительного отношения к предмету, окружающему миру, одноклассникам.

Планируемые результаты: Предметные: знать букву И, и; умеют выявлять общий признак у предметов; читают слова с мягкими согласными звуками. Личностные: формирование внутренней позициии школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно – познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на уровне критерия успешности учебной деятельности.  Метапредметные. Познавательные: осознают и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; сравнивают схемы слов; классифицируют предметы по признаку.  Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; планируют свое действие; ориентируются в учебнике; Коммуникативные: соблюдение норм речевого этикета и правил устного общения; решение разных коммунркатиных задач; использование имеющихся языковых средств.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация,  тетради – половинки, карточки для индивидуальной работы, макет дерева, листочки, цветные фишки для звуковой модели слов.

Литература: 1. Андрианова, Т. М. Букварь. 1 класс: учебник / Т. М. Андрианова. – 2 – е изд., стереотип. – М: Дрофа; Астрель, 2017.

2. Бакулина, Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников еа уроках обучения грамоте:пособие для учителя/Г. А. Бакулина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 239 с.

3. Руский язык: обучение грамоте (обучение чтению). 1 класс: система уроков по учебнику «Букварь» Т. А. Андриановой / авт.- сост. Л. Ю. Терещук. - Волгоград:  Учитель, 2012. – 343 с.

Ход урока

 

1. Оргмомент.

Вот звонок нам дал сигнал,

Он учиться нас позвал.

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

Учитель проверяет готвоность к уроку. (сл. 2)

2. Мотивационный этап.

Учитель: Я очень рада вас видеть на нашем уроке. А какой у нас сейчас урок?

Ученики: Урок чтения.

Учитель: Что мы узнаем на уроке чтения?

Ученики: Узнаем новые буквы и звуки. Открываем новые знания. Учимся читать.

3. Актуализация знаний.

Учитель: Мы с вами продолжаем путешествие по  городу Алфавитинску (сл. 3) и раскрываем новые секреты букв и звуков. Но для того, чтобы путешествие было интересным, нам понадобятся наши знания и умения.

Поиграем в игру «Доскажи словечко».

- Звуки бывают ….. (гласные и согласные);

- При произнесении гласного звука … (воздух во рту не встречает преград);

- При произнесении согласного звука  (воздух во рту встречает преграду);

 - Согласные звуки бывают ……….. (звонкие и глухие, твердые и мягкие);

 - Гласные звуки бывают.................(ударные и безударные);

- Буквы бывают ………….(строчные и заглавные);

 - Буква ы никогда не… (пишется в начале слова и не бывает заглавной).

Учитель: молодцы! Мы готовы продолжить путешествие.

4. Целеполагание.

Учитель: Посмотрите на экран. (сл. 4) Перед вами изображения предметов. Назовите эти предметы.

Ученики: Кубик, сани, пирамида.

Учитель: Найдите общие признаки у этих предметов.

Ученики: Это игрушки.

Учитель: Сформулируйте тему урока, используя признаки этих слов.

Ученики: В названии каждой игрушки есть звук [и]. В слове игрушки есть звук [и]. Значит  тема урока звук [и] и  буква, которая обозначает этот звук.

Учитель: Молодцы! С чем мы сегодня познакомимся?

Ученики: Со звуком [и] и буквой, которая его обозначает.

Учитель: Продолжите. Мы научимся отличать….

Ученики: Звук [и] от других звуков.

Учитель: Мы научимся читать….

Ученики: Слоги, слова и предложения с новым звуком.

Учитель: Молодцы!

5. Знакомство с новым звуком.

Учитель: Возвращаемся к нашим игрушкам. У вас на столах цветные фишки. Составим в паре звуковые схемы этих слов с помощью цветных фишек. Первый ряд работает над словом кубик, второй ряд над словом сани, третий – пирамида.

Ученики выполняют.

Проверяют выполненную работу, опираясь на изображение на экране.

Учитель: Найдите среди этих слов слово, в котором 2 слога и 5 звуков.

Ученики: Кубик.

Учитель: Назовите второй слог в этом слове.

Ученики: [бик]

Учитель: Назовите второй звук в этом слове.

Ученики: [и].

Учитель: Дайте ему характеристику.

Ученики: Он гласный, так как  поток воздуха при его произнесении проходит свободно.

Учитель:  Какой бывает гласный звук?

Ученики: Ударный или безударный.

Учитель:  Как мы изображаем этот звук на звуковой модели слова?

Ученики: Красным цветом.

Учитель: Какие еще игрушки, кроме тех, что на экране, мы можем взять с собой в путешествие?

Ученики: Мячик, мишка, слоник, санки.

Учитель: А кого мы можем пригласить вместе в путешествие вместе с нами?

Ученики: Ира, Борис, Мальвина, Буратино, Иван, София, Кирилл, Арина, Илона.

Учитель: Молодцы!  Подведем итог. Почему вы называли менно эти слова.

Ученики: В них есть звук [и].

Учитель: Дайте этому звуку характеристику.

Ученики: Он гласный, может быть ударный или безударный.

6. Физминутка.

Учитель: Предлагаю вам поиграть в игру «Собери игрушки». (сл.5) Я называю вам детскую игрушку. Если в названии предмета есть звук [и], то хлопаем и забираем игрушку, если звука [и] нет, то топаем и руки ставим на талию.

Юла,  жираф, кукла, мишка, плющевой щенок, котик, клоун, ослик, мячик, Лунтик.

Ученики выполняют действия.

7. Знакомство с новой буквой.

Учитель: Пришло время познакомиться с буквой, которая обозначает звук [и]. (сл. 6)  Почему  звук один, а буквы две?

Ученики: Буква и может быть строчной и заглавной.

Учитель: Когда буква и может быть заглавной?

Ученики: В именах, названиях городов, в начале предложения.

Учитель: На что похожа буква и?

Ученики предлагаю варианты ответов.

Учитель: Изобразим с помощью карандашей букву И.

Ученики выполняют.

Учитель: На индивидуальных листочках у вас коврик с буквами. Найдите и обведите букву и, обозначающую звук [и]. (Приложение 1)

Ученики выполняют.

Учитель: Найдем на «ленте букв» букву и. Определите ее местоположение?

Ученики находят.

Учитель: В тетради – половинке к букварю напечатаем букву и заглавную и строчную. (Показ учителя на доске)

Ученики выполняют.

8. Использованием буквы и для обозначения мягкости  согласных звуков.

Учитель: Отгадайте загадку. Острый нос, стальное ушко. В ушке ниточка – подружка.

Ученики: Иголка.

Учитель: В букваре на с. 41 рассмотрите схемы слов.  Чем они отличаются?

Ученики: В слове иголки в последнем слоге мягкий согласный [к´].

Учитель: Почему согласный [к´] мягкий?

Ученики: После него стоит гласный [и].

Учитель: Сформулируем вывод.

Ученики: Если после согласного стоит гласный [и], то этот согласный мягкий.

Учитель: Рассмотрите рисунки. Какие значения у слова иголки?

Ученики: Иголки бывают швейные, вязальные, штопальные. Иголки есть у ежа и дикобраза. У сосны, ели, пихты, кедра, лиственицы иголки – это листья.

9. Чтение слогов и слов с изученной буквой.

Учитель: На с. 41 читаем первый и второй столбик.  Прочитаем слоги с твердыми согласными. Прочитаем слоги с мягкими согласными.

Ученики выполняю действия.

Учитель: Читаем слова третьего столбика. Найдите среди слов в этом столбике слоги с мягкими согласными звуками.

Ученики выполняют.

Учитель: Читаем четвертый столбик.

Ученики  выполняют.

Учитель: В каком слове все согласные мягкие?

Ученики: Лилии.

Учитель: Какой общий слог у всех этих слов?

Ученики: [ли].

Учитель: Читаем слова пятого столбика.

Ученики выполняют.

Учитель: Какой общий звук в словах этого столбика?

Ученики: Звук [и].

Учитель: Докажите.

Ученики доказывают.

Учитель: Что обозначает и показывает буква и?

Ученики: Буква и обозначет звук [и] и показывает мякгость предшествующего согласного.

10. Класификация предметов.

Учитель: В букваре на с. 41 рассмотрите рисунки и обсудите в паре – как можно распределить эти предметы. Назовите пары предметов, используя слово и.

Ученики выполняют работу в паре.

Эти предметы можно разделить на две группы: игрушки и школьные принадлежности.

Пары предметов: кубики и пирамида, книга и треугольник.

Учитель: Что вы заметили, когда использовали слово и?

Ученики: Буква и может быть как частью слова, так и отдельным словом.

11. Работа над текстом.

Учитель: На с. 41 букваря написаны предложения. Сколько здесь предложений?

Ученики: Два.

Учитель: Читаем первое предложение. Сколько в нем слов?

Ученики читают. Шесть слов.

Учитель: Читаем второе предложение. Какое слово зашифровано в этом предложении.

Ученики: Книги.

Учитель: Сколько звуков в этом слове?

Ученики: Пять.

Учитель: Сколько здесь слогов?

Ученики: Два слога.

Учитель: Назовите мягкие согласные звуки.

Ученики: [н´], [г´].

Учитель: Почему эти звуки мягкие.

Ученики: После них находится звук [и]. Он придает мягкость согласному звуку.

Учитель: Прочитаем это предложение. Каждый раз, когла услышим звук [и], хлопаем в ладоши.

Ученики выполняют.

12. Закрепление.

Учитель: Назовите свою любимую книгу и ее автора..

Ученики называют.

Учитель: В тетради – половинке составим схему этого предложения.

Ученики выполняют.                                     .

Учитель: Составьте устно предложение со словом и.

Ученики составляют.

Учитель: На листочках у вас (Приложение 2) рисунки со схемами. Необходимо вписать в схемы слов изученные буквы.

Ученики выполняют. Проверяют. (сл. 7)

13. Подведение итогов.

Учитель: С каким звуком мы с вами познакомились?

Ученики: Со звуком [и].

Учитель: Какой этот звук? Что обозначает? Какой буквой обозначается этот звук?

Ученики: Звук [и] гласный. Может быть ударным и безударным. Обозначает мягкость предшествующего согласного. Обозначается буквой и.

Учитель: Чем интересна буква и?

Ученики: Может быть частью слова, а может быть отдельным словом.

14. Рефлексия.

Учитель: Перед вами на доске дерево. Прочитайте его название по первым буквам названия предметов. (сл. 8 -  изюм, велосипед, арбуз)

Ученики: Ива.

Учитель: Как вы думаете, почему именно ива?

Ученики: В названии дерева есть буква и.

Учитель: У вас на столах листочки. Если вы сегодня хорошо работали на уроке, вам было интересно и понятно, то напечатайте на листочке букву и красным карандашом. Если было трудно, не совсем понятно, то напечатайте букву и желтым цветом.   Прикрепите листочек с буквой и на веточку дерева

Ученики выполняют.

Учитель: Наше путешествие по Алфавитинску сегодня завершилось. Еще один секрет раскрыт. А завтра снова в путь.

Спасибо за урок!

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Презентация к уроку
PPT / 2.39 Мб

Приложение 1 (коврики с буквами)
DOCX / 11.58 Кб

Приложение 2 (допиши буквы)
DOCX / 105.64 Кб


Методическая разработка урока
DOC / 60.5 Кб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.