Методическая разработка урока по физике в 9 классе на тему «Материальная точка. Система отсчета»

16
0
Материал опубликован 14 June 2020 в группе

Тема урока: «Материальная точка. Система отсчета»


Цель: Создать условия для продуктивного изучения механического движения; сформировать понятия «материальная точка» и «система отсчета».


Задачи:

изучить новые понятия: материальная точка – модель физического тела, тело отсчета, система отсчета, поступательное движение;

познакомить обучающихся с относительностью механического движения;

рассмотреть систему отсчета, связанную с землей;


Планируемые результаты:

предметные: обучающиеся понимают, какое движение тела называют механическим, какое физическое тело называется материальной точкой, отличают материальную точку от физического тела, пользуются изученными формулами, ранее полученными знаниями, сформировано умение рассчитывать скорость движения, путь и время;

метапредметные: умеют работать с информацией, планировать пути достижения целей при решении задач, имеют представление о физике как форме описания и методе познания окружающего мира, умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения;

личностные: развитие умений грамотно излагать свои мысли в устной речи, формирование способности к эмоциональному восприятию физических моделей и задач, к самообразованию



Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация.


Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка посещаемости и принадлежностей к уроку.


II. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос:

  1.  Какое движение называется механическим?
  2. Приведите примеры механического движения.
  3. Какие характеристики механического движения вы уже изучили?
  4. Что такое скорость тела?
  5. Как найти путь, пройденный телом за определенное время?
  6. Что означает «движется относительно наблюдателя»? 


III. Мотивационный этап.

1. Стратонавты рассказывают, что если не обращать внимание на показания приборов, то невозможно определить, поднимается или опускается и движется ли вообще стратостат. Чем это объясняется?

(в поиске ответа обучающиеся приходят к необходимости знать точку отсчета и систему отсчета)


IV. Изучение материала урока.

План:

1. Материальная точка.

Рассматривается физическая модель – материальная точка, дается определение и приводятся примеры.

2. Тело отсчета, система отсчета: определение и построение. Примеры СО.


V. Закрепление.

1. стр. 9, упражнение 1, № 1 – 5

2. ДМФ-9, № 1, 2, 3.

Дидактические материалы (ДМФ-9):

1. Верно ли утверждение:

а) механическим движением называют изменение положения тела в пространстве относительно других тел;

б) механическим движением называют изменение тела относительно других тел с течением времени.

2. Какие части катящегося вагона движутся и какие находятся в покое относительно дороги, стен вагона, колес?

3. Эскалатор метро движется вверх со скоростью 0,75 м/с. С какой скоростью надо идти по эскалатору вниз, чтобы быть все время на уровне одного из фонарей освещения? С какой скоростью относительно поднимающейся лестницы надо было бы передвигаться, чтобы опускаться вниз со скоростью пассажиров, неподвижно стоящих на другой опускающейся лестнице?


VI. Запись домашнего задания. Подведение итогов урока.

Изучить § 1, стр. 4 – 9 (особое внимание обратить на стр. 7).

Стр.9 вопросы 1 – 6 (устно)

Выучить определения, записанные в тетради


Литература и Интернет-источники к уроку:

Учебник А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. Физика 9 класс. М: Дрофа, 2014;

Е.М. Тульчинский. Сборник качественных задач по физике. М: Просвещение, 1965;


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.