12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Москалева Любовь Васильевна436
Россия, Смоленская обл., с.Понизовье, Руднянский район

Моя методическая система

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,

если нет у ученика желания учиться».

В.А. Сухомлинский

Проблема формирования и развития мотивации учения – одна из важнейших проблем обучения в школе. Ее актуальность обусловлена приоритетными направлениями развития и модернизации образования. Мотивы учения современной молодежи, обучающейся в школах, претерпевают существенные изменения под влиянием новых условий жизни российского общества и той новой системы ценностей, которая пропагандируется через разные информационные каналы. Педагоги не всегда могут четко констатировать, почему учащийся не хочет учиться, какие стороны мотивации у него не сформированы и в каком случае педагоги не научили его так организовать действия, чтобы мотивация к учению появилась. Интерес к содержанию обучения и к самой учебной деятельности зарождается там, где им предоставляется возможность проявлять в учении самостоятельность и инициативность.

Повышению интереса к учению способствует применение активных методов обучения; постановка таких вопросов, решение которых требует от обучающихся поисковой активности; создание в этих целях проблемных ситуаций. Важнейшим условием возникновения интереса к учебной деятельности является преодоление в этой деятельности трудностей, которые носят посильный и преодолимый характер. Зная состояние мотивов учения, педагог имеет возможность своевременно подсказать своим ученикам над устранением каких именно недостатков следует настойчиво работать.

Я работаю учителем физики 31 год и меня, как педагога, волнует проблема формирования и развития мотивации учения на уроках. Физика одна из сложных наук, но интересных. Как сделать ее понятной и доступной для каждого? За годы работы в школе, мне пришлось, освоить учебники разных авторов, проанализировать УМК предлагаемые в помощь учителю, изучить различные педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения. Я пришла к выводу, что формируя устойчивые интересы к содержанию и процессу учебной деятельности, мы тем самым обеспечиваем их выступление в качестве постоянного побудительного механизма познания. Работая в течение почти 5 лет над темой по самообразованию «Формирование мотивации на уроках физики», у меня сложилась собственная методическая система.

Цель моей деятельности в рамках методической системы состоит в повышении мотивации к изучению физики, повышение качества знаний по предмету, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Задачи, которые я, как учитель, решала на этапе формирования моей методической системы: развить и сохранить интерес к физике, сделать изучение предмета более доступным и понятным, повысить эффективность урока. Моя система направлена не только на взаимосвязь учителя - предметника и ученика, но и охватывает взаимоотношения других участников воспитательного процесса (преподаватели других дисциплин; классный руководитель; родители).
 

Компонент методической системы

Характеристика

Цели:

учебные;

воспитательные;

развивающие.

Современному поколению скоро станет не только не интересно учиться «по- старому», но и скучно жить. Поэтому традиционные условия преподавания не способствуют формированию тех качеств выпускника, которые необходимо видеть на выходе его из школы:

обладать активной жизненной позицией;

способным к принятию ответственных компетентных решений;

творчески и системно осуществлять свою деятельность;

применять взаимосвязанные комплексы знаний;

ориентированным на дальнейшее образование и самообразование.

Основная идея моей методической системы в системном применении различных форм деятельности и методов обучения инновационными методиками и технологиями с учетом возрастных особенностей учащихся и созданием здоовьесберегающих условий для учащихся.

Цели:

активизация познавательной деятельности школьников через использование современных информационных технологий, совместную деятельность учителя и учащихся по решению основных задач урока;

развитие чувства успеха у обучающихся, уверенности ученика в том, что он добьется цели, укрепление веры учащихся в возможность преодоления трудностей  через дифференциацию обучения на основе когнитивных стилей, создание ситуаций  выбора;

формирование коммуникативных, рефлексивных, информационных и проектных компетентностей учащихся, а также умений использовать приобретенные знания для решения практических задач повседневной жизни.

Содержание:

Учебные планы, программы, учебные пособия, ресурсы.

Интеграция основного и дополнительного образования.

В аттестационный период преподавание физике мною осуществлялось по УМК: «Физика.7 класс» и «Физика. 8 класс»; автор А.В. Перышкин (Учебники для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа);

«Физика. 9 класс»- авторы . А.В. Перышкин, Е.М. Гутник (Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа);

«Физика.10 класс»- авторы Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под редакцией В.И. Николаева, Н.А .Парфентьевой. (Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни. М.: Просвещение);

«Физика. 11 класс»- авторы Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под под редакцией В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой (Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни. М.: Просвещение).

К данным УМК мною составлены рабочие программы.

Во всех классах проводятся занятия в рамках внеурочной деятельности, направленные на повышение качества образования, подготовку к олимпиадам, итоговой аттестации, на использование знаний, умений и навыков в практической деятельности учащихся.

В работе использую материалы Интернет - сайтов. В основе системы оценки качества образования лежит оценка качества обученности. В качестве «нормы» я использую текущий уровень состояния класса. Все показатели использую в процентах.

Оценка обученности уточняет оценку успеваемости и дает объективную картину результатов обучения. Для отслеживания уровня обученности использую методику М.И. Рожкова.

Мониторинг отслеживания результатов развития способностей учащихся провожу по методике М.И. Рожкова, М.В. Матюхиной.

Формы обучения:

урок;

факультативные занятия;

домашняя работа;

внеклассная работа.

Основной формой организации учебных занятий по физике, как и прежде, остается урок того или иного типа.  Мною  разработана методика организации типичных видов учебных занятий по физике, на которых в процессе реализации личностно-ориентированного подхода обеспечивается для каждого ученика комфортная и одновременно развивающая учебная деятельность, обуславливающая формирование и развитие познавательного интереса. Обязательными элементами практически каждого урока, являются этапы мотивации. Также важным этапом каждого урока является этап рефлексии. Учащиеся на этом этапе осознают механизм познания, анализируют свою деятельность на уроке, оценивают значимость изученного материала. Кроме уроков изучения нового материала, уроков решения задач и уроков – лабораторных работ, в практике обучения физике используются разнообразные формы организации учебных занятий: уроки-конференции, уроки самостоятельной (исследовательской) работы, уроки обобщения материала, уроки в форме дидактических игр и др. С внедрением ИКТ формы обучения обогатились.

Факультативные занятия дают более глубокое изучение предмета.

Домашняя работа- - форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя и развивает самостоятельность учеников.

Внеклассная работа: олимпиады, познавательные игры, конкурсы, викторины- способствуют наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.

Формы организации

учебной деятельности учащихся:

фронтальные;

индивидуальные;

групповые;

парные;

самостоятельная работа.

Основными формами организации деятельности учащихся в моей работе являются: фронтальная форма организации урока, групповая работа на уроке, парная форма (при выполнении лабораторных работ и экспериментальных заданий), самостоятельная (при выполнении разноуровневых письменных заданий), индивидуальная (работа с учебником, дополнительной литературой и Интернет- источником). Использование активных форм обучения способствует развитию познавательной и творческой активности, самостоятельности учеников.

Реализация личностного подхода на уроках физики и развитие познавательного интереса к предмету на его основе осуществляю путем подбора заданий различного уровня сложности. В сочетании с различными формами работы это позволяет добиваться поставленных целей и задач урока.

Одно из важнейших качеств личности- самостоятельность. Она проявляется во многих аспектах: мышлении, речи, поведении, организации труда и отдыха. Поэтому я уделяю огромное значение самостоятельной работе учащихся. Эту форму работы использую при изучении нового материала и при закреплении изученной темы, при контроле знаний, умений и навыков. Выполняя работу самостоятельно, учащиеся работают в разном темпе, который зависит от индивидуальных особенностей ученика и его уровня подготовки. Более сильные ученики, выполнив свою работу, могут помочь одноклассникам. Благодаря такой форме работы учащиеся имеют возможность развиваться самостоятельно и вовлекать в эту деятельность других. Развиваются навыки самоанализа деятельности и создается благоприятный психологический климат на уроке. У ребят с низким уровнем способностей исчезают чувства страха и неуверенности в себе.

Наряду с традиционными формами контроля знаний учащихся (устный и фронтальный опрос, диктант, контрольная работа, тестовые задания, индивидуальные домашние задания, самоконтроль и взаимоконтроль) я использую и нетрадиционные (кроссворды, ребусы, головоломки).

После контрольных работ обязательно провожу их анализ и совместно с учениками проводим коррекцию знаний, решаем задачи практического и творческого содержания.

Методы обучения:

проблемное изложение;

объяснительно-иллюстрационный;

диалоговый;

аналогии;

исследовательский.

Психолого-педагогические исследования показали, что формирование мотивации учения находится в тесной взаимосвязи с содержанием учебного предмета, в рамках которого она формируется (А.К. Маркова, М.В. Матюхина, А.Б. Орлов, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман).

Современная психология подтверждает силу восприятия. Если в нем участвуют сразу несколько органов чувств. Это и является основой моей педагогической деятельности. На каждом уроке физики присутствуют наглядные средства обучения (таблицы, схемы, физприборы и т.п.).

Применение наглядных средств способствует лучшему усвоению материала урока, повышению мотивации изучения физики, развитию познавательных и интеллектуальных интересов, развитию логического мышления. Новый материал усваивается лучше и в том случае, если ученики не только наблюдают за опытами со стороны, но и участвуют в их проведении, а также самостоятельно выполняют небольшие экспериментальные задания. Например, при изучении силы трения, силы упругости, давления, газовых законов, электрического тока и др.

При изучении физики очень хорошо прослеживается связь с другими науками о природе и даже русским языком (грамотность написания) и литературой (описание явлений природы в стихотворной форме).

Выбор методов обучения зависит от характера изучаемого материала и уровня подготовленности обучаемых, когнитивного стиля учащихся. Кроме того, методы и приемы, используемые мною при реализации личностно-ориентированного подхода, соответствуют таким требованиям:

диалогичность; деятельностно- творческий характер;

направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

предоставление учащемуся необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Педагогические технологии:

развивающее обучение;

разноуровневое обучение;

проблемное  обучение;

технология обучения в сотрудничестве;

информационно-коммуникативные технологии;

здоровьесберегающие технологии;

тестовая технология.

Цель моей деятельности- на уроках и во внеурочное время создать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирование ключевых компетенций, сохранение здоровья в процессе реализации личностно-ориентированного подхода и обеспечение на его основе фундаментального качественного образования в области физики. Достичь этого можно через внедрение современных образовательных технологий.

В своей деятельности я использую современные образовательные технологии как частично, так и полностью.

Процесс обучения и воспитания строю на принципах здоровье сбережения. Сохранять и укреплять здоровье мне помогают здоровьесберегающие технологии.

На уроках и во внеурочное время соблюдаю нормы СанПиНа, создаю обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, ситуации успеха и эмоциональной разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения и психологического климата.

Стараюсь рационально организовать деятельность ребят с целью предупреждения утомляемости. При планировании урока обязательно предусматриваю смену видов деятельности: чередую различные виды активности (интеллектуальная- эмоциональная- двигательная). Уроки физики- благоприятная среда для пропаганды охраны окружающей среды, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. осуществляю индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей.

Для меня, как учителя физики, важно, чтобы ученики имели глубокие знания, владели способами их получения. Это достигается через применение деятельностного и проблемно - поискового способа обучения, мотивация деятельности, проблемный характер изучаемого материала, поиск выхода из любой ситуации, рефлексия позволяют говорить о развитии разных сторон мышления учащихся, расширении запаса их интеллектуальных умений, способности четко мыслить, логически рассуждать. Постоянно работаю над поиском и последующим развитием творческих способностей учащихся. В учебный процесс обязательно включаю работу над творческими заданиями (доклады, сообщения, составление кроссвордов) и обязательно поощряю творчество ребят.

Средства обучения:

информационные;

дидактические;

технические.

 Необходимым условием осуществления личностно-ориентированного обучения физике является создание учебного кабинета по физике, который может рассматриваться как элемент программно-методического обеспечения личностно-ориентированного обучения.

Для этого в  кабинетах физики имеются:

разработки учебных тем и уроков, методические рекомендации по подготовке к занятиям, собранный и распределенный по темам наглядный и дидактический материал;

физическое оборудование для проведения фронтальных опытов, лабораторных работ;

современные технические и компьютерные средства: ноутбук, проектор;

подобран набор электронных изданий учебного назначения;

в кабинете имеется локальная сеть с выходом в Интернет;

при необходимости индивидуальной (групповой) формы работы школьников за компьютером используются кабинеты информатики, в проекте создание мобильного класса.

Результат:

мониторинг;

диагностика;

КИМ.

Определить результат и эффективность своей работы мне помогает алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности учащихся, сложившийся в нашей школе:

подготовка и проведение стартовых диагностических контрольных работ;

определение уровня обучаемости;

промежуточное оценивание знаний, умений и навыков;

итоговое оценивание уровня учебных достижений и определение уровня обученности;

анализ и обобщение результатов.

Для проведения контроля знаний учащихся и отслеживания результатов их деятельности мною накоплен достаточный контрольно - измерительный материал (тематические тесты и самостоятельные работы, тематические и итоговые контрольные работы, упражнения для организации устной проверки знаний учащихся).

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.