Методическая разработка урока на основе ТРИЗ «Бабочка-капустница в огороде вьётся, урожай капусты нам спасать придётся...»

14
2
Материал опубликован 3 April 2020 в группе

Библиотекарь Ковалева Е.Б. Новосибирск, 2020

МКУК ЦБС Советского района

Филиал «Библиотека им. М. А. Лаврентьева»

Методическая разработка урока на основе ТРИЗ

«Бабочка-капустница в огороде вьётся,-

Урожай капусты нам спасать придётся...»

m1585902081.jpg

Цель мероприятия: Научить детей умению решать изобретательские задачи, понимать ТРИЗ-задания, которые способствуют формированию у детей творческого и логического мышления. Выявление одарённых детей, знакомство с миром насекомых (бабочек). Мотивация читательского интереса к научно-популярным книгам о бабочках.

Форма мероприятия: урок по «окружающему миру»

Целевая аудитория: младшие школьники 4 класс

Материалы и оборудование: иллюстрации; ТРИЗ-задачи; компьютер или ноутбук.

Методические приемы: беседа-диалог, решение ТРИЗ-задач, наблюдение, просмотр иллюстраций.

Ход мероприятия:

I. Организационный момент.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас в нашей библиотеке!

II. Сообщение темы.

Сегодня мы с вами поговорим о весне, о первых приметах весны с появлением в лесу, саду и огороде разных пёстрых бабочек и будем, наблюдая за бабочками, решать необычные творческие задачи с выдвижением разных гипотез для решения этих задач из жизни бабочек. 

III. Ход занятия.

Задача №1.

Ведущий: Самыми первыми весной на лесных опушках и в огороде появляются бабочки Капустницы, они относятся к семейству бабочек-белянок.

1 этап задачи. Посмотрите внимательно на фотографию бабочки и скажите, почему бабочек относят к семейству белянок?

t1585901118ab.jpg

Образовательный эффект: посмотрев на изображение бабочки, дети догадываются, что бабочка белого цвета, поэтому отнесена к «белянкам».

Правильный ответ: Беля́нки (лат. Pieridae) — семейство дневных бабочек, как правило, с белой окраской крыльев.

2 этап задачи. Этих бабочек ещё называют «Капустная белянка». Посмотрите на эту картинку и скажите, почему бабочку назвали «Капустной белянкой» или «Капустницей»?

t1585901118ac.jpg

Образовательный эффект: посмотрев на картинку, дети догадываются, что бабочка, сидящая на листьях капусты, сидит не просто так, а с какой-то определенной целью и обитает где-то рядом.

Правильный ответ: Капустница является вредителем сельскохозяйственных культур. Гусеницы могут повреждать капусту. А бабочки откладывают яйца на листья капусты.

3 этап задачи. Ребята! Но если эти бабочки – вредители капусты, то почему их так много летает весной по опушкам леса и на лугу? Разве в лесу растёт капуста?

t1585901118ad.jpg  t1585901118ae.jpg

Образовательный эффект: посмотрев на картинку, дети догадываются, что бабочки сидят на дикорастущих растениях, а значит, гусеницы могут питаться не только капустой, но и другими дикорастущими растениями семейства капустных.

Правильный ответ: Кормовые растения: Капуста полевая, Хрен обыкновенный, Икотник серый, Брюква, Капуста огородная, Репа, Турнепс, Пастушья сумка.


Задача №2.

Ведущий: Гусеницы бабочки Капустницы очень прожорливы, капустные кочаны могут быть полностью изъедены гусеницами. Как защитить капусту на огороде от бабочек без ядохимикатов, но перехитрив бабочек?

Гипотезы детей: Чтобы «перехитрить» бабочек, как именно это сделать, необходимы знания о биологических особенностях этих насекомых.

1 этап задачи.

Подсказка №1. У бабочек глаза имеют фасеточное строение. И хотя они включают в себя огромное количество (порядка 30 тысяч) фасеток, бабочки довольно-таки близоруки. У дневных бабочек каждый мини-глазок воспринимает световой пучок только определенного спектра. Поэтому бабочки реагирует на цвета в неодинаковой степени, выделяя именно те из них, которые необходимы им для питания или размножения. Капустница предпочитает «трапезничать» на культурах синего либо пурпурного окраса, а вот для выведения потомства выбирает насыщенно-зеленые и зелено-синие поверхности.

Гипотезы детей: Учитывая подсказку, можно выбрать цвета, которые отгонят или отвлекут бабочек от капусты. Как вариант, можно развесить в междурядьях капустных грядок куски картона, окрашенного в изумрудно-зеленый цвет, либо поместить в нескольких местах грядок белые или зеленые предметы.

2 этап задачи.

Подсказка №2. Однако, бабочек привлекает не только цвет капусты. Капустные листья выделяют особые ароматические вещества, на которые слетаются бабочки.

Гипотезы детей: Поэтому можно увеличить эффективность картонных цветных ловушек, натерев их капустным соком, чтобы обмануть обонятельные рецепторы вредителя.

3 этап задачи.

Подсказка №3. Известно, что капуста, которая подверглась нападению белянки, начинает источать особые летучие соединения, привлекательные для насекомых-наездников — полезных энтомофагов. Эти природные враги гусениц обычно селятся на пахучих растениях семейства сельдерейных.

Гипотезы детей: В этой связи, параллельно с использованием картонных цветовых обманок, рекомендуют выращивать между капустными растениями укроп, сельдерей, фенхель, морковку.

Правильный ответ: эти методы защиты капусты от бабочек просты, но, вместе с тем, они позволят получить экологически чистые урожаи капусты.


Физкультминутка «Бабочка»

Дети встают из-за парт и выполняют простые двигательные упражнения:

Утром бабочка проснулась. (руки упираются в бока)

Потянулась, улыбнулась. (плавный взмах руками вверх)

Раз – росой она умылась. (плавный взмах руками вниз)

Два – изящно покружилась. (дети поворачиваются вокруг оси, руки в стороны)

Три – нагнулась и присела. (дети приседают)

На четыре – улетела. (дети плавно машут руками вверх-вниз)


Задача №3.

Ведущий: Бабочка Капустницы откладывает до 200 яиц кучками на нижнюю сторону листьев капусты. Яйца желтовато-зеленого цвета незаметны на зеленом фоне листа растения. Зеленовато-желтый цвет яиц хорошо маскирует их, чтобы не склевали птицы и не съели другие хищники. Перед откладыванием яиц бабочкам требуется дополнительное питание нектаром цветков. В нектаре зелёного пигмента нет,- он прозрачный. Откуда бабочки берут зелено-желтый пигмент для окраски своих яиц?

t1585901118af.jpg

Подсказка №1. Бабочка в начале своего развития была гусеницей.

Гипотезы детей: Гусеницы питаются зелёными частями растений и получают из них зелёный пигмент, который накапливают в своём теле.

Правильный ответ: Запас зелёного пигмента, накопленного гусеницей, никуда не исчезает, а после окукливания передаётся бабочке. И бабочка использует этот зелёный пигмент для защитной окраски своих яиц.


Задача №4.

Ведущий: Среди разных видов бабочек есть бабочки-однодневки, которые живут всего один день и ничем не питаются, а сразу после откладывания яиц погибают. Другие виды бабочек живут и питаются дольше: до нескольких дней. Как вы думаете, зависит ли продолжительность жизни взрослой бабочки от того, чем и как питалась гусеница?

Гипотезы детей: Если бабочка не умеет питаться, то без пищи она проживёт недолго.

Правильный ответ: Продолжительность жизни бабочек зависит от того, чем питаются её гусеницы. Если гусеницы питаются только какими-то определенными растениями, то такие бабочки живут дольше, ведь для того, чтобы разыскать это растение и отложить на него свои яйца, бабочке требуется больше времени, чем если бы гусеницы питались различными многими растениями. Тогда на поиск ушло бы меньше времени. Если гусеницы питаются любыми растениями, то такие бабочки живут совсем короткое время, ведь им не надо искать растения,- откладывай на любое. А после откладки яиц все бабочки погибают.

Задача №5.

Ведущий: Почему у бабочек и других насекомых, развивающихся с метаморфозом (превращением), на разных стадиях развития разное питание?

Подсказка №1. Гусеница бабочки прожорлива и питается зелеными частями растений, куколка не питается, взрослая бабочка питается нектаром цветов (не листьями). Почему такое разное питание?

Гипотезы детей: Чтобы не составлять конкуренцию за пищу самим себе на разных стадиях и не конкурировать за пищу со своим потомством.

Правильный ответ: На каждой стадии у насекомого своя функция. У гусеницы – запасание питательных веществ, у куколки – превращение в имаго, у взрослого насекомого – размножение. У них не должно быть пищевой конкуренции, чтобы повысить выживаемость всего вида.

Юмор.

t1585901118ag.gif

Ведущий: а наше занятие подошло к концу!

Использованные ресурсы:

физкультминутка, фото капустница, Беля́нки, капустницы, методы защиты от капустницы, Гин А., «Как не стать добычей», М., 2012.



7


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за насыщенный и полезный материал!

4 April 2020

Спасибо!

4 April 2020

Похожие публикации