Урок по истории в 5 классе на тему «Олимпийские игры в древности»
Открытый урок в 5 классе
Тема урока: Олимпийские игры в древности.
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с досугом древних греков.
2.Расщирить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр;
Задачи:
1. Рассказать учащимся об истории Олимпийских игр, о первых спортивных традициях;
2. Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала;
3. Изучение новых понятий по данной теме;
4. Организация деятельности учащихся по применению новых знаний;
5. Формировать умение, выделяя главное, составлять рассказ;
6. Пробудить в детях желание заняться каким-либо видом спорта;
7. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свое отечество;
8. Развивать творческие способности и любознательность.
Тип: Урок изучения нового материала;
Оборудование: карта «Древняя Греция» (до середины 5 века до н.э.), мультимедийный проектор, учебник, тетрадь, доска.
Книжная выставка, посвященная теме урока, иллюстрации, фотографии на тему «Олимпийские игры».
Записи на доске: тема, план: 1)Первые Олимпийские игры
2)Пять незабываемых дней
3)Победители первых Олимпийских игр
4)Сравнение Олимпийских игр в древности и современных
Дата 776 г до н.э.; новые слова: Атлет, Милон, пятиборье, Полидам, ипподром, атлет, Феаген, Олимпия, Гермес, элланодики, олимпионик, домашнее задание.
Подготовительная работа: посмотреть материал об Олимпийских играх в разнообразных источниках (история, спортсмены, первые олимпийские чемпионы и т.д.)
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||||||||
1.Орг.момент |
||||||||||||||
2.Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Основание греческих колоний» |
1.Устный ответ по карточке: Как выглядела греческая колония? (Почему греки покидали свою родину и селились на чужих землях? Назовите любые греческие колонии и покажите их на карте. Что привозили купцы из Греции в колонию? Что вывозили из нее? Права греков в колониях отличались от прав, которые они имели на родине? Сделайте вывод. Что общего оставалось у греков, живших на разных территориях?). 2.Индивидуальная работа учащихся в рабочей тетради (выпуск 2.задание 27). Устный ответ ученика по карточке и отзыв на него одноклассников. 3.Работа со всем классом. Кто из героев мифов мог бы сказать о себе такие слова(речь будет идти о Прометеи, Дедале, Геракле, Тесеи, Персефоне) |
|||||||||||||
3.Переход к изучению новой темы. |
Итак, тема нашего сегодняшнего урока…А впрочем, попытайтесь сами догадаться о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке. Перед вами разные изображения, взаимосвязанные между собой. ? 1. Что общего между ними? (Это эмблемы разных Олимпийских игр) 2. И в чем различия? (Проходили Олимпийские игры в разных городах, бывают зимними и летними) Родиной Олимпийских игр считается Древняя Греция. ? 1. Итак, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока? Олимпийские игры в древности (запись темы урока в тетрадь) 2. Что мы должны узнать на сегодняшнем уроке? (Узнать: Где проводились первые олимпийские игры; Когда были проведены первые Олимпийские игры; Кто принимал участие в первых Олимпийских играх;) Но прежде чем мы начнем нашу работу, я бы хотела обратить ваше внимание на вопрос, ответ на который вы дадите в конце урока: 3. Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником? Итак, перемещаемся в Древнюю Грецию. К нам сюда спешит глашатай: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!». Этим призывом греки приглашались принять участие в Олимпийских играх. День за днем 10 месяцев подряд велась подготовка к Олимпийским играм, проводились они 1раз в 4 года, проходили летом и продолжались 5 дней. Итак, мы на пути к Олимпии. Представьте себе Олимпию в дни игры! По реке Алфею поднимаются корабли до самой Олимпии. По дорогам идут пешком простые эллины, едут верхом или на повозках богачи. Вереницей тянутся священные посольства из разных городов, соперничая в пышности и великолепии. В долине пестреют разноцветные палатки, купцы торгуют съестными припасами. Ученые показывают свои изобретения, художники выставляют картины. На ступенях храмов поэты, ораторы, писатели читают свои произведения. Итак, впереди – пять знаменательных дней игры! |
|||||||||||||
4.Изучение новой темы. |
Объявление плана урока, работа со словами на доске. Пятиборье - соревнование одного человека в пяти видах спорта Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения. Ипподром – место для проведения конных состязаний. Олимпия – городок в южной Греции, место проведения Олимпийских игр. Олимпионики –победители в спортивных соревнованиях. (запись терминов в тетрадь). Работа с картой: 1. Где располагалась Олимпия? (Этот город располагался на территории Эллады, в северно-западной части полуострова Пелопоннес) 2. Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия? (Местом их проведения была избранна Олимпия, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов, удобное местоположение) Однако местом обитания богов считалась не Олимпия, а самая высокая гора в Северной Греции – Олимп (1297 м). ? 1. Где располагалась гора Олимп? (на севере Греции) С ней связывают прозвание богов “олимпийцами”. Но, разумеется, у Олимпийских игр была своя предыстория и свои причины появления. Так в честь кого же древние греки устраивали Олимпийские игры? Рассказ учителя мифа об основании Олимпийских игр. (в честь бога Зевса.) Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. (запись даты в тетрадь) Участников состязаний, людей крепкого телосложения, силачей называли атлетами, покровителем которых был Гермес - вестник богов. На Олимпийские игры со всей Греции съезжались атлеты и зрители состязаний. Лучшие атлеты Греции тщательно готовились к состязаниям. Новички приезжали в Олимпию за месяц до начала игр и под руководством опытных тренеров проходили специальную подготовку в своих городах. В состязаниях могли участвовать только полноправные, свободнорожденные граждане греческих городов. Человек, запятнавший себя преступлением, не мог появиться на состязаниях, каким бы выдающимся атлетом он ни был. Устав Олимпийских игр предписывал также, чтобы ни одна женщина под страхом смертной казни не принимала участие в состязаниях. Даже присутствовать на них женщинам было запрещено. Во время игр объявлялось «священное перемирие». Войны прекращались, а область Эллады вообще была объявлена неприкосновенной. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появляться в Олимпии с оружием. Нарушителей карали большим денежным штрафом и только после того, как город, нарушивший мир, вносил штраф, атлетов из этого города допускали до состязаний. Во время перемирия даже пираты и разбойники не нападали на путников. На короткое время праздник в Олимпии сплачивал всех греков. Итак, состязания начинались… Порядок проведения Олимпиады был строгим: сначала было открытие, затем проходили сами соревнование, и завершался праздник закрытием олимпиады. Во время открытия Олимпиады, атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи - элланодики клялись выносить справедливые решения. ? 1. Что являлось обязательным ритуалом на открытии Олимпийских игр? (зажжение огня) 2. Сохранился ли сейчас данный обычай? (да) Первый и последний дни в основном были посвящены торжественным церемониям, второй, третий и четвертый включали только разного рода соревнования. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Ребята, но в Древней Греции перед тем как начать состязания атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся. 1, 2 – выше голова 3, 4 – руки шире 5, 6 – тихо сесть 7, 8 – лень отбросим (2 раза) |
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника Вигасина: пункт 1, параграф 33, стр. 155. Задание: Найти причины появления Олимпийских игр. Ответы учащихся.Записи в тетрадях: 1.Поклонение богам. 2.Стремление показать силу и ловкость жителей Греции. |
||||||||||||
Работа с лентой времени. Олимпиады в Древней Греции просуществовали 1169 лет.(на доске с записями в тетрадях) Рассказ учителя: Завершились Олимпиады в Элладе 393 год до н.э. В 394 году Греция находилась под властью Рима и римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры. Но в 1896 году, уже в конце XIX века, французский барон Пьер де Кубертен, большой любитель спорта решил возродить традицию проведения Олимпиад. Не проводились Олимпиады 1503 года. |
Сообщения учащихся о первых Олимпийских играх. 1ученик: Олимпийские игры происходили летом и продолжались пять дней. В первый день было торжественное открытие: атлеты приносили жертву богам, клялись бороться честно и не пользоваться запрещенными приемами. Судьи клялись выносить справедливые решения. 2 ученик: Второй день был один из самых интереснейших дней Олимпиады. Именно в этот день атлеты состязались в пятиборье. Начиналось все с бега. Самая короткая дистанция в беге равна 192 м. Одним из видов состязаний был бег в шлеме и со щитом. 3 ученик: Затем состязались в прыжках в длину. Для усиления толчка атлеты пользовались гирями. Отталкиваясь от земли, прыгнув резким движением выбрасывал вперед руки, в которых были зажаты гири. 4 ученик: Метание копья и диска были третьим и четвертым видом пятиборья. Метание диска историки связывают с древним обрядом поклонения солнцу. Диск считался священным предметом. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг. 5 ученик: Далее, обнаженные борцы, тела которых были натерты маслом, чтобы легче было выскальзывать из рук противника, подходили к урне с жетонами. Те борцы, у которых буквы на жетонах были одинаковыми, сходились для борьбы. Борец, три раза опрокинувший и прижавший лопатками к земле своего противника, считался победителем. Победители попарно боролись между собой, пока не оставалось двух сильнейших. Их схватка решала, кто же из них будет Олимпиоников по борьбе. 6 ученик: Следующие дни были посвящены состязаниям по различным видам спорта. Большинство состязаний происходило на стадионе, который имел продолговатую форму. Плату за посещение стадиона не брали. С первыми лучами солнца раздавался звук трубы, на стадион выходили судьи в пурпурных плащах и с венками на голове. За ними шли атлеты из всех городов Греции. Зрители приветствовали их громкими криками и рукоплесканиями. 7 ученик: Одним из самых зрелищных состязаний третьего дня были кулачные бои, следовавшие за борьбой, представляли собой жестокое зрелище. Хотя головы атлетов были защищены бронзовыми колпаками на войлочной подкладке, кулаки, обернутые кожаными ремнями с металлическими шишками, были страшным оружием. Таким бронированным кулаком часто наносились серьезные, а иногда и смертельные увечья. Победителем становился тот, чей противник признал себя побежденным или был не в состоянии продолжать борьбу. 8 ученик: Четвертый день был посвящен состязанием детей. Захватывающим зрелищем были гонки колесниц, они пробегали 13 км. Гонки устраивались на ипподроме - места для проведения конных соревнований. В гонках участвовали только богатые греки. Так как иметь колесницу и четырех беговых лошадей было не все могли себе позволить. На гонках колесницы должны были 12 раз обогнуть ипподром. Иногда колесницы сталкивались и возничие (управляющие колесницами) получали увечья. При этом владелец упряжки мог сам не управлять ею, а нанять возничего. 9ученик: Итак, день 5-й - заключительный день игр. Перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. Глашатай объявлял имя атлета и его родной город. Олимпиоников награждали пальмовой ветвью, оливковым венком и пурпурными лентами. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!». Победителей в различных видах соревнований называли олимпиониками. Слава о них пережила века. Работа с текстом учебника: стр. 159-160; 1.Как звали самых знаменитых атлетов Древней Греции? 2.Чем прославились эти люди? 3.Расскажите от имени каждого из этих атлетов о своих победах. Ответы детей на вопросы по работе с учебником(знаменитые атлеты: МИЛОН, ПОЛИДАМ, ФЕАГЕН.) |
|||||||||||||
Презентация на тему «Олимпийские игры» история, современность, подготовка к зимним Олимпийским играм в Сочи 2014 года) Олимпийским играм уже более 100 лет. В главных спортивных соревнованиях на Земле принимают участие спортсмены всех страх, а значит всех континентов. Вот почему символом Олимпиады стали пять сплетенных разноцветных колец, которые обозначают дружбу между народами. Сейчас мы назовем эти континенты, они всем хорошо известны. Европа - голубой цвет Азия - желтый цвет Африка - черный цвет Австралия - зеленый цвет Америка - красный цвет |
Обсуждение и комментарии учащихся по слайдам презентации. |
|||||||||||||
Заполнение сравнительной таблицы «Олимпийские игры в древности и сегодня», на основе подготовительной работы дома и знаний полученных на уроке. Вопросы для сравнения: 1.Периодичность 2.Продолжительность 3.Место проведения 4.Традиции 5.Виды спорта
|
||||||||||||||
5.Закрепление изученного на уроке. |
Решение задачи: Древний писатель рассказывает, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разнеслась по Элладе, и спартанцам запретили целых двадцать лет появляться на Олимпийских играх. Чем это можно объяснить? Сколько Олимпийских игр спартанцам пришлось пропустить? Ответы детей.(Во время игр нельзя было воевать, они нарушили это правило. 20 лет:4года=5лет спартанцы не участвовали в пяти Олимпийских играх). Сегодня на уроке, я узнал, что… Родиной Олимпийских игр является… Первые в истории Олимпийские игры были проведены… Город Древней Греции в котором проводили Олимпийские игры назывался… Олимпийские игры устраивали в честь… Олимпийские игры в Древней Греции продолжались… Соревнование одного человека в пяти видах спорта, называлось… Участник состязаний, человек крепкого телосложения… Или Сейчас, ребята, найдём ошибки в рассказе древнего грека об Олимпийских играх (выделено несоответствие ). 1. Как сейчас помню, 450-й год до нашей эры был годом Олимпийских игр. 2. Купив за драхму билет в первом ряду, я занял свое место на ипподроме, где атлеты состязались в пятиборье. 3. Главным победителем в беге оказался молодой скиф, который превзошел в мастерстве и умении остальных юношей. Ему и досталась главная награда – венок из золотых листьев.
А теперь, самое время вернуться к нашему вопросу: ? Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником? Я убедилась в том, что вы хорошо усвоили материал новой темы. Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы. Особенно хотелось бы отметь работу …, которые получают оценки хорошо и отлично. Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди. И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств. Я надеюсь, что кто-то из вас станет участником Олимпийских игр и в очередной раз прославит нашу страну.
|
|||||||||||||
6.Итог урока |
Домашнее задание: прочитать параграф 33; творческое задание: составить рассказ от имени зрителя, попавшего на Олимпийские игры в Древнюю Грецию (в рассказе должно быть -как часто проходили Олимпийские игры? -кто принимал участие в состязаниях? -как готовились спортсмены? -по каким видам спорта шли состязания? -как чествовали победителей олимпийских игр?); рабочая тетрадь(выпуск 2.задание 34);найти в дополнительной литературе ответ на вопрос: Кто из российских спортсменов стал первым олимпийским чемпионом?. По желанию: нарисовать один из видов Олимпийских игр, приготовить сообщение о символике современных Олимпийских игр. |