12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
фролова оксана сергеевна923 Россия, Липецкая обл., Елец Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Методическая разработка урока "Планеты земной группы"
Тема урока по астрономии: Планеты земной группы.
ЦЕЛЬ: рассмотреть вопросы физической природы планет земной группы.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
а) общеобразовательные – формирование понятий об основных физических характеристиках планет земной группы;
б) развивающие – формирование умения анализировать информацию;
в) воспитательные – формирование научного мировоззрения учащихся в ходе знакомства с историей изучения и природой планет земной группы; развитие экологического мышления учащихся.
Цель урока: дать понятие о физической природе планет земной группы. Эволюционный круговорот планет земной группы Личностные: Обсудить потребности человека в познании, как наиболее значимой ненасыщаемой потребности, понимание различия между мифологическим и научным сознанием. . Формировать целостную картину мира. Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению .
Способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к обучению и познанию. Метапредметные: физика (кинетическая энергия, спектральный анализ, термоядерный синтез, скорость света, элементарные частицы), обществоведение (материальность мира и его познаваемость, основные формы существования материи, движение материи,
Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные способы решения задач. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками. Создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства Предметные: основные характеристики планет как класса космических тел;
строение и физические характеристики Земли;
физические характеристики и отличительные особенности планет земной группы – движение, массу, размеры и плотность (в сравнении с земными), внутреннее строение, рельеф, физические условия на поверхности и особенности происхождения.
пользоваться справочными данными астрономических календарей для наблюдений за небесными телами.
Делать выводы на основе теоретических данных.
Планируемые результаты обучения:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни -понимать физическую природу планет земной группы -уметь объяснять вид планет земной группы, их состав и строение. -объяснять названия, вид и нахождение планет земной группы Личностные УУД: внутренняя позиция, мотивация. Познавательные УУД: астрономическая модель поясняющая природу планет земной группы Коммуникативные УУД: сотрудничество, вербальные и невербальные способы коммуникации Регулятивные УУД: постановка учебной цели, задачи.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Познавательная деятельность: • использование для познания окружающего мира различных астрономических методов: • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; • овладение адекватными способами решения астрономических задач; Информационно-коммуникативная деятельность: • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. Рефлексивная деятельность: • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств. Тип урока: урок изучения нового материала и формирования знаний, умений, навыков, возможности их применения на практике. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная работа .
План урока
| Этапы урока | Время | Краткое содержание, действия учеников | Действия учителя |
I. | Мотивация | 2м | | Настрой студентов на успешную работу |
II. | Актуализация знаний | 3м | Повторение пройденного, выполнение заданий. | Консультация |
III. | Целеполагание, постановка проблемы | 2м | Выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Студенты самостоятельно формулируют тему и цель | Подводит студентов к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока. |
IV. | Поиск путей решения проблемы | 9м | Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или | Консультация |
V. | Решение проблемы | 14м | Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения | Консультация |
VI. | Коррекция | 3м | Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения | Помогает, советует, консультирует |
VII. | Самостоятельная работа студентов | 3м | Выполнение упражнений по новой теме, | Консультация |
VIII. | 4м | Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью | Консультирует, направляет | |
IX | 2м | У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо | Разъясняет, предлагает задания на выбор | |
X | Оценивание | 2м | Учащиеся самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников) | Консультирует, обосновывает оценки |
XI | 1м | Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке | Благодарит учеников за урок |
Ход урока
Мотивация
Звёзды, звёзды, с давних пор
Приковали вы навеки
Человека жадный взор.
И тогда с мечтою вместе
Сказка зрела на устах:
О загадочных созвездьях,
О неведомых мирах.
С той поры живут на небе,
Как в ночном краю чудес, -
Водолей,
Стрелец и Лебедь,
Лев, Пегас и Геркулес.
2Актуализация знаний
При фронтальном опросе студенты отвечают на вопросы (при возникающих затруднениях можно воспользоваться справочными данными из учебника).
На самом близком расстоянии от Солнца обращается планета Меркурий.
На самое близкое расстояние к Земле подходит планета Венера.
Самый короткий период обращения вокруг Солнца среди планет-гигантов имеет планета Юпитер.
Самая большая по размеру планета земной группы – Земля.
Самую большую массу имеет планета Юпитер.
Самое близкое значение массы к массе Земли имеет планета Венера.
Самую большую среднюю плотность имеет планета Земля.
Быстрее всех вокруг оси вращается планета Юпитер.
Не имеют спутников планеты Меркурий и Венера.
3.Целеполагание, постановка проблемы
Напомнив учащимся основные сведения о строении Солнечной системы, необходимо отметить особую роль планет как небесных тел, на которых возможна жизнь. На протяжении многих лет источником знаний о планетах были визуальные, фотографические, фотометрические и спектральные наблюдения. В настоящее время данные этих наблюдений весьма существенно уточнены и дополнены благодаря радиоастрономическим наблюдениям и исследованиям с помощью космических аппаратов.
Учащимся необходимо объяснить, что основными физическими характеристиками планет являются масса, размер, средняя плотность, скорость вращения вокруг оси. Важными здесь являются также средняя плотность и химический состав атмосферы, угол наклона оси планеты к плотности ее орбиты, расстояние от Солнца, а также количество спутников. Именно по основным физическим характеристикам планеты делятся на две группы.
Учащиеся должны четко знать такие физические характеристики Земли, как ее размеры (средний радиус), масса и средняя плотность. М =5,98* 1024 кг, средний радиус R=6378 км, средняя плотность 2700 кг/см3
Другие планеты рассматриваются на основе сравнения с Землей.
МЕРКУРИЙ. Римляне назвали планету в честь быстроногого бога торговли
ВЕНЕРА. Венера — вторая по удаленности от главной звезды планета Солнечной системы. Её часто называют «сестрой-близнецом Земли», ведь она практически идентична нашей планете по габаритам и является её своеобразной соседкой, но в остальном имеет много отличий. Небесное тело назвали по имени римской богини плодородия. Единственная из планет Солнечной системы, она заслужила право называться прекрасным женским именем из-за того, что являлась в древности одной из ярчайших на небосклоне.
Венера совсем немного меньше нашей планеты — её масса составляет 80% земной. Более 96% в ней углекислого газа, остальное — азот с небольшим количеством других соединений. По структуре её атмосфера плотная, глубокая и очень облачная и состоит в основном из углекислого газа, поэтому поверхность увидеть трудно из-за своеобразного «парникового эффекта». Давление там в 85 раз больше нашего. Поверхность чрезвычайно суха из-за полого отсутствия жидкости и высоких температур. Кора имеет 50-километровую толщину и состоит из силикатных пород. Верхний слой почвы близок к земному, а поверхность усыпана тысячами вулканов. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ВЕНЕРЕ. Радиус Венеры – 6051,8 км.
Масса – 4,87 • 10²⁴кг.
Плотность – 5,25 г/см³.
Ускорение свободного падения -8,87м/сек.
Расстояние от планеты до Солнца — 108.2 млн.км.
Расстояние до Земли: 40 — 259 млн.км.
Период обращения вокруг Солнца (сидерический период) 224,7 суток, со средней орбитальной скоростью 35,03км/сек.
Собственное вращение равно 243 земным суткам.
Вращается планета в направлении, отличном от Земли и других планет (кроме Урана).
Оборот вокруг собственной оси занимает 243,02 суток.
Величина солнечных суток на планете составляет 15,8 земных.
Но из всей этой массы специалистов только Ломоносов заметил световой ободок вокруг планеты. Появился он при вхождении планеты на солнечный диск, а затем данный эффект повторился при схождении с солнечного диска. Русский учёный заключил, что данный ободок указывает на наличие у планеты плотной атмосферы. Впоследствии выяснилось, что Ломоносов не ошибся.
Единственная, из всех известных планет, которая населена живыми организмами — это наша планета Земля, её ещё называют Голубая Планета, Мир, а иногда Terra. На сегодняшний день — это самая изученная планета, которая, однако, хранит в своих недрах немало загадок. Земля самая крупная среди планет земной группы.
Возраст нашей планеты сравнивают с возрастом всей Солнечной системы и насчитывает примерно 4,5 млрд лет. Существует гипотеза, что Земля образовалась из газа и пыли, которые остались от формирования солнца.
Древнейшие горные породы, которые были изучены, образовывались примерно 100 — 200 миллионов лет. А условия, благоприятные для возникновения жизни на планете, возникли только 3,5 млрд лет назад. Мы же, как современный тип человека, сформировались только 40 000 лет назад. Земля вращается вокруг Солнца по круговой орбите, радиус которой составляет 150 млн км. Период, за который обращается по эллиптической орбите Земля, происходит со скоростью 29,8 км/с и длится 365 суток. Приблизительное расстояние до Солнца составляет 149 543 000 километра. Ось вращения наклонена на 66,5 градусов по отношению к плоскости орбиты, и в результате такого движения происходит смена дня и ночи. А так как земля одновременно ведет вращение вокруг Солнца, то приближаясь, то удаляясь от него — происходит смена времен года. Поверхность планеты состоит из 80% воды и только 21% составляет суша, которая состоит из 6 материков (Евразия, Африка, Австралия, Северная и Южная Америки, Антарктида), и большого количества островов.
Самой высокой точкой считается гора Эверест, 8852 метра над уровнем моря.
А также нельзя обойти вниманием Кольскую сверхглубокую скважину, которая является результатом деятельности человека и внесена в Книгу рекордов Гиннеса. Она находится в Печенгском районе Мурманской области, около города Заполярный. Глубина этой скважины 12262 метра.
Нашу планету защищает от многих неприятных вещей — атмосфера, своеобразный щит. Благодаря ей на планету не долетают метеориты, сгорающие в верхнем слое, именно она не пропускает опасные ультрафиолетовое излучение.
Самым нижним слоем является тропосфера, присутствие этого слоя делает комфортным пребывание всего живого на Земле, ведь здесь содержится до 80% атмосферного воздуха. Тропосфера простирается до 8 км на севере и до 18км на юге от поверхности планеты. Это главная «кузница» погоды и климата на Земле — циклоны, антициклоны, облака и ветра все образуется именно в этом слое.
Затем идет стратосфера — находящийся здесь озоновый слой задерживает солнечное излучение. Озон возникает при фотохимической реакции кислорода с ультрафиолетовым излучением. Находится на высоте от 11 до 50 км. В нижних слоях стратосферы летают самолеты.
Мезосфера простирает свои границы до 90 км. Метеоры начинают сгорать именно в этом слое. Ученые прозвали его «игноросферой», так как это наименее изученный слой в атмосфере.
Термосфера берет свое начало на высоте 90 км и простирается до 800км.
Здесь летают беспилотные спутники.
Экзосфера — начинается выше 500-1000км и постепенно переходит в космический вакуум.
Помимо атмосферы мы защищены и еще магнитосферой Земли — внешней и самой протяженной оболочкой.
Эта сфера не позволяет проникнуть на землю губительной для всего живого солнечной и космической радиации. Спутник Земли — Луна
Марс — четвёртая по удалённости от
Названа в честь
Марс имеет период вращения и
Марс хорошо виден с Земли невооружённым глазом. Его
Минимальное расстояние от Марса до Земли составляет 55,76 млн км (когда Земля находится точно между Солнцем и Марсом), максимальное — 401 млн км (когда Солнце находится точно между Землёй и Марсом).
Среднее расстояние от Марса до
По линейному размеру Марс почти вдвое меньше
Период вращения планеты — 24 часа 37 минут 22,7 секунды (относительно звёзд), длина средних марсианских солнечных суток составляет 24 часа 39 минут, всего на 2,7 % длиннее земных суток. Марсианский год равен 686,98 земных суток
Температура на планете колеблется от −153 °C на полюсах зимой и до +20 °C на
Две трети поверхности Марса занимают светлые области, получившие название материков, около трети — тёмные участки, называемые морями
На Марсе имеется множество
Естественными спутниками Марса являются
4.Поиск путей решения проблемы.
5.Решение проблемы
6.Коррекция;
7.Самостоятельная работа студентов
Что Меркурий, Венера и Марс во многом похожи на Землю.
Как парниковый эффект перегревает атмосферу Венеры.
Есть ли жизнь на Марсе.
Как формулируются законы Кеплера?
Какие планеты относятся к нижним планетам?
Что общего у планет земной группы? Чем это сходство обусловлено?
В чём различия планет земной группы? Чем эти различия обусловлены?
Какие планеты относят к верхним планетам?
Как формулируются законы Кеплера?
Чем объяснить практически отсутствие атмосферы у Меркурия?
Меркурий ближе Венеры к Солнцу, но почему температура на Венере выше?
Сравните формы поверхностей планет земной группы.
9.
8