Методическая разработка урока по физической культуре в 4 классе «Броски и ловля мяча в парах»
Методическая разработка урока по физической культуре в 4 классе
Тема: Броски и ловля мяча в парах
УМК «Школа России
Задачи урока:
Воспитательная: Воспитать дисциплинированность, трудолюбие, интерес к уроку
Образовательная: 1. Разминка с мячами; 2. Обучение техники бросков и ловли мяча в парах; 4. Эстафета с бросками мяча; 5 .Разучить подвижную игру « Осада города»
Оздоровительная: Укрепление опорно - двигательного аппарата, сердечно – сосудистой системы, органов дыхания, координации движения.
Цели деятельности учителя |
Разучить разминку с мячами; провести броски и ловлю мяча в парах; разучить подвижную игру « Осада города» |
Тип урока |
Решение частных задач |
Планируемые образовательные ресурсы |
Предметные: иметь углубленные представления о бросках и ловле мяча в парах, организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки с мячами в парах и подвижной игрой «Осада города». Метапредметные: применять и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Определять общие цели и пути их достижения, договариваться о распределении функций и ролей и осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умений не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие этических чувств. Доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости |
Методы и формы обучения |
Объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах |
Образовательные ресурсы |
Мячи разного размера |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятель- ность учащихся |
Формы совзаимо-действия |
Универсальные учебные действия |
Виды контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I.Организационный момент |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Проводить построение в шеренгу. Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и цель урока; создает эмоциональный настрой на изучение нового материала |
Выполняют построение. Слушают и обсуждают тему урока |
Фронтальная |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника |
Устный опрос |
II.Актуа- лизация знания |
Выполнить строевые команды Выполнить ходьбу с заданием |
Дает команды: «Равняйсь!», «Смирно!», « По порядку рассчитайсь!», «Направо!», « Налево в обход по залу шагом марш!». Дает команды: 1)» Руки вверх прямые, идем на |
Выполняют команды Выполняют ходьбу с |
Индивидуальная, фронтальная Фронтальная |
Личностные: проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных задач. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную |
Выполне-ние действий по инструк-ции |
Выполнить бег и перейти на ходьбу. Выполнить разминку с мячами (см. приложение №1) |
носочках»; 2) « Руки на пояс ходьба на пяточках, спина прямая»; 3)« На внешней стороны стопы марш»; 4. «Бег приставными шагами правым боком, левым боком»; 5) «Интервал и дистанция» 6) « Равномерный бег». Командует перейти на ходьбу с восстановлением дыхания: «руки вверх вдох, вниз выдох». Команда: « На месте стой! Раз – два!» Проводит разминку с мячами. Создает эмоциональный настрой, контролирует его выполнение |
заданием и по команде переходят на бег (1 мин). Выполняют бег Выполняют разминку с мячами |
Фронтальная |
задачу при выполнении упражнений; принимают инструкцию педагога и четко следуют ей; осуществляют итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; взаимодействуют со сверстниками в совместной деятельности |
Осуществ-ление самоконт-роля по образцу |
|
III.Изуче- ние нового материала |
Расчет на « первый – второй». Перестроение в пары Обучение технике броска и ловли мяча в паре (см.приложение №2 Эстафета с мячами (см. приложение №3) Подвижная игра «Осада города» (см. приложение №4) |
Дает команду: « На первый – второй рассчитайсь» Раздает мячи и показывает правильное положение ног и рук при выполнении бросков мяча в паре. Объясняет задание, показывает и вводит мяч в игру. Контролирует выполнения задания. Объясняет правила и проводит подвижную игру |
Выполняют расчет и перестроение в пары. Повторяют движение за учителем Делятся на две команды. Выполняют упражнения. Участвуют в игре |
Фронтальная Индивидуаль-ная Работа в парах Фронтальная Индивидуаль-ная |
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя Познавательные: общеучебные – умеют характеризовать действия и давать им объективную оценку на основе освоенных знаний; Логические – осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания |
Выпол-нение действий по инструк- ции. Осуществление самоконтроля по образцу |
IV. Первич- ное осмыс- ление и закрепле- ние |
Упражнения с мячом для коррекции осанки (см.приложение №5) |
Формирует задание; создает эмоциональный настрой, обеспечивает мотивацию выполнения |
Выполняют упражнения |
Фронтальная |
Регулятивные: Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя |
Выпол-нение действий по инструк- ции |
V.Итоги Урока Рефлексия |
Обобщить полученные на уроке сведения |
Проводит беседу по вопросам: - Какие задания с мячом у вас получились лучше всего? -Какие подвижные игры или эстафеты можно было включить в сегодняшний урок? |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональ-ное состояние на уроке |
Фронтальная |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозирует результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Оценива-ние уча- щихся за работу на уроке |
Приложение №1 Разминка с мячами:
1. И.п. - основная стойка, мяч в руках. На счет «раз» - мяч вверх, голова вперед; на счет «два» - вернуться в исходное положение; на счет «три» - мяч вверх, наклон головы назад (посмотреть на мяч); на счет «четыре» - вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза.
2.И.п. – основная стойка, мяч в руках. На счет «раз» - наклон вправо; на счет «два» - вернуться в исходное положение ; на счет « три» - наклон влево, мяч вверх; на счет «четыре» - вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза.
3.И.п. – основная стойка, мяч в руках. На счет «раз» - наклон прогнуться; на счет «два» - ударить мяч об пол и поймать; на счет «три» - наклон, прогнуться; на счет «четыре» - вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза.
4.И.п. – стойка ноги врозь, мяч в руках. На счет «раз» - наклон, положить мяч; на счет»два» - выпрямиться; на счет «три» - наклон, взять мяч; на счет «четыре» - вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза
5.И.п. – основная стойка, мяч в руках. На счет «раз» - выпад в право, поворот туловища направо, мячом коснуться носка правой ноги; на счет «два» - вернуться в исходное положение; на счет 2три» - выпад влево, поворот туловища налево, мячом коснуться носка левой ноги; на счет «четыре» - вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза
6.И.п – основная стойка, мяч в руках. Подбросить мяч, подпрыгнуть и поймать его в прыжке, стараться приземляться точно на то же место, откуда совершался прыжок. Выполнять 20-25 с.
7. И.п. – основная стойка, мяч в руках. Подбросить мяч, подпрыгнуть и поймать его в прыжке, стараться приземлятся точно на то же место, откуда совершался прыжок. Выполнять 20-25 с.
Приложение №2 Броски и ловля мяча в парах:
1. Бросок мяча способом «снизу», ловля перед грудью.
2. Бросок мяча способом «от груди», ловля произвольно
3. Бросок мяча способом «из-за головы», ловля произвольно.
4. Передача мяча через один удар об пол
5. Бросок поочередно правой и левой рукой, ловля так же то правой, то левой рукой
6. Передача мяча через два удара об пол, ловля одной рукой (поочередно правой и левой)
7. Ученик с мячом стоит спиной к партнеру. Подпрыгнуть ноги врозь и сделать передачу партнеру через удар об пол
8. Мяч за спиной. Бросок мяча из-за спины. Наклониться, сделать движение руками вверх и бросить мяч так, чтобы тот полетел в руки партнера
Приложение №3 Эстафета с мячами:
Учащиеся бежит до стены с мячом и обратно
Ведения мяча до стены и обратно
Ведения мяча до штрафной линии, бросок в щит и обратно
Ведение мяча вокруг флажков и обратно
Паровозик (передача мяча на вытянутых руках над головой назад, последний бежит вперед и т. д)
Паровозик (катит мяч по полу через ноги врозь назад, последний бежит вперед и т. д)
Добежать до стены попасть мячом в корзину и вернуться назад.
«Кенгуру» Прыжки с мячом меж коленок до стены и обратно.
«Посиделки»: Участники команд усаживаются на скамейку в затылок друг другу и передают баскетбольный мяч сидящему сзади игроку. Последний с мячом бежит, садится вперед и снова передает мяч. Эстафета продолжается до тех пор, пока игроки не окажутся на своих местах.
Приложение №4 Подвижная игра «Осада города»
Две гимнастические скамейки ставят друг напротив друга на расстоянии 3-5 м. Можно их положить сиденьем в сторону противника. За скамейками прячутся защитники города. У каждого по мячу в руках мяч. Бросая мячи со своей стороны, они стараются попасть в противника (желательно верхом, а не прыгающим мячом). Попадание выбивает защитника до конца сражения.
Перемещаться можно только ползком или на четвереньках. Нельзя выходить за скамейки (стены города). Если остается по одному человеку в каждом городе, устраивается дуэль. Дети по очереди кидают друг в друга мяч. Каждый делает по 3 броска: кто больше попал, тот и выиграл. Если победитель не может быть выявлен, то до первого попадания (уворачиваться во время дуэли нельзя) или объявляет ничья. Мячи, которые застревают между городами, игрокам подает учитель.
Приложение №5 Упражнения с мячом для коррекции осанки
Упражнения стоя и сидя.
1) И.п. – ноги на ширине плеч.1 – руки с мячом вперед; 2 – руки вверх, подняться на носки; 3 – руки с мячом вперед; 4 – и.п. (Повторить
3-4 раза)
2) И.п. – то же, мяч в правой руке. 1 – руки через стороны вверх, подняться на носки; 2- переложить мяч в левую руку; 3 – руки в стороны; 4 – и.п. (Повторить 3-4 раза)
3) И.п. – мяч у груди. Перекаты с пятки на носок. (Повторить 3-4 раза)
4) И.п. – пятки вместе, носки врозь. 1-4 – приседание; 5-8 – вернуться в и.п. (Повторить 3-4 раза)
5) И.п. – сидя на пятках, руки на коленях. 1-2 – встать на колени, руки с мячом вперед (вдох); 3-4 – и.п.(выдох).
6)И.п. – сидя между пяток, мяч внизу на коленях. 1-2 – встать на колени, мяч вперед (вдох); 3-4 – сесть между пяток, мяч на колени (выдох).
Упражнения лежа на животе.
1)И.п. – мяч в руках вверх, носки вместе. 1-6 – руки с мячом тянуть вверх, лоб касается пола; 7-8 – и.п.
2) И.п. – мяч за спиной. «Лодочка». 1 – прогнуться, руки с мячом назад, ноги вместе; 2 – развести ноги в стороны, руки отвести вверх назад;
3 – прогнуться, ноги вместе; 4 – и.п. (Повторить 3-4 раза)
Упражнения лежа на боку
1)И.п. – лежа на животе мяч вверху. 1 – лечь на правый бок; 2 – лечь на спину; 3 – лечь на левый бок; 4 – лечь на живот; 5 - лечь на левый бок; 6 – лечь на спину; 7 – лечь на правый бок; 8 – лечь на живот.
2) 1-8 – выполнить то же самое через левый бок.