Методическая разработка урока по рисунку во 2 классе «Натюрморт из 2 предметов разных по объёму, форме»
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств имени А.А.Талдыкина г. Калининска Саратовской области»
Методическая разработка
урока по рисунку
во 2 классе ДПОП ДШИ
срок обучения 5 лет (для детей возрастной группы 11-12 лет)
Разработчик - Прокофьева И.В., преподаватель
Г. Калининск
2023г.
Тема:
Натюрморт из 2-х бытовых предметов разных по объему, форме с драпировкой, освещение искусственное, боковое. (12 час. – 3 урока по 3 часа – длительность урока 40 минут (всего - 360 минут))
Задача уроков:
Правильно закомпоновать предметы в формате листа;
Вести последовательное построение предметов с учетом ранее полученных знаний (расположение окружностей в горизонтальной, наклонной и вертикальной плоскостях);
Обратить внимание учащихся на разный объем, форму, материал и расположение предметов в пространстве.
Тоном передать материальность и объем предметов;
Передать взаимодействие предметов со средой;
Выявление переднего плана.
Материалы к урокам:
Для преподавателя:
Поставить натюрморт;
Похожие рисунки из методического фонда;
Для учащихся:
Бумага;
Карандаши простые;
Резинка.
План первого занятия
Организационный момент –5 мин.;
Напомнить и закрепить пройденный материал (как компоновать в листе предметы, как строить окружности в вертикальной плоскости) – 5 мин.;
Ознакомление учащихся с постановкой и ее задачами, как и с чего, начинать построение – 5 мин.;
Самостоятельная работа учащихся – 1 час.;
Заключительный этап – подведение итогов: выставляются работы, разбираются ошибки и удачи каждого ученика – 10 мин.
Ход урока.
1.
Проверить готовность учащихся к уроку (заточенный карандаш, наличие резинки), раздать бумагу.
2.
Напомнить учащимся:
что такое композиция предметов в листе;
построение окружности в горизонтальной и наклонной плоскости.
3.
Задача первого урока:
закомпоновать и построить предметы натюрморта, соблюдая пропорции;
применяя правила построения окружности в горизонтальной и наклонной плоскости с учетом расположения их относительно линии горизонта, расположить предметы на горизонтальной плоскости, обращая внимание на их пространственное соотношение относительно друг друга и переднего плана;
грамотно построить предмет вращения в вертикальной плоскости.
4.
Приступая к рисунку натюрморта, нужно представить, как будут располагаться предметы на листе бумаги.
Затем определить формат листа (на отдельных листах поискать формат и композицию натюрморта). После этого можно начать рисовать на основном формате.
Начинать рисовать надо с наброска, т.е. легкими линиями очертить границы предметов, найти высоту, ширину их, т.е. найти их пропорции и композицию в листе.
Особое внимание обратить на построение предмета, расположенного в вертикальной плоскости.
Напомнить, что перед нами находится предмет вращения (крынка) симметричный, т.е. осью симметрии разделенный на две одинаковые половины, находящийся в вертикальной плоскости, ось симметрии перпендикулярна горизонтальной плоскости.
Второй предмет вращения (чугунок), лежит на горизонтальной плоскости и его ось симметрии по отношению к горизонтальной плоскости находится под острым углом.
Здесь по ходу урока, необходимо дать консультацию каждому учащемуся с учетом ракурса, в котором находится натюрморт по отношению к ним.
Учащиеся начинают построение. При этом преподаватель обращает внимание на соотношение предметов в натюрморте. Необходимость соблюдения пропорций.
Обратить внимание учащихся на взаимное расположение предметов относительно друг друга (ближе всех предметов луковица, затем – чугунок, и дальше – крынка).
При построении обратить внимание на ракурс предметов и расположение плоскости на которой стоит натюрморт.
5.
В конце занятия просмотр и обсуждение работ самими учащимися по пунктам:
правильно ли выбран формат;
правильно ли закомпонован натюрморт в листе;
грамотное построение;
передан ли характер предмета, т.е. соблюдены ли пропорции;
Обсуждая рисунки предложить высказываться ученикам вслух, самостоятельно мыслить, рассуждать, критически относится к своим работам, уметь находить ошибки и положительные моменты в работе. Полезно также посмотреть со стороны на свою работу и работы других учеников.
После просмотра работ, учащиеся приводят свои рабочие места и класс в порядок.
|
|
План второго занятия.
1. Организационный момент – 5 мин.;
2. Объяснение задачи на второй урок – 5 мин.;
3. Самостоятельная работа – 1 час..;
4. Просмотр работ, проверка выполнения задания на данный урок – 10 мин.
Ход урока:
1.
Проверить готовность к уроку, наличие карандашей, резинок. Раздать работы.
2.
Объяснить задачи урока:
обобщить основные требования к построению натюрморта;
разобрать тоновое решение натюрморта;
способы передачи материальности предметов натюрморта штрихом.
3.
В начале урока преподаватель сообщает основные требования к построению натюрморта, выявляет ошибки. Идет работа по завершению построения. Вместе с учащимися преподаватель разбирает тоновое решение натюрморта – свет, полутень, тень, рефлекс, блик, собственная тень предметов, падающая тень от предметов; самое светлое пятно, самое темное пятно, направление падающего света. В зависимости от освещения тональные различия горизонтальной и вертикальной плоскости. Выявляются самые темные места в натюрморте.
Учащиеся начинают работу в тоне, постепенно усиливая и акцентируя темные места, выявляя тень, свет, полутень, блик. Определяют направление падающей тени.
Работу лучше начинать с самых темных тонов натюрморта, выявить их тон обобщенно, последовательно придавать им объем, постепенно переходя к более светлым предметам.
Одновременно начать работать над горизонтальной и вертикальной драпировкой, выявляя какая из драпировок светлее, а какая темнее.
Преподаватель индивидуально работает с учащимися, обращая внимание на работу штрихом (разнообразие приемов наложения штриха), последовательное ведение работы в тоне, на способы передачи материальности предметов (керамики, ткани, горизонтальной и вертикальной плоскости).
Выявляя постепенно форму предмета, нужно в то же время добиваться цельности, находящейся в определенной световой среде постановки.
4.
Просмотр работ в конце занятия, обсуждение и выявление положительных моментов и ошибок самими учениками:
правильно ли взяты тоновые отношения предметов и драпировки;
правильно ли взяты тоновые отношения горизонтальной и вертикальной поверхности;
цельно ли ведется работа;
|
|
|
Завершение работы приведение рабочего места в порядок.
План третьего урока.
1. Организационная часть – 5 мин.;
2. Объяснение задач третьего урока – 5 мин;
3. Работа учащихся по завершению натюрморта – 55 мин.;
4. Просмотр и оценивание работ – 10 мин.;
5 Приведение рабочего места в порядок – 5 мин.
Ход урока.
1.
Проверить готовность учащихся уроку, наличие карандашей, резинок. Раздать работы.
2.
Задачи на третий урок:
передача материальности предметов;
передача свето-воздушной перспективы;
передача переднего плана;
добиться цельности восприятия постановки.
3.
Посмотреть работы учащихся. Индивидуально сделать замечания по ходу работы. Обратить внимание, что в конце работы нужно подойти к обобщению тонового решения натюрморта, добиться материальности предметов. Выявить и более тщательно проработать передний план, уводя драпировку на задний план более обобщенно, без лишней дробности.
4.
По завершению работы над натюрмортом выставить работы. Просмотр работ, выставить оценки.
После выставления оценок прокомментировать учащимся оценки и указать на имеющиеся недочеты, обсуждение преподавателем каждой работы. Анализ работ провести подробный. При анализе выявлять ошибки в построении и по работе в тоне.
|
|
Приведение рабочего места в порядок.
8